Конспект урока русского языка "Здравствуй, зимушка – зима!" (5 класс) ФГОС

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Урок развития речи «Здравствуй, зимушка – зима!». (5 класс)

Учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ» Степанова Н. В.

Тип урока: развитие речи

Форма урока: . познавательно-творческий

Метод: комбинированный.

Цель урока:

развитие умений по применению знаний для составления текстов разных типов речи

Деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности.

Содержательная цель: создание мотивации на успех каждого ребенка.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развить навыки работы с текстами;

  • формировать умение находить в текстах средства выразительности;

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения работы в парах.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;

"Планируемые результаты:

Предметные: составлять алгоритм или план выполнения задания, научиться составлять текст-повествование по алгоритму выполнения задания

Коммуникативные:

  • развивать умение слушать и понимать других; 

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме,  развивать умение работать в паре;

  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные:

  • развивать умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний;

  • развивать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 

  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию

  • прогнозировать предстоящую работу (составлять алгоритм/план); 

  • проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:

  • объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения; 

  • выявляемые в ходе создания алгоритма.

Личностные:

  • формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности; 

  • формирование умения  выражать свои эмоции в группе. 


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. 
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в группе.



Структура урока:


  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физ. минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.



Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием: Я желаю вам хорошего настроения и отличных оценок. Пожелайте и вы друг другу что-нибудь доброе.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. (Слайд 1)


Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.


Вступительное слово учителя.

Формулировка темы, целей урока






































РАЗМИНКА




















СЛОВАРНАЯ РАБОТА












  1. Эпиграф:


Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

И.С. Никитин



Слайд-ролик


Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов,

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы. (А.С.Пушкин)



- Ребята, как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать? О чем будем говорить?

- Да, верно. Наш сегодняшний урок посвящен приходу зимы. Это урок развития речи «Здравствуй, зимушка- зима!».


Запишите в тетрадях число, классная работа, тема урока.


Сегодня мы будем работать в группах, в парах, работать творчески, продуктивно, даже постараемся выполнить проектно исследовательскую работу и составить памятки по написанию сочинений.


- Начнем нашу работу с разминки


Составь пословицу о снеге ( разрезанные предложения).

Хороший снежок урожай сбережёт.

В зимний холод всякий молод.

Снегу надует – хлеба прибудет.

Много снегу — много хлеба

Зима без снега — лето без хлеба.

Зимой снег глубокий — летом хлеб высокий.

Снег холодный, а от стужи укрывает.






- Следующий этап нашей деятельности – это словарная работа . Поиграем в игру « Снежный ком».


Игра «Снежный ком»

- Мы будем катить снежный ком из слов – родственников.

- Какие слова называются родственными или однокоренными?


Поработаем в парах :

Нужно парам подобрать однокоренные слова к предложенным и подобрать признаки предметов к этим словам

(снег; зима)

Подберите родственные слова:

Снег- снежок, снежинки, снеговик, снегирь, снегурочка, снежный, снегопад, снегокат, снегоход, снегоуборка, снегоочиститель.


Зима- зимушка, зимний, зимующие, озимые, зимовать, зимовье, зимник, зимовка, зимовщик.

- Подберите признаки предметов к словам


Зима (какая?) холодная, морозная, снежная, пушистая, лютая, мягкая, суровая, беспощадная.


Снег (какой?) искристый, пушистый, колючий, белоснежный, тающий, сверкающий, мокрый, падающий, хрупкий, блестящий.






УУД личностные: создание осмысленного связного высказывания, усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры, обогащение духовно - нравственного, эмоционально – эстетического, расширение мировоззренческого, активизация жизненного опыта обучающихся


Регулятивные:

построение плана, а не его основе и самого сочинения, учитывая причинно-следственные связи, пространственные отношения,

познавательные:

обогащение словарного запаса, формирование речеведческих понятий, изучение лингвистической и искусствоведческой терминологии, компонентов культуры


Коммуникативные:

формирование коммуникативных умений строить речевые произведения разных жанров (описание, повествование, рассуждение), выстраивать и поддерживать ситуацию общения с учителем, одноклассниками

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА







ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ











Физ. минутка
























ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ






Проверим орфографическую зоркость

Выполните предложенные задания






А


- Определить тему текста

- О чем идет речь в тексте?

- найдите средства выразительности


Вот такие у нас получились памятки- планы






Физкультминутка


Физкультминутка.

Слушай внимательно,

Отвечай «да» иль «нет»! (да –хлопаем 2 раза, нет – топаем 2 раза)

В снежки играли вы с друзьями? (хлопают)

Грибы в лесу собирали сами? (топают)

Сгорки на санках катались? (хлопают)

В деревне в речке купались? (топают)

По лесу на лыжах бродили? (хлопают)

А много цветов находили? (топают)

В саду своём грядки копали? (топают)

И с Дедом Морозом плясали? (хлопают)

Друзья, не устали ещё отвечать? (топают)

А через год зиму ждёте опять? (хлопают)






Б


Продолжим работу в творческой мастерской

-восстановите тексты

- составьте синквейны

- работа по опорным словам (составьте небольшой рассказ)


ПОРОША – …

ПОЗЕМКА - …

МЕТЕЛЬ - …

ВЬЮГА - …

ПУРГА - …

БУРАН - …


-Кк называются слова которые обозначают практически одно и то же, а пишутся по-разному?. Правильно, синонимы




В

Составить миниатюры «Зима на картинах советских художников»



(рассмотреть репродукции и написать сочинения- миниатюры)




Коллективная работа.







Отвечают на вопросы.






Выполняют физкультминутку











Коллективная работа.



Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).


ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.


УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).












Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.


УУД: познавательные (опирается на уже известное);


коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).




ТВОРЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ







    1. Басня Крылова «Стрекоза и муравей»

    2. Стихотворения учащихся








Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.


коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).

Рефлексия деятельности.




Подведение итогов работы.

Продолжите фразу:

сегодня на уроке мне…

сегодня я понял, что



Продолжают фразу.








УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.


  • На выбор:

  • Упр. 352

  • Сочинение – миниатюра «Здравствуй, зимушка – зима»

Запись учащимися задания в дневники.





































2


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ