Методическая разработка урока по теме: «Согласный звук [ш], буква ш»



Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1034

Южного административного округа города Москвы











Методическая разработка урока по теме «Согласный звук [ш], буква ш».


подготовила

Данилина Елена Владимировна,

учитель начальных классов

второй квалификационной категории




















Москва 2013

Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Цели:

  • познакомить с новым звуком и буквой, которая обозначает этот звук;

  • учить читать слоги, слова с новой буквой;

Задачи

Познавательные УУД:

  • формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

  • формировать умение представлять информацию в виде схемы;

  • формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;

  • формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;

  • формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;


Коммуникативные:

  • формировать умение слушать и понимать других;

  • формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • формировать умение оформлять свои мысли в устной форм.

Личностные:

  • формировать умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

  • формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  • воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

  • воспитание трудолюбия, способности к познанию.

Оборудование: «Букварь» Р.Н. Бунеева, печатный слог ШИ с И красного цвета, презентация, карточки для детей.

Этапы урока

Ход урока

Ι. Организационный момент.

Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь и подарите им свои улыбки.

Снова прозвенел звонок,

Начинается урок!

Все ль у вас в порядке?

На месте книжки и тетрадки?

Молодцы, ребятки!


ΙΙ.

Актуализация знаний


Посмотрите на знакомые нам схемы-«человечки» на экране. (слайд 2)

Почему они держатся за руки.

Что их объединяет? (Эти буквы обозначают глухие согласные звуки [т], [т’], [к], [к’], [с], [c’], [п], [п’].)

Что мы можем про них сказать?

Дайте характеристику этим звукам. У вас на столах лежат такие же схемы-«человечки», как на экране. Рассмотрите их.

Что заметили? Чего не хватает?

Дорисуйте недостающие элементы. (шляпы, башмачки)

Посмотрите на экран. У кого получилось так? Кто ошибся? Исправьте ошибки.

А почему один «человечек» стоит в стороне? Чем он отличается от других?


ΙΙΙ.

Постановка учебной проблемы















На это вопрос мы ответим на сегодняшнем уроке.

Он без имени, а узнать его имя поможет стихотворение (слайд 3):

Шу-шу-шу — шуршала мышь,
Шу-шу-шу — шумел камыш,
Дятел шустрый, шалунишка,
Шелушил шестую шишку.
Что за шорох? Слышат уши,
Кто-то дышит глуше, глуше,
Кто-то машет выше, выше,
Кто-то шепчет: «Тише, тише».

Какой звук часто повторяется в стихотворении? ([ш])

Подумаете и скажите, с чем мы сегодня на уроке познакомимся? (С новым звуком.)

Тема нашего урока «Согласный звук [ш], буква Ш».

Давайте определим учебные задачи, которые будем решать на уроке:

1. На сегодняшнем уроке мы познакомиться… (с новым звуком и буквой, которая обозначает этот звук).

2. Будем учиться… (читать слоги, слова с новой буквой).

Физкультминутка для глаз Слайды 4, 5, 6)

IV.

Открытие нового знания.

1. – Рассмотрите рисунки. (слайд 7)

Давайте их озвучим. (Уши, шуруп, шалаш, шляпа.)

Что общего в произношении этих слов? (Есть звук [ш].)

2. Игра «Доскажи словечко». (слайды 8, 9, 10)

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные... (шары).


Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему... (штанишки).


Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно... (шишек).


Вспомните слова-отгадки. Назовите их. (шары, штанишки, шишки)

Выделите в них звук [ш] и скажите, где он слышится: в начале слова, в середине или в конце.

Давайте произнесем новый звук ещё раз. (Ш-ш-ш-ш…)

Дайте характеристику звуку [ш]. (Это согласный, так как его нельзя пропеть; воздух встречает во рту преграду; произносится без голоса; всегда глухой, твёрдый.)

Давайте теперь дадим имя нашему «человечку»

3. Знакомство с печатной буквой Ш. (слайд 11)

На письме звук [ш] обозначают буквой Ш.

Посмотрите вниматель­но на схему буквы Ш. Почему «человечек» держит восклицательный знак? (слайд 12)

- Давайте закончим схему буквы ш.

(Эта буква особенная. Она обозначает согласный звук [ш]. Это глухой согласный. Рисуем на голове шляпу, закрашиваем её в чёрный цвет. Этот согласный всегда твёрдый. Оба башмачка закрашива­ем в синий цвет.)

Чем отличается схема-«человечек» Ш от других?

(у ш оба башмачка синего цвета)

Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть

V.

Применение нового знания

1. Работа в «Букваре».

1) – Запишите схему слова шуруп в тетради для печатания (один ребенок работает у доски).

Разделите слово на слоги, поставьте ударение и обозначьте звуки цветными кружочками.

слове шуруп два слога, ударный второй слог. Проговаривается слово, чётко выделяя каждый звук.

- Ш-уруп

Звук [ш] – согласный глухой, твёрдый, рисуем точку синего цвета.

- Ш-у-руп

Звук [у] –гласный безударный, рисуем точку красного цвета.

Шу-р-уп.

Звук [р] – согласный звонкий, твёрдый, рисуем точку синего цвета.

Шур-у-п.

Звук [у] – гласный ударный, рисуем точку красного цвета.

Шуру-п.

Звук [п] – согласный глухой, твёрдый, рисуем точку синего цвета.

- У всех получилось так?

5 букв, 5 звуков.

2) Чтение слогов с буквой Ш. (ша, шо, ши, шу)

- Ребята, а с каким из изученных гласных вы не прочитали слог?

- С ы.Таких слогов нет. ШИ – всегда с буквой И. Это нужно запомнить.

3) Чтение и анализ слов.

Работа над лексическим значением, наблюдение над однокоренны­ми словами, оттенками их значений.

Чтение 1-го столбика слов про себя, затем вслух по заданиям.

Что общего у этих слов? (Эти слова односложные.)

Выделите цветной точкой первый звук. Какой цвет взяли? (Си­ний.)

Почему? (звук ш – твердый)

Чтение слов 2-го столбика.

Чем интересны пары слов? (Называют большой и маленький предметы, однокоренные)

Что есть в слове-названии маленького предмета, но нет в на­звании большого? (Суффикс.)

Выделите эту часть слова уголком.

Чтение 3-го и 4-го столбиков слов про себя.

Как называют маленького ребёнка, малыша или детёныша животного? (Крошка.)

Говорят: крошка хлеба, то есть маленький, даже малюсенький кусочек.

Есть ли в этом столбике однокоренные слова? (Да, крыша, крыш­ка – корень -крыш-.)

Отличаются ли оттенками значений эти слова? (Да, крыша – большая, а крышка – маленькая, например, для закрывания банок.)

Выделите одинаковые звуки в словах этого столбика. Чтение следующего столбика слов про себя.

Что можно сказать про эти слова? (Они однокоренные, корень -шут-.)

Выделите корень специальным значком – дугой.

Какое из этих слов обозначает действие? (Шалун, шалунишка – корень

-шал-.)

Когда говорят шалун, а когда шалунишка? (Когда ребёнок раз­балуется, про него говорят: шалун. А можно сказать ласково: шалу­нишка.)

Да, слово шалунишка имеет уменьшительно-ласкательное зна­чение.

Есть ли разница в оттенках значений слов шут, шутник? (Шут – это клоун, а шутник – это человек, который любит пошутить.)

Подчеркните ударный слог в каждом слове

11. Преврати (слайд 13)

VΙ. Итог

Вот и подошел к концу наш урок.

Что нового для себя открыли?

- Давайте вспомним: буква Ш обозначает согласный, всегда твёрдый, глухой звук [ш].

Перед вами карточка. Отметьте на ней своё настроение.

(отличное , нормальное , плохое )


- Спасибо за урок. (слайд 14)





Литература:

Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Букварь»

6



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ