Методическая разработка открытого занятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

Учреждение

Иркутской области

«Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса»
















Методическая разработка бинарного урока

по русскому языку и математике: алгебра и начала математического анализа, геометрия на тему: «Число есть слово неизреченное…»





Разработчики: Ибраева Е.В. и Загвоздина Н.Н.

























Черемхово 2019


СОДЕРЖАНИЕ



Аннотация………………………………………………………………………….3


Введение ……………………………………………………………………….......4


Основная часть …………………………………………………………………....5


Заключение …………………………………………………………………….... 12


Список литературы и другие источники ……………………………………….13


Приложение ……………………………………………………………………...14-15


Аннотация: к бинарному уроку на тему: «Число есть слово неизреченное…» 1курс.


  • учетом подготовки группы урок построен по плану, в котором упражнения представлены несколькими типами:

1.использование числительных во фразеологизмах, построение словосочетаний, в заданиях по математике;

2.узнавание числительного и его склонение;

3.употребление числительных в текстах, в математических заданиях, при решении примеров и уравнений.


Работа над фразеологизмами не занимает много времени, позволяет привлечь внимание к падежным формам и значению количественных и порядковых числительных. Орфограммы комментируются по ходу работы с текстами, при решении заданий на отыскание неизвестных величин.

Обогащается словарь учащихся: хроника, вариация, пародия.

Задания, содержащиеся на карточках, обязательны для выполнения.

Урок дополнен разными заданиями по русскому языку и математике.

Презентация к уроку содержит текстовые материалы информационного характера, которых нет в учебнике.


Цель использования презентации: на определенных этапах урока для выполнения сообщения темы, цели, некоторых вопросов по теме «Числительное», дополнительный материал с заданиями, релаксирующая пауза.

Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов: компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки-задания, текст-ксерокопия, буквы-карточки.
























3


Введение.


  • древнерусском языке первоначально отсутствовала такая часть речи, как числительное. Для обозначения количества использовались прилагательные и существительные, часто восходящие к названиям частей тела человека: локоть, пять < пясть. Счетные слова в древнерусском языке характеризовались морфологическими категориями и синтаксическими особенностями прилагательных и существительных. Выделение числительного как части речи начинается с XIV в., в XVII в. такая часть речи уже бесспорно есть, но не со всеми современными особенностями, а вот с XVIII в. числительное окончательно оформляется как часть речи.

  • древнерусском языке первоначально было всего 12 слов, обозначающих количество: одинъ, два, три, четыре, пять, шесть, семь, осемь, девять, десять, съто, тысяча, с XIII в. появляется слово сорок. Все остальные счетные слова образовались из комбинации приведенных выше слов. Большое количество обозначалось с помощью слов тьма, легионъ, воронъ, колода, леодръ.

Счетные слова в древнерусском языке относились или к прилагательным, или к существительным. Так, слова одинъ – четыре были прилагательными, а остальные счетные слова по происхождению являются существительными (имели категории рода, числа, могли иметь при себе определения).
































4


Бинарный урок по математике и русскому языку (слайд №1)

Тема: «Число есть слово неизреченное…»

Цели урока:

1. Образовательная: установить связь между предметами, закрепить правила склонения числительных при решении математических заданий; читать и выполнять математические задания, правильно проговаривая числительные; обеспечить практическое использование лингвистических знаний на разных урока. Повторить и закрепить изученный материал об имени числительном, его правописании и склонении в письменной и устной речи и выполнении различных математических заданий.

  1. Развивающая: способствовать развитию речи студентов на межпредметной основе, развивать познавательную активность, мышление, внимание.

3. Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать у студентов интерес и любовь к математике и русскому языку.


Преподаватели: Загвоздина Н.Н., преподаватель математики и Ибраева Е.В., преподаватель русского языка

Место работы: ГБПОУ ИО «Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса»

Дисциплина: Математика и русский язык

Группа: ТПП-18 1курс

Продолжительность урока: 45 минут

Тип урока: урок воспроизведения знаний, умений и навыков.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая.

Материально- техническое оснащение: Мультимедийный комплекс, поурочное планирование, презентация к уроку, учебники «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 класс», «Алгебра и начало математического анализа» Мордкович 10-11 класс.

Структура урока:

1.Организационный момент 2 минуты.

2.Этап «Вызов» 7 минут.

3.Этап «Осмысление» 28минут.

4. Рефлексия 3 минуты.

5..Подведение итогов урока 4 минуты.

6.Домашнее задание 1 минута.


ХОД УРОКА:


I.Организационный момент, создание благоприятного психологического климата.


Преподаватель математики:

- Добрый день, уважаемые студенты и преподаватели! У нас с вами сегодня не совсем обычный урок, не удивляйтесь, что мы пришли сегодня вдвоём. Две дисциплины: русский язык и математика являются основными в учебном процессе. Несмотря на то, что, казалось бы, такие разные, они тесно связаны друг с другом при изучении разных тем.


II. Определение темы урока, постановка цели и задач урока, мотивация к учебной деятельности.


Опрос обучающихся:

- Староста группы скажите, пожалуйста, сколько человек сегодня отсутствует на уроке?

- Сколько в нашей группе студентов? (двадцать два)


- Сколько уроков бывает у вас каждый день? (шесть-восемь)

- Сколько минут продолжается урок? (сорок пять)

- Что вы можете о них сказать о словах, которые вы использовали в своих ответах? Это имена числительные.


Преподаватель русского языка: Итак, сегодня на уроке мы с вами знакомимся с частью речи – имя числительное.

Запишем тему урока «Число есть слово неизреченное…» в тетрадях. Слайд 1.


Преподаватель озвучивает тему, цель и задачи урока (слайд 2).


(слайд № 3) Наш родной язык имеет особую значимость. Грамотная речь должна звучать не только на уроках русского языка, но и на других учебных предметах и вообще в повседневной жизни. Сегодня вам будет предоставлена редкая возможность проверить «алгебру гармонией». Мы соединим знания, полученные на уроках русского языка, с умениями решать математические задания. Поэт и литературный критик Петр Андреевич Вяземский писал: «Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности, и образования каждого из нас». А К.Г. Паустовский заметил: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».


Преподаватель математики (слайд № 4):

Ещё Пифагор говорил: «Миром управляют числа». А гениальный французский учёный Жюль-Анри Пуанкаре утверждал, что «жизнь украшается двумя вещами: занятиями математикой и её преподаванием». Поэтому математика, по моему мнению, – самая важная наука.


Преподаватель русского языка:

  • вот мое мнение, что важнее - русский язык! Вот видите, сколько разных мнений! В конце урока мы и попытаемся ответить на наш главный вопрос, так что же важнее- русский язык или математика»?


III. Актуализация полученных знаний


Преподаватель русского языка:

Перед вами слова: пятерка, пятак, пять, впятером, пятый. (слайд 5)


- Это слова разных частей речи. Нужно определить, какие из данных слов не относятся к числительным, дать определение числительного (слайд 6)


Числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество и порядок предметов при счете, отвечает на вопросы сколько? какой? который?


Преподаватель математики:

К данному правилу можно добавить правило-помощник: «Числительное – это число, которое можно вставить в ряд натуральных чисел»


Преподаватель русского языка:

С помощью этого правила мы определили числительные, но надо вспомнить и о разрядах.



Разряды числительных (слайд 7)

1.Количественные (целые, дробные, собирательные)

2.Порядковые


Задание № 1 (слайд № 8)

Студентам предлагается текст (Ксерокопии лежат на столах студентов), его нужно прочитать, правильно произнося числительные.


Текст


На протяжении 20 (двадцати) лет в 17 (семнадцатом) веке в разных странах, разными людьми был создан новый вычислительный аппарат на основе таблиц логарифмов. Таблицы десятичных логарифмов появились в 1620 (в тысяча шестьсот двадцатом) году. Они были составлены профессором Кембриджского университета Генри Бригсом. Эти таблицы содержали логарифмы чисел от 1 (одного) до 20000 (двадцати тысяч) и от 90000 (девяноста тысяч) до 100000 (ста тысяч). Продолжил работу голландский математик Андриан Влакк, который в 1628 (тысяча шестьсот двадцать восьмом) году издал свои таблиц логарифмов чисел от 1 (одного) до 100000 (ста тысяч). В России таблицы логарифмов впервые появились около 1700 (тысяча семисотого) года. Нынешние обучающиеся в возрасте 16-17 (шестнадцати-семнадцати) лет изучают логарифмы на уроках математики.


(Слайд 9)

1. Простые количественные числительные от 5 до 30 склоняются как существительные 3-го склонения.

И.п. тридцать

Р.п. тридцати

Д.п. тридцати

П.п. о тридцати


2.У числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части:

И.п. пятьдесят

Р.п. пятидесяти

Д.п. пятидесяти

В.п. пятьдесят

Т.п. пятьюдесятью

П.п. о пятидесяти


3. У составного количественного числительного, обозначающего целое число, склоняются все слова, из которых оно состоит: (слайд № 10).

Пятьсот семьдесят пять – (чего?) пятисот семидесяти пяти.


4. При склонении дробных числительных изменяются обе части: первая часть склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая – как прилагательное во множественном числе.

И.п. три целых пять десятых

Р.п. трех целых пяти десятых

Д.п. трем целым пяти десятым

В.п. три целых пять десятых

Т.п. тремя целыми пятью десятыми

П.п. о трех целых пяти десятых




5. У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово: (слайд №11)

И.п. две тысячи второй год

Р.п. две тысячи второго года

Д.п. две тысячи второму году

П.п. две тысячи втором году


Преподаватель математики: (слайд №12)

Решим устно задачу. Прочитайте условие задания № 2 с соблюдением всех правил грамматики, которое находится на карточке на столе)


Задание № 2

Найти число, квадрат которого в произведении с 256 дает 1024 (в произведении с двумястами пятьюдесятью шестью дает тысяча двадцать четыре)


- Что было сложнее: решить или прочитать? Почему?

Ответ: конечно произнести, т.к. при произношении имён числительных мы часто не соблюдаем правила.


Задание №3.

Преподаватель математики:

В задании № 3 вы должны сделать запись и решить пример.

(Читает задание, студенты делают записи на слух, выполняют его, сверяют ответы)


а) Вычислите: «корень 5 степени из произведения чисел 32 и 784 равен»?


Задание оформляется на доске одним обучающимся.

Диктует задание. Студенты оформляют решение и сверяют ответы.


б) Вычислите произведение чисел шести сот двадцати пяти в степени одна вторая и одной двадцать пятой?

Выполняют в тетрадях, один обучающийся решает у доски.


2. Решить уравнение: Из корня квадратного из произведения чисел сорока девяти и четырех вычесть два икс приравнять к тридцати восьми.


Физкультминутка

- Предлагаю проверить ваши знания на правильное написание математических терминов. На слайде представлены термины, вы должны найти ошибку в написании этих терминов. Перед вами лежат буквы которые пропущены или неправильно написаны. Вы поднимаете ту букву которая пропущена.


Математические термины с пропущенными буквами:

Параллелограмм, парабола, дискриминант, симметрия, треугольник, параллелепипед и т.д.


Преподаватель проверяет ответы.

(Релакс-пауза)


Преподаватель русского языка:


Задание №4 (слайд №13)

Выбрать правильный ответ. Обоснуйте свой выбор.


  • (пятистами, пятьюстами) рублями в кармане.

Над (одной тысячей, тысячью, тысячей) домов.

О (пятистах, пятьюстах) жителях.

В (ста, стах) метрах.

Дом с (пятьюдесятью, пятидесятью, пятидесяти) комнатами.

Разотрите масло с (двумястами, двухстами) граммами сахара.

Три (первые, первых) урока он прогулял.


Задание №5

  • Дано дробное числительное 2,4 просклоняйте его письменно.

И.п. две целых четыре десятых

Р.п. двух целых четырех десятых

Д.п. двум целым четырем десятым

В.п. две целых четыре десятых

Т.п. двумя целыми четырьмя десятыми

П.п. о двух целых четырех десятых


Задание №6

Преподаватель русского языка: (слайд № 14, 15)

  • сейчас проявите творчество и выразите свое отношение к изучаемой теме – напишите синквейн.

Что такое синквейн?

Синквейн – это средство творческого самовыражения. Это пятистрочный стих, который придумали французы. Говорят, что в переводе это означает «пять вдохновений» или «пять удач».


Правила написания этого «чуда» такие:

1 строчка – существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.

2 строчка – два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нем.

3 строчка – три глагола, действия, которые производит существительное.

4 строчка – фраза из четырех слов, передающая ваше отношение к существительному.

5 строчка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.


Ключевые слова, связанные с темой нашего урока: «МАТЕМАТИКА» и «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Весна, Учитель,

Солнечная, долгожданная Добрый, мудрый

Волнует, радует, будоражит. Учит, переживает, надеется.

Весною все люди красивы . Понимает проблемы своих учеников.

Любовь! Наставник, друг.

Точка

Невесомая, неширокая

Лежит, находится, ограничивает.

Еле заметна для меня.

Крапинка.


Итак, поэтом стать легко. Хоть и доступен будет всего один жанр, но и в нем можно дойти до совершенства!


Задание № 7 (слайд №16)


(Выполняется в виде самостоятельной работы, которая потом сдается преподавателям для выставления оценок)


Замените цифры словами. Отметьте примеры с числительными.

90 (дневный) переход ------------------------------------------

550 (тысячный) житель--------------------------------------

375 (квартирный) дом -----------------------------------------

1257 год ----------------------------------------------------------------------------------------------------

285 (миллионный) народ --------------------------------------------------------------------------------

900 (метровая) высота ---------------------------------------------------------------------------------

длиной в 3750 километров ------------------------------------------------------------------------------

¾ территории --------------------------------------------------------------------------------------------

1 ½ тонны -------------------------------------------------------------------------------

21 ¾ миллиона рублей -----------------------------------------------------------------


Преподаватель математики:


Задание № 8

Игра "Эксперт" (слайд 17).

Назначает двух экспертов.

Эксперт (от лат. Ехреrtus из "опытный") - специалист, дающий заключение при решении какого-либо вопроса.


"Эксперты" выслушивают ответы ребят, исправляют ошибки. Эксперт по речи следит за культурой речи, исправляет ошибки в произношении. Эксперт по математике исправляет ошибки в вычислениях.

В ходе игры обучающиеся решают примеры и уравнения устно. При оценке учитываются правильный числовой результат и грамотное речевое объяснение.

Решить уравнения: 1.Х-5=95; 2) 3Х-250=Х; 3) ; 4).


(Если ошибка в произношении или вычислении не замечена экспертами, преподаватели, как главные эксперты, должны немедленно ее исправить сами или обратиться с вопросом к группе:

- Какие ошибки не были замечены?

В конце игры преподаватели оценивают работу экспертов и отвечающих.


IV.Рефлексия.

Преподаватель русского языка читает притчу (слайд 18):

Заспорили два школьных приятеля. Какой предмет важнее? Математика или русский язык? «Миром управляют числа. Поэтому математика – самая важная наука», - утверждал один из них. «А без языка мы не сможем понимать друг друга. Так что русский язык главнее математики», - отвечал другой.

- А вы как считаете (высказывания обучающихся).


Свои ответы я предлагаю Вам разместить на доске, где можно увидеть мальчика и девочку. Мальчик считает, что важнее математика, а девочка – русский язык. На столе лежат карточки с названиями дисциплин «русский язык» и «математика», а есть третья карточка, где два предмета написаны вместе. Если вы считаете, что оба предмета взаимосвязаны и неразрывны, то берете карточку с названиями двух дисциплин и соединяете мальчика и девочку, прикрепляя карточки между ними. Определите свой выбор и разместите на доске.


Преподаватель математики.

Математика и русский язык как учебные предметы различны. Аргументы обоих спорящих справедливы. Математика и русский язык составляют целостную систему окружающей нас действительности.


- Как помогли вам сегодня на уроке знания русского языка и математики при выполнении заданий?

- Какой вывод вы можете сделать на основе этого?


(слайд №19) Вывод: Без грамматики не выучишь и математики.



V.Подведение итогов


Выставление оценок.


(слайд №20)

VI.Домашнее задание: Просклонять письменно любые три числительных.












Список литературы:


  1. Мордкович А.Г. Мордкович Алгебра и начала математического анализа 10-11 класс. В двух частях ч1 задачник - М-2015

  2. Мордкович А.Г. Мордкович Алгебра и начала математического анализа 10-11 класс. В двух частях ч2 учебник - М-2015

  3. Алимов Ш. А. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия.

  4. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни).10—11 классы. — М., 2014.






























Приложение 1.

Задание № 1


Студентам предлагается текст (Ксерокопии лежат на столах студентов), его нужно прочитать, правильно произнося числительные.


Текст


На протяжении 20 (двадцати) лет в 17 (семнадцатом) веке в разных странах, разными людьми был создан новый вычислительный аппарат на основе таблиц логарифмов. Таблицы десятичных логарифмов появились в 1620 (в тысяча шестьсот двадцатом) году. Они были составлены профессором Кембриджского университета Генри Бригсом. Эти таблицы содержали логарифмы чисел от 1 (одного) до 20000 (двадцати тысяч) и от 90000 (девяноста тысяч) до 100000 (ста тысяч). Продолжил работу голландский математик Андриан Влакк, который в 1628 (тысяча шестьсот двадцать восьмом) году издал свои таблиц логарифмов чисел от 1 (одного) до 100000 (ста тысяч). В России таблицы логарифмов впервые появились около 1700 (тысяча семисотого) года. Нынешние обучающиеся в возрасте 16-17 (шестнадцати-семнадцати) лет изучают логарифмы на уроках математики. (Показ презентации)




Задание № 2


Найти число, квадрат которого в произведении с 256 дает 1024?





























Приложение 2.


Задание № 7


Замените цифры словами. Отметьте примеры с числительными.


  1. переход ------------------------------------------

  1. житель--------------------------------------

  1. дом -----------------------------------------

1257 год ------------------------------------------------------------------------------------

  1. народ ----------------------------------------------------------------------------------

  1. высота ------------------------------------------------------------------------------

длиной в 3750 километров ------------------------------------------------------------

¾ территории --------------------------------------------------------------------------

1 ½ тонны -------------------------------------------------------------------------------

21 ¾ миллиона рублей -----------------------------------------------------------------
































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ