Методическая разработка урока по теме: «Согласный звук [ш], буква ш»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1034
Южного административного округа города Москвы
Методическая разработка урока по теме «Согласный звук [ш], буква ш».
подготовила
Данилина Елена Владимировна,
учитель начальных классов
второй квалификационной категории
Москва 2013
Тема: Согласный звук [ш], буква Ш
Цели:
познакомить с новым звуком и буквой, которая обозначает этот звук;
учить читать слоги, слова с новой буквой;
Задачи
Познавательные УУД:
формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
формировать умение представлять информацию в виде схемы;
формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;
формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;
Коммуникативные:
формировать умение слушать и понимать других;
формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формировать умение оформлять свои мысли в устной форм.
Личностные:
формировать умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
воспитание трудолюбия, способности к познанию.
Оборудование: «Букварь» Р.Н. Бунеева, печатный слог ШИ с И красного цвета, презентация, карточки для детей.
Этапы урока
Ход урока
Ι. Организационный момент.
– Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь и подарите им свои улыбки.
Снова прозвенел звонок,
Начинается урок!
Все ль у вас в порядке?
На месте книжки и тетрадки?
Молодцы, ребятки!
ΙΙ.
Актуализация знаний
–Посмотрите на знакомые нам схемы-«человечки» на экране. (слайд 2)
– Почему они держатся за руки.
– Что их объединяет? (Эти буквы обозначают глухие согласные звуки [т], [т’], [к], [к’], [с], [c’], [п], [п’].)
– Что мы можем про них сказать?
– Дайте характеристику этим звукам. У вас на столах лежат такие же схемы-«человечки», как на экране. Рассмотрите их.
– Что заметили? Чего не хватает?
– Дорисуйте недостающие элементы. (шляпы, башмачки)
– Посмотрите на экран. У кого получилось так? Кто ошибся? Исправьте ошибки.
– А почему один «человечек» стоит в стороне? Чем он отличается от других?
ΙΙΙ.
Постановка учебной проблемы
– На это вопрос мы ответим на сегодняшнем уроке.
– Он без имени, а узнать его имя поможет стихотворение (слайд 3):
Шу-шу-шу — шуршала мышь,
Шу-шу-шу — шумел камыш,
Дятел шустрый, шалунишка,
Шелушил шестую шишку.
Что за шорох? Слышат уши,
Кто-то дышит глуше, глуше,
Кто-то машет выше, выше,
Кто-то шепчет: «Тише, тише».
– Какой звук часто повторяется в стихотворении? ([ш])
– Подумаете и скажите, с чем мы сегодня на уроке познакомимся? (С новым звуком.)
Тема нашего урока «Согласный звук [ш], буква Ш».
– Давайте определим учебные задачи, которые будем решать на уроке:
1. На сегодняшнем уроке мы познакомиться… (с новым звуком и буквой, которая обозначает этот звук).
2. Будем учиться… (читать слоги, слова с новой буквой).
Физкультминутка для глаз Слайды 4, 5, 6)
IV.
Открытие нового знания.
1. – Рассмотрите рисунки. (слайд 7)
– Давайте их озвучим. (Уши, шуруп, шалаш, шляпа.)
– Что общего в произношении этих слов? (Есть звук [ш].)
2. Игра «Доскажи словечко». (слайды 8, 9, 10)
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные... (шары).
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему... (штанишки).
Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно... (шишек).
– Вспомните слова-отгадки. Назовите их. (шары, штанишки, шишки)
– Выделите в них звук [ш] и скажите, где он слышится: в начале слова, в середине или в конце.
– Давайте произнесем новый звук ещё раз. (Ш-ш-ш-ш…)
– Дайте характеристику звуку [ш]. (Это согласный, так как его нельзя пропеть; воздух встречает во рту преграду; произносится без голоса; всегда глухой, твёрдый.)
– Давайте теперь дадим имя нашему «человечку»
3. Знакомство с печатной буквой Ш. (слайд 11)
– На письме звук [ш] обозначают буквой Ш.
– Посмотрите внимательно на схему буквы Ш. Почему «человечек» держит восклицательный знак? (слайд 12)
- Давайте закончим схему буквы ш.
(Эта буква особенная. Она обозначает согласный звук [ш]. Это глухой согласный. Рисуем на голове шляпу, закрашиваем её в чёрный цвет. Этот согласный всегда твёрдый. Оба башмачка закрашиваем в синий цвет.)
– Чем отличается схема-«человечек» Ш от других?
(у ш оба башмачка синего цвета)
Физкультминутка
Раз — подняться, потянуться
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть
V.
Применение нового знания
1. Работа в «Букваре».
1) – Запишите схему слова шуруп в тетради для печатания (один ребенок работает у доски).
Разделите слово на слоги, поставьте ударение и обозначьте звуки цветными кружочками.
(в слове шуруп два слога, ударный второй слог. Проговаривается слово, чётко выделяя каждый звук.
- Ш-уруп
Звук [ш] – согласный глухой, твёрдый, рисуем точку синего цвета.
- Ш-у-руп
Звук [у] –гласный безударный, рисуем точку красного цвета.
– Шу-р-уп.
Звук [р] – согласный звонкий, твёрдый, рисуем точку синего цвета.
– Шур-у-п.
Звук [у] – гласный ударный, рисуем точку красного цвета.
– Шуру-п.
Звук [п] – согласный глухой, твёрдый, рисуем точку синего цвета.
- У всех получилось так?
5 букв, 5 звуков.
2) Чтение слогов с буквой Ш. (ша, шо, ши, шу)
- Ребята, а с каким из изученных гласных вы не прочитали слог?
- С ы.Таких слогов нет. ШИ – всегда с буквой И. Это нужно запомнить.
3) Чтение и анализ слов.
Работа над лексическим значением, наблюдение над однокоренными словами, оттенками их значений.
Чтение 1-го столбика слов про себя, затем вслух по заданиям.
– Что общего у этих слов? (Эти слова односложные.)
– Выделите цветной точкой первый звук. Какой цвет взяли? (Синий.)
– Почему? (звук ш – твердый)
Чтение слов 2-го столбика.
– Чем интересны пары слов? (Называют большой и маленький предметы, однокоренные)
– Что есть в слове-названии маленького предмета, но нет в названии большого? (Суффикс.)
– Выделите эту часть слова уголком.
Чтение 3-го и 4-го столбиков слов про себя.
– Как называют маленького ребёнка, малыша или детёныша животного? (Крошка.)
– Говорят: крошка хлеба, то есть маленький, даже малюсенький кусочек.
– Есть ли в этом столбике однокоренные слова? (Да, крыша, крышка – корень -крыш-.)
– Отличаются ли оттенками значений эти слова? (Да, крыша – большая, а крышка – маленькая, например, для закрывания банок.)
– Выделите одинаковые звуки в словах этого столбика. Чтение следующего столбика слов про себя.
– Что можно сказать про эти слова? (Они однокоренные, корень -шут-.)
– Выделите корень специальным значком – дугой.
– Какое из этих слов обозначает действие? (Шалун, шалунишка – корень
-шал-.)
– Когда говорят шалун, а когда шалунишка? (Когда ребёнок разбалуется, про него говорят: шалун. А можно сказать ласково: шалунишка.)
– Да, слово шалунишка имеет уменьшительно-ласкательное значение.
– Есть ли разница в оттенках значений слов шут, шутник? (Шут – это клоун, а шутник – это человек, который любит пошутить.)
– Подчеркните ударный слог в каждом слове
11. Преврати (слайд 13)
VΙ. Итог
– Вот и подошел к концу наш урок.
– Что нового для себя открыли?
- Давайте вспомним: буква Ш обозначает согласный, всегда твёрдый, глухой звук [ш].
– Перед вами карточка. Отметьте на ней своё настроение.
(отличное , нормальное , плохое )
- Спасибо за урок. (слайд 14)
Литература:
Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Букварь»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ