Урок русского языка в 5 классе: «Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень»»
Урок русского языка в 5 классе:
«Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень»»
Копылова Ирина Викторовна,
учитель русского языка и литературы
__________________________________________________________________
Цель урока:
подготовить учащихся к описанию картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»,
научить детей описывать изображённый «поэтический» предмет.
Задачи урока:
закрепить понятие «описание картины», «описание предмета»;
развивать речь учащихся;
Тип урока: развитие речи
Оборудование: мультимедийная презентация.
Ход урока
I Орг.момент.
II. 1. Учитель читает стихи. Слайд 2
Прогремела гроза, прошумела,
Затихая, грохочет вдали.
Золотые лучи, словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли.
Воздух полон прохлады и тени,
Встала радуга светлым венцом,
И тяжелые гроздья сирени
Наклонились над нашим крыльцом.
Хорошо на весеннем просторе
По откосу сбежать наугад,
Окунуться в душистое море
Захлестнувшее дремлющий сад!
Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь – дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь.
В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень. Слайд 3.
Я не случайно начала наш урок со стихотворения Всеволода Рождественского «Сирень». Сегодня нам предстоит написать сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». Посмотрите внимательно на репродукцию картины. Слайд 4.
Оживить картину нам поможет пьеса великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «Фея Сирени».
( Можно прослушать пьесу С. Рахманинова «Сирень».)
Постарайтесь почувствовать, услышать, как об одном и том же можно сказать кистью художника и звуками прелестной музыки.
-Какие чувства вызвала у вас эта картина?
(Радостные чувства, потому что мы видим красоту этого очаровательного букета.)
-Ребята, а какие чувства передает музыка?
Ответы учащихся.
Учитель: Слайд 5.
КОНЧАЛОВСКИЙ Петр Петрович (1876-1956), российский живописец, народный художник России (1946), действительный член АХ СССР (1947).
П.П.Кончаловский очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из советских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он.
Любимые цветы Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень и подрамник», «Сирень на окне» и др.
"Цветок нельзя писать "так себе", простыми мазочками, его надо изучать и также глубоко, как и всё другое. Цветы — великие учителя художников… В цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще, пока уловишь логику построения, выведешь законы из сочетаний, кажущихся случайными... Я пишу их, как музыкант играет гаммы. Поработаешь часика два, так ум за разум начинает заходить - вместо цветов являются уж звуки какие-то... Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца".
Так же, как и у Кончаловского, сирень была любимым цветком П.И. Чайковского. Оказывается, об одном и том же, например, цветах сирени, можно рассказывать по-разному: художник передает свежесть и великолепие цветов красками, писатель пользуется для этого выразительными средствами языка. А композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой и ароматом сиреневого сада звуками.
Пьеса «Фея Сирени» словно пронизана лучами майского солнца. Мы слышим в ней шелест проснувшихся ветвей, «видим», как склоняют головы душистые тяжелые гроздья, еще мокрые от ночной росы. Мы чувствуем свежесть и прохладу солнечного утра, вместе с композитором дышим и не можем надышаться медвяным запахом сада.
Музыка напоена утренним покоем, радостным ожиданием чудесного.
Давайте еще раз вместе с художником и композитором «войдем» в просыпающийся сиреневый сад и вернемся оттуда с прекрасным букетом, возможно, таким, какой изобразил на своей картине П. П. Кончаловский.
2. Словарно-стилистическая разминка.
Бледно-розовая, темно-красная, белоснежная, лиловая, жемчужная; голубоватый, серебристый (оттенок); тяжелые, крупные, пышные гроздья; зеленые с тоненькими прожилками листья; ароматная, нежная, очаровательная, влажная, чудесная, прекрасная; наслаждаться, любоваться, восхищаться; натюрморт.
3. Работа со словарем
- По толковому словарю найти лексическое значение слов лиловый
ЛИЛОВЫЙ -, ая, ое, лов, лова [нем. lilа, фр. lilas < араб. līlвk сирень]. Цвета фиалки или темных соцветий сирени, фиолетовый. (слайд 6)
4. Беседа по картине «Сирень».
-Рассмотрите картину внимательно, обратите внимание на обилие цветов , изображённых художником.
-Сумел ли он показать , что сирень свежая , как будто её только что срезали?
-Какого цвета , каких оттенков эта пышная , великолепная сирень?
(Лиловая, светло-фиолетовая, темно-красная, белая, розовая. Вверху- темно-красные грозди, между ними виднеются голубоватые, фиолетовые цветки.)
-Тщательно ли выписывает художник лепестки , листочки , веточки сирени? (нет)
- Почему?
(Художник стремится передать свое впечатление от букета, поэтому и не выписывает детали)
- Какие определения помогут описать гроздья сирени?
(тяжелые, крупные, роскошные кисти)
- А с чем можно сравнить кисти сирени?
(С гроздьями винограда, цветочки- со звездочками).
- Подберите прилагательные к слову «букет»
(свежий, пышный, красивый, ароматный, душистый, благоухающий, большой)
- Опишите, в чем стоит сирень.
(Плетеная из ивовых прутьев корзина).
- На каком фоне изображена сирень?
(Фон: темно- зеленый с серо- коричневым и желтоватым оттенком).
- Какими словами можно описать сирень и выразить свое отношение к изображаемому?
(изумительная, чудная, несравненная, восхитительная, чудесная, дивная, бесподобная, великолепная, прекрасная, превосходная, роскошная, замечательная)
Сирень: ветви мощные, нарядные; гроздья крупные, свежие, еще влажные от росы, нарядные нежно-голубые, бордовые, белые, все оттенки сиреневого цвета. Букет освещен лучами восходящего солнца, пушистый, бархатный. Цветочки хрупкие, крошечные, милые.
5. Вспомним с вами этот чарующий аромат сирени.
Аромат сирени: медвяный, нежный, чарующий, таинственный, загадочный.
6. Что вы можете сказать об отношении художника к природе?
(Художник восхищен природой, его картина – это признание живописца в любви к ней.)
7. Возникают ли у вас какие-либо желания, когда вы смотрите на картину?
(На душе становится легко и тепло, возникает желание прикоснуться к этим цветкам и вдыхать и вдыхать этот чарующий аромат.)
- Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой? (Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им)
- Сам художник о своей картине сказал так: «В букете все живет, цветет и радуется» (слайд 5)
III. 1.Составление плана сочинения (слайд 7)
1. П.П.Кончаловский – художник, очень любивший цветы.
2. Описание натюрморта "Сирень в корзине":
Свежие нежные грозди сирени.
Цвета и оттенки сирени.
Корзина, в которой стоит сирень.
3.Настроение.
2. А сейчас вам предстоит на основе подобранной лексики написать вступление и заключение. (слайд 8)
Вступление.
на картине
передо мной
удивительная картина
мастер натюрморта
радость жизни
много картин
любимые цветы
Заключение
натюрморт
прекрасный букет
впечатление
становится тепло и светло на душе
восторг
любовь к природе
«В этом букете все цветет, живет и радуется»
3. Написание и проверка вступительной и заключительной частей сочинения
4. А теперь вы можете приступать к написанию сочинения.
Напоминаю, что вам нужно не просто описать картину, но и передать чувства, которые вы испытали, глядя на нее.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ