Конспект урока русского языка "Здравствуй, зимушка – зима!" (5 класс) ФГОС
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Урок развития речи «Здравствуй, зимушка – зима!». (5 класс)
Учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ» Степанова Н. В.
Тип урока: развитие речи
Форма урока: . познавательно-творческий
Метод: комбинированный.
Цель урока:
развитие умений по применению знаний для составления текстов разных типов речи
Деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности.
Содержательная цель: создание мотивации на успех каждого ребенка.
Задачи урока:
Образовательные:
развить навыки работы с текстами;
формировать умение находить в текстах средства выразительности;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения работы в парах.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;
"Планируемые результаты:
Предметные: составлять алгоритм или план выполнения задания, научиться составлять текст-повествование по алгоритму выполнения задания
Коммуникативные:
развивать умение слушать и понимать других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме, развивать умение работать в паре;
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные:
развивать умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний;
развивать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
прогнозировать предстоящую работу (составлять алгоритм/план);
проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения;
выявляемые в ходе создания алгоритма.
Личностные:
формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности;
формирование умения выражать свои эмоции в группе.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в группе.
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием: Я желаю вам хорошего настроения и отличных оценок. Пожелайте и вы друг другу что-нибудь доброе.
Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.
А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. (Слайд 1)
Приветствие учащихся.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Вступительное слово учителя.
Формулировка темы, целей урока
РАЗМИНКА
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Эпиграф:
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
И.С. Никитин
Слайд-ролик
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы. (А.С.Пушкин)
- Ребята, как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать? О чем будем говорить?
- Да, верно. Наш сегодняшний урок посвящен приходу зимы. Это урок развития речи «Здравствуй, зимушка- зима!».
Запишите в тетрадях число, классная работа, тема урока.
Сегодня мы будем работать в группах, в парах, работать творчески, продуктивно, даже постараемся выполнить проектно исследовательскую работу и составить памятки по написанию сочинений.
- Начнем нашу работу с разминки
Составь пословицу о снеге ( разрезанные предложения).
Хороший снежок урожай сбережёт.
В зимний холод всякий молод.
Снегу надует – хлеба прибудет.
Много снегу — много хлеба
Зима без снега — лето без хлеба.
Зимой снег глубокий — летом хлеб высокий.
Снег холодный, а от стужи укрывает.
- Следующий этап нашей деятельности – это словарная работа . Поиграем в игру « Снежный ком».
Игра «Снежный ком»
- Мы будем катить снежный ком из слов – родственников.
- Какие слова называются родственными или однокоренными?
Поработаем в парах :
Нужно парам подобрать однокоренные слова к предложенным и подобрать признаки предметов к этим словам
(снег; зима)
— Подберите родственные слова:
Снег- снежок, снежинки, снеговик, снегирь, снегурочка, снежный, снегопад, снегокат, снегоход, снегоуборка, снегоочиститель.
Зима- зимушка, зимний, зимующие, озимые, зимовать, зимовье, зимник, зимовка, зимовщик.
- Подберите признаки предметов к словам
Зима (какая?) холодная, морозная, снежная, пушистая, лютая, мягкая, суровая, беспощадная.
Снег (какой?) искристый, пушистый, колючий, белоснежный, тающий, сверкающий, мокрый, падающий, хрупкий, блестящий.
УУД личностные: создание осмысленного связного высказывания, усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры, обогащение духовно - нравственного, эмоционально – эстетического, расширение мировоззренческого, активизация жизненного опыта обучающихся
Регулятивные:
построение плана, а не его основе и самого сочинения, учитывая причинно-следственные связи, пространственные отношения,
познавательные:
обогащение словарного запаса, формирование речеведческих понятий, изучение лингвистической и искусствоведческой терминологии, компонентов культуры
Коммуникативные:
формирование коммуникативных умений строить речевые произведения разных жанров (описание, повествование, рассуждение), выстраивать и поддерживать ситуацию общения с учителем, одноклассниками
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Физ. минутка
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Проверим орфографическую зоркость
Выполните предложенные задания
А
- Определить тему текста
- О чем идет речь в тексте?
- найдите средства выразительности
Вот такие у нас получились памятки- планы
Физкультминутка
Физкультминутка.
Слушай внимательно,
Отвечай «да» иль «нет»! (да –хлопаем 2 раза, нет – топаем 2 раза)
В снежки играли вы с друзьями? (хлопают)
Грибы в лесу собирали сами? (топают)
Сгорки на санках катались? (хлопают)
В деревне в речке купались? (топают)
По лесу на лыжах бродили? (хлопают)
А много цветов находили? (топают)
В саду своём грядки копали? (топают)
И с Дедом Морозом плясали? (хлопают)
Друзья, не устали ещё отвечать? (топают)
А через год зиму ждёте опять? (хлопают)
Б
Продолжим работу в творческой мастерской
-восстановите тексты
- составьте синквейны
- работа по опорным словам (составьте небольшой рассказ)
ПОРОША – …
ПОЗЕМКА - …
МЕТЕЛЬ - …
ВЬЮГА - …
ПУРГА - …
БУРАН - …
-Кк называются слова которые обозначают практически одно и то же, а пишутся по-разному?. Правильно, синонимы
В
Составить миниатюры «Зима на картинах советских художников»
(рассмотреть репродукции и написать сочинения- миниатюры)
Коллективная работа.
Отвечают на вопросы.
Выполняют физкультминутку
Коллективная работа.
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное);
коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).
УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).
ТВОРЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ
Басня Крылова «Стрекоза и муравей»
Стихотворения учащихся
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).
УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).
Рефлексия деятельности.
Подведение итогов работы.
Продолжите фразу:
сегодня на уроке мне…
сегодня я понял, что
Продолжают фразу.
УУД: познавательные, регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
Домашнее задание.
На выбор:
Упр. 352
Сочинение – миниатюра «Здравствуй, зимушка – зима»
Запись учащимися задания в дневники.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ