Конспект урока русского языка "Знакомство с особенностями наречия как части речи" 4 Класс
Городищенского муниципального района
Волгоградской области
Конспект урока русского языка в 4 классе
"Знакомство с особенностями наречия как части речи"
Выполнила:
Учитель начальных классов
Валентина Николаевна Букина
п. Областной с/х опытной станции
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Знакомство с особенностями наречия как части речи" (Представляем ещё одну часть речи).
Цели урока: обучающиеся должны
– знать особенности наречия как части речи;
– уметь отличать эту часть речи от других;
– понимать специфику связи слов в словосочетаниях с наречием;
– развивать навыки сотрудничества, умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать учебные действия;
– воспитывать трудолюбие, аккуратность, чувство сопереживания, любознательность.
Цели этапов: I – для учителя, II – для обучающихся.
№ п/п
Этапы работы
Содержание этапа
1.
Организационный момент.
Цели этапа: I – включить обучающихся в деятельность на личностно- значимом уровне.
II – У обучающихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность на усвоение нового материала.
Дорогие мои ребята! Сегодня у нас радостное событие! Наконец-то мы познакомимся с новой частью речи (слайд 1)! На протяжении последних трёх недель нам постоянно встречались слова, у которых мы не могли определить, к какой части речи они относятся. И вот этот момент настал, сегодня мы сможем это сделать! Я поздравляю вас с этим событием. Желаю всем хорошего настроения и отличных успехов в работе на уроке.
Откройте, пожалуйста, тетради и запишите: число, классная работа, № 135.
2.
Актуализация опорных знаний.
Цели этапа: I – повторение изученного материала, необходимого на уроке и возникновение проблемной ситуации, связанной с затруднением между необходимостью и невозможность выполнить задание учителя (дать практическое задание, невыполнимое вообще).
II
Обучающиеся должны знать особенности изученных ранее частей речи, осознать необходимость получения новых знаний.
Выполняя домашнее задание, вам необходимо было ответить на вопрос: знаешь ли ты, к какой части речи относятся выделенные слова? Как вы ответили на этот вопрос? (Это слова незнакомой нам части речи)
Работа в парах.
Выпишите словосочетания, в которых зависимые слова – незнакомые вам части речи. (Самопроверка по образцу (слайд 2).
Укажите часть речи, к которой эти слова присоединяются; после главных слов пишите вопросы. (Самопроверка по образцу (щелчок).
Найдите буквы, которые вам не удались, вынесите их на поля, чтобы следить за ними на уроке и дома.
Проблемная ситуация.
Определите род, число и падеж или время зависимых слов.
Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? (Эти слова не изменяются по родам, числам и падежам. У них нельзя определить время.)
Докажите, что слова совсем, весело, ярко, неожиданно, слева, вечером не относятся ни к глаголам, ни к именам (таблица "Части речи").
Убедитесь, что они не указывают, а называют, что они не служебные, а самостоятельные слова.
Какой возникает вопрос? (Что это за часть речи и как могут изменяться слова, которые к этой части речи относятся?)
Какую учебную задачу поставим? (Узнать: название новой части речи; на какой вопрос отвечает слово, относящееся к этой части речи; что оно обозначает и как может изменяться.)
3.
Постановка целей урока.
Цели этапа: I – обсуждение затруднений, формулирование целей урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.
II – Обучающиеся должны принимать активное участие в диалоге, побуждающем к формулированию учебной проблемы.
4.
Открытие нового знания.
Цели этапа: I – познакомить обучающихся с особенностями наречия как части речи:
1) оно обозначает чаще всего признак действия; 2) отвечает на вопросы когда? как? где? куда? откуда? 3) не изменяется; и со спецификой связи слов в словосочетаниях с наречием;
II – Обучающиеся должны узнать особенности наречия как части речи; понять специфику связи слов в словосочетаниях с наречием; найти наречия в предложениях.
Слайд 3. Знакомство с правилом.
Расскажите, что вы узнали о наречии (таблица "Анализируем слово как часть речи)? (Наречия 1) отвечают на вопросы как? когда? где? куда? откуда?
2) обозначают признак действия; 3) не изменяются ).
Куда мы можем поместить карточку с названием этой части речи? (К самостоятельным.)
Сможете ли теперь найти наречия в предложениях, с которыми работали раньше? (Слайд 4)
Ребята, помните, изучая биографию и творчество Корнея Ивановича Чуковского, мы отметили его невероятное трудолюбие. Где бы он ни был – в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – он, чтобы не тратить попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало Чуковского от умственной праздности. Вот и я предлагаю вам, нет, не сочинять стихи, а просто быть внимательными и найти в тексте физминутки наречия. Готовы?
Физминутка (Слайд 5)
Я знаю, что вы очень внимательные дети. Скажите, пожалуйста, какие наречия встретились в физминутке? (Прямо, вбок, наискосок, выше, шире)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (Слайд 6) № 138
Не забывайте следить за "трудной" буквой.
Правило с. 62 (Часть слова на конце наречий – это суффикс).
Докажите, что имя прилагательное тихая согласуется со словом-командиром в роде, числе и падеже. Объясните значение слова согласуется.
Во втором предложении выделите словосочетание, в котором глагол стоял управляет именем существительным. Объясните значение слова управляет.
А как связано с главным словом наречие тихо?
Правило с. 63 (Наречия подчиняются словам-командирам только по смыслу).
Слайд 7 (Согласование, управление, примыкание).
5.
Закрепление учебного материала.
Цели этапа: I – закрепление полученных знаний, проговаривание нового знания.
II – Обучающиеся должны назвать особенности наречия как части речи; узнать наречия и выписать словосочетания с ними; определить значение словосочетаний; выделить в наречиях словообразующие морфемы; рассказать о работе наречий.
№140 – самостоятельно выписать только словосочетания с наречиями (слайд 8) остальные задания фронтально.
Докажите, что наречия не согласуются с главными словами, не управляются ими, а примыкают к ним. (У наречий нет рода, они не изменяются по числам и падежам, поэтому не согласуются с главными словами и не управляются ими.)
Вы знаете, кто такая Серая Шейка? Почему она не улетела на юг вместе с другими утками? Это главная героиня сказки Д. Мамина - Сибиряка, на долю которой выпало много трудностей. Сказка "Серая Шейка" – очень известное произведение, которое пользуется большой популярностью среди читателей, поэтому её часто переиздают большими тиражами. Вот только некоторые из них (слайд 9).
Прочитайте отрывок из сказки и постарайтесь найти 6 наречий. По каким признакам будете их искать? (На какой вопрос слово отвечает, что обозначает и как может изменяться.) Громко, одновременно, вверх, долго, сначала, лотом.
Эксперимент для выявления роли наречий.
Перечитайте текст, пропуская наречия. Лучше или хуже он станет? (Хуже) Почему так считаете? Расскажите о работе наречий. (Наречия помогают сделать нашу речь более точной и выразительной)
6.
Итог урока.
Цели этапа: I – оценить результаты деятельности обучающихся, помочь обучающимися осознать результаты своей учебной деятельности.
II – Каждый обучающийся должен сделать самооценку результатов своей деятельности.
Какую учебную задачу ставили? (Узнать: название новой части речи; на какой вопрос отвечает слово, относящееся к этой части речи; что оно обозначает и как может изменяться.)
Удалось её решить?
Что у вас на уроке хорошо получалось?
Над чем ещё надо поработать?
А "трудную" букву писать получилось? Оцените красоту и аккуратность своего письма.
7.
Домашнее задание.
Цели этапа: I – повторение ранее изученного материала.
II – Обучающиеся должны вспомнить изученный на уроке материал, повторить значения словосочетаний; могут повторить предложения с прямой речью, прочитать сказку.
Слайд 10 № 141 (списать отрывок; выписать или выделить прямо в тексте словосочетания с наречиями; назвать их значения; последнее задание по желанию).
Повторить важные сведения с. 61-63.
По желанию прочитать сказку Д. Мамина – Сибиряка "Серая Шейка"
Список используемой литературы.
М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. К тайнам нашего языка. Методические рекомендации к учебнику русского языка для 4 класса" Смоленск, "Ассоциация XXI век" 2010.
М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. К тайнам нашего языка. Русский язык 4 класс Смоленск, "Ассоциация XXI век" 2010
М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. К тайнам нашего языка. Русский язык рабочая тетрадь, 4 класс, "Ассоциация XXI век" 2010
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ