Конспект урока в 5 классе по теме «Лексика»
Конспект урока в 5 классе по теме «Лексика»
Учитель: Антуфьева Марина Александровна, МОУ СОШ №36.
Тема урока: Загадочная страна «Лексика».
Цели урока.
Образовательные: Обобщить знания учащихся о лексическом значении слова, синонимах, антонимах и изобразительно- выразительных средствах языка, построенных на основе указанных выше лексических единиц.
Развивающие: 1. Развить навык нахождения лексических единиц в тексте художественного произведения.
2. Совершенствовать навык работы учащихся с различными типами словарей.
3. Развить навык самостоятельной работы с дополнительной литературой.
4. Совершенствовать навык монологического высказывания.
Воспитательные: На примере басен И. А. Крылова воспитывать у учащихся нравственные качества личности, интерес к художественному слову.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Сообщение учителем темы и целей урока.
На протяжении нескольких уроков, изучая тему «Лексика», мы с вами отправлялись в интересное путешествие по загадочной стране. За это время мы многому научились. Цель сегодняшнего урока- обобщить полученные знания и посмотреть, какими навыками и умениями вы овладели.
В процессе изучения темы «Лексика» мы обращались к басням И.А.Крылова, находили в них изученные лексические единицы, рассматривали, как по- новому порой звучат они в тексте басни.
III. Обобщение знаний, полученных в ходе изучения темы «Лексика» и отработка приобретённых умений и навыков.
Нельзя отправляться в путешествие без багажа. У нас путешествие необычное и багаж особый- «багаж знаний». «Соберём» его, ответив на вопросы (фронтальный опрос):
1. Что изучает раздел науки о языке- лексика?
2. Какие словари вам известны?
3. Какие сведения содержит толковый словарь?
4. Какие пометы есть в толковом словаре?
5. Что такое лексическое значение слова?
6. Какие способы толкования лексического слова вам известны?
Какие способы толкования лексического значения слова вам известны?
Обращаясь к творчеству И. А. Крылова, мы замечали, что быть поэтом нелегко, сложно порой подобрать нужное слово, уместное в этом контексте.
Чтобы выяснить, почему именно это, а не другое слово использует И.А.Крылов в басне, применим все приёмы толкования лексического значения, а потом сравним толкование с толковым словарём.
Класс выполняет письменную творческую работу по басне И. А. Крылова «Свинья под дубом» по рядам, предварительно прослушав текст басни в аудиозаписи. I ряд проведёт толкование слов из басни «Свинья под дубом» через синонимы, II ряд- через антонимы, III ряд- через контекст (тексты басни на столах). По одному эксперту с каждого ряда после ответов своих товарищей проверяют толкование слов по словарю синонимов (I ряд), по словарю антонимов (II ряд), по толковому словарю с указанием помет (III ряд).
Каково нравственное значение басни «Свинья под дубом»? Стал ли более понятным смысл басни после объяснения лексического значения слов из неё?
В это время «слабым» учащимся предлагаются индивидуальные задания
по карточкам двух уровней сложности (уровень выбирают сами учащиеся), что даёт возможность дифференцировать и сделать доступными формы работы на уроке:
I уровень:
1. Найдите в толковом словаре и запишите в тетрадь лексическое значение слов из басен И. А. Крылова: дуб, трость, роптать, природа.
2. Выпишите из басни И. А. Крылова «Слон и Моська» речь Моськи и Слона.
Как характеризует героев их речь?
II уровень:
1. Запишите в тетрадь толкование лексического значения слов из басни И. А. Крылова: дерзкий, искусный, знатный, причудливый.
2. Ответьте на вопрос, продолжив предложение: Работа над лексикой басен
И. А. Крылова помогает мне…
Отметки за индивидуальные задания выставляются в конце урока.
А теперь обратимся к понятиям «многозначные слова» и «переносное значение слова».
1. Что такое многозначные слова?
2. Как мы найдём многозначное слово в толковом словаре?
3. Какое значение слова называется переносным?
Работа учащихся с текстом басни «Петух и Жемчужное зерно».
1. Найдите слова, употреблённые в переносном значении.
2. Из двух предложенных значений многозначного слова найдите прямое
и переносное.
3. Какие изобразительно- выразительные средства строятся на основе переносного значения слова?
Ещё одно понятие, к которому мы обращались, синонимы?
Но мы с вами знаем, что в тексте художественного произведения синонимами порой становятся обычные слова. Как называется такое явление?
Ребята подготовили нам инсценировку басни И. А. Крылова «Кукушка и Петух». Давайте её посмотрим и найдём контекстуальные синонимы в басне ( тексты на столах). Для чего автор использует синонимы в басне? Помогает ли нам описание речи Кукушки и Петуха понять мораль басни?
Сообщение о контекстуальных синонимах ( опережающее задание).
Сейчас мы с вами окажемся в святая святых, мастерской писателя, и попробуем себя в роли творца (творческая работа по подбору подходящих по смыслу синонимов
и сравнению собственного варианта басни с авторским).
Вставим в текст басни И. А. Крылова без синонимов подходящие по смыслу синонимы и сравним свою работу с авторским вариантом. Учитель читает текст басни «Свинья под дубом» без синонимов (тексты на столах учащихся).
Сравним текст с предложенными нами синонимами с авторским вариантом. Проверим значение наших синонимов по словарю. Словарь синонимов незаменим в таком виде работы.
Сообщение о словаре синонимов ( опережающее задание).
А что такое антонимы?
IV. Подведение итогов урока в форме небольшого теста:
1. То, что обозначает слово, называется его … значением.
2. Вторичное значение слова называется…
3. Слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению- это…
4. Слова являются контекстуальными синонимами только в...
5. Слова одной и той же части речи с противоположным значением- это…
6. Изобразительно-выразительное средство, в основе которого –антонимы, называется...
С какой целью И. А. Крылов использует в своих баснях антонимы, синонимы, многозначные слова? В чём помогло вам изучение раздела «Лексика» и изучение басен И. А. Крылова?
Изучение лексических явлений с опорой на художественный текст закрепило ваши знания о лексических единицах, обогатило ваш словарный запас, вы научились понимать смысл басни, правильно подбирать слова в зависимости от цели высказывания. Это подтверждают ваши работы: собственные басни, сочинения на темы моралей басен, этимологические странички, презентации по словарям и языковым явлениям.
V. Домашнее задание:
Подготовить вопросы, которые вы бы задали своему товарищу по прошедшему уроку.
VI. Выставление и комментирование отметок учащихся.
Список используемой литературы.
Архипов В. А. Крылов. Поэзия народной мудрости.- Москва, 2007.
Бабенко Л. Г. Лексикология русского языка. - Екатеринбург, 2008.
Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка.- Москва, 2002.
Колосов П. И. Словарная работа на уроках литературного чтения.- Москва, 1999.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ