Урок для 5 класса по теме: "Правописание гласных в падежных окончаниях существительных"

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных

учителя русского языка и литературы Шилиной Светланы Сергеевны

МБОУ СОШ № 11

г. Сарова

Нижегородской области.





Программа: «Русский язык».

Авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. М.: «Просвещение», 2006.

Учебник «Русский язык 5».

Авторы: Ладыженская Т.А. , Баранов М.Т. и др. М.: «Просвещение», 2006.






Тема урока. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.


Место урока. Это второй урок на тему «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе». На первом уроке по данной теме учащиеся закрепляли навык написания гласных Е-И в падежных окончаниях существительных первого, второго и третьего склонения в единственном числе. На предыдущих уроках повторяли род, склонение и падежи имён существительных. Следующий урок планируется как урок обобщения и систематизации знаний по данной теме, после чего перейдём к теме «Множественное число имён существительных».


Класс: 5 общеобразовательный класс.


Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

Учащиеся:

Образовательные цели: закрепят навык написания гласных Е–И в падежных окончаниях существительных в единственном числе, продолжат совершенствовать навык выделения окончания в слове, узнают и научатся определять окончания существительных на –ий, -ия, -ие в единственном числе.

Развивающие цели: продолжат развивать умение определять тему и основную мысль текста, продолжат формирование навыков анализа и обобщения.

Воспитывающие цели: продолжат формирование коммуникативных навыков и навыков словесного оценивания.


Основной метод обучения – эвристическая беседа.




Оборудование урока: 1. Презентация по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных».

2. Карточки для индивидуальной работы.

3. Учебник.

4. Таблица «Буквы Е – И в падежных окончаниях существительных в единственном числе».






Приложение.

Карточки для индивидуальной работы.


Карточка 1.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Орфограмму объясните графически.

Помните:


1 скл.

2 скл.

3 скл.

На –ий, -ия,

-ие.

Р.п.

И


И

И

Д.п.

Е


И

И

П.п.

Е

Е

И

И



Летом Люда отдыхала у бабушк… в Карели… Там много деревьев. Особенно Люд… понравилась белая акация, которая росла в самой красивой алле… Люда собрала листья, цветы этого растения , сделала гербарий и подарила его учительниц… биологи…


Карточка 2.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Орфограмму объясните графически.

Помните:


1 скл.

2 скл.

3 скл.

На –ий, -ия,

-ие.

Р.п.

И


И

И

Д.п.

Е


И

И

П.п.

Е

Е

И

И


Владимир Даль обошел и объехал всю страну. Он был на территори… Карели…, в пустынях Средней Ази…, в состав… русской арми… воевал в Турци…. Главную задачу в вечных разъездах от юност… до смерт… он видел в собирани… слов и изложени… их истори…










Буквы Е – И в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Е

И

1 склонение, Д.п. и П.п.

1 склонение, Р.п.

2 склонение, П.п.

3 склонение, Р.п., Д.п., П.п.

На –ий, -ия, -ие.


Ход урока

Содержание урока

На доске записана тема урока: «Гласные в падежных окончаниях существительных в единственном числе».

Сегодня мы закрепим навык написания гласных Е-И в падежных окончаниях существительных в единственном числе, вспомним, от чего зависит выбор буквы в окончании, окончания каких падежей являются самыми трудными.

Слайд 1

Фронтальный опрос.

  • Что нужно знать, чтобы определить, какая буква пишется в окончании имени существительного?


  • Расскажите, как существительные распределяются по группам склонений.


  • Что такое нулевое окончание?

Фронтальный опрос.

  • Мы повторили три склонения существительных. Скажите, ребята, какие падежи являются самыми трудными?










Во время ответов учеников выводит на экран таблицу:











На экране слайд 4.

На партах перед учениками лежат листочки с этим текстом.


  • Прочитайте текст выразительно.

.

Фронтальный опрос.

  • Озаглавьте текст.

  • Определите его основную мысль.

  • Почему автор считает, что любопытство уродливо, а любознательность – достоинство?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно различать значения слов любопытство и любознательность.

  • Как состав слов любопытство и любознательность помогает различить их смысл?

У доски - ученик, подготовивший сообщение о различии слов любопытство и любознательность.


  • Перед вами текст, вставьте пропущенные буквы и объясните изучаемую орфограмму.


Слайд 2











Слайд 3




Слайд 4







Проверьте себя с помощью слайда.


  • Какое слово в тексте не подчиняется правилу?

  • Почему в окончании пишется буква И?


Слайд 5


Во время объяснения учитель поэтапно выводит на экран таблицу:


Есть группа слов, не подчиняющихся основному правилу. В эту группу входят слова, оканчивающиеся на -ИЕ.

  • Приведите примеры слов, оканчивающихся на –ИЕ.

Фронтальный опрос.

Общему правилу не подчиняются не только слова среднего рода. В группу слов – исключений входят существительные женского рода на –ия и мужского рода на –ий

  • Приведите примеры слов на --ия, -ий.


Все эти слова имеют окончание –И в предложном падеже, а слова на –ИЯ в предложном, родительном и дательном падежах.

На предыдущем уроке мы заполняли таблицу «Буквы Е –И в падежных окончаниях существительных». Одна колонка осталась пустой. Заполнение таблицы.






  • Прочитайте пословицы вслух и определите падеж существительных на –ия, -ие.

  • Объясните смысл пословицы.

Фронтальный опрос.











Групповая работа. Ученики каждого ряда получают задание заменить синонимами существительные в словосочетаниях. Словосочетания записаны на доске.

Необходимость в руководстве, готовность к показу, верность обычаю, был в восторге, участвовал в бою, вспоминал о случае.


  • Существительное замените синонимом – существительным на –ИЯ, -ИЕ.

  • Объясните изучаемую орфограмму.

Перед выполнением работы вспомним термины, которые нам понадобятся для выполнения задания:

  • Что такое синонимы?

Слова для справок на слайде:


Время выполнения задания – 5 минут

Проверка производится с помощью фронтального опроса.



Слайд 6



Слайд 7




Слайд 8



Слайд 9









Два ученика работают по карточкам за партами.

Остальные откроют учебник на стр. 216, упражнение 541.

  • Прочитайте задание к упражнению и выполните его.

  • Перескажите текст, записанный вами.

Проверка задания.





  • А в каких странах вы хотите побывать?

Закончите предложение:

Мне интересно побывать в …

  • Выделите окончания у существительных и объясните орфограмму.

Фронтальный опрос.



Карточки 1, 2 ( см. Приложение)








Слайд 10



Что вам запомнилось на уроке?


§ 99, упр. 544. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Орфограммы объясните.

Слайд 11.












Использованная литература:

  1. Г.А. Богданова «Уроки русского языка в 5 классе» М., «Просвещение», 1999.

  2. Г. П. Лазаренко «Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки» М., «Дрофа», 2006

  3. «Русские пословицы и поговорки» под ред. В.П.Аникина М., «Художественная литература», 1988

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ