Конспект урока "Виды связи в словосочетании" 8 Класс

Урок русского языка в 8 классе по теме: «Виды связи в словосочетании».

Евсеенко Евгения Сергеевна, учитель русского языка и литературы



Цели урока:

1.Обучающие:

- развивать и стимулировать интерес учащихся к изучению данного предмета;

-закрепить и систематизировать знания и понятия словосочетания, закрепить умения вычленять словосочетания из предложения и объяснять орфографию, зависящую от синтаксической конструкции;

-научить применять полученные знания при написании текстов; научиться правильно употреблять словосочетания в устной и письменной речи.

2.Развивающие:

-развитие умения практически применять полученные знания;

-развитие связной устной и письменной речи, умение сравнивать и рассуждать, обобщать, делать выводы;

-развитие слухового и зрительного восприятия, устойчивости внимания.

3.Воспитательные:

-воспитание культуры общения;

-воспитание коммуникативной культуры, умение работать в группе, оценивать себя и своих товарищей.



Задачи:

1.Учебные:

-закрепление и повторение знаний о правописании чередующихся гласных в корне;

-закрепление и повторение понятий «орфоэпические нормы», «орфографические правила», умение пользоваться ими в речи;

-развитие и стимулирование интереса учащихся к изучению русского языка.

2.Коррекционные:

-развитие мышления, познавательной активности учащихся;

-расширение и активизация словарного запаса;

-развитие связной устной и письменной речи;

-развитие эмоциональной сферы.

3.Воспитательные:

-прививать любовь языку;

-духовно-нравственное развитие учащихся;



Оборудование, наглядность: схема-таблица «Виды связи в словосочетании».

Ход урока

1.Проверка домашнего задания.

а) Беседа – опрос.

-Что такое словосочетание ? (Это сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически).

-Какие части можно выделить в словосочетании? (Главную и зависимую часть).

-Какие виды словосочетаний вам известны? Приведите примеры каждого вида. (Словосочетания могут быть именные, глагольные и наречные)

-Какой раздел науки о языке изучает словосочетания? (Синтаксис)

б) Лингвистическая разминка. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы, выделите корни слов. В словосочетании выделите главное слово и определите его вид.



Запись на доске: Выб..рать товар, зам..реть от страха, ут..рать лоб, зап..реть на замок, прил..гать усилия, заг..реть на солнце, к..саться руки, выр..щивать р..стение, прекрасный Р..стов, м..кнуть под дождем.

-Найдите словосочетание, вид которого отличается от других. (прекрасный Ростов – именное словосочетание, остальные глагольные).

2.Изучение нового материала

а)Запишем 2 словосочетания: Гусиные лапы – лапы гуся.

-Докажите, что перед вами словосочетания

-Изменилось ли смысловое значения? (нет)

-А синтаксическая характеристика? (да)

-Давайте построим схемы этих словосочетаний и сделаем вывод о сходстве и различии между ними: и.прилаг.+ и.сущест., и.сущест.+и. сущест. (Изменилась схема, т.к зависимым словом стало существительное вместо прилагательного. Изменился и вид связи, хотя значение словосочетания не поменялось).



б) Построим схему видов связи в словосочетании



Виды связи



согласование управление примыкание

Гл.слово Гл.слово Гл.слово

+ + +

причастие существительное наречие

прилагательное местоимение деепричастие

местоимение инфинитив в косвенном падеже

Хороший день идти в школу громко смеяться

в) Устно: определите вид связи в словосочетаниях, которые записали в начале урока. (Все словосочетания имеют вид связи управления, кроме прекрасный Ростов- согласование)

3. Тренировочные упражнения

1.Выборочное списывание.

Задание: выберите из предложенных вариантов словосочетания, определите вид связи

  1. Прекрасный день 2)хорошо греет

  2. Снег идет 4) из школы

Словосочетания под номерами 1)- согласование и 3)- примыкание, остальные варианты не являются словосочетаниями: 2)- подлежащее и сказуемое, 4)- существительное с предлогом.

2. Орфоэпическо- лексическая работа.

Списываем слова с доски, расставляем в них ударения (для выполнения данного задания используем толковый словарь учебника, где учащиеся могут узнать и лексическое значение слова) и составляем с ними словосочетания с разными видами связи.

Корректура, реквием, благовест, импровизация, крокет.

( Создавать корректУру- управление, рЕквием Ахматовой- управление, блАговест в церкви- управление, прекрасная импровизАция- согласование, играть в крокЕт- управление).

3. Нормативно ли построены данные словосочетания. Исправьте и запишите правильный вариант.

Молодая доцент, внимательная доктор, красные и зеленые шары, большой соня, ужасный неряха. (Молодой доцент, внимательный доктор, большая соня, ужасная неряха).

4.Контроль усвоения знаний

Задание: записать предложения, выписать по два словосочетания с разными видами связи.

Джек Лондон был выдающимся писателем двадцатого века. Начал он своё творчество с талантливых рассказов о хорошо ему знакомом Севере, о студёных безлюдных краях Аляски. Эти рассказы не фантазия, они с поразительной достоверностью изобразили необыкновенные судьбы золотоискателей и традиции жизни индейцев.

5.Домашнее задание

§11. Упражнение 64, списать, указать вид подчинительной связи слов в словосочетании.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ