Урок для 5 класса по теме: "Правописание гласных в падежных окончаниях существительных"
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных
учителя русского языка и литературы Шилиной Светланы Сергеевны
МБОУ СОШ № 11
г. Сарова
Нижегородской области.
Программа: «Русский язык».
Авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. М.: «Просвещение», 2006.
Учебник «Русский язык 5».
Авторы: Ладыженская Т.А. , Баранов М.Т. и др. М.: «Просвещение», 2006.
Тема урока. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
Место урока. Это второй урок на тему «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе». На первом уроке по данной теме учащиеся закрепляли навык написания гласных Е-И в падежных окончаниях существительных первого, второго и третьего склонения в единственном числе. На предыдущих уроках повторяли род, склонение и падежи имён существительных. Следующий урок планируется как урок обобщения и систематизации знаний по данной теме, после чего перейдём к теме «Множественное число имён существительных».
Класс: 5 общеобразовательный класс.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Учащиеся:
Образовательные цели: закрепят навык написания гласных Е–И в падежных окончаниях существительных в единственном числе, продолжат совершенствовать навык выделения окончания в слове, узнают и научатся определять окончания существительных на –ий, -ия, -ие в единственном числе.
Развивающие цели: продолжат развивать умение определять тему и основную мысль текста, продолжат формирование навыков анализа и обобщения.
Воспитывающие цели: продолжат формирование коммуникативных навыков и навыков словесного оценивания.
Основной метод обучения – эвристическая беседа.
Оборудование урока: 1. Презентация по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных».
2. Карточки для индивидуальной работы.
3. Учебник.
4. Таблица «Буквы Е – И в падежных окончаниях существительных в единственном числе».
Приложение.
Карточки для индивидуальной работы.
Карточка 1.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Орфограмму объясните графически.
Помните:
-
1 скл.
2 скл.
3 скл.
На –ий, -ия,
-ие.
Р.п.
И
И
И
Д.п.
Е
И
И
П.п.
Е
Е
И
И
Летом Люда отдыхала у бабушк… в Карели… Там много деревьев. Особенно Люд… понравилась белая акация, которая росла в самой красивой алле… Люда собрала листья, цветы этого растения , сделала гербарий и подарила его учительниц… биологи…
Карточка 2.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Орфограмму объясните графически.
Помните:
-
1 скл.
2 скл.
3 скл.
На –ий, -ия,
-ие.
Р.п.
И
И
И
Д.п.
Е
И
И
П.п.
Е
Е
И
И
Владимир Даль обошел и объехал всю страну. Он был на территори… Карели…, в пустынях Средней Ази…, в состав… русской арми… воевал в Турци…. Главную задачу в вечных разъездах от юност… до смерт… он видел в собирани… слов и изложени… их истори…
Буквы Е – И в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
Е
И
1 склонение, Д.п. и П.п.
1 склонение, Р.п.
2 склонение, П.п.
3 склонение, Р.п., Д.п., П.п.
На –ий, -ия, -ие.
Ход урока
Содержание урока
На доске записана тема урока: «Гласные в падежных окончаниях существительных в единственном числе».
Сегодня мы закрепим навык написания гласных Е-И в падежных окончаниях существительных в единственном числе, вспомним, от чего зависит выбор буквы в окончании, окончания каких падежей являются самыми трудными.
Слайд 1
Фронтальный опрос.
Что нужно знать, чтобы определить, какая буква пишется в окончании имени существительного?
Расскажите, как существительные распределяются по группам склонений.
Что такое нулевое окончание?
Фронтальный опрос.
Мы повторили три склонения существительных. Скажите, ребята, какие падежи являются самыми трудными?
Во время ответов учеников выводит на экран таблицу:
На экране слайд 4.
На партах перед учениками лежат листочки с этим текстом.
Прочитайте текст выразительно.
.
Фронтальный опрос.
Озаглавьте текст.
Определите его основную мысль.
Почему автор считает, что любопытство уродливо, а любознательность – достоинство?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно различать значения слов любопытство и любознательность.
Как состав слов любопытство и любознательность помогает различить их смысл?
У доски - ученик, подготовивший сообщение о различии слов любопытство и любознательность.
Перед вами текст, вставьте пропущенные буквы и объясните изучаемую орфограмму.
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Проверьте себя с помощью слайда.
Какое слово в тексте не подчиняется правилу?
Почему в окончании пишется буква И?
Слайд 5
Во время объяснения учитель поэтапно выводит на экран таблицу:
Есть группа слов, не подчиняющихся основному правилу. В эту группу входят слова, оканчивающиеся на -ИЕ.
Приведите примеры слов, оканчивающихся на –ИЕ.
Фронтальный опрос.
Общему правилу не подчиняются не только слова среднего рода. В группу слов – исключений входят существительные женского рода на –ия и мужского рода на –ий
Приведите примеры слов на --ия, -ий.
Все эти слова имеют окончание –И в предложном падеже, а слова на –ИЯ в предложном, родительном и дательном падежах.
На предыдущем уроке мы заполняли таблицу «Буквы Е –И в падежных окончаниях существительных». Одна колонка осталась пустой. Заполнение таблицы.
Прочитайте пословицы вслух и определите падеж существительных на –ия, -ие.
Объясните смысл пословицы.
Фронтальный опрос.
Групповая работа. Ученики каждого ряда получают задание заменить синонимами существительные в словосочетаниях. Словосочетания записаны на доске.
Необходимость в руководстве, готовность к показу, верность обычаю, был в восторге, участвовал в бою, вспоминал о случае.
Существительное замените синонимом – существительным на –ИЯ, -ИЕ.
Объясните изучаемую орфограмму.
Перед выполнением работы вспомним термины, которые нам понадобятся для выполнения задания:
Что такое синонимы?
Слова для справок на слайде:
Время выполнения задания – 5 минут
Проверка производится с помощью фронтального опроса.
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Два ученика работают по карточкам за партами.
Остальные откроют учебник на стр. 216, упражнение 541.
Прочитайте задание к упражнению и выполните его.
Перескажите текст, записанный вами.
Проверка задания.
А в каких странах вы хотите побывать?
Закончите предложение:
Мне интересно побывать в …
Выделите окончания у существительных и объясните орфограмму.
Фронтальный опрос.
Карточки 1, 2 ( см. Приложение)
Слайд 10
Что вам запомнилось на уроке?
§ 99, упр. 544. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Орфограммы объясните.
Слайд 11.
Использованная литература:
Г.А. Богданова «Уроки русского языка в 5 классе» М., «Просвещение», 1999.
Г. П. Лазаренко «Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки» М., «Дрофа», 2006
«Русские пословицы и поговорки» под ред. В.П.Аникина М., «Художественная литература», 1988
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ