КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6-10 Класс

1001 идея интересного занятия с детьми


КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.

Николаева Валентина Александровна, МБОУ СОШ № 10, учитель русского языка и литературы, город Ковров, Владимирская область


Предмет (направленность): русский язык

Возраст детей: 6-10 классы.

Место проведения: класс


Спецификация материала

1. Назначение - оценить подготовку учащихся по основным содержательным линиям школьного курса.

2. Содержание. Материал представляет собой набор искусствоведческих текстов, написанных в жанре описания с элементами повествования или рассуждения. В научно-популярном стиле с элементами художественной и разговорной речи. Они многофункциональны:

- это образцы для создания собственных высказываний учащихся.

- богатый материал для работы по теме «Пейзаж».

- это возможность работы над лексикой, морфологией, синтаксисом, орфографией, пунктуацией.

- эти тексты позволят расширить кругозор учащихся, воспитать эстетический вкус, чувство национальной гордости, патриотизма.

-можно использовать эти тексты при подготовке к ГИА ,ЕГЭ

Саврасов Алексей Кондратьевич

Тексты для изложений (9 класс)

Первое дуновение весны

Алексей Кондратьевич Саврасов писал картины и пре­подавал в Московском училище живописи и ваяния. Добрый и уступчивый в жизни, в вопросах искусства он становился требовательным и строгим.

— Ну какая же это верба, юноша? — говорил он, про­сматривая работы учеников. — Не знаете — посмотрите. Десять раз посмотрите, потом рисуйте. Надо знать при­роду как свои пять пальцев, чтобы писать пейзажи. Верь­те только своим глазам, а не выдумывайте природу!

Потом подходил к другому этюду и вздыхал:

— Тут все правильно: и ветки, и почки. Но разве же это живопись? Это рисунок для ботанического атласа, а не живопись. Мало знать природу, надо природу чув­ствовать. Разве вы не заметили, как печально склоняет ива к воде свои гибкие ветви? А какие веселые весной на бере­зах сережки? Они так и светятся в лучах нежаркого еще, весеннего солнышка. Вот, друзья, смотрели вы на приро­ду, а главного-то и не увидели — не тронула вас она. Природу надо писать с волнением, с чувством надо писать. Тогда и картина ваша взволнует зрителя.

Когда-то, ещё молодым художником, Алексей Кон­дратьевич написал «Пейзаж в окрестностях Ораниенбаума». Ничего особенного не было в этой картине — два-три дерева да камни, поросшие мхом. Но картина была написана с таким искренним чувством, что император­ская Академия художеств присвоила молодому Саврасо­ву почетное звание академика живописи.

Этим званием Алексей Кондратьевич никогда не кичил­ся. Он был скромным, и вкусы у него были самые скром­ные. Хоть и писал он пейзаж в ораниенбаумском парке, не трогали его как художника ни прямые аллеи, ни рос­кошные цветники, ни сверкающие фонтаны. Парк — разве это природа? Недаром выбрал он для своей картины самый дальний, не тронутый еще рукою садовника уголок.

Нет, не о дворцовых парках, о другой природе мечтал художник, другую природу нежно любил он с детства — подмосковную, приволжскую, незатейливую, но трога­тельную русскую природу. И вот каждый год, едва закан­чивались занятия в училище, отправлялся художник «на натуру» — с глазу на глаз беседовать с полями, роща­ми, перелесками.

В 1871 году, еще до прихода весны, расстался Савра­сов с городом. И вот он на Волге, в Костроме. Всегда был ему по душе этот старинный русский город… Тихо здесь после Москвы, и так легко, так свободно дышится.

Он разыскал на базаре знакомого мужика, лег на санки, подложил под голову ящик с красками и холста­ми, запахнулся в тяжелую овчинную шубу и поскакал в деревню - навстречу весне, навстречу природе.

Художник снял комнатку в мезонине большого деревен­ского дома. Но первые дни, даже недели, работа не клеилась. Он стоял у окошка, смотрел на убогие, зане­сенные снегом избы, на старенькую каменную церковку, на хмурое небо да голые березы с черными, прошлогод­ними гнездами. Надевал сапоги, долго шел по побуревшей от навоза дороге, присматривался, прислушивался, но весна не приходила. В сапогах мерзли ноги. Надел валенки — за первый же час промокли насквозь.

— Весна близко, — сказала хозяйка, помогая Алексею Кондратьевичу разуться.

Он печально вздохнул:

— Далеко еще до весны, Дарья Петровна. Ой, далёконько...

Но весна пришла, как приходит всегда, — неожидан­но, сразу. Однажды утром разбудили художника птичьи крики. Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Саврасов настежь распахнул окно. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. Вот оно! Началось!.. Робкий луч солнца проложил по снегу глубокие тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата. Маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. Но главное — птицы! С ликующим, пронзитель­ным криком, стаями и в одиночку, они кружились в прозрачном весеннем воздухе, и унылые черные гнезда ожили: вокруг них хлопочут уже, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости.

Схватив палитру, так и не захлопнув окна, Савра­сов стал пристраиваться на подоконнике со своей ра­ботой.

— Грачи прилетели! Грачи прилетели! — напевал ху­дожник, набрасывая на холсте согретые первым лучом весны деревья, и почерневшие избы, и маленькую церковку. Вчера еще все кругом было печальным и хмурым, а теперь... Да что теперь? Пришла весна.

Был сон — пробуждается жизнь!

Почему же так долго не мог взяться художник за кисти и краски? Чего он ждал? Он ждал и нашел наконец долгожданный момент, когда в природе вдруг все стало меняться. Теперь он мог показать природу в движении. «Грачи прилетели» — так Саврасов назвал свою картину, ставшую впоследствии знаменитой. В этой картине он вы­разил все, что томило его, чего ожидал он с таким нетер­пением,— первое дуновение весны (По О. Туберовской).

Вопросы и задания для работы с текстом:

1.Выделите в рассказе структурно-композиционные части — зачин, основную часть, концовку.

2. Ответьте на следующие вопросы, выделите среди них главные:

1) Каким человеком был А. К. Саврасов в жизни и в искусстве?

2) Что советовал художник ученикам, работавшим над пейзажем?

3) Как была написана картина А. К. Саврасова «Пейзаж в окрестностях Ораниенбаума»?

4) Какие вкусы были у академика живо­писи А. К. Саврасова?

5) Какую природу любил художник?

6) Куда выехал живописец в 1871 году в конце зимы?

7) Как узнал худож­ник о приходе весны?

8) Что изменилось в это время в природе?

9) Что изобразил А. К. Саврасов на своем холсте?

3. Скажите, почему у художника работа на натуре долго не клеилась, почему так долго он не мог взяться за кисти и краски.

4. Перескажите текст сжато, опуская второстепенные сведения.

5. Опираясь на текст, опишите начало весны.

6. Расскажите, что вы узнали из текста о картине «Грачи прилетели». Опишите ее.

7. Расскажите об А. К. Саврасове, учителе живописи и великом художнике, придерживаясь соответствующих структурно-композиционных мастей текста.


7 - 8 класс

«Грачи прилетели» (1871).

Тексты научно-популярного стиля с элементами художественного.

Тип речи – описание с элементами повествования.

Текст № 1

(базовый уровень сложности)

В 1871 г. Саврасов приехал в Кострому. Глубокий снег еще лежал на всех улицах и толстым слоем ровнял овраги. Разыскав на ба­заре знакомого мужика, он поудобнее примо­стился на санках и поскакал в деревню навстречу весне, навстречу природе. Художник снял ком­натку в мезонине большого деревенского дома. Но первые дни, даже недели работа не клеилась. Стоял у окошка, смотрел на убогие избы, на ветхую каменную церквушку, на хмурое небо да узловатые голые березы с черными прошлогодними гнездами. Ничто не трогало в этом пей­заже сердца художника. Надевал сапоги, долго шел по дороге, присматривался, прислушивался, но весна не приходила. Но весна пришла, как приходит всегда, неожиданно, сразу.

Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Наскоро накинув халат, Саврасов настежь распахнул створ­ки окна. Робкий луч солнца проложил по сне­гам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата; маленькими зеркальцами заблесте­ли первые лужицы. Но главное — птицы! С ли­кующим пронзительным криком, стаями ив одиночку они кружились в прозрачном весеннем воздухе, и унылые черные гнезда ожили: вокруг них хлопочут уже, кричат я радуются приле­тевшие из-за моря долгожданные гости. Савра­сов ждал и нашел долгожданный момент, когда в природе вдруг все стало меняться. Теперь он мог показать природу в движе­нии. «Грачи прилетели» — так назвал художник свою картину. В ней он выразил все, что томило его, чего ожидал с таким нетерпением: первое дуновение весны. (По О. Туберовской).

Текст № 2

(повышенный уровень сложности)

Все в картине необычайно просто. Кажет­ся, увидел художник неказистый утолок русского села в весенний день и под влиянием нахлынувших чувств рассказал о нем.

Первый план картины занимают задворки цер­ковного участка. В центре композиции расположе­на уродливо искривленная береза. За забором видны скошенные крыши построек, а среди, них возвышается старая церковь.

Главная поэтическая сила картины заключает­ся в ее живописи. При первой встрече с картиной поражает излучающееся из нее легкое голубое сияние. Самый чистый голубой цвет вы­ступает в цвете неба над колокольней и на небольшом просвете среди облаков ниже гнезд. Остальное пространство над горизонтом — обла­ка, то прозрачные и тонкие, то более темные, непрерывно меняющие свою форму. По всей поверх­ности неба видны следы движения кисти. Характер направления мазков непрерывно ме­няется, создавая ощущение воздушности жи­вописи. Снег написан белилами, а тени берез коричневатым тоном поверх белил. На более темных местах жидкие белила, с добавлением серого тона, положены тонко и гладко. Там же, где снег светлее, он написан чистыми или почти чистыми белилами.

Такая разработка неба и снега появилась впервые. Именно это и делает картину «Грачи прилетели» особым этапом в русской живописи. (По Н. Новоуспенскому)

Текст № 3

(высокий уровень сложности)

Картина, несомненно, писалась Саврасо­вым в мастерской на основе собранного на натуре материала. При внимательном анализе техники живописи видно, что художник писал ее дли­тельно, методом постепенного и повторного нало­жения красочного слоя по сухому.

Центральную группу берез, являющуюся осно­вой всей композиции, слева и справа обрам­ляют и уравновешивают слегка склоненные ветви боковых деревьев. Их стволы, частью срезан­ные краем холста, как бы продолжают изображенное пространство за картиной, расширяя границы пейзажа. Проходящая через всю кар­тину на втором плане горизонталь забора под­черкивает протяженность пейзажа в ширину. Несмотря на суммарность очертаний предметов, изображенных на дальнем плане, художником прекрасно выражена ширь полей. Под косыми лучами неяркого солнца на черной земле местами выделяются пласты еще не растаявшего снега.

Согласованность и слитность всех элементов пейзажа решены в картине не только с по­мощью композиции, но и средствами самой живописи, безукоризненностью свето-цветовых отношений. С помощью светотени и тонких цветных лессировок им достигнуто такое разнообразное отражение света на изображенных предметах, которое и создает собственно впечат­ление световоздушной среды, объединяющей их в единое целое. Цветовая гамма теплых серо-коричневых и холодных серо-голубых тонов в соединении с тонко разработанной пластиче­ской характеристикой всех компонентов пейзажа позволила сделать ощутимыми первые, едва заметные признаки весеннего пробуждения природы. (Ф. С. Мальцева).

Текст № 4

(повышенный уровень сложности)

Картина «Грачи прилетели» — это живописный рассказ о рядо­вом русском селе с его типичными постройками, о манящих весенних далях равнинного русского пейзажа, рассказ о том, как тает весной снег и среди сугробов образуются озерки талой воды, как поскрипывают у корней покачиваемые ветром коря­вые березы, как начинают розоветь и набухать их тонкие вет­ви, как на вершинах этих берез хлопочут у своих огромных черных гнезд с криком и гомоном грачи. Короче говоря, весен­ний пейзаж этот содержит в себе много действенного начала при внешней простоте мотива. Это природа, которую обжили люди, вид которой они изменили и дополнили своими сооруже­ниями: церковью, деревенскими избами, хозяйственными пост­ройками.

Центральное произведение Саврасова является подлинной кар­тиной потому, что обладает ясно выраженным, разработанным, содержательным сюжетом, в котором развит его пейзажный мотив. Таким образом перед нами дано в развернутом виде то повествование о жизни природы, которое и дало художнику возможность выразить новое демократическое, народное представление о природе, а тем самым дать пейзажу национальное выражение.

( А. А. Федоров-Давыдов)

6 – 7 класс (базовый уровень сложности)

«Грачи прилетели»

«С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к родной земле... Да, Саврасов создал русский пейзаж».(Левитан)

Вернувшись после короткой поездки в Москву снова на Волгу, в Костромскую губернию, в село Молвитино, Саврасов начал не­большое полотно, которое утвердило его имя навеки.

«Грачи прилетели». Прошло сто лет с того дня, когда этот маленький холст был показан на первой передвижной выставке в Москве в 1871 году.

Саврасов сумел дать простор чувству музыки родной природы.

Войдите в маленький зал Третьяковской галереи.

«Грачи прилетели»... Подойдите ближе, и вы услышите, как звучит картина. Ваш слух уловит музыку весны. Звон капели, журчанье воды в проталинах, шорох ветвей берёз, грачиный гомон. Скрип сверкающего наста, шелест весеннего ветра.

В серой стене зала будто вырублено светлое окно. На полотне изысканные колебания бледно-лазоревых, голубых, бирюзовых тонов.

Солнце скрылось. Но его лучи пробивают лёгкую пелену и бросают серо-голубые тени на снег.

Пейзаж до предела обжит. Время оставило свои следы в вы­щербленных кирпичах колокольни, в отсыревших досках забора, в покосившихся домах. Всё — от исхоженного наста до искорёжен­ных берёз,— всё свидетельствует о неумолимом влиянии времени.

Кричат грачи, вьётся сизый дымок из трубы деревянного до­мика, мерцает весеннее солнце.

Каждая пядь природы выстрадана влюблённым в природу поэ­том-художником, и эта его пристрастность передаётся вам, и вы дышите этим морозным, колючим воздухом. Вы ощущаете приход весны.

Весь холст полон удивительного внутреннего движения. Бегут, бегут тени по снегу, дрожат отражения в тесных проталинах, еле колышутся голые ветки берёз, неспешно плывут перламутровые облака. Мерцают неоглядные дали, кое-где отблескивая старым серебром...

Прошло более ста лет. Не жив тот миг, который озарил душу Саврасова и был запёчатлён им.

И вот сегодня мы слышим мелодическую песню России. «В России природа поёт»,— говорил Саврасов.

(По И. Долгополову.)

Исаак Ильич Левитан

Текст № 1

Продолжая традиции лирического пейзажа, развитые в русском искусстве .А. Саврасовым и Ф. Васильевым, Исаак Ильич Леви­тан в своем творчестве поднимает его на новую высоту. Воспитанник Московского училища живописи, ваяния и зодче­ства, Левитан многим обязан своему учителю А. Саврасову, влияние которого ощущается в ранних работах художника. От второго учителя – В. Поленова — Левитан унаследовал повышенный интерес к колориту и пленэрной живописи. Однако уже первые полотна Левитана отличаются самостоятельностью («Осенний день . Сокольники», 1879).

Большое значение в творческом становлении художника сыгра­ли поездки на Волгу в 1886 и 1888 годах. Здесь по-новому рас­крылась Левитану красота русской природы, ее эпическое на­чало. Уже в небольшом полотне «Вечер на Волге» (1886 — 1888) переданы величавая простота и необозримая ширь волжских пейзажей. Картины «Вечер. Золотой Плес» (1889) и «После дождя. Плес» (1889) суммируют эти впечатления.

Период наибольшей зрелости таланта Левитана отмечен кар­тинами «У омута» (1892), «Владимирка» (1892), «Над вечным покоем» (1894). Умение художника глубоко понять мир при­роды, воплотив в ее образах человеческие переживания и наст­роения, с особенной силой сказались в этих произведениях. Раздумьями о судьбах народа, большим социальным содержа­нием проникнута картина «Владимирка», изображающая скорб­ный путь ссыльных в Сибирь на каторгу.

Полотно «Над вечным покоем» выражает философские раз­думья художника. Кратковременности человеческой жизни про­тивопоставлено вечное бытие природы. Но неправильно было бы в целом окрашивать творчество Левитана настроением грусти и безысходности. Им создано много картин, полных светлой радости и жизнеутверждающей силы: «Март» (1895), «Свежий ветер. Волга» (1895).

Пейзажи позднего периода («Сумерки. Стога», 1899, «Сумер­ки», 1900) отличаются обобщенностью, лаконизмом художест­венных средств, тонко переданным настроением.

В своем последнем произведении «Озеро» Левитан стремился создать синтетический образ родной страны. Пронизанное сол­нечным светом полотно изображает величавый разлив озера с деревней на берегу, несущиеся по небу облака. Этот эпический пейзаж-картину художник хотел назвать «Русью».

Творчество Левитана оказало сильное влияние на дальнейшее развитие отечественного пейзажа. В советском искусстве левитановские традиции продолжены в работах В. Бялыницкого-Бирули, В. Бакшеева. Н. Крымова.

(Текст научно-популярного стиля можно использовать и для контрольного диктанта (9 – 10 класс) и для контрольной работы по теме «Правописание имен существительных собственных и нарицательных», а также для подготовки и проведения уроков развития речи).


Тексты для изложений (9 – 10 класс)

«Природа пела ему гимн»

Левитана называют великим певцом русской природы. Но, прежде чем стать им, он прошел трудный путь жизни безвестного, нищенски бедного юноши.

После тяжелой болезни умерла мать, а вскоре изнури­тельный труд унес в могилу отца. Дети остались не только без родителей, но и без средств к существова­нию. Старшие из них пошли устраиваться на работу, а Исаак старался реже находиться дома, чтобы не быть в тягость остальным.

У него рано открылось дарование художника, и его приняли в Московское художественное училище. Левитан жил случайными заработками. Бывали времена, когда он сутками не видел даже хлеба. От голода случались обмо­роки. В зимнюю стужу он ходил в рваных ботинках, которые едва налезали на распухшие от мороза ноги.

Ему негде было ночевать, и он оставался в мастерской училища, прятался от сторожа под пыльными мешками из-под красок. Если его не находил сторож, эти ночи были для него самыми лучшими.

А днем на уроках живописи он постоянно оглядывал­ся на дверь, когда слышались чьи-либо шаги. Он опасал­ся инспектора, который в любую минуту мог войти и громко, специально громко, чтобы унизить, чтобы слышали все, объявить: «Левитан, покиньте занятия. Вы не уплатили за обучение».

На помощь приходили такие же бедняки, как и он, его друзья. Они делились с ним своими завтраками, незаметно подбрасывали в карман копейки. А однажды собрали деньги и заплатили за его обучение.

Дружба проверяется в трудную минуту жизни. На всю жизнь стали друзьями Левитана братья Чеховы — Антон, будущий великий писатель, и Николай, художник, кото­рый учился вместе с Левитаном. Вспоминая этот период юности, Чехов позднее скажет: «То, что богатые получают за счет кармана, бедным достается за счет здоровья».

Левитан был лучшим учеником замечательного русско­го художника А. Саврасова, его надеждой. Учитель не ошибся.

В 1879 году все ученики Московского художествен­ного училища готовились к ежегодной выставке своих работ. Левитан написал картину «Осенний день. Соколь­ники». Первыми критиками и ценителями были ближай­шие друзья — братья Чеховы.

— Хорошая картина, — сказал Николай, — но, мне кажется, в ней что-то недосказано. Нет завершающего аккорда.

Николай не стал говорить, какого аккорда не хватает. Он взял краски и быстро нарисовал фигурку девушки в темном платье, медленно идущей по аллее. Пейзаж сразу же приобрел совершенно иное настроение: не лег­кой грусти увядающей природы, а безысходной тоски чело­века. Не эта ли тоска по светлым, прекрасным идеалам теснила души самих друзей?

На выставку пришло много посетителей. Богатые коллекционеры деловито осматривали произведения уче­ников. Но около картины Левитана остановился только один человек, сумевший в первой выставочной работе ученика увидеть будущего талантливого художника. Это был. Третьяков. Он поздравил застенчивого и от похвалы потерявшего дар речи юношу и попросил назначить цену за картину. От неожиданности Левитан растерялся.

— Я не знаю, — робко произнес он.

— Тогда я спрошу ваших профессоров. Какую цену они назначат, ту и получите.

Профессора назначили сто рублей. По тем временам это была большая сумма за ученическую работу. Наконец-то Левитан мог купить себе ботинки, краски, кисти, холст и помочь сестре и брату. Но даже не это больше всего радовало художника. Он радовался тому, что картина будет в Третьяковской галерее, а это значило, что ее увидят тысячи людей.

Много после этого Левитан написал картин. Они про­славили его имя. Русская природа нашла своего вдохновенного певца. Никто еще до Левитана не воспроизводил на холсте ее чарующую красоту с таким проникновением, с таким глубоким и тонким пониманием.

«Протокольная правда никому не нужна, — говорил Левитан. — Важна ваша песня, в которой вы поете лесную или садовую тропинку». И он действительно создавал каждую картину, как песню. Посмотрите картину «Вечер­ний звон». В ней звенит каждая деталь, каждый мазок. Кажется, что все наполнено мелодией. Он и картину назвал первыми словами песни поэта Козлова:

Вечерний звон в краю родном,

Как много дум наводит он.

Друзья, работавшие с ним, рассказывают, что он начал писать картину под впечатлением песни, которую исполнял хор деревенской молодежи где-то на берегу. Левитан не видел поющих, но долетавшая песня окрыляла и звала к творчеству.

Совершенно иное настроение создает картина «У омута». Темный, мрачный лес, зловеще черная вода вызывает ощущение тревоги, беспокойства. О таком месте в народе говорят «гиблое место». Водоем, разделенной шатким бревенчатым мостиком, выглядит, как два жадных глаза чудовища. Здесь находит развязку трагическая судьба, здесь тупик. Эту картину Левитан писал под впечатлением трагической истории двух влюбленных, ко­торую он услышал от местных жителей. Дочь мельника Наташа и слуга барина Вульфа полюбили друг друга. Когда барин узнал об этом, он приказал слугу запороть розгами до смерти, а Наташа, ожидавшая ребенка, уто­пилась в омуте. С тех пор люди боялись подходить к этому месту. Левитана, испытавшего в своей жизни много горя, глубоко взволновал этот рассказ.

Выставка передвижников в 1896 году стала триумфом творчества Левитана. Зрители толпами стояли у картины «Золотая осень». В ней все дышало свежестью, бодростью. В золотом наряде осенних листьев природа представала царственно-величавой и спокойной, с ласковой улыбкой сильного, но немного уставшего человека. Стройные бе­резки словно выбежали из леса и остановились на берегу ручья, залюбовавшись отраженным в нем небом. Люди, смотревшие картину Левитана «Золотая осень», были удивлены, увидевтакое множество оттенков в желтом убранстве осени. Некоторые «ценители» пробовали даже подсчитать найденные Левитаном оттенки желтого цвета. Но что может таким людям сказать цифра, если они за ней теряют главное — красоту!

А рядом с этой картиной висели еще две, не менее прекрасные — «Март» и «Свежий ветер». Каждая из них могла бы принести громкую славу любому художнику. Но ни великолепные произведения, ни слава не принесли душевного облегчения Левитану. Больше того, с ростом славы росло количество недоброжелателей, усиливалась травля в прессе. Художник изнемогал от непосильной борьбы с клеветниками и завистниками.

Здоровье Левитана, и без того подорванное тяжелой юностью, от волнений, от мучительных переживаний, от тягостных чувств одиночества стало ухудшаться. В 1900 году он слег в постель. Врачи определили, что жить ему осталось недолго. К больному приехал его друг Антон Павлович Чехов, по профессии врач. Он лично обследовал больного и убедился, что Левитан при смерти.

Художник умирал. А в природе в этот год творилось что-то невероятное. В августе началась вторая весна. Зацвела сирень, зацвели вторично многие весенние цветы. Весна, лето и осень соединились в одном месяце. Времена года словно сговорились и пришли попрощаться со своим певцом. Тонкий запах сирени доносился из сада в комна­ту умирающего художника. По стеклу окна от легкого ветерка стучала ветка яблони, на которой зрелые плоды чередовались с нежными розовыми цветами.

Левитан глядел на это буйство природы печальными глазами, и на ветку сорванной сирени, лежащей на подушке, упала благодарная слеза.

4 августа 1900 года, 8 часов 35 минут. . .

В Париже проходила Всемирная выставка искусств. Четыре картины Левитана в экспозиции русской живо­писи оделись в траурный креп. У картин на траурную вахту встал близкий друг Левитана художник Нестеров. В зал вошел старый человек, скорбно положил цветы у картин, постоял минуту и тихо ушел, печально склонив голову. Говорят, это был Клод Моне. (По Б. Битехтину).

Вопросы и задания для работы с текстом:

1. Найдите в тексте абзацы, в которых содержится следующая информация об И. И. Левитане:

1) о его трудной жизни во время учебы в Московском художествен­ном училище;

2) о друзьях И. И. Левитана — братьях Чеховых;

3) о судьбе первой картины «Осенний день. Сокольники»;

4) о триумфе Левитана на выставке передвижников в 1896 году, на которой экспонировались его замечательные полотна «Золотая осень», «Март» и «Свежий ветер»;

5) о тяжелом душевном состоянии художника и его болезни в 1900 году;

6) о пышном расцвете природы в августе как гимне великому певцу русской природы в его последние дни;

7) о картинах И. И. Левитана на Всемирной выставке искусств в Париже в 1900 году.

2. Составьте к тексту вопросный план.

3. Выделите средства связи между предложениями в абзаце текста, начинающемся словами «Протокольная правда никому не нужна.. .»

4. Перескажите содержание текста от третьего лица по составленному вами плану, опуская подробности.

5. Опишите одну из картин И. И. Левитана.

6. Расскажите о судьбе великого художника-пейзажиста. Назовите картины, прославившие его.

7 – 8 класс

«Пейзажи Левитана»

Картина Левитана «Март» своими торжествующе-радостны­ми красками снискала себе широкую известность: это произве­дение может быть названо одним из самых поэтичных русских пейзажей XIX лека. Создавая эту картину, Левитан подстерег особенно трогательную минуту в жизни нашей северной при­роды: светлый канун перед наступлением весны. В лесу, среди деревьев, еще лежит глубокий снег, воздух еще стынет от мороза, деревья еще голы, даже первые весенние гонцы, грачи и скворцы, не заявились в наших краях. Но уже солнышко пригревает, снег ослепительно блестит в его лучах, тени наливаются лиловатой синевой, на голых сучьях на фоне неба уже заметны набухшие почки, в воздухе чувствуется приближение теплых дней — все предвещает весну; вся природа, все предме­ты — все пронизано ожиданием. Это состояние ожидания по-своему выражает и смирная деревенская лошадка с санями, которая стоит, не шелохнется, на пригреве у крыльца и тер­пеливо дожидается своего хозяина.

Никогда еще прежде он (Левитан) не находил в природе такой счастливой завершенности, как около этого деревенского дома у края дороги, на опушке леса.

Выполняя свою картину «Весна. Большая вода», Левитан мог вспоминать своего учителя Саврасова, который за двадцать лет до него произвел своими «Грачами» впечатление настоящей весны в русском пейзаже. Такие же тонкие березки, выстроенные в ряд, изогнутые и голые; за ними оттаявшая речка и скромные деревянные строения. Только у Саврасова — хмурое, низко на­висшее весеннее небо, у Левитана — прозрачная весенняя синева и золотистые лучи на песчаном берегу.

Главной темой «Большой воды» Левитана служит трогатель­но прозрачная, целомудренная чистота весны и особенно за­стенчиво-робких, еще не одетых голых березок. Картина напол­нена воздухом; в сущности и сама большая вода выглядит, как опрокинутое небо, и это преобладание неба отдаленно напо­минает «Над вечным покоем». Но там преобладание неба и во­ды делало картину необитаемой, природу — равнодушной, почти безжалостной к человеку. Здесь и прозрачное небо, и хру­стально-чистый воздух сообщают природе высшую степень оду­хотворенности и трепетной чуткости. Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки и выглядят, как те самые березы, ко­торые искони воспевались в русских песнях. Человека здесь вовсе не видно, но как в «Марте» пустые сани, так и здесь за­бытая лодка и далекие редкие избы служат о нем напомина­нием. В отличие от картины «Над вечным покоем», в которой природа выглядит как величавое, но чуждое человеку зрелище, в «Большой воде» плавно изогнутый берег ведет наш глаз в глубь картины, связывает лодку с манящим простором дали и делает природу более соразмерной человеку.

Преимущество Левитана перед многими его преемниками было в том, что он не уходит в сказочный мир или древнерус­скую старину. В картинах его мы видим в совокупности и прошлое Руси, и ее настоящее, и природу, и человека. (413 сл.) (По М. Алпатову.)

Тексты для контрольных диктантов (5 – 6 класс)

Однородные члены предложения.

Осенние картины И. Левитана

Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художника­ми об осени.

Левитан ждал осени, как самого дорогого времени года...

Осень снимала с лесов, полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Тёмные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изме­нился не только цвет земли, но и самый воздух. Он стал чище, холоднее.

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Художник оставил около ста «осенних» картин.

На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золо­тые берёзы, ещё не обитые ветром; небо, похожее на тон­кий лёд; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех пейзажах лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гуденья пчёл перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю. (К. Паустовский).

6 - 7 класс

Причастие.

Левитан

Паустовский, посвятивший художнику целую повесть, пишет, что картины Левитана требуют медленного рассматривания.

Всю жизнь Левитана связывала дружба с Антоном Павловичем Чеховым, завязавшаяся ещё в училище, где занимался брат писателя Николай Павлович.

Через всю жизнь пронёс Левитан свою огромную любовь к великой русской реке Волге, любовь, зародившуюся в детстве и все крепнущую с годами.

Горький, родившийся на Волге и как никто другой знавший, что такое великая русская река, и Левитан, родившийся на западе России, всю жизнь живший в Москве, создали правдивый, многозвучный и многоцветный образ Волги.

Левитан умер в тысяча девятисотом году, тридцати девяти лет, от тяжёлой болезни сердца, изнурённого жизненными невзгодами и безрадостными впечатлениями.

(По В. Осокину.)

Грамматическое задание:

I вариант:

1) Обозначьте причастные обороты в 1, 2, 3 абзацах.

2) Разберите по составу причастия из 1, 2, 3 абзацев.

3) Сделайте морфологический разбор слова «родившийся»

II вариант:

1) Обозначьте причастные обороты в 3, 4 абзацах.

2) Разберите по составу причастия из 3, 4 абзацев.

3) Сделайте морфологический разбор слова «живший»

Дополнительные задания повышенной сложности:

1. Замените предложения с причастными оборотами другими синтаксическими конструкциями в 4 абзаце, письменно (графически) объясните постановку знаков препинания.

2. Переставьте местами главное слово и причастный оборот в 1 и 2 абзацах. Изменится ли расстановка знаков препинания?



7 класс

Наречие.

«Март» Левитана

Творчество великого русского художника Левитана близко и дорого сердцу каждого русского человека. Левитан горячо любил Родину. Он сумел увидеть и поэтично изобразить на своих полотнах красоту русской природы. Каждый пейзаж Левитана замечателен по-своему.

Взглянем на картину «Март». По-весеннему светит солнце. Справа видна стена деревянного дома. Дом желтый, только кое-где падают прямые лучи солнца, и там дом кажется оранжевым. Слева, выделяясь на ярком cнегу, темнеют деревья. Вдали виднеются контуры темно-зеленых елей. У до­роги стоит лошадь, запряженная в сани. Снег около деревьев белый, а вдалеке и в тени деревьев — серый. Художник умело создает впечатление движения. Кажется, что все живет, дышит. Чуть-чуть колеблются верхушка деревьев. Бегут по земле тени, отброшенные ставней. Немного покачивается дверь, в которую кто-то вошел. Картина полна воздуха, солнца, весенних шорохов. (121 слово.)

(По Б. Эренгросс.)

8 - 9 класс

Контрольная работа.

Комплексный анализ текста

Текст № 1

(базовый уровень сложности)

Вот передо мною «март» Левитана. Поражаюсь этой светоносной ослепительностью мартовского солнца. Я всегда как за­чарованный стою перед этим «чудом». До предела доведена ослепительность белого света мартовского утра. И это выражено в игре света на корке «осевшего» снега, в контрасте глубокой синевы тени от деревьев, на сверкающем снеге, в темно-зеленой, почти чёрной тени ветвей сосен на фоне освещенного леса третьего плана картины.

А главное – в особом свете марта, предвестника весны, когда снег уже мешается с землею… и уже на синем небе четко ри­суются ветви деревьев со скворешниками, поджидающими перелетных гостей. Всякий раз, когда мне удается в марте быть на природе или же сидеть в городе на бульваре в солнечное мартовское утро, то в мыслях мелькает шуточный парадокс: «Как удивительно природа подражает «Марту» Левитана!» И всякий раз, когда выезжаешь в Подмосковье и бродишь по полям, лесам, по руслу речушек в любое время года и дня, опять и опять вспоминаешь Левитана. (Б.В. Иогансон).

Текст № 2

(повышенный уровень сложности)

Картина «Март» написана целиком с натуры, колорит строится на теплых рыжеватых тонах санной дороги, как бы проступа­ющих сквозь холодноватые серо-голубые тона снега, на сильном цветовом акценте освещенной солнцем лимонно- желтой стены дома, золотистых в лучах солнца осин и берез, искрящегося на свету снежного сугроба. Начало предвесеннего пробуждения природы раскрывается здесь прежде всего через поэзию света, ослепительно яркого мартовского солнца и уж потом подкрепляется такими приметами, как беспечно открытая дверь, порыхлевший, осевший на землю снег, или подтаявший снег на крыше крыльца, готовый вот-вот соскользнуть вниз.

Элементы рассказа сведены до минимума. Только оставленная у крыльца лошадь и незакрытая дверь говорят о незримом при­сутствии человека. Левитан очеловечивает природу прежде всего своим лирическим восприятием ее красоты, передачей в ее об­разе своих переживаний и настроений.

Картина отличается мастерством в изображении природы без ненужных подробностей. Художник запечатлел не весь дом, а только часть его стены, срезал рамой картины ветви деревьев слева. Он противопоставил освещенный прямыми лучами солн­ца желтой стене дома рельефно выделяющиеся на темной зеле­ни сосен золотистые стволы осин. Особенно мастерски передал Левитан теплый свет мартовского солнца — им полна вся кар­тина.

В. А. Прытков

Текст № 3

(высокий уровень сложности)

Картины, исполненные И.И. Левитаном в 1859 – 1897 годах, к числу которых относятся «Март», «Золотая осень» и «Весна. Большая вода», своим мажорным строением образуют отчетливый контраст грустным настроениям некоторых произведений предшествующих лет. В них на смену сдержанной тональности пришла звучная, радостная цветность.

Впоследствии не раз высказывалось мнение, что начиная с «Марта» импрессионистские приемы становятся неотъемлемой частью левитановской техники. Левитан видит, что в тени освещенного солнцем предмета кроются цвета, дополнительные к его цвету. Но Левитан не возводит это реальное наблюдение в цветовую схему, не противопоставляет с назойливым постоянством «очищенные» оранжевые и голубые цвета; он видит, что в реальности это взаимодействие значительно сложнее и что оно находится также в непосредственной внутренней зависимости от цвета, постоянно присущего данному предмету и не зависящего от временных условий освещения. (И.И. Гинзбург).



Литература

1 Порудоминский В.И Моя первая Третьяковка: Издательство ОЛМАМЕДИАГРУПП, 2012г. Серия Детский музей

2 Голубев Э. И. и др. Беседы о русских художниках. –М:1978г

3 Осокин В. Н. Рассказы о русском пейзаже-М:1966

4 О.М. Туберовская В гостях у картин-М:1968

5 В.А.Прытков .И.Левитан.-М.,Издательство Академии художеств СССР,1960

6 А.А.Фёдоров-Давыдов. А.К.Саврасов.-М., Издательство Академии художеств СССР,1950












16

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ