Конспект урока «Звук Д»

Государственное казённое учреждение города Москвы

Детский дом - интернат для умственно отсталых детей

«ЮЖНОЕ БУТОВО»

Департамента социальной защиты населения города Москвы






Конспект урока

«Звук Д»







подготовили логопед, Кучмезова Наталья Васильевна

логопед, Лигостаева Ирина Александровна









г. Москва

2013






Звук [Д]

Цель: уточнение и закрепление правильной артикуляции звука Д;

закрепление правильного произношения звуков в слогах;

формировать фонематический слух, внимание, речевое дыхание,

просодические компоненты речи, общую и мелкую моторики.

Дыхательная гимнастика:

Упражнение «Дом».

У медведя дом большой (вдох носом, встать на носки, руки вверх);

А у зайки – маленький (выдох ртом, присесть, руки вниз)

Мишка наш пошел гулять (вдох носом, ходьба на месте);

Да и крошка заинька (выдох ртом).


Игровой самомассаж:

Здесь живет Хмурилка, (массируется точки на лбу около бровей).

Здесь живет Дразнилка, (массируются точки по краям крыльев носа).

Здесь живет Смешилка, (массируется между нижней губой и подбородком).

Здесь живет Страшилка (массируются мочки ушей).

Это носик Бибка! (поочередно указательными пальцами касаться кончик носа).

А где твоя улыбка? ( указательными пальцами массировать точки в углах рта).

(Фото смотри в занятие Звук Н)


Артикуляционная гимнастика:

Особенности артикуляции звука Д’- кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

Особенности артикуляции звука Д – кончик языка прижат к верхним зубам,

спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка

отрывается от бугорков. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют.


Упражнение «Строим дом».

Мы построить дом хотим: работу язычку дадим!

Молоточек мы возьмем, дружно гвоздики забьем: «Д-д-д!» – легко произнесем.

Инструкция: улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки:

«д-д..». Выполнять 10-20 сек. Сначала медленно, затем быстрее.



Звукоподражание:



«Д-д-д!» - долбит дятел по дереву

Дя-дя, дома, надо,

Дима, Дуда, дети

Инструкция: ребенок подражает звуку и

интонации педагога.



Фонетическая ритмика:

ДА-ДА – движения кистями (хлопок)

ДО-ДО – движения кистями (хлопок)

ДУ-ДУ – движения кистями (хлопок)

ДА-ДО-ДУ


Просодические компоненты речи:

Упражнение «Дудочка».

Мои губы - трубочка, превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу: «Ду-ду-ду, ду-ду-ду!»

Вдоль по улице иду я, в маленькую дудочку, тихо дую я:

«Ду-ду-ду, ду-ду-ду!» Я по улице иду!

Общая моторика:

Упражнение «Строим дом».

Домик выстроить пора (ходьба на месте)

Ну, за дело, детвора ( хлопаем в ладоши).

Тук-тук, молотком. (кулачок об кулачок)

Мы построим новый дом (руки вверх над головой). Дом готов!


Мелкая моторика:

Упражнение «Дятел».

В чаще слышится: «Тук-тук!» (стучим пальцем о ладошку)

Значит с деревом недуг. (встряхивание кистей рук.)

Ствол проверил, все уладил, (кулачок на кулачок)

Помогает лесу дятел. (стучим пальцем о ладошку).












Зрительное восприятие:

Упражнение «Знакомство с шаром».

Инструкция: педагог показывает ребенку шар, знакомит с его названием

(«шар, шарик»), предлагает его ощупать, выделяет свойство - «круглый». Показывает игровые действия, называет их: «катается», катать шарик по ковру, столу, в ограниченном пространстве (по дорожке, выложенной из палочек, в ворота, с горки); в заданном направлении (к кукле, к шкафу). Учить пониманию фраз: «На шарик! Дай шарик!».


Слуховое восприятие:

Упражнение «Где стучит дятел».

Инструкция: педагог просит ребенка закрыть глаза, и молоточком стучит в ограниченном пространстве. Ребенок открывает глаза и показывает нужное направление, откуда доносился стук.


Договаривание слов:

Я по дереву стучу: «Д-д-д!»

Червячка добыть хочу: «Д-д-д!»

Хоть и скрылся под корой: «Д-д-д!»

Все равно он будет мой: «Д-д-д!»

Как без дудки, вот беда,

Ходят ноги не туда.

А как в дудочку задую,

Сразу ножки затанцуют:

«Ду-ду-ду!»

Фраза:

ДИМА, ИДИ! ДИМА, ИДЕТ!

ДЕД ДОМА. БАБА ДОМА.


Рефлексия.



















Список используемой литературы


  1. Архипова Е.Ф. Трейнер «INFANT» в практике логопедической работы.


  1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.- М.: Книголюб, 2005.

  2. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с задержкой речевого развития. - С-П.: «Речь», 2004.

  3. Дедюхина Г.В. Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком. - М.: «Техинформ», 1997.

  4. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий. - М.: «Сфера», 1999.

  5. Косинова Е.М. Домашний логопед. М.: «Росмэн», 2009.

  6. Кривцова Т. А. Программа занятий по речевому развитию детей 2-3 лет. М.: Издательство «Аркти», 2010.

  7. Лысенко Е.А. Методические рекомендации по постановке звуков.

С-П.: «КАРО», 2006

  1. Пятница Т.В., Башинская Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. М.: «ТЦ», 2010

  2. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: «Родничок», 1999

  3. Слюсарь К. Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет.- М.: «Гном», 2004

  4. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа» С-П.: «Детство - Пресс», 1998.

  5. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М.: Издательство «Гном и Д», 2000.

  6. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Аст. Астрель», 2005.

  7. Фото авторов.
















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ