Конспект урока "Сопоставление разделительных Ъ и Ь (урок-исследование)"





































Урок – исследование в 3 классе.





Тема: Сопоставление разделительных Ъ и Ь (урок-исследование).

Цели: развивать умение различать слова с разделительными Ъ и Ь знаками, правильно писать их; распознавать орфограммы в корне и проводить их проверку; развивать интеллект.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Слышите, звенит звонок,

Говорит: «Начнём урок!»

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

2. Сообщение темы урока.

Сегодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики.

Институт

Грамматики








ЛАБОРАТОРИЯ ЛАБОРАТОРИЯ







В нашем институте 2 лаборатории. Но вот над какой проблемой они работают, попробуйте догадаться, посмотрев сценку.

- Не чересчур ли ты добряк?-

Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак

Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

- Кто б говорил, но ты б уж промолчал!-

Знак мягкий твёрдому на это отвечал.

- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.

Давным-давно пора, как букву ЯТЬ

Тебя из азбуки изъять!..

- Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова –

Услышав этот спор, сказала буква А.

- Вы оба хороши, достойны чести,

Когда стоите в нужном месте.

(Ответы детей).

Совершенно верно! Одна лаборатория занимается изучением слов с разделительным Ъ

Разделительный Ъ

А вторая лаборатория изучает слова с разделительным Ь.

Разделительный Ь





Как вы думаете, какие задачи будут стоять перед лабораториями?

(Ответы детей)

Что общего и чем интересны эти буквы? В чём их различие?

На эти вопросы мы найдём ответы. Проведя исследования.


3. Сопоставление разделительных Ъ и Ь.

Руководители групп получите задания

1 группа

Съезд объяснить

Подъём съёжился

Съёмка подъехать

Разъярённый предъюбилейный















2 группа

Соловьи бьётся

Друзья шьют

Платье вьюга

Судья обезьяна











Группы готовятся к выступлению по плану:

  1. В какой части находится разделительный Ъ (разделительный Ь).

  2. Перед какими буквами стоит.

  3. Для какой цели служит.

Чтобы ответить на 1 вопрос, выполним разбор слов по составу 1-го столбика.

(Выполняют на карточке коллективно)

(Учитель раздаёт карточки со словами, дети маркером выполняют разбор. Выходят по-одному, вешают слово и объясняют разбор)





соловьи

съезд



судья

платье

друзья

изъян

съёмка

подъём











Чтобы ответить на второй и третий вопросы, прочитайте слова 2-го столбика.

(Учитель заслушивает ответы детей).

А теперь попробуйте схематично изобразить это правило. У вас на парте лежат лист и маркер.

(Учитель вывешивает схемы)

е я

Ь ё и

ю



е

На согл. Ъ ё

Я

ю













Что общего у разделительных Ъ и Ь? (Не допускают слияния согласного звука с гласным).

4. Минутка чистописания.

Хорошо. Давайте мы сделаем в тетрадях опорный конспект ТОО, что говорили.

(Учитель пишет на доске, дети в тетрадях)

Откройте тетради, запишите число, классная работа.



________________________________________________________________________ь____________иеёюя________________________________________

Приведите на каждую букву гласного звука свои примеры. Можете примеры взять из карточек.

А теперь новую строку мы отведём разделительному твёрдому знаку.

__________________________________________________________________________ъ____________еёюя_______________________________________

(Дети приводят примеры слов и записывают их).

Давайте ещё раз скажем, когда же пишется разделительный Ъ (разделительный Ь)?

5. Упражнение в написании слов с разделительными Ь и Ъ знаками.

Вы прекрасно справились с теорией. А сейчас займёмся практической работой.

1. Сейчас я раздам вам карточки со словами. Прочтите их и скажите: что случилось со словами?

Судя Отехать

Сёмка Вюга

Жилё Обяснить

Волчи Плате

Обездчик Сёжился













Правильно, здесь пропущены разделительные Ъ и Ь знаки.

А теперь внимательно послушайте задание. Исследователи 1 лаборатории выписывают себе в тетрадь слова с разделительным Ъ, а исследователи 2 лаборатории – с разделительным Ь.

(Выполняют задание).

Проверка будет наоборот. Исследователи 1 лаборатории, какие слова вы не выписали? Назовите их.

А какие слова не выписали исследователи 2 лаборатории? Назовите их.

Для какой же цели служат разделительные Ъ и Ь знаки? (Не допускают слияния согласного звука с гласным).

2. Молодцы! Сейчас я вам предлагаю фонетическую разминку.

Выполните звуко - буквенный разбор слов: 1 лаборатория – СЪЁМКА, 2 лаборатория – ВЬЮГА.

(Дети выполняют. Проверка)

Какой вывод сделаете? (Буквы е, ё, ю, я образуют два звука, когда стоят после разделительных Ъ и Ь знаков).

В каких ещё случаях эти буквы образуют два звука? (В начале слова, после гласной).

Молодцы! А теперь давайте немного отдохнём.

Физкультминутка

Сейчас я буду называть слова. Если назову слово с разделительным Ь – вы приседаете, если с разделительным Ъ – вы прыгаете. Будьте внимательны.

Браться, въехал, съедобный, бьют, подъезд, вьюн, муравьи, зверь.

А почему, когда я называла слово «зверь» вы не выполняли движения?

Какую роль в этом слове играет Ь? (Смягчает согласный звук)

6. Закрепление.

  • У вас у каждого на столе лежит листок с графиком. На нижней (горизонтальной ) линии орфограммы, которые встречаются в словах?

Какие это орфограммы? (Разделительные Ъ и Ь знаки).

Я буду читать отрывки из стихотворений. Как только услышите слово на данную орфограмму, ставите точку на пересечении орфограммы с порядковым номером.

1. Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

Какое слово услышали?

Какая орфограмма встретилась? Поставьте на пересечении точку.

2. Мы ехали, ехали

К горке подъехали,

Въехали, съехали,

Дальше поехали.

3. Вьюга хлещет так и сяк,

Бьёт в лицо крупой сыпучей,

Очень жёсткой и колючей.

4. За большим подъёмом и спуск большой.



Теперь соедините точки в том порядке, в каком назывались слова.

У кого получился такой же график? Молодцы!


Разделительный Ъ-


Разделительный Ь-

1 2 3 4 5 6 7



Что он напоминает? (Ковш Большой Медведицы)

(Показ иллюстрации)

Вот какая древнегреческая легенда связана с созвездием Большой Медведицы.

В давние-давние времена жила красавица по имени Каллисто. Она рискнула соперничать с богиней Герой – супругой самого главного бога Зевса. Разгневанная Гера отомстила Каллисто: превратила её в медведицу. Долго бродила несчастная медведица, скрываясь от стрел охотников. Но Зевс не дал ей погибнуть. Он навсегда поселил Каллисто – медведицу на небе, превратив её в красивое созвездие.

А сейчас давайте приступим к следующему виду работы.

  • Самостоятельная работа.

Работа по учебнику № 359. Проверка: 1 ученик читает и объясняет.

А теперь составьте предложение с одним из словосочетаний.

(Одно из предложений записывают)

Разберите это предложение по членам предложения. Схему составьте, а словосочетания назовём устно.

Когда в словах пишется разделительный Ъ знак?

А разделительный Ь знак?

7. Обобщение.

И в заключении урока хочу предложить вам тест, который покажет ваши знания по теме «Разделительные Ъ и Ь знаки».

(Тест)

8. Итог урока.

Мы закончили нашу исследовательскую работу и указали разделительному Ь и Ъ знаку их законные места. Теперь они перестанут ссориться и никогда не забудут своё место в словах. Не путайте и вы их, ребята!

Сейчас я буду показывать карточку со словом. Вы записываете пропущенную букву.

адреС леВ

шаПка коСьба

гАзета бЕрёза

овёС килограмМ

бИлет

дуБ

дОрога

Прочитайте, что вы написали. Мне было очень хорошо с вами работать. Спасибо за труд и радость, которую я испытала от общения с вами.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ