Конспекты уроков по русскому языку про программе "Школа 2100"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №34
г. Мурманск
Конспекты уроков по русскому языку
по программе «Школа 2100»
подготовила
учитель начальных классов
Притворова Вера Андреевна
г. Мурманск
2011
Пояснительная записка
Предлагаю подборку уроков русского языка по образовательной программе «Школа 2100», разработанных мною в соответствии с требованиями к урокам введения нового знания.
В разработке уроков использованы произведения детских писателей, изучаемых в рамках программы или знакомых детям по внеклассному чтению.
СТРУКТУРА УРОКА ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной задачи.
Учащиеся выполняют задание на повторение. В список заданий включается проблемная задача, которая мотивирует изучение новой темы.
“Открытие» детьми нового знания.
Учитель предлагает детям систему вопросов и заданий, которые подводят их к самостоятельному «открытию» того свойства или отношения, которое должно быть изучено на уроке. В завершение обсуждения учитель подводит итог, давая общепринятые формулировки и показывая образцы комментированного решения примеров и задач нового типа.
Первичное закрепление.
Выполняются тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговаривания вслух установленных алгоритмов действия.
Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание на применение изученных свойств, затем сами проверяют свою работу в классе и оценивают её. Здесь важно создать для каждого ребёнка ситуацию успеха, чтобы он лично убедился в том, что новые алгоритмы действий им освоены (у меня получается, я могу).
Решение задач на повторение.
Предлагаются задачи на повторение, нестандартные, логические, занимательные задачи. При решении этих задач отрабатывается и закрепляется материал, изученный ранее, развиваются мыслительные операции, смекалка, интерес к предмету. На этом же этапе урока осуществляется опережающая подготовка детей к изучению понятий, которые будут вводиться позже. Здесь же можно в индивидуальном порядке доработать и исправить ошибки, допущенные детьми в самостоятельной работе.
Русский язык
Образовательная программа «Школа 2100»
2 класс
Тема: «Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы».
Цели:
познакомить учащихся со смысловым значением слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие? и их ролью в нашей речи;
учить ставить к словам вопросы;
учить подмечать у предмета его разнообразные признаки и правильно называть их;
обогащать речь учащихся словами, обозначающими признаки предметов.
Актуализация знаний учащихся.
Словарная работа.
- По признакам, которые я назову, отгадайте предметы. Запишите в 2 столбика.
Кто? Что?
Стройная, высокая, белоствольная (берёза)
Большая, злая, лохматая, кусачая (собака)
Длиннохвостая, болтливая, белобокая (сорока)
Лесная, душистая (малина)
- Дополните столбики словарными словами по одному в каждый.
- Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы кто? или
что? (предмет)
« Открытие» детьми нового знания.
- Когда вы отгадывали эти предметы, что вам помогло? (Признаки
этих предметов)
- Тема урока «Признаки предметов».
- Предметы, которые нас окружают, имеют свои признаки. Назовите
признаки следующих предметов: тетрадь, учебник, мел, ручка.
Работа по учебнику: упр.65
-Запишите в строку через запятую.
Проверка (записано на доске)
Первичное закрепление .
Работа по группам.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
арбуз мышка 1в. платье 2в. яблоки
…….. ………. ……… ………
- Какой вопрос можно задать от названия предмета к его
признаку?
-Запишите вопрос и подберите слова-признаки.
Проверка.
- Подумайте, какую роль в русском языке выполняют слова-
признаки? (Делают речь более точной, понятной)
- Например, принесите мне воды (какой?)
Самостоятельная работа с проверкой в классе.
На доске текст.
Пришла … зима. Стоят … морозы. Спит … лес. Под …
снегом спрятались … ёлочки. … сковал … речку. … жители
давно приготовились к … зиме.
- Чего не хватает в тексте? (слов-признаков)
- Слова-признаки «раскрашивают» текст, помогают лучше
представить картину, нарисованную словами.
- Запишите рассказ, вставьте подходящие по смыслу слова-
признаки.
Повторение .
Работа по карточке.
- Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина и
Допишите слова, признаки которых здесь названы.
Золотая … Разбитое …
Синее … Сварливая …
Высокий … Усердные …
Морская … Грозная …
Итог урока
Русский язык
Образовательная программа «Школа 2100»
2 класс
Тема: « Наблюдение над словами, обозначающими действие. Развитие
умения ставить вопросы к этим словам».
Цели:
ознакомление со словами, отвечающими на вопрос, что делает?
и обозначающими действие предмета;
учить раскрывать лексическое значение глаголов;
наблюдать над употреблением глаголов в речи для точного выражения мысли.
Организационный момент. Чистописание.
В начале урока учитель обращает внимание детей на картинку с изображением совы.
- Вы видите на доске птицу - «Мудрую сову». Значит сегодня урок открытия новых знаний.
- Как вы будете работать на уроке? (Внимательно, активно, наблюдать, сравнивать, делать выводы).
- Многие задания будут связаны с темой «Зима». И минутка чистописания тоже. Назовём задание – «Узоры на льду».
Актуализация знаний учащихся.
Словарная работа (по картине «Зимние забавы»).
- Рассмотрите картину, постарайтесь увидеть и записать словарные слова в 2 группы: кто? и что?
У учителя эти слова записаны на доске и закрыты:
коньки ребята
мороз девочка
пальто мальчик
погода катаются
- Что общего у всех слов? (обозначают предмет)
- Какое слово лишнее? Почему?
- Может оно обозначает признак?
-Задача урока: познакомиться с новой группой слов и узнать:
На какие вопросы отвечают эти слова?
Что обозначают?
Для чего нужны в речи эти слова?
«Открытие» детьми нового знания.
(продолжение работы по картине)
- Составьте и запишите предложения о детях, что они делают.
Ребята катаются на коньках.
Миша съехал с горы.
Коля и Ваня перевернулись.
Руслан поедет на санках.
- Слова ребята, Миша, Коля, Ваня, Руслан обозначают предметы.
- А что обозначают слова, катаются, съехал, перевернулись, поедет?
- Попробуйте поставить вопросы от предметов к их действиям.
- Таким образом, мы ответили на первые два вопроса.
Обобщение. Слова, которые отвечают на вопрос что делает?...обозначают действие предмета.
Ф/минутка
Игра
- Подберите подходящее по смыслу слово-предмет:
Свистит, воет, дует… (ветер)
Моросит, льёт, хлещет…(дождь)
Идёт, бежит, мчится… (человек)
Вывод: слова-действия делают нашу речь более точной, более понятной.
IV. Первичное закрепление.
Упр. 85 (запись с комментированием)
V. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Ученик читает отрывок из стихотворения К.Чуковского «Путаница»:
Замяукали котята: А за ними и утята:
«Надоело нам мяукать! «Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как поросята, Мы хотим, как лягушата,
Хрюкать!» Квакать!»
Учитель:
- И что было дальше, вы помните:
Свинки замяукали,
Уточки заквакали,
Кошечки захрюкали,
курочки закрякали.
- Мы сейчас исправим эту путаницу и подберём нужные слова-действия.
Кошки зачирикали
Птицы зажужжали
Лошади крякают
Мухи заржали
Лягушата квакают
Утята замурлыкали
Поросята хрюкают
VI. Повторение
Учащиеся получают карточки по вариантам. На карточке стихотворение.
Задание: вставить подходящие слова- действия.
1 вариант. 2 вариант.
Разлука. Щенок.
Всё я ………… для мамы: Я сегодня сбилась с ног -
Для неё ……….гаммы, У меня …… щенок.
Для неё ……….к врачу, Два часа его ….. ,
Математику ……… . Два часа его ….. ,
Все мальчишки в речку …. , За уроки не ……
Я один …… на пляже, И обедать не ……. .
Для неё после болезни В это утро очень рано
Не …. в речке даже. …… щенок с дивана,
Для неё я …. руки, Стал по комнатам ….. ,
… какие-то морковки… . ……. ,
……,
(А.Барто «Разлука») Всех …… .
(С.Михалков «Щенок»)
VII. Итог урока.
Русский язык
Образовательная программа «Школа 2100»
2 класс
Тема: « Корень. Однокоренные слова».
Цели:
уточнение представлений о понятиях «корень», «однокоренные
слова»;
наблюдение над лексическим значением однокоренных слов;
развитие умения подбирать однокоренные слова;
обогащение словарного запаса детей;
воспитание коммуникативных качеств.
Актуализация знаний.
Словарная работа по теме «Деревья» (берёза, осина, рябина).
- Отгадайте загадки:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
Стоит Алёна – платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан.
В сенокос - горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка?
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит.
- Что общего в этих словах? Как можно назвать, одним словом? Что обозначают эти слова? (предметы, растения, деревья).
– Рассмотрим рисунки на доске.
Рис.1 – обычное дерево.
- Какие части дерева вам известны? (ветви, ствол, корень)
- Какая часть у дерева самая важная? (корень)
- Почему? (без корня дерево не может жить)
Рис.2 – тоже дерево, но семейное.
Бабушка, дед, папа, мама, ребёнок – родные друг другу люди, родственники.
- А почему людей называют родственниками?
(Они принадлежат к одному роду, имеют общих предков, или, как ещё говорят, имеют общие корни).
Рис.3 – словесное дерево. (Корень - сад, ветки – садик, садовая и
т.д.)
Ученик:
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам – рассада.
- Попробуем и мы с вами посадить корни и вырастить деревья.
Самостоятельная работа.
Ученики на листочках рисуют деревья и подписывают ветки.
1в. бег 2в. ход
Проверка.
- Какая часть в этих словах общая (одинаковая)?
Вывод: - Общая часть родственных слов называется корнем.
- Как мы назовём эти слова? (однокоренные)
«Открытие» детьми нового знания.
- Что ещё растёт в лесу кроме деревьев?
- Что мы любим собирать в лесу? (грибы)
Упр.347 (устно)
– Прочитайте задание.
Постановка проблемы: - Какие слова называются однокоренными?
- Прочитаем вывод.
Ф/минутка. Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши.
Если назову пару слов, которые не являются родственными,
вы топаете.
Лес – лесник, река – плот, стена – гвоздь, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, обед – стол, дом – дым, поле – полюшко.
Первичное закрепление.
- Послушайте историю, которая называется «Чужак». Слушайте внимательно и постарайтесь определить, кто чужой.
Чужак.
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседует. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже СА Водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
- Кто же оказался чужаком среди родственников Воды?
- Почему гости не сразу приметили чужака?
- Не поможете ли вы ему найти своих родственников? (водить, заводить, заводной).
Вывод: - Однокоренные слова имеют общую часть и близки по смыслу.
Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Учащиеся работают по карточкам.
- Зачеркните в каждой строке «лишнее» слово. Выпишите только родственные слова. Выделите корень. (Показать образец).
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисёнок,
Лось, лоскут, лосёнок,
Горный, горка, городок,
Пёс, песочный и песок.
Где слова родные
(однокоренные)?
Проверка. Назовите лишние слова. По какому признаку вы
считаете их лишними?
Повторение.
- На доске текст. Вставьте пропущенные слова, так, чтобы они все были однокоренные.
На землю падали пушистые …
… радовал детей.
Мальчики строили … крепость и играли в … .
Девочки лепили … .
(Снежинки, снег, снежную, снежки, снеговика).
Итог урока.
- Какие слова называются однокоренными?
Русский язык
Образовательная программа «Школа 2100»
3 класс
Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён
в русском языке».
Цели:
повторить понятие «суффикс» и его значение в образовании новых слов;
познакомить с новыми суффиксами и их ролью в уменьшительно-ласкательных формах имён;
развивать умение образовывать имена существительные с помощью суффиксов;
обогащать словарный запас учащихся;
Актуализация знаний учащихся.
Словарная работа.
- Сегодня праздник – День Святого Валентина. Этому празднику более
6 веков. Любовь – это сильное чувство. Оно способно победить ненависть и злость, ссоры и обиды. Пусть вас любят те, кого любите вы.
- Откройте словарик. Найдите слова, которые по вашему соответствуют сегодняшнему праздничному дню. Запишите их. (Праздник, праздничный, чувство).
– Какие чувства мы проявляем к нашим родным, любимым людям, к друзьям? (Внимание, доброта, ласка, сочувствие).
- В общении, чтобы показать своё отношение к другу, к маме, пожалеть, утешить, мы говорим ласковые слова. Для этого очень часто мы слову придаём уменьшительно-ласкательное значение. С помощью чего происходят такие превращения? (С помощью суффиксов).
- Назовите их.
– Запишем в тетради:
Дочь – дочка, сын - …, брат - …, сестра - …, мама - …, друг - …, подруга - … .
- Какие слова получились? (ласковые)
- Что в них передаётся? (любовь, доброта)
- Какая часть слова помогла образовать существительные с
уменьшительно-ласкательным значением? (Суффиксы: -к-, -ок-, -ик-,
- очк-) Записать на доске.
“Открытие» детьми нового знания.
- Люди, общаясь, называют друг друга по именам. Делают это по-разному. Уважительно: по имени, отчеству. Просто по имени. И, конечно же, ласково. Как вас ласково называют?
Дети называют, учитель некоторые слова записывает на доске, обращая внимание на суффиксы.
Игорь- Игорёк, Надя – Наденька, Лена – Леночка и т. д.
- Цель нашего урока: понять, какие суффиксы смогут образовать уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён?
Проблемный вопрос.
- С помощью суффикса –к- тоже образуются существительные с уменьшительно-ласкательным значением (рыба-рыбка, рука-ручка…)
- Посмотрим, какое значение имеют имена людей с суффиксом –к-. Света – Светка, Серёжа – Серёжка.
- Это уменьшительно-ласкательная форма имён? (нет)
Решение проблемного вопроса.
- Выполним упр. 271.
Вывод. – Какое же значение имеют имена существительные
с суффиксом –к-? (оттенок пренебрежения)
- Хорошо ли употреблять в речи формы мужских и женских имён
с суффиксом –к-?
Первичное закрепление. (Упражнения в образовании уменьшительно-ласкательных форм женских и мужских имен)
- На доске записаны предложения.
Задание: запишите предложения, поставив слова в скобках в уменьшительно-ласкательную форму.
Пошла (Маша) с подружками в лес и заблудилась.
(Денис) выплеснул кашу на улицу и попал одному гражданину на шляпу.
Бежит козлёночек за сестрицей (Алёной).
Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Работа по карточкам. (Использованы стихи А.Барто)
- Измените имена, данные в скобках, используя суффиксы.
1в. «Друг за другом «Сговорились мальчики:
Встали пары - Мы откроем счёт:
Две Тамары, Сосчитаем жалобы-
Две Варвары, Сколько будет в год?
А с плясуньей (Настя) Испугалась (Соня)
Мальчик коренастенький». И сидит тихонечко…»
«Тише, (Таня), не плачь:
Не утонет в речке мяч».
2в. «А первоклассник (Коля) «Пускай в тетрадке
Звонит Смирновой (Галя) – Троечки
Сказать, что пишет палочки Зато глаза
И не устал нисколечко». У (Зоя)!...»
«Вышла (Лида) вперёд,
Лида прыгалку берёт».
Итог урока.
- С помощью каких суффиксов образуются уменьшительно-ласкательные формы имён?
Русский язык
Образовательная программа «Школа 2100»
4 класс
Тема: « Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».
Цели:
совершенствование знаний об имени существительном как части речи: лексическое значение, склонение;
учить анализировать изучаемый материал и делать выводы;
составить алгоритм проверки безударной гласной в окончании;
повторить ранее изученные орфограммы;
развивать орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление.
Актуализация знаний учащихся.
Словарная работа.
- Самая маленькая единица длины /миллиметр/
- Основная единица массы /килограмм/
- Прибор, техническое устройство, приспособление /аппарат/
- Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты /аккорд/
- Рисунок, который дополняет, поясняет печатный текст /иллюстрация/
- Что общего в этих словах? /имена существительные, с двойной согласной/
- Какое слово лишнее? /иллюстрация – 1 склонения/
- Что знаем об именах существительных?
На доске. Машина проехала по улице Пушкина, а потом по площади
Пять углов. Сворец сидел на ветк… сирен… .
- Определите падеж выделенных существительных. На что вы обратили внимание? /Падеж одинаковый, а окончания разные/.
- Определите склонение. Поставим ударение.
- В 1 предложении окончания известны, а как быть с окончаниями во 2 предложении, они ведь тоже безударные?
- Какую цель мы поставим? Чему мы сегодня должны научиться на уроке?
/Понять, как определить безударное окончание./
«Открытие» детьми нового знания.
– Приглашаю к доске 6 помощников. /Учащиеся устно склоняют имена существительные лиса (первые 6 человек), конь (другие 6 человек), степь (следующие 6 человек)/.
1 ученик. Именительный падеж. Кто? Лиса, окончание а.
2 ученик. Родительный падеж. Нет кого? Лисы, окончание ы.
и т.д.
Учитель вписывает в таблицы окончания.
И. лиса конь степь
Р. лисы коня степи
Д. лисе коню степи
и т.д.
- Какие окончания? /ударные/
- Могут ли эти слова стать словами-помощниками для определения безударного окончания?
- Какое мы знаем правило, где правописание безударных гласных проверяется ударением? /о правописании безударной гласной в корне слова/
- Как же нужно действовать, чтобы правильно написать безударное окончание? /
– Составим алгоритм.
Ставлю в н.ф. и определяю склонение.
Слово-помощник
– Вернёмся к нашему предложению. Можете теперь определить, какое окончание нужно написать?
Первичное закрепление. /Запись в тетрадях и на доске с комментированием/.
Диктую.
Зашла к соседке, плавали на озере, бежал от кочки к кочке, с поверхности реки, летели над морем, помогал тёте Кате, читали о смелости, далеко от деревни, гордился товарищем, написали о музее.
Самостоятельная работа с проверкой в классе.
/по карточкам/
1в. Давайте же мыться, плескаться, 2 в. Жила-была Муха-чистюха.
Купаться, нырять, кувыркаться Всё время купалась Муха.
В ушат , в корыт ., в лохан ., Купалась она в воскресенье
В реке, в ручейк ., в океан ., В отличном клубничном
И в ванн ., и в бан . . варен. .
/ К.Чуковский «Мойдодыр»/ В понедельник-
В вишнёвой наливк .,
Во вторник в томатной
подливк .,
В среду –
В лимонном желе.
В четверг –
В киселе и смоле.
В пятницу –
В простокваш .,
В компот .,
И в манной каш ..
/Б.Заходер «Муха-чистюха/
V. Итог урока.
-Мы учились определять безударные падежные окончания имён
существительных.
- Пользуемся алгоритмом.
- Какие знания нам необходимы? /уметь: ставить существительные в начальную форму; определять склонение; выучить наизусть слова-помощники/.
Список использованной литературы
Серия «Школьная библиотека» А.Барто «Где живёт герой?» - М.: Детгиз, 1959.
Собеседники: Кн. для учащихся /Сост.В.А.Левин/ - М.: Просвещение, 1995.
Серия «Мои первые книжки» Чуковский К.И. Путаница. – М.: Детская литература, 1990.
Собрание сочинений в 3-х томах. Том 1. С.В.Михалков. Стихи и сказки. – М.: Детская литература, 1970.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ