Конспект занятия по русскому языку «По следам весны»
Муниципальное автономное учреждение детский сад № 107 комбинированного вида города Хабаровска
по русскому языку «По следам весны»
подготовила воспитатель
МАУ детского сада
комбинированного вида № 107
Панкратьева Оксана Вячеславовна
Г. Хабаровск
2014г.
Задачи:
- формировать умение детей образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами;
- продолжать развивать умение согласовывать существительное с местоимением мой, моя, мое;
- закреплять умение согласовывать существительное с числительным два и пять;
- формировать умение анализировать предложение по картинке из 3-х и более слов и самостоятельно выкладывать схему предложения;
- развивать умение выполнять самомассаж;
- воспитывать чувство товарищества, желание помочь ближним.
Материал:
- нарисованная на доске карта леса;
- предметные (медведь, белка, заяц) и сюжетные картинки;
- схема предложения (на каждого ребенка);
- три обруча;
- плоскостные подснежники с изображением слов, про которые можно сказать «мой», «моя», «мое»;
- картинки животных для игры «Два, пять»;
- плоскостное изображение куста, березы, ели;
- аудио запись с пением, щебетанием птиц.
Индивидуальная работа: с Мишей К. работать над звуком «р», Дашей К. над схемой предложения.
- Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна.
- Скажите мне, пожалуйста, а какая бывает весна?
Дети: Ранняя (полевая), речная, лесная.
- Пришла Весна-красна на поля, снег там растопила, земля подтаяла и начали люди готовиться к посевной. Пошла Весна дальше - к реке, лед на реке растопила, скоро все реки совсем очистятся ото льда.
- Ребята, куда дальше должна пойти Весна?
Дети: В лес.
- Конечно же. Но прилетела сегодня утром к нам в детский сад птаха из леса и просит нас о помощи. Потерялась Весна - должна была уже в лес прийти, а ее все нет и нет. Обеспокоены лесные жители, переживают, что не придет Весна в их лесное царство. Ребята, я на выходных ездила в лес и действительно, снег еще не растаял там. Видимо Весна на самом деле потерялась.
- Ребята, давайте поможем зверям лесным?
Дети: Давайте поможем.
- Нельзя же их оставить без Весны.
- Но путь по лесу будет достаточно сложным, вас это не пугает?
Дети: Нет, не пугает. Мы смелые, справимся.
- Поможет нам в нашем путешествии вот эта карта, на ней указан путь в лесу. (На доске нарисована карта).
- Ну что, в путь?
Дети: Да, мы готовы.
По дороге в лес встречается куст (куст нарисован на доске).
- Ребята, мне кажется, за кустом кто-то спрятался. Нам надо отгадать загадку и тогда узнаем кто это.
Загадка про медведя:
Вперевалку зверь идет,
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
Дети: Медведь.
Воспитатель переворачивает картинку, находящуюся рядом с кустом.
- Где спрятался медведь?
Дети: За кустом спрятался медведь. (2-3 ребенка)
- Медведь любит, когда его зовут ласково. Давайте, позовем ласково его, может он нам поможет?
Дети: мишка, мишенька, мишутка, мишаня.
Медведь дал листик, на котором изображены цифры 2 и 5.
- Ребята, я догадываюсь, что это за задание.
- Про 2 предмета мы говорим совсем не так как про 5. Давайте поиграем в игру «Два и пять»? (Два медведя – пять медведей, два зайца – пять зайцев, две лисы – пять лис, две рыси – пять рысей, два тигра – пять тигров, два кенгуру – пять кенгуру, два лося – пять лосей, два кабана – пять кабанов, два волка – пять волков, две белки – пять белок).
- Ребята, посмотрите, какое сложное было задание. Встречались такие необычные слова, которые не менялись. Вот, с каким сложным задание мы справились! Молодцы!
- Пошли дальше?
Дети: Пошли.
По дороге стоит елка (нарисованная на доске).
- Посмотрите, под елью насыпалось много иголок, а под этими иголками буквы. Нам надо собрать слово, и мы узнаем, кто спрятался под елью.
Дети выполняют задание, расставляют буквы так, чтобы можно было прочитать слово. (ЗАЯЦ)
- Где спрятался заяц?
Дети: Заяц спрятался под елью. (2-3 ребенка)
- Заяц тоже любит, когда его зовут ласково. Позовем его?
Дети: заинька, зайчишка, заюшка, заинька.
Заяц дает три подснежника. (На одном нарисовано солнце, на другом - шишка, на третьем - лист).
- Ребята, нам надо собрать букеты из подснежников. Но они будут необычные. Сюда надо положить подснежники с картинкой, про которую мы можем сказать «МОЯ» (В обруч воспитатель кладет подснежник с изображением шишки). Вот сюда надо положить подснежник с картинкой, про которую мы можем сказать «МОЙ» (В обруч воспитатель кладет подснежник с изображением листа). А сюда надо положить подснежник с картинкой, про которую мы можем сказать «МОЕ» (Воспитатель в обруч кладет подснежник с изображением солнца).
Дети берут подснежники и раскладывают их в нужные обручи, вместе проверяем.
- Мы так старались, собирали цветы в букеты. Давайте отдохнем?
Самомассаж «Березка»:
Дунул ветер на березку,
Разлохматил ей прическу.
Ветер очень торопился,
Улетел, не извинился.
- Ну что? Дальше в путь?
Дети: Да.
На дороге стоит береза (нарисованная на доске).
- На березе тоже кто- то спрятался (среди веток можно разглядеть силуэт белки).
Дети: Это белка спряталась.
- Где сидит белка?
Дети: белка сидит на березе (2-3 ребенка).
- Белка тоже нам готова помочь, только сначала просит назвать ее ласково.
Дети: Белочка, бельчишка.
Белка дает желудь (на желуде изображена схема предложения).
- Ребята, что это за схема такая?
Дети: Это схема предложения.
- Ребята, перед вами картинка, надо составить по ней предложение. У каждого оно будет свое. Составили и схематично его изобразили.
Дети за столами выкладывают схему предложения. Вместе проверяют правильность выполненного задания.
- Вот и с последним заданием мы справились. Умницы, постарались! Слышите, что это?
Слышна фонограмма с голосами птиц.
Дети: Это поют лесные птицы.
Дети подходят к карте, воспитатель убирает с доски плоскостное изображение ели, а там, на пеньке сидит Весна (нарисованная девушка) и слушает пение птиц.
- Ребята, мы Весну ищем - ищем, а она вот где! Заслушалась пением птиц. Ну вот, ребята, помогли мы лесным жителям. Нашли Весну. Спасибо вам за вашу смелость и смекалку.
Литература:
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи». - Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001,
О. Новиковская, «Логоритмика. Игры и упражнения для дошкольников», «Корона - Принт», 2005.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ