создание текстов разных стилей русского языка

Скачать материал

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное профессиональное

образовательное учреждение

«Беловский политехнический техникум»















РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ


Методические указания

по выполнению практических работ


для всех специальностей

технический профиль













Белово

2018

Составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», утвержденной методическим советом техникума. Протокол №___от«__» ____201_ г.


СОГЛАСОВАНО

на заседании ЦМК

ООП и ОГСЭД

Протокол №___от «__»__201_г.

Председатель ЦМК

____________М.И.Сюбаева


УТВЕРЖДАЮ

Начальник отдела по УМР и СМК ____________Е.П.Рогожникова

«___» ________201_г.


Рекомендованы методическим советом техникума в качестве методического обеспечения проведения практических занятий для студентов технического профиля по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Протокол №____ от «__» _________ 201__








Составитель

преподаватель

ГПОУ БлПТ М.И.Сюбаева



СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

Общие методические рекомендации и указания по выполнению практических работ

6

Практическая работа №1 Фонетические нормы русского языка

7

Практическая работа №2 Лексические и фразеологические средства русского языка.

10

Практическая работа №3 Особенности словообразования общеупотребительной и профессиональной лексики.

13

Практическая работа № 4. Синтаксический разбор предложения

16

Практическая работа № 5 Речевые ошибки в современном русском языке

20

Практическая работа № 6 Создание текстов разных стилей русского языка.

24

Список литературы



























ВВЕДЕНИЕ

Практические работы по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» составляют важную часть профессиональной практической подготовки студентов по техническим специальностям. Выполнение студентами практических работ направлено на формирование умений применять полученные знания на практике.

Количество часов и темы практических работ определены в рабочей программе по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи». Общее количество часов на практические работы - 10 .

Основные задачи курса русского языка в среднем специальном учебном заведении:

  • закрепить и углубить знания, развить умения студентов по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамот­ность студентов;

  • закрепить и расширить знания студентов о тексте, одновременно совершенствуя их умения передавать содержание прочитанного и прослу­шанного текста в виде плана, тезисов, конспекта, реферата, доклада, а также самостоятельно строить текст;

  • дать общие сведения о языке в соответствии с обязательным мини­мумом содержания среднего образования по русскому языку;

  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний студентов о стилях, их признаках, правилах их использования;

  • обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие студентами содер­жания литературного произведения через его художественно- языковую форму;

  • способствовать развитию речи и мышления студентов на межпред­метной основе, с учетом принципа профессиональной направленности пре­подавания общеобразовательных дисциплин.

Повторяя лексику словообразование, части речи, студенты будут обращаться к профессиональной лексике, к терминам; повторяя синтаксис – будут обращаться к типичным для данной профессии словосочетаниям, в том числе терминологическим, к синтаксическим структурам, наиболее типичным для текстов по данной специальности.

Совершенствование орфографических и пунктуальных умений и навыков осуществляется одновременно с работой над текстом, стилями речи, речевыми жанрами на том же дидактическом материале. Однако есть некоторые орфографические и пунктуационные трудности, с которыми студенты незнакомы, но которые профессионально значимы и потому требуют особого внимания.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Уметь

  • строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

  • анализировать свою речь с точки зрения нормативности, уместности и целесообразности;

  • устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

  • пользоваться словарями русского языка.

Знать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • оорфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Практические работы выполняются в отдельной тетради с титульным листом.

Оценки за выполнение практических работ выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости.

Состав заданий на каждую практическую работу спланирован таким образом, чтобы они были выполнены качественно большинством студентов из расчета по 1- 2 часа на каждое занятие.

Все задания профессионально ориентированы и подобраны с учетом знаний, полученных студентами при изучении УД «Русский язык и культура речи».

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

темы

п/п

Наименование

Кол-во часов

1.2

1

Фонетические нормы русского языка

2

2.2

2

Лексические и фразеологические средства русского языка.

2

3.1

3

Особенности словообразования общеупотребительной и профессиональной лексики.

2

4.1

4

Синтаксический разбор предложения

1

4.2

5

Речевые ошибки в современном русском языке

1

4.3

6

Создание текстов разных стилей русского языка.

2

Итого:

10 часов














Тема 1.2. Правила фонетики

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1

Тема: Фонетические нормы русского языка

Цель: формирование умений пользоваться орфоэпическими и орфографическими словарями.

Задачи:

1.Учиться использовать теоретический материал при выполнении практических заданий

2. Научиться определять фонетические процессы в области гласных и согласных

3. Научиться определять орфоэпические нормы в словах

Оборудование: МУ по выполнению практической работы, словари, раздаточный материал.

Ход работы:

  1. Проверка готовности к ПР: тестирование

  2. Выполнение заданий

Вариант 1

Задание 1. Расставьте ударение в следующих словах:

баловать

бомбардировать

вероисповедание

оптовый

добыча

договор

сироты

столяр

электропривод

дремота

заем

закупорить

звонить

избалованный

танцовщица

ходатайствовать

Технология выполнения:

1. 1. Прочитайте внимательно задание

1.2 Спишите слова

1.3 Используя орфоэпический словарь, расставьте ударения в данных словах

Задание 2. Распределите слова по 3-м столбикам:

1-случаи редукции, 2-оглушения, 3- озвончения.

Поршень, колпак, подшипник, просьба, молотьба, огород, глубь, косьба, женитьба, горючее, ловко, нарочно, кровь, конденсатор, ногти, описание, подход, водопровод, наладчик.

Технология выполнения:

2. 1. Прочитайте внимательно задание

2.2 Повторите фонетические процессы в области гласных и согласных

2.3 Начертите таблицу из трех колонок

2.4 Транскрибируя данные слова, распределите их в три столбика

2.5 Запишите слова и графически укажите фонетические процессы

Задание 3. Распределите заимствованные слова в два столбика:

1 -с твердыми согласными перед е; 2 - с мягкими согласными перед е.

Бартер, компьютер, академия, лидер, бизнес, лазер, вексель, музей, бутерброд, девальвация, продюсер, пресса, индексация, протекция, интервал, тезис, интеллект, термин, кодекс, тест.

Технология выполнения:

3. 1. Прочитайте внимательно задание

3.2 Используя орфоэпический словарь, определите мягкий и твердый вариант произношения данных слов

3.3 Начертите таблицу из двух колонок

3.4 Запишите слова в нужные столбики

Задание 4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных:

доска уголь

ведомость колесо

подшипник торг

сирота область

торт простыня

шарф прибыль

порт местность

Технология выполнения:

4. 1. Прочитайте внимательно задание

4.2 Повторите морфологические признаки имен существительных

4.3Поставьте каждое слово в форму родительного падежа множественного числа. Для образования «трудных слов» используйте орфоэпический словарь.

4.4 Запишите исходные слова и полученные формы слов

Задание 5. Запишите транскрипцию следующих слов: карьер, разрез, сентябрь, всё.

Технология выполнения:

5.1. Прочитайте внимательно задание

5.2. Вспомните правила транскрипции слов

5.3 Запишите исходные слова и их транскрипцию, посчитайте буквы и звуки


Вариант 2

Задание 1. Расставьте ударение в следующих словах:

пуловер красивее асбест

эксперт инструмент углубить

пиццерия квартал облегчить

диспансер жалюзи упрочить

щебень ржаветь нефтепровод

торты красивейший партер

Технология выполнения:

1. 1. Прочитайте внимательно задание

1.2 Спишите слова

1.3 Используя орфоэпический словарь, расставьте ударения в данных словах

Задание 2. Распределите слова по трем столбикам:

1-случаи редукции, 2-оглушения, 3 - озвончения:

Молоток, автомобиль, второй, кувшин, дисковод, зигзаг, программа, дорожка, футбол, каталог, сдача, сбор, косьба.

Технология выполнения:

2. 1. Прочитайте внимательно задание

2.2 Повторите фонетические процессы в области гласных и согласных

2.3 Начертите таблицу из трех колонок

2.4 Транскрибируя данные слова, распределите их в три столбика

2.5 Запишите слова и графически укажите фонетические процессы

Задание 3. Распределите заимствованные слова в два столбика:

1-с твердыми согласными перед е;

2- с мягкими согласными перед е:

Фанера, бассейн, декор, стенд, резюме, ателье, декада, девиз, декорация, кашне, интервью, компресс, неологизм, свитер, террор, протест, паштет, темп, синтез, тема, рельс, сейф.

Технология выполнения:

3. 1. Прочитайте внимательно задание

3.2 Используя орфоэпический словарь, определите мягкий и твердый вариант произношения данных слов

3.3 Начертите таблицу из двух колонок

3.4 Запишите слова в нужные столбики

Задание 4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных:

ров

яблоко

мощность

помидор

плоскость

носок

килограмм

чулок

лимон

уголь

туча

башня

Технология выполнения:

4. 1. Прочитайте внимательно задание

4.2 Повторите морфологические признаки имен существительных

4.3 Поставьте каждое слово в форму родительного падежа множественного числа. Для образования «трудных слов» используйте орфоэпический словарь.

4.4 Запишите исходные слова и полученные формы слов

Задание 5. Прочитайте слова, выберите правильный вариант и запишите его (используйте орфографический словарь):

инцидент- инциндент; прецедент- пренцедент; компрометировать-компроментировать; перспектива - переспектива; жаждущий - жаждующий; будущий - будующий; чрезвычайный- черезвычайный; маразм- амаразм; лекторы - лектора; шоферы - шофера.

Технология выполнения:

5.1. Прочитайте внимательно задание

5.2. Используя орфографический словарь, выберите правильный вариант

5.3 Запишите правильные варианты слов

Контрольные вопросы:

1.Что такое фонема?

2.Чем фонема отличается от буквы?

3.Каков порядок у фонетического разбора?

3.Как определяются орфоэпические нормы?

Форма отчетности: письменная работа, оформленная в тетради для практических работ


Тема 2.2. Фразеологические единицы русского языка

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2

Тема: Лексические и фразеологические средства русского языка.

Цель: формирование умения использования фразеологизмов в речи

Задачи:

1.Научиться находить фразеологизмы в тексте

2. Научиться подбирать синонимы и антонимы к фразеологизмам

Оборудование: МУ по выполнению практической работы, раздаточный материал, конспекты лекций

Ход работы:

1.Проверка готовности к ПР: тестирование

2.Выполнение заданий

Вариант I

Задание 1 Из приведенных словосочетаний выделите:

а) свободные словосочетания; б) фразеологические.

Кукольный театр, театр военных действий; белое полотно, белые стихи; бабье лето, знойное лето; красный зверь, красный сарафан; на рыбьем меху, рыбьи глаза; волчьи повадки, волчьи ягоды; глубокий колодец, глубокая старость; бархатная юбка, бархатный сезон.

Технология выполнения:

1. 1. Прочитайте внимательно задание

1.2. Повторите понятия «фразеологизм», «свободное словосочетание»

1.3. Прочитайте фразеологизмы

1. 4. Определите прямое и переносное значение данных выражений

1.5. Запишите приведенные словосочетания в два столбика

1.6. Используйте словарь фразеологизмов

Задание 2 Прочитайте фразеологизмы, пришедшие в общелитературный язык из профессиональных сфер. Определите, какие из них связаны с ремеслом сапожников, кузнецов, портных, со столярным и плотничьим делом, с судопроизводством, с профессиями военных, моряков, актеров.

Ковать железо пока горячо; шито белыми нитками; два сапога пара; снять стружку; на живую нитку; круговая порука; играть комедию; встретить в штыки; сесть на мель; разделать под орех; в подметки (кому-то) не годиться; доводить до белого каления; на всех парусах; сойти со сцены; положить под сукно; вынужденная посадка; принять бой; петь не своим голосом.

Технология выполнения:

2. 1. Прочитайте внимательно задание

2.2. Прочитайте фразеологизмы

2.3 Определите группы профессиональных слов

2.4 Запишите, после каждого фразеологизма в скобках укажите значение.

Задание 3 Найдите объяснение каждому фразеологическому обороту.

Клевать носом; идти в ногу; вставлять палки в колеса; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трех соснах.

Для справок. Трусливый человек; дремать; мешать; робкий человек; быть самым главным; действовать согласованно; не суметь разобраться в чем-то простом.

Технология выполнения:

3. 1. Прочитайте внимательно задание

3.2. Повторите понятия «фразеологизм», «синоним»

3.3. Прочитайте фразеологизмы

3. 4.Запишите в столбик каждый фразеологизм

3.5.Подберите синонимы к данным фразеологизмам

3.6.Используйте словарь фразеологизмов

Задание 4 Укажите фразеологические обороты, являющиеся синонимами.

Дать нагоняй; молоть вздор; намылить шею; молоть ерунду; без году неделя; во все лопатки; кот наплакал; сломя голову.

Технология выполнения:

4.1. Прочитайте внимательно задание

4.2 Повторите понятия «фразеологизм», «синоним»

4.3 Допишите пару к фразеологизмам, используя данные фразеологизмы.

Задание 5 Какими членами предложения являются выделенные фразеологизмы:

Оставшийся овёс хранили к началу весенних работ как зеницу ока. Главную роль играл талантливый молодой красавец Курский, для которого она стала лебединой песнью. Механик Тарасов, можете вообразить себе, и в ус не дует.

Технология выполнения:

5.1. Прочитайте внимательно задание

5.2 Определите значение данных фразеологизмов

5.3 Определите синтаксическую роль данных фразеологизмов

5.4 Спишите предложения и подчеркните фразеологизмы (как единый член предложения)


Вариант II

Задание 1 Замените фразеологические обороты словами-синонимами.

В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.

Слова для справок. Быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.

Технология выполнения:

1. 1. Прочитайте внимательно задание

1.2. Повторите в теоретической части понятия «фразеологизм», «синоним»

1.3. Прочитайте фразеологизмы

1. 4.Запишите в столбик каждый фразеологизм

1.5.Подберите синонимы к данным фразеологизмам

1.6.Используйте словарь фразеологизмов

Задание 2 Укажите вначале фразеологизмы со значением 'бездельничать', затем со значением 'обманывать' и, наконец, со значением 'быстро'.

Сломя голову; сидеть сложа руки; втирать очки; во все лопатки; лодыря корчить; бить баклуши; водить за нос; во весь дух; собак гонять; вводить в заблуждение; высунув язык; со всех ног.

Технология выполнения:

2.1. Прочитайте внимательно задание

2.2 Определите значение данных фразеологизмов

2.3 Разделите данные фразеологизмы на три группы и запишите их

Задание 3 Укажите вначале фразеологические обороты со словами-антонимами, затем — с синонимами.

Нет худа без добра; ум за разум заходит; из огня да в полымя; всеми правдами и неправдами; вопрос жизни и смерти; и стар и млад; ни сыт ни голоден; переливать из пустого в порожнее; черным по белому; с больной головы да на здоровую; ни конца ни краю; вокруг да около; цел и невредим; от мала до велика.

Технология выполнения:

3.1. Прочитайте внимательно задание

3.2. Повторите понятия «синоним» и «антоним»

3.3. Выполните задания, используя фразеологический словарь

Задание 4

Сгруппируйте данные ниже фразеологические обороты в три синонимических ряда: первый—со значением 'похожи друг на друга', второй—'ничем не выдающийся, средний, посредственный человек', третий — 'очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть'.

Ни рыба ни мясо, стреляный воробей, два сапога пара, ни богу свечка ни черту кочерга, одним миром мазаны, ни то ни се, тертый калач, одного поля ягода.

Технология выполнения:

4.1. Прочитайте внимательно задание

4.2 Определите значение данных фразеологизмов

4.3 Разделите данные фразеологизмы на три группы и запишите их

Задание 5 Какими членами предложения являются выделенные фразеологизмы?

  1. Мастер участка мелким бесом рассыпался перед приемной комиссией, низко кланяясь и улыбаясь.

  2. В ту пору маркшейдер Степан держался в стороне от товарищей и слыл среди них за человека себе на уме.

  3. Да, злые языки программистов страшнее пистолета!

Технология выполнения:

5.1. Прочитайте внимательно задание

5.2 Определите значение данных фразеологизмов

5.3 Определите синтаксическую роль данных фразеологизмов

5.4 Спишите предложения и подчеркните фразеологизмы (как член предложения)

Контрольные вопросы

1. Как найти фразеологизм в тексте?

2.Каким членом предложения является он в нём?

3.Где могут быть использованы фразеологизмы?

4.В чём их значение?

Форма отчетности: письменная работа, оформленная в тетради для практических работ


Тема 3.1.Стилистические возможности словообразования.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 3

Тема: Особенности словообразования общеупотребительной и профессиональной лексики.

Цель: формирование умений употреблять словообразование в речи

Задачи:

1. Научиться правильно употреблять нормы словообразования применительно к общеупотребительной и профессиональной лексике;

2. Научиться употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста.

Оборудование: МУ по выполнению практической работы, орфографические словари, раздаточный материал.

Ход работы:

1.Проверка готовности к ПР: тестирование

2.Выполнение заданий

Вариант 1

Задание 1 В данных примерах укажите, где имеются новые слова, образованные от первого слова каждой группы, и где – лишь формы этого слова:

1) берёза – березовый, березняк, березу, подберезовик;

2) звонить – звоню, звонят, звонок;

3) гора – горный, гористый, горы;

4) красный – краснеть, краснота, красное, краснее;

5) новый – новейший, новые, новость, новизна, новинка, обнова;

Технология выполнения:

    1. Прочитайте внимательно задание

    2. Повторите понятия «новое слово» и «форма слова»

    3. Спишите слова, выполняя задание

Задание 2 От данных слов образуйте другие (при помощи приставок, суффиксов, сложения основ и чередования звуков).

Везти, гора, машина, разрез производить, шахта, сухой, запрет, круг, Древняя Русь, Дальний Восток.

Технология выполнения:

    1. Прочитайте внимательно задание

    2. Повторите правила словообразования

    3. Запишите исходные слова и образованные разными способами словообразования парные им слова

Задание 3 Прочитайте предложения и укажите слова, которые образованы неправильно. Перепишите, исправляя ошибки.

1) Печорин не раз проявлял бесстрашность.

2) Равнодушество охватило Евгения.

3) Устои темного царства спошатнулись.

4) Успех первых пьес значительно упрочнил положение драматурга.

5) Бригада, бессомненно, вовремя закончит ремонт двигателя.

Технология выполнения:

3.1 Прочитайте внимательно задание

3.2 Повторите тему «речевые ошибки»

3.3 В каждом предложении найдите ошибки и исправьте их

3.4 Запишите полученные предложения

Задание 4 Выпишите слова и словосочетания, связанные с Вашей будущей профессией, подчеркните сложные слова и сделайте морфемный разбор

Подвесной потолок, нагревательный прибор, оконный уплотнитель,

огнеупорный кирпич, электрооборудование, машиностроительный, стеклоочиститель, светодальномер, микропроцессор, операционная система, модульное программирование, драйвер, ипотека, сертификат, кредит, металлоискатели, монтажно-ремонтные работы, регенерация суспензии, отвалообразование, газовыделение, штольня, экскаватор, верхолазные работы.

Технология выполнения:

4.1 Прочитайте внимательно задание

4.2 Выпишите Ваши профессиональные слова

4.3 Произведите морфемный разбор сложных слов (т.е. по составу).


Вариант 2

Задание 1 От данных слов образуйте другие (при помощи приставок, суффиксов, сложения основ или чередования звуков).

Учет, горная добыча, уголь, компьютер, песок, сварить, рассказ, работа, упаковывать, подписать, человек, руль, одинокий, огород, глина, проводить воду, пить чай.

Технология выполнения:

    1. Прочитайте внимательно задание

    2. Повторите правила словообразования

    3. Запишите исходные слова и образованные разными способами словообразования парные им слова

Задание 2 Образуйте от следующих слов все возможные однокоренные слова: дом, уголь, чудо, машинный, жить, делать.

Технология выполнения:

2.1 Прочитайте внимательно задание

    1. Повторите правила словообразования

2.3 Повторите понятие «однокоренное слово»

2.4 Используйте словообразовательный словарь

2.5 Запишите исходные слова и образованные разными способами словообразования однокоренные слова

Задание 3 Выпишите слова и словосочетания, связанные с Вашей будущей профессией, подчеркните сложные слова, сделайте морфемный разбор.

Месторождение, карьер, бульдозер, взорванные породы, квершлаг, абразивность, взрывобезопасность, флотация углей, металлоискатели, регенерация, компрессор, теплопередача, модем, компилятор, лицензия, масштаб, компаратор, протектор, редуктор, электрооборудование, смесеобразование, штуцер, шестерня, сопротивление, изоляция, керамическая плитка, вырытый котлован, огнеупорный кирпич, мансарда.

Технология выполнения:

3.1 Прочитайте внимательно задание

3.2 Выпишите Ваши профессиональные слова

3.3 Произведите морфемный разбор сложных слов (т.е. по составу).

Задание 4 Определите, к какой части речи относятся слова:

Молодой рабочий не успел выполнить дневной план. Рабочий костюм был куплен в ближайшем магазине.

Директор фирмы улыбался, благодаря мастера за ремонт компьютера.

Благодаря стараниям строителей крыша дома была отремонтирована в срок.

Технология выполнения:

4.1 Прочитайте внимательно задание

4.2 Спишите предложения.

4.3 Повторите понятие «омонимы»

4.4 Определите части речи подчеркнутых слов в предложениях.

4.5 Над подчеркнутым словом сверху укажите часть речи.

Контрольные вопросы

  1. Что такое «новое слово» и «форма слова»?

  2. Какие правила словообразования есть в русском языке?

  3. В чём особенность нахождения речевых ошибок в предложениях?

  4. Как определяется часть речи в словах-омонимах?

Форма отчетности: письменная работа, оформленная в тетради для практических работ


Тема 4.1 Выразительные возможности рус­ского синтаксиса

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 4

Тема: Синтаксический разбор предложения

Цель: формирование умений по синтаксическому разбору предложений.

Задачи:

    1. Научиться правильно производить синтаксический разбор предложения

    2. Научиться комбинировать сложноподчиненные предложения с разыми видами придаточных предложений

Оборудование: МУ по выполнению практической работы, раздаточный материал.

Ход работы:

1.Проверка готовности к ПР: тестирование

2.Выполнение заданий

Вариант 1

Задание 1

Сделайте синтаксический разбор всех словосочетаний, имеющихся в предложениях:

  1. Наступили сильные холода, и монтажные работы прекратились.

  2. Толпа напоминала тёмный вал океана.

Технология выполнения:

    1. Прочитайте внимательно задание

    2. Повторите понятие «словосочетание»

    3. Повторите тему «Виды словосочетаний»

    4. Спишите первое предложение.

    5. Выпишите все словосочетания

    6. Графически выделите главное и зависимое слова, определите части речи

    7. Разберите их, определяя виды связи по главному и по зависимому словам

    8. Спишите второе предложение.

    9. Повторите пункты 1.6 и 1.7

Задание 2

Прочитайте. Укажите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений. Перепишите, исправляя данные примеры.

  1. Книга рассказывает нам интересную историю жизни людей, которую подарил мне товарищ.

  2. С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами.

  3. Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни.

  4. В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась, что переправа ещё не налажена.

  5. Туристы свернули в лес, который тянулся до реки, по которой ходили пароходы.

Технология выполнения:

2.1 Прочитайте внимательно задание

2.2 Повторите тему «Сложноподчиненное предложение»

2.3 Внимательно прочитайте данные предложения и определите место придаточного предложения

2.4 Запишите полученные предложения

2.5 Расставьте знаки препинания


Вариант 2

Задание 1

Сделайте синтаксический разбор всех словосочетаний, имеющихся в предложениях:

  1. Компьютерный человек способен покорить время.

  2. Горняки не ощущали недостатка времени.

Технология выполнения:

    1. Прочитайте внимательно задание

    2. Повторите понятие «словосочетание»

    3. Повторите тему «Виды словосочетаний»

    4. Спишите первое предложение.

    5. Выпишите все словосочетания

    6. Графически выделите главное и зависимое слова, определите части речи

    7. Разберите их, определяя виды связи по главному и по зависимому словам

    8. Спишите второе предложение.

    9. Повторите пункты 1.6 и 1.7

Задание 2

Из трех простых предложений сделайте одно сложноподчиненное и подчеркните подлежащее и сказуемое.

Образец: Читатель, вероятно, уже догадался. Дочь Кирилы Петровича есть героиня нашей повести. О дочери Кирилы Петровича сказали мы ещё только несколько слов (что …, который …).­Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирилы Петровича, о которой сказали мы ещё только несколько слов, есть героиня нашей повести. (П.)


1) Неприятель открыл пулемётный огонь. Мы бросились к железнодорожной насыпи. Насыпь представляла хорошее прикрытие (когда …, которая …). 2)Оратор кончил речь. Раздались дружные и громкие аплодисменты. Они долго не прекращались, несмотря на звонок председателя (когда …, которые …). 3) Дождик захватил нас. Мы уже повернули в берёзовую аллею. Аллея вела к даче нашего приятеля (когда…, которая …). 4) Ребята поедут в воскресенье на прогулку к морю. Они обязательно зайдут к рыбакам. Рыбаки всегда гостеприимно встречают их (если …, то …, которые …).

Технология выполнения:

2.1 Прочитайте внимательно задание

2.2 Повторите тему «Сложноподчиненное предложение»

2.3 Внимательно прочитайте данные предложения и определите место придаточных предложений

2.4 Запишите полученные предложения

2.5 Расставьте знаки препинания

2.6 Подчеркните подлежащее и сказуемое.

Контрольные вопросы:

  1. Что называется словосочетанием?

  2. Каковы виды связи в словосочетаниях?

  3. Какое предложение называется СПП?

  4. Как называются части СПП?

  5. Какие виды придаточных предложений в СПП?

  6. Какие союзы и союзные слова связывают части СПП?

  7. Какие знаки препинания ставятся перед этими союзами?

Форма отчетности: работа, оформленная в тетради для практических работ


Тема 4.2.Речевое мастерство

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 5

Тема: Речевые ошибки в современном русском языке

Цель: Формирование умения находить и исправлять ошибки в тексте.

Задачи:

1.Научиться соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов.
2.Научиться исправлять нарушения синтаксических норм.
Оборудование: МУ по выполнению практической работы, раздаточный материал.

Ход работы:

1.Проверка готовности к ПР: тестирование

2.Выполнение заданий

Вариант 1

Задание 1.Близкие по звучанию, но разные по значению слова называются паронимами. Для того, чтобы проверить, можете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух, данных в скобках.

  1. Один берег реки был луговой, а другой — (глини­стый — глиняный).

  2. После десятимесячного возраста ребенка перевели на (искусное — искусственное) вскармливание.

  3. Мы живем в одном доме, но на (разных — раз­личных) этажах.

  4. В квартире нужно было (провести — произвести) ремонт.

  5. На поляне мы увидели высокий (земельный — земляной) холм.

  6. Давайте найдем в себе (скрытые — скрытные) резервы и доберемся до вершины.

  7. С (особым — особенным) удовлетворением механик отметил успехи нового слесаря.

  8. Программисту была (предоставлена — представлена) воз­можность поехать на конкурс.

  9. Знаток во всем, он все же был (невежей — невеж­дой) в живописи.

  10. Помещики жестоко обращались со своими (при­дворными — дворовыми).

Технология выполнения:

1.1 Прочитайте внимательно задание

1.2 Повторите тему «Паронимы»

1.3 Внимательно прочитайте данные предложения

1.4 Определите правильный вариант данных предложений

1.5 Запишите полученные предложения


Задание 2 Устраните ошибки, связанные с многозначностью. Исправьте и другие речевые недочеты.

  1. Строители прошли деревню. 2. Иванов снова прослушал правила по технике безопасности. 3. Весь механизм двигателя запущен полностью. 4. Некоторые технологии, конечно, загрязняют окружающую среду, но работа в этом направлении ведется, и немалая. 5. На лекции программист всегда покажет и расскажет много интересных вещей, с которыми мы до него не сталкивались.

Технология выполнения:

2.1 Прочитайте внимательно задание

2.2 Повторите тему «Речевые ошибки»

2.3 Внимательно прочитайте данные предложения

2.4 Найдите речевой недочет

2.5 Определите правильный вариант данных предложений

2.6 Запишите полученные предложения


Вариант 2

Задание 1. Близкие по звучанию, но разные по значению слова называются паронимами. Для того, чтобы проверить, можете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух, данных в скобках.

  1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент — абонемент).

  2. В этот день работник услышал много (обидных — обидчи­вых) слов.

  3. Любой (поступок — проступок) заслуживает осуж­дения.

  4. «Все вокруг привлекательно: и (близкие — ближние) и (далекие — дальние) холмы»,- сказал маркшейдер .

  5. Студент-горняк быстро (усвоил — освоил) материал.

  6. Молодой рабочий (усвоил — освоил) профессию механика.

  7. Строитель отвечал на вопросы с каким-то (винова­тым — виновным) видом.

  8. Мать приготовила (сытый — сытный) завтрак.

  9. В новых кварталах города находятся самые (высо­кие — высотные) дома.

  10. (Болотистый — болотный) ил является отличным удобрением.

Технология выполнения:

1.1 Прочитайте внимательно задание

1.2 Повторите тему «Паронимы»

1.3 Внимательно прочитайте данные предложения

1.4 Определите правильный вариант данных предложений

1.5 Запишите полученные предложения

Задание 2 Устраните ошибки, связанные с многозначностью. Исправьте и другие речевые недочеты.

1. Ученые не согласились с этим, так как угроза экологии слишком велика. 2. Прораб не просто не соглашается с мастером участка, но и доказывает, что его мнение ошибочно. 3. Все мы должны поддаваться дискуссированию. 4. Если преследовать идеи этих людей, мы будем молчать. 15. В прочитанном автором тексте затрагивается очень интересная проблема, над которой можно рассуждать и философствовать бесконечно.

Технология выполнения:

2.1 Прочитайте внимательно задание

2.2 Повторите тему «Речевые ошибки»

2.3 Внимательно прочитайте данные предложения

2.4 Найдите речевой недочет

2.5 Определите правильный вариант данных предложений

2.6 Запишите полученные предложения

Контрольные вопросы:

  1. Что называется паронимом?

  2. Какие речевые ошибки и недочеты существуют в русском языке?

  3. На какие виды делятся речевые ошибки?

Форма отчетности: работа, оформленная в тетради для практических работ



Тема 4.3 Особенности по­строения текстов разных стилей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6

Тема: Создание текстов разных стилей русского языка.

Цели: Отработка навыков работы с текстом

Задачи:

1. Научиться находить характерные для каждого стиля признаки.

2. Научиться создавать тексты разных стилей русского языка.

Оборудование: МУ по выполнению практической работы, раздаточный материал.

Ход работы:

1.Проверка готовности к ПР: тестирование

2.Выполнение заданий



Вариант 1

Задание 1. Определите, к какому стилю относятся приведённые ниже стили. Спишите. Сделайте стилистический разбор текстов по следующей схеме:

1.Функциональный стиль (научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный).

2.Сфера применения (научная статья, отрывок из литературного произведения, заявление и т.п.).

3.Цель, которая ставится перед читателем, слушателем.

4.Характерные особенности данного стиля.

Текст 1.

Профиль «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» предусматривает получения знаний не только по программированию и комплексной разработке программного обеспечения, но изучение математических, технических, организационных и правовых дисциплин.

Текст 2.

Легко сказать: писать! На это нужен навык, нужна какая-то сноровка. Конечно, это вздор, но всё-таки нужно! Вот я! Говорить я, хоть завтра, а примись писать, и бог знает что выходит. А ведь не дурак, кажется. Да вот и вы. Ну, как вам писать!

(А. Островский)

Текст 3.

Профессия «Строитель» — самая мирная и самая созидательная профессия нашего общества. А ещё она относится к числу самых нужных и важных профессий на Земле.

Текст 4.

Глобальное техническое развитие получил автомобиль, который когда-то был предметом роскоши, а теперь стал всего лишь средством передвижения. В некоторых странах мира теперь количество личного автотранспорта близится к числу совершеннолетних граждан.

Текст 5

Традиционно шахтой называется предприятие по подземной добыче каменного угля или горючих сланцев, в России существуют шахты для подземной добычи тяжёлой нефти . При добыче подземным способом руды шахту называют рудни́к

Текст 6

Горные работы, производимые непосредственно с земной поверхности, с целью добывания горных пород и создания различных выемок и котлованов, называются открытыми горными работами (ОГР).

Технология выполнения:

1.1 Прочитайте внимательно задание

1.2 Повторите тему «Функциональные стили русского языка»

1.3 Внимательно прочитайте данные тексты

1.4 Определите стиль

1.5 Спишите по одному все тексты, производя стилистический разбор каждого по данной схеме

Задание 2. Составить устно один из видов текста к русской народной сказке «Репка».

1. Статья «Роль размеров репки в формировании сплоченного коллектива».

2. Доверенность на хранение урожая.

3. Объяснительная записка внука, не участвовавшего в сборе урожая.

4. Репортаж с места события.

5. Интервью участников события.

6. Диалог с соседом

Технология выполнения:

2.1 Прочитайте внимательно задание

2.2 Вспомните русскую народную сказку «Репка»

2.3 Объединитесь в микрогруппу по 2-4 человека

2.4 Выберите один из видов текста

2.5 Составьте один текст сказки согласно поставленному заданию.

2.6 Зачитайте полученную сказку


Вариант 2

Текст 1

Когда стены и крыша дома готовы, к работе приступают штукатуры и маляры, которые выравнивают и красят стены и потолки. Плотники устанавливают окна и двери, настилают полы. Электрики прокладывают электропроводку, а сантехники оборудуют дом водопроводом и отоплением. Командует всей стройкой инженер-строитель, которого еще называют «производитель работ», или сокращенно «прораб».

Текст 2

Шахта — механизированное и автоматизированное предприятие, оснащенное производительными машинами и механизмами для добычи и транспортировки полезного ископаемого, проведения горных выработок, водоотлива и вентиляции. Срок службы шахт, отрабатывающих мощные месторождения, достигает 50—70 лет и более.

Текст 3

Самое главное правило для мастеров по ремонту авто – это ремонтировать любой автомобиль, словно ты его владелец, как в народе говорят «сделать работу, как для себя». Мастер должен думать о безопасности участников дорожного движения. Точнее, о том, какие могут быть последствия ремонта, должен заранее учесть, как транспортное средство может повести себя на дороге после осуществлённой им работы.

Текст 4

Развитие информационных технологий в современном мире, сопровождается непрерывным ростом потребности в специалистах, способных разрабатывать новые программы или модифицировать имеющиеся.

Текст 5

Прошу Вас предоставить мне недельный отпуск для поездки домой по семейным обстоятельствам. Прилагаю письмо с сообщением о болезни отца (подпись).

Текст 6

Обогащением полезных ископаемых принято называть совокупность операций механической обработки полезного ископаемого с целью получения продуктов, годных для использования в народном хозяйстве.


Технология выполнения:

1.1 Прочитайте внимательно задание

1.2 Повторите тему «Функциональные стили русского языка»

1.3 Внимательно прочитайте данные тексты

1.4 Определите стиль

1.5 Спишите по одному все тексты, производя стилистический разбор каждого по данной схеме

Задание 2. Составить устно один из видов текста к русской народной сказке «Репка».

1. Статья «Роль размеров репки в формировании сплоченного коллектива».

2. Доверенность на хранение урожая.

3. Объяснительная записка внука, не участвовавшего в сборе урожая.

4. Репортаж с места события.

5. Интервью участников события.

6. Диалог с соседом

Технология выполнения:

2.1 Прочитайте внимательно задание

2.2 Вспомните русскую народную сказку «Репка»

2.3 Объединитесь в микрогруппу по 2-4 человека

2.4 Выберите один из видов текста

2.5 Составьте один текст сказки согласно поставленному заданию.

2.6 Зачитайте полученную сказку

Контрольные вопросы:

  1. Что называется функциональным стилем речи?

  2. На какие две группы делятся функциональные стили речи?

  3. Какие стили относятся к книжным?

  4. Какова сфера применения каждого стиля речи?

  5. Каковы особенности каждого стиля речи?

Форма отчетности: работа, оформленная в тетради для практических работ



Список литературы

Основная литература:

  1. Антонова, Е.С., Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс] / Е.С.Антонова, Т.М.Воителева. - М.: «Академия», 2015- 319 с.

  2. Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]/ Н.В. Кузнецова.– М.:ФОРУМ: ИНФРА-М,2015- 367 с.

Дополнительная литература:

3. Л.А.Введенская, Л.Г. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. [Электронный ресурс] / Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева.- «Феникс», 2015- 347с.


Интернет – ресурсы

1. Энциклопедия «Языкознание» [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.russkiyjazik.ru, свободный. – Загл. с экрана.

3. Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.uchportal.ru, свободный. – Загл. с экрана.






















ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ


Содержание изменения

Основание

Дата внесения

1




2




3




4




5




6




7




8




9




10




11




12




13




14




15




16




17




18




19




20




21




22




23




24




25




26




27




28






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ