Урок русского языка во 2 классе


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 ИМЕНИ

ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЭДУАРДА ДМИТРИЕВИЧА ПОТАПОВА»












Глагол.


Урок во 2 классе по УМК "Перспектива".





Зацепина Елена Михайловна





  1. Климанова, Л. Ф. Русский язык : учеб. для общеобразоват. учреждений. 2 класс / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2014.

  2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014.











Цель: создание условий для формирования умений обучающихся находить и употреблять глаголы в речи.

Задачи:

  • осуществлять систематизацию имеющихся знаний о глаголе: развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, образовывать и изменять глагольные формы, находить в предложении грамматическую основу;

  • способствовать развитию умения в определении частей речи, постановки к ним вопросов, составлении словосочетаний и предложений;

  • формировать развитие речи обучающихся при работе над обогащением словарного запаса умением логически излагать свои мысли;

  • содействовать развитию интереса к изучению русского языка, литературного чтения , ОПК, окружающего мира;

  • способствовать развитию орфографической памяти и зоркости обучающихся, формированию навыков графически правильного, чёткого и достаточно скоростного письма;

  • воспитывать аккуратность при выполнении работы.

  • Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний.

  • Формы работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах, групповая работа.

  • Планируемые результаты:

  • Предметные: усвоение главных понятий курса русского языка (морфологических, синтаксических, лексических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции; знание особенностей глагола как части речи; нахождение грамматической основы предложения.

  • Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план; осознание значимости речи, потребности в систематическом изложении мыслей в письменной форме, важности и необходимости помощи нуждающимся в ней; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.


  • Универсальные учебные действия (метапредметные) (УУД):

  • Познавательные: общеучебные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические – установление соответствия между подлежащим и сказуемым по вопросам, осмысление алгоритма синтаксического анализа грамматической основы предложений.

  • Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватное восприятие оценки учителя; оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки (самооценки, взаимооценки), самоконтроля.

  • Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать; формулирование собственного мнения и позиции; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (навыков сотрудничества); задавание вопросов; владение диалогической формой речи.

  • Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, ОПК (умение устанавливать соответствие).

  • Основное содержание темы, понятия и термины: грамматическая основа, подлежащее, сказуемое, существительное, глагол.

  • Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска. Электронное приложение к учебнику Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г. Русский язык. 2 класс, интерактивная презентация к уроку.

ХОД   УРОКА

1. Организационный  момент.

- Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок, начинаем урок. СЛАЙД 1.

Проверьте, вы готовы к уроку? Если порядок на столе, то и порядок в голове. Садитесь.

Каждый день всегда, везде

На уроках и в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

- Ребята, посмотрите на экран. У нас в гостях Солнышко. СЛАЙД 2 .


А какое настроение у нашего гостя? ( Ответы детей.)

 - Вот и я пожелаю, чтобы у вас было хорошее настроение. Пусть сегодняшний день принесет нам всем радость общения. Успехов вам и удач!

Обратите внимание на свою осанку. Выпрямите спинки, сядьте ровно. Локти на столе. Следите за посадкой на протяжении урока.

СЛАЙД 3.

2. Минутка  чистописания.

    

- Откройте тетради, запишите число. Приступим к чистописанию. СЛАЙД 4.




НА ДОСКЕ:

Обратите на соединения последовательности и буквосочетаний, продолжайте писать, делая правильный наклон. Правый верхний угол тетради "смотрит" в окошко.

Следите за посадкой!







3. Словарная работа. Картинный диктант.

Приступим к словарному диктанту.  Запишите слова, используя изображения. Начинаем писать с заглавной буквы, с новой строки, в конце не забудьте поставить точку. СЛАЙД 5.

 В…р…бей, с…рока, п…тух, в…рона, жав…р…нок.

Поставьте ударение, подчеркните орфограммы. Взаимопроверка.


Проверьте и оцените друг друга, обменявшись тетрадями.

Оценку поставьте в виде СМАЙЛИКА.


-Я доволен результатом (Работа выполнена без ошибок).

- При выполнении задания у меня появились сомнения. Есть некоторые ошибки.

- Мне было трудно выполнить.


Сверьте с доской. СЛАЙД 6.


- Какое слово лишнее? (проворонила)  Почему? (Это глагол).




4. Сообщение темы урока.

- Как бы вы определили тему урока? (Глагол.)

СЛАЙД 7.- Какая цель нашего урока? (Закрепить знания о глаголе.)

- О чем мы будем говорить на уроке ? (Ответы детей: что такое глагол, что обозначает, на какие вопросы отвечает, как может изменяться.)












СЛАЙД 8.

- А теперь вспомните скороговорку со словом ПРОВОРОНИЛА.

ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЕНКА..

- Проговорите быстро.

- Что значит «проворонила»? (Потеряла или упустила ворона вороненка.)

- В чем смысл скороговорки? (Родители должны смотреть за детьми.)


5. Орфографическая работа.


- Какими словами являются слова скороговорки?

ОДНОКОРЕННЫМИ ИЛИ РОДСТВЕННЫМИ.

- Назовите общее свойство однокоренных слов. (Общий корень.)

- Что такое корень?

- Запишите и выделите общую часть родственных слов КОРЕНЬ.

(Запись на интерактивной доске.) СЛАЙД 9.


ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЕНКА.


6. Самоопределение к деятельности.


- Мы сейчас говорили о птицах.

- Какие весенние праздники чествуют птиц?

- Почему? ( ОТВЕТЫ.)

Учитель:

Любимым украшением весеннего праздника, такого как БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ стал образ птицы!

- В какой день отмечают это событие?

7 апреля « Благовещение Пресвятой Богородицы». СЛАЙД 10.

РАССКАЖИТЕ об этом празднике. (Ответы детей).

Господь повелел Архангелу Гавриилу идти в Назарет Галилейский к Деве Марии, обрученной старцу Иосифу, и нести Ей благую весть... Архангел Гавриил и приветствовал Ее словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами».


Она увидев Ангела, смутилась от слов его. Ангел сказал Ей: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать от Бога; и вот зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь имя Ему Иисус; Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего.

Так узнала Дева Мария от Архангела Гавриила Благую весть о том, что станет Матерью Бога. Само слово «Евангелие» означает в переводе с греческого языка – «Благая весть». Архангел Гавриил Явился к Деве Марии с цветком белой лилии в руке. В христианстве белая лилия, как символ чистоты и непорочности, является цветком Девы Марии.

Учитель:

Дух святой сходил с Небес в виде голубя. Голубь — птица необыкновенная: чистая, миролюбивая, кроткая. Люди выпускали певчих птиц из клеток на волю. Отпущенные в небо, они находят потом дорогу домой. Это знак того, что все живое радуется освобождению от греха. В этот день никто не работал. Есть поговорка, что на Благовещение даже птицы не вьют гнезд. Все живое радуется вести о пришествии Бога.


Образ птицы - украшение ещё одного весеннего праздника 22 марта - день памяти «Сорока мучеников» (Сороки). СЛАЙД 11.


РАССКАЖИТЕ об этом празднике. (Ответы детей).

В Армении были взяты под стражу 40 воинов. Они были сильные и мужественные войны. Когда их завели в покрытое льдом озеро и оставили на всю ночь, мученики, претерпевая ужасный холод, непрестанно молились Богу, прося у Него помощи и утешения. А на берегу их ждала баня, жарко натопленная мучителями, чтобы сломить их дух и вынудить поклониться идолам. И один не выдержал. Простояв до полуночи в ледяной воде, он побежал к бане, но на ее пороге умер. Малодушие его не спасло от смерти.

И вот в третьем часу ночи воинов Христовых покрыл свет, как бы солнечный, и согрел воду и воздух. Это видел лишь начальник темницы, так как  все стражники уснули. 

 Взглянув на небо, он увидел 39 венцов, сходящих на головы святых. Тотчас он уверовал во Христа и вошел в озеро и присоединился к мученикам. Утром всех вывели из озера и продолжили мучить.

Мужественно перенося новые пытки, воины Христовы победили в своем последнем бою – до смерти остались верны Господу.

Учитель: В старину на Сороки пекли печенье в виде птичек. Сорок штук. Дети крепили их на прутики, забирались на высокие заборы, пригорки и закликали птиц. СЛАЙД 12.

Жавороночки, солетайтеся!

Солетайтеся, сокликайтеся!

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите!

Учитель:

- О ком говорится в стихотворении? (О жаворонках).

- К каким же действиям их призывают?

(Солетайтесь, сокликайтесь, унесите, принесите.)

- К какой части речи относятся эти слова? (Глагол.)

- В форме какого числа стоят эти глаголы? (Множественного.)

- На какой вопрос отвечают слова? (Что делайте?)

7. Физкультминутка. СЛАЙД 13.



Вот летит большая птица,

Плавно кружит над рекой. (Движения руками, имитирующие махи крыльями.)

Наконец, она садится

На корягу над водой. (Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.)




8. Продолжение работы по теме урока.


Учитель:


- Сегодня на уроке мы повторяем изученный ранее материал по теме «Глагол».

В стране «Речь» уже есть область «Имя существительное», а сейчас мы отметим область «Глагол». СЛАЙД 14.

Слова, которые живут в ней, ужасно разговорчивы. Они очень любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают слова области Имя Существительное. Стоит только у них спросить «Что делает? Что делают? Что будут делать?» и имена Существительные тут как тут. Один секрет, что без этих вопросов ты не получишь правильный ответ! Со словами существительными глаголы большие друзья, их объединяют общие интересы. То они образуют предложения и могут о многом рассказать и взрослым, и детям.


1) Задание "Найди пару". СЛАЙД 15-16.

- Существительные потеряли слово - пару глагол.

- Ребята, давайте поможем каждому существительному найти свою пару – глагол.

СЛЕДИТЕ ЗА ПОСАДКОЙ!

Собака     что делает?     хрюкает.

Корова     что делает?     лает.

Гусь          что делает?      мяукает.

Кошка      что делает?     мычит.

Свинья     что делает?     гогочет.


- Что вы можете сказать о словах в первом столбике? (Обозначают предмет.)

- Как называется часть речи? (Имя Существительное.)

- На какие вопросы отвечают? (Кто?)

- Что обозначают слова второго столбика? (Действие.)

- Как называется часть речи? (Глаголы.)

- На какие вопросы отвечают? (Что делает?)

- Напишите пары слов правильно. Каждую пару с вопросом пишите с новой строки.

СЛЕДИТЕ ЗА ПОСАДКОЙ!

(На интерактивной доске ученик составляет пары.)

Самооценка с помощью шкалы светофор.

10.   Работа по учебнику.


2) Задание.

Упр. 136 с.98

- Прочитайте задание упражнения. СЛАЙД 17. (Звучит мелодия Чайковский Петр Ильич – Времена года. Весна. Март. Песня жаворонка). Чтобы ответить на все эти вопросы, давайте прочитаем хором наизусть стихотворение Ф. И. Тютчева – известного русского поэта. Он написал много стихов о природе. Многие из них музыкальные, напевные. Такое, как стихотворение «Зима недаром злится…». (Чтение хором наизусть.)

Учитель:

В природе весной нередко случаются резкие перепады погоды. То после прохладных дней наступят такие теплые дни, что природа оживает. А то вдруг подует сильный ветер и даже пойдет снег. Зима будто борется с Весной.

-Кто кого победит? (Весна.)

- Представьте себе эту картину. Какой вы увидели в своем воображении борьбу Весны и Зимы?

- Как вы представляете себе Зиму и Весну? СЛАЙД 18.

-Тютчев изображает Весну и Зиму, как живых людей.

-Обратите внимание. Какой же прием использует автор? (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.)

- Слова Зима и Весна написаны с какой буквы? (С ЗАГЛАВНОЙ.)

-И действия, которые они совершают, это действия людей.

- Чтобы лучше представить характер наших героев, найдите действия, которые совершает Зима и Весна.

- Выпишите эти действия и зачитайте выбранные слова.

( На интерактивной доске  работают 2 ЧЕЛОВЕКА)

ЗИМА ВЕСНА

…….. ………

-Выделите грамматическую основу.

Проверка.     

Самооценка с помощью шкалы "!", "+", "-".




9Закрепление материала.

3) Задание.


- Предлагаю выполнить тест по закреплению знаний о глаголе. СЛАЙД19-23.



 










- Проверьте себя. СЛАЙД 24-25.







( Поставьте свой конечный балл за тест на полях.)












10.  Итог  урока. Рефлексия.

- Ребята, что важное повторили на уроке?

- Что запомнили о глаголе? СЛАЙД 26.


ПРОДОЛЖИТЕ:

ИНТЕРЕСНЫМ БЫЛО……………

ТРУДНЫМ БЫЛО………………….

НОВЫМ БЫЛО……………………..

Оценивание. Оценки за урок...





11. Домашнее задание.

- Упр.135 с.98 из раздела « Словесное творчество».

- При выполнении повторите творчество Ивана Сурикова и закрепите знания о глаголе.

Рефлексия на интерактивной доске.


"Солнышко" - предлагаю зажечь солнышко тем, кому урок понравился, и у вас всё получилось.

"Облако"- если на сегодняшнем уроке у вас возникли трудности, то это ваш символ.

"Ласточка"- тем, кому урок показался трудным, и было многое не понятно, запустите в небо к солнцу птичку, чтобы она вернулась к вам с новыми знаниями.














В завершении урока я хочу прочитать вам стихотворение  от имени глагола.


СЛАЙД 26.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады

И хлеб в полях растёт.

Урок окончен. Всем спасибо!

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ