Методические рекомендации по вопросам преподавания русского языка и литературы в системе дистанционного образования для организации обучения детей с ОВЗ
Тамбовское областное государственное
образовательное автономное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации работников образования»
Методические рекомендации
по вопросам преподавания русского языка и литературы
в системе дистанционного образования
для организации обучения детей с ОВЗ
Автор-составитель: Салодкина Е. В.
Тамбов 2013 г.
Вступление
Тема дистанционного обучения, принимая во внимание продолжающийся процесс трансформации и реформирования российской системы образования, в настоящее время звучит особенно актуально. Новые педагогические технологии направлены на активное вовлечение учащихся в учебный процесс, а также развитие у них критического мышления, навыков групповой деятельности и умения работать с различными источниками информации, включая Интернет. Подобные умения помогут усилить индивидуальную способность человека адаптироваться в современном обществе и развивать свою профессиональную карьеру.
При дистанционном обучении учащийся и преподаватель пространственно отделены друг от друга, но при этом они могут находиться в постоянном взаимодействии, организованном при помощи особых приёмов построения учебного процесса, форм контроля, методов коммуникации посредством технологий сети Интернет, а также специально предпринимаемых организационно-административных мероприятий. Дистанционное обучение, основанное на использовании технологий Интернета, выполняет ряд новых функций и предполагает реализацию определённых принципов, среди которых большое значение имеет принцип распределённого сотрудничества, интеграции, вхождения в мировое сетевое образовательное сообщество. Именно дистанционное обучение или его эффективное сочетание с элементами очного или заочного обучения, организованное на основе технологий Интернета, постепенно приобретает черты универсальной формы образования, ориентированного на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию. Дистанционное обучение предоставляет возможность непрерывно повышать свой образовательный уровень с учетом индивидуальных особенностей.
Получение образования детьми является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В настоящее время дистанционное образование становится реальной возможностью учиться в индивидуальном режиме независимо от места и времени; получать образование по индивидуальной траектории, в соответствии с принципами открытого образования. Данная форма получения знаний позволяет реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации. Больше всех в этом нуждаются люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды.
Использование дистанционных технологий позволяет не только обеспечить ребенка-инвалида качественным образованием, но и дать ему общение со сверстниками (окно в мир), столь необходимое для социализации, реабилитации и адаптации. Так как дистанционное обучение невозможно без знания компьютера и использования современных информационных технологий, ребенок-инвалид уже фактически получает профессиональные навыки, которые в дальнейшем могут обеспечить ему работу и независимую жизнь.
Данный проект имеет выраженную социальную значимость. Вопросы реализации права детей-инвалидов на образование традиционно входят в сферу особого внимания со стороны органов государственной власти. Перед системой образования стоит задача – обеспечить равный доступ к качественным образовательным услугам всех детей независимо от уровня и особенностей их развития.
Потенциальные возможности дистанционного обучения детей-инвалидов поистине неисчерпаемы:
индивидуализация обучения;
создание ситуации успешности;
разноуровневость содержания;
возможность интенсификации процесса обучения;
возможность обеспечения деятельностного подхода;
организация коллективной деятельности в ходе обучения;
ориентация на самообразование;
психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса;
социализация учащегося, а также подготовка к выбору профессии;
гибкость организации структуры обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Соотношение объёма проведённых учебных, практических занятий с использованием дистанционных технологий или путём непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимися является исключительной прерогативой законных представителей ребёнка и определяется ими с учётом индивидуальных особенностей и потребностей ученика.
Использование технологий дистанционного обучения даёт широкие возможности для управления учебной деятельностью школьников, формирует новый характер взаимодействия учителя и ученика (партнёрство, совместное решение учебных задач), новые формы оперативного контроля учебной деятельности (онлайн-консультирование, рецензирование всех работ учащихся, создание электронного портфолио). Необходимо отметить, что система электронного дистанционного обучения позволяет инструментально обеспечивать прозрачность образовательного процесса для администрации, педагогов, учащихся, родителей, органов управления образованием.
Требования к учителям, планирующим осуществление дистанционного обучения детей-инвалидов посредством Интернет-технологий:
удовлетворительные навыки работы на компьютере;
умение работать с принтером, сканером;
умение работать с электронной почтой;
навыки работы в онлайн-форумах; владение методикой использования форумов для организации дистанционного учебного взаимодействия между учащимися и учителем;
практические навыки работы в Skype и Team Viewer;
практические навыки выполнения базовых операций в Интернет-браузере;
владение методикой и технологией преподавания учебных предметов в дистанционной форме;
владение методикой и технологией контроля деятельности учащихся в режиме онлайн и оффлайн;
владение методикой использования белой доски;
владение знаниями по заполнению журнала дистанционного обучения, учитывая определенные технические особенности;
практические навыки работы с электронным журналом;
умение провести апробацию дистанционного обучения и диагностические мероприятия по определению уровня усвоения учебной программы в соответствии с классом обучения ребенка;
умение составлять ИУТП и пояснительную записку;
знание структуры сайта дистанционной школы (I-Школы, Телешколы) и структуру электронного учебного курса по предмету;
практические навыки работы с электронными образовательными ресурсами;
понимание целесообразности дистанционного образования детей-инвалидов;
практические навыки использования здоровьесберегающих технологий во время организации учебного процесса;
знание специфики работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
знание специфики общения с родителями детей-инвалидов или лицами, их заменяющими.
Апробация дистанционного обучения и диагностика по определению уровня усвоения учебной программы в соответствии с классом обучения ребенка
В рамках реализации проекта «Дистанционное образование детей-инвалидов» с детьми, которые вошли в проект, проводится апробация дистанционного обучения (обычно в мае-июне). Цель апробации – совершенствование умений детей-инвалидов в использовании Интернет-технологий в обучении.
Перед началом апробации необходимо познакомиться с ребёнком и его родителями. Вероятнее всего, первое общение будет по телефону. В ходе разговора нужно узнать и записать имена, отчества родителей (бабушки, няни, опекуна), с которыми предстоит общаться в течение всего процесса обучения. Очень мягко и ненавязчиво необходимо выяснить особенности здоровья ребенка, которые нужно будет учитывать во время его обучения. Учитель должен знать, как построить свое взаимодействие с учеником, чтобы невольно не нанести ему вред.
Первой встречей, которая произойдет между учеником, его родителями и учителем, будет встреча в Skype. В ходе этого общения не стоит делать упор только на процесс обучения. Было бы замечательно, если бы учитель немного рассказал о себе, своей семье, любимых занятиях, а затем начал непринужденную беседу с ребенком. Ученик может рассказать о своей семье, братьях и сестрах, любимом животном, интересной книге. Увлечения ребенка в дальнейшем помогут учителю правильно выбрать программу дополнительного образования.
Затем разговор постепенно переводится в «школьное» русло. Ребенок может показать свои учебники по предмету (а учитель убедиться в их наличии), рассказать о собственных навыках работы с компьютером и т. д.
В ходе апробации у детей формируются навыки работы в Skype, в любой поисковой системе, в образовательной среде I-Школы и Телешколы, на сайте Дистанционного образования детей-инвалидов. Также дети учатся работать с офисными приложениями, с принтером и сканером. Учителя-предметники в ходе апробации могут использовать программы дополнительного образования на сайте Дистанционного образования детей-инвалидов http://ipklabdo.lanta-net.ru/children/
Сетевой учитель проводит диагностические мероприятия по определению уровня усвоения учебной программы в соответствии с классом обучения ребенка. Уже в ходе диагностики учитель может видеть определённые особенности ребенка, которые будут учитываться в дальнейшем: быстро или медленно пишет или набирает текст, хорошо ли читает, может ли внимательно слушать учителя. Разумеется, необходимо учитывать возраст ребенка, особенности ограниченности возможностей его здоровья, эмоциональное состояние, степень волнения и т. п. Вероятно, для диагностики знаний учащегося по русскому языку самым уместным в данном случае будет не традиционный диктант, а текст с пропущенными орфограммами и пунктограммами. Ученик может прочитать весь текст, тем самым показав свои возможности чтения вообще, а затем под руководством учителя попробовать восстановить его, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Текст должен быть подобран учителем таким образом, чтобы, с одной стороны, охватывать большинство изученных учащимся правил по русскому языку, а, с другой, быть не слишком сложным, чтобы ребенок в любом случае справился с большинством заданий и был доволен.
В ходе занятия (пусть даже небольшого) необходимо остановиться пару раз, чтобы отдохнуть, разбавить официальную обстановку легкой шуткой… Ученик должен успокоиться и быть уверенным в том, что новый учитель будет ему добрым другом. В таком случае дальнейшее общение будет более успешным. Даже если ошибок много, либо ход занятия прерывают какие-то неблагоприятные факторы, например, сбой связи, необходимо выразить уверенность в том, что все хорошо, все проблемы могут быть решены.
Результаты данной диагностики следует учесть при составлении рабочей программы. Для отчёта сетевые преподаватели предоставляют информацию по итогам апробации в форме специальной таблицы.
№
Дата
Ф.И. ребенка
Класс
Образовательная среда
Содержание учебного занятия (указать тему и учебные навыки)
1
28.05.2012
29.05.2012
Придорогин Александр
6
Программа доп. образования на сайте Дистанционного образования детей-инвалидов http://ipklabdo.lanta-net.ru/children/
«Мое место в мире»
Диагностика уровня освоения учебной программы в соответствии с классом обучения ребенка
(проверочная работа)
Тема 1. КТО Я ТАКОЙ?
Сформированы учебные навыки:
Работа в Skype
Работа с браузером
Работа с учебным сайтом
Сформированы учебные навыки:
Работа с офисными приложе-
ниями
Работа с электрон-
ной почтой
Работа со сканером
Составление рабочей программы учебного курса и индивидуального учебно-тематического планирования
Рабочая программа учебного курса дистанционного образования детей-инвалидов составляется на основе авторской или примерной программы, федерального компонента государственного стандарта образования. В ходе составления рабочей программы учебного курса и индивидуального учебно-тематического планирования сетевой учитель руководствуется прежде всего результатами апробации дистанционного обучения, результатами диагностики по определению уровня усвоения учебной программы в соответствии с классом обучения ребенка. Все планируемые учебные мероприятия, а также средства и формы контроля призваны принять во внимание особенности здоровья каждого конкретного ученика. Также необходимо учитывать программы, по которым работает школа, так как ребёнок-инвалид – прежде всего учащийся определённого учебного заведения. В том случае, если ребёнок будет обучаться под руководством другого учителя или сможет позже осуществлять очную форму обучения, для него не должно быть резких перемен в виде альтернативных учебных программ и учебников. Основой проектирования индивидуальной образовательной программы должна стать организация наиболее оптимальных условий обучения для ребёнка с особыми образовательными потребностями с целью развития его потенциальных возможностей и формирования ключевых компетентностей, так как индивидуальная программа отражает индивидуальное содержание образования и особые средства овладения необходимым программным содержанием, обеспечивающим продвижение ребёнка в развитии. Оптимальный вариант разработки индивидуальной образовательной программы для обучающегося составляет один год. Корректировка содержания индивидуальной программы осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики. ИУТП направлено на преодоление несоответствия между процессом обучения детей-инвалидов с тяжёлыми нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, а также соматическими заболеваниями (при условии сохранности интеллектуальной сферы) по образовательным программам определённой ступени образования и реальными возможностями ребёнка, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов. Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путём перепланировки количества часов в структурных единицах программы, изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы. ИУТП имеет особую структуру, которая учитывает не только количество часов, выделенное на изучение определенной темы, но также планирует действия учителя и учащегося и электронные образовательные ресурсы, которые будут использоваться при обучении.
Индивидуальное учебно-тематическое планирование
для ученицы 5 класса Магнутовой Алисы
по литературе
на 2012 – 2013 учебный год
Составитель: учитель Салодкина Е. В.
Пояснительная записка
1. Соответствие программе
Индивидуальное учебно-тематическое планирование составлено в соответствии с образовательным стандартом по программе В.Я.Коровиной, В.И.Коровина и др. При формировании ИУТП учитывалась специфика состояния здоровья ученицы, рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПК, результаты обучения в начальной школе и самостоятельной работы в каникулярный период, а также личные достижения ученицы.
На уроках будут использованы следующие ресурсы:
— материалы Телешколы «Литература. 5 класс»,
— материалы i-Класса «Литература. 5 класс»,
— материалы учебника «Литература 5 класс», под редакцией В. Я. Коровиной,
— индивидуальные разработки учителя
— наглядный материал (иллюстрации, схемы, таблицы),
— материалы литературоведческих сайтов,
— ЦОРы из коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/),
— ЭОРы из каталога электронных образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/),
— материалы Википедии, аудио- и видео-материалы,
— материалы сайтов соответствующей тематики,
— диски по литературе из медиаколлекции учителя,
— контрольно-измерительные материалы за курс литературы 5 класса.
2. Количество часов в неделю
Количество часов в неделю соответствует базовому и составляет 1час в неделю дистанционно.
Индивидуализация планирования связана
— с невозможностью ученика работать в группе в связи со спецификой заболевания,
— со спецификой заболевания (быстрая утомляемость, низкий темп деятельности, ограничения).
3. Особенности ИУТП
Результаты предварительной диагностики показали, что программа усвоена хорошо. Литературные и читательские способности учащейся достаточно высокие. Девочке нравится читать, она также знакома с теорией литературы. Алиса пробует самостоятельно писать небольшие по объему художественные произведения (рассказы).
В связи в вышеизложенным требуется особое внимание уделить развитию техники чтения учащейся, развитию устной монологической речи, а также использовать электронные образовательные ресурсы для повышения наглядности.
4. Виды деятельности
1) Ученику доступны все виды учебной деятельности, но предпочтительными являются следующие:
— чтение,
— пересказ,
— устный ответ,
— подбор / поиск примеров,
— чтение наизусть
5. Формы контроля
1) Предполагается осуществление промежуточного контроля в разных формах:
— проверка техники чтения,
— проверка чтения наизусть,
— опрос,
— устный ответ,
— письменный ответ,
— тестирование,
— самостоятельная работа,
— иллюстрации
6. Основные сложности
— несформированность навыков самостоятельной работы,
— несформированность навыков работы с текстом, планом.
7. Зона ближайшего развития предметных и общих навыков
(См. «Основные сложности»). Сформировать навык работы с текстом, таблицей, по плану, навык самостоятельной работы, развивать устную монологическую речь учащейся.
8. Корректировка ИУТП
1) Корректировки ИУТП возможны в связи с длительным непосещением занятий (болезнь, незапланированный отъезд в санаторий и п.т.).
2) В зависимости от динамики и качества усвоения материала в течение учебного года может быть произведено перераспределение часов / тем.
РАЗДЕЛ 1 – Введение
Цель – проверить, насколько ученица владеет навыками, которые необходимы для дальнейшего обучения, повторение основных понятий и тем курса. Подготовить учащуюся к восприятию нового курса литературы. В рассказах о прочитанном учить подростка выделять главное, формулировать мысли четко и ясно, обосновывать свое мнение достаточно убедительно.
РАЗДЕЛ 2 – Устное народное творчество
Цель – закрепить знания учащейся о фольклоре. Познакомить с малыми жанрами русского фольклора (колыбельные песни, частушки, считалки, заклички, скороговорки, загадки). Познакомить с особенностями жанра сказки. Рассмотреть деление сказок на волшебные, бытовые и сказки о животных.
РАЗДЕЛ 3 – Древнерусская литература
Цель – познакомить с летописными сказаниями. Учить художественному пересказу произведения, умению оценивать ответы товарищей, участвовать в обсуждении.
РАЗДЕЛ 4 − Из литературы 18 века
Цель – познакомить с жизнью и научной деятельностью М. В. Ломоносова, с литературной деятельностью ученого. Обучить анализу поэтического произведения.
РАЗДЕЛ 5 − Из литературы 19 века
Цель – развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.
Познакомить с понятием «литературная сказка», выяснить особенности жанра на примере произведений
В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, А. Погорельского.
Продолжить чтение и обсуждение стихотворений М.Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова.
Цель – заинтересовать учащегося личностью известного русского писателя И. С. Тургенева, познакомить с рассказом «Муму», в котором писатель сумел показать безрадостную тяжелую жизнь крепостных людей.
Познакомить с жанровыми особенностями были как литературного жанра на примере рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».
Познакомить учащегося с особенностями рассказов А. П. Чехова.
Изучить совместно с учащимся жанровые особенности стихотворений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Обучить анализу лирического произведения.
Познакомить учащегося с содержанием рассказа В. Г. Короленко «В дурном обществе». Помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее.
РАЗДЕЛ 6 − Из литературы 20 века
Цель – расширить знания учащегося о русской поэзии XX века, продолжить работу над выразительным чтением.
Сообщить учащемуся краткие биографические сведения о П. П. Бажове, познакомить с содержанием сказа «Медной горы хозяйка».
Познакомить учащегося с отдельными фактами биографии К.Г. Паустовского, пробудить интерес к его творчеству. Познакомить учащегося с идейно - художественными особенностями сказки «Тёплый хлеб».
Дать сведения из биографии С. Я. Маршака. Познакомить с художественными особенностями пьесы-сказки «Двенадцать месяцев».
Дать сведения из биографии А. П. Платонова. Познакомить с рассказом «Никита».
Знать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны, о жизни и творчестве К.Симонова, А. Твардовского; о поэзии военных лет (общая характеристика); понятия (эпитет, метафора).
Познакомить учащегося с биографией писателя В. Астафьева, его рассказом «Васюткино озеро»; постараться передать искреннюю и доверчивую интонацию автора. Рассмотреть нравственные вопросы, поднятые писателем.
Показать, как лирика русских поэтов передает трагическое мироощущение человека ХХ века. Познакомить учащегося с жизнью и творчеством Есенина; показать народность его поэзии, чувство родства с окружающим миром.
РАЗДЕЛ 7 − Из зарубежной литературы
Цель – расширить знания учащегося о зарубежной литературе, познакомить с отдельными фактами из жизни
Д. Дефо, Х. К. Андерсена, М. Твена, Дж. Лондона.
Познакомить с классическими произведениями зарубежной литературы «Робинзон Крузо», «Снежная королева», «Приключения Тома Сойера», «Сказание о Кише».
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ:
Выбор их осуществляет учитель вместе с учеником.
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья..»
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»
А.А. Фет. «Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Каждый раздел курса строится так, чтобы в нём содержались основные теоретические сведения, задания обучающего и контролирующего характера, проверочные работы, а также работы творческого характера для учащихся, интересующихся предметом, Некоторые задания предлагаются в виде теста, другие требуют подробного решения и отправки в виде файла преподавателю
В процессе обучения применяется пятибалльная система оценки достижений учащихся.
Условия реализации программы
Рабочее место преподавателя и учащегося: компьютер, выход в Интернет, сканер, принтер.
Серверное программное обеспечение: специальная среда обучения, которая позволяет создавать учебные материалы, осуществлять оперативное взаимодействие «учитель – ученик», вести коллективную проектную работу
Минимальное клиентское программное обеспечение:
NeoOffice
TeamViewer
Skype
VideoMost
Кроме того, необходим флеш-плеер.
Стартовый уровень учащихся:
• умение работать с браузером;
• умение работать с почтовой программой;
• умение работать в специальной среде обучения;
• умение работать со сканером, с принтером.
Необходимый стартовый уровень достигается в ходе первоначального обучения, а также использованием сетевых инструкций и обучающих дисков.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Коровина В.Я., Коровин В.И, Журавлев В.П. Читаем, думаем спорим…: 5 кл. М.: Просвещение, 2010.
Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 5 кл.». М.: Аудио-школа, Просвещение, 2009.
Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 2008.
Коровина В.Я., Збарский И.С. литература: 5 кл.: Метод. советы. М.: Просвещение, 2010.
Русская литературная классика. Книга для чтения в 5-м классе в 2-х частях. Самара: Корпорация «Федоров», 2009.
Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. Литературная гостиная: Сценарии литературных вечеров. Викторины. Кроссворды. М.: «АРКТИ», 2011.
Чижов Д.Г. Тесты: Литература: 5 кл.: Учеб.-метод. пособие \ Д.Г.Чижов. М.: ООО «Изд-во Астрель», 2010.
Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе 5-11 классы. М.: ООО «Изд-во Астрель», 2009.
Журналы: «Русская словесность», «Литература в школе» и др.
Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2009.
Всероссийская олимпиада по литературе: Задания. Работы учащихся. М.: АРКТИ, 2011.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧЕНИКА:
Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной М.: Просвещение, 2010).
Древнерусская литература: Хрестоматия для 5—9 классов / Сост. О. В. Творогов. — М.: Просвещение, 2011.
Российская школьная хрестоматия (5—11 классы) / Сост. ;.В. И. Коровин, В. Я. Коровина. — М.: Интербук, 2002-2012.
Школьный энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Коровина. — М.: Просвещение, 1999.
Календарно-тематическое планирование по литературе
5 класс
(34 часа; 1 час в неделю)
№
урока
Раздел курса, цель, общее количество часов
Тема урока
Сроки прохождения
Вид деятельности
учителя
Вид деятельности
ученика
ЭОРы, элементы учебного курса
1
РАЗДЕЛ 1 Введение
(1 час)
Цель – проверить, насколько ученик владеет навыками, которые необходимы для дальнейшего обучения, повторение основных понятий и тем курса.
Писатели о роли книг в жизни человека и общества.
06.09
Знакомится с учеником.
Знакомит учащегося со структурой учебника литературы и с особенностями онлайн-обучения в i-школе и телешколе.
Проверяет, насколько ученик владеет навыками, которые необходимы для дальнейшего обучения.
Подготавливает рабочее пространство компьютера на 2012-2013 учебный год.
Знакомится с учителем.
Знакомится с учебником литературы и с особенностями онлайн-обучения.
Вспоминает изученные ранее литературоведческие понятия.
Онлайн-лекция
2
РАЗДЕЛ 2
Устное народное творчество
(3 часа)
Цель – закрепить знания учащейся о фольклоре. Познакомить с малыми жанрами русского фольклора (колыбельные песни, частушки, считалки, заклички, скороговорки, загадки). Познакомить с особенностями жанра сказки. Рассмотреть деление сказок на волшебные, бытовые и сказки о животных.
Малые жанры фольклора.
13.09
Знакомит учащегося с малыми жанрами фольклора.
Объясняет значение непонятных слов и литературоведческих терминов.
Обучает работе в
i-школе (направляет работу учащегося).
Разъясняет принцип выполнения домашнего задания.
Проверка домашнего задания.
Знакомится с малыми жанрами фольклора.
Записывает в тетрадь основные понятия.
Выразительно читает тексты художественных произведений (образцы жанра), пробует анализировать их.
Загружает модули и просматривает их. Знакомится с образцами пословиц, поговорок, загадок, частушек (модуль).
Объясняет смысл пословиц и поговорок.
Отгадывает загадки.
Отвечает на вопросы учителя по теме урока.
Онлайн-лекция
Тренажеры по теме урока
Лекция о пословицах и поговорках
http://iclass.home-edu.ru/mod/page/view.php?id=306841
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Малые жанры фольклора
http://fcior.edu.ru/card/28483/folklor-malye-zhanry-folklora-ugulublennoe-izuchenie.html#
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
5 класс
(68 часов; 2 часа в неделю)
№
урока
Раздел курса, цель, общее количество часов
Тема урока
Сроки прохождения
Вид деятельности
учителя
Вид деятельности
ученика
ЭОРы, элементы учебного курса
1
РАЗДЕЛ 1 Введение. О языке
(1 час)
Цель – проверить, насколько ученик владеет навыками, которые необходимы для дальнейшего обучения, повторение основных понятий и тем курса. Подготовить учащегося к восприятию нового курса русского языка.
Язык и человек. Язык и речь. Единицы языка.
03.09
Знакомится с учеником.
Знакомит учащегося со структурой учебника русского языка и с особенностями онлайн-обучения в i-школе и телешколе.
Проверяет, насколько ученик владеет навыками, которые необходимы для дальнейшего обучения.
Подготавливает рабочее пространство компьютера на 2012-2013 учебный год.
Знакомится с учителем.
Знакомится с учебником русского языка и с особенностями онлайн-обучения. Вспоминает разделы русского языка.
Значения слова «язык».
http://iclass.home-edu.ru/mod/quiz/view.php?id=99800
Знакомство с онлайн-курсом «Русский язык. 5 класс»
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Разделы науки о языке
Задание «Кладовая слов»
http://iclass.home-edu.ru/mod/quiz/view.php?id=99813
Речь
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%F7%FC
2
РАЗДЕЛ 2
Повторение изученного в начальных классах
(14 часов).
Цель – познакомить учащегося с основными фонетическими понятиями. Научить учащегося пользоваться разными способами толкования лексического значения слова.
Сформировать умение указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы.
Состав слова.
06.09
Демонстрация учебного модуля и объяснение принципа работы с ним.
Проверка домашнего задания.
Руководство работой учащегося в i- школе и телешколе.
Работа с учебным модулем из коллекции ЭОР и с ресурсами i-школы и телешколы.
Выполнение практического интерактивного задания по теме урока.
Про водяного и водителя. Задание.
http://iclass.home-edu.ru/mod/assignment/view.php?id=99951
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Информационный модуль по теме
http://fcior.edu.ru/card/7960/okonchanie-i-osnova-slova-morfemnyy-razbor-i1.html#
Практическое интерактивное задание
http://fcior.edu.ru/card/12992/varianty-morfem-morfemnyy-razbor-p.html#
Тренажёр «Однокоренные слова»
Организация учебного процесса при дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по русскому языку и литературе во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
Основные черты современного урока:
Организационно-психологический момент и его эффективность.
Чётко сформулированные цели и задачи урока.
Повторение ранее изученного материала как средство углубления знаний, умений, навыков учащихся.
Наличие логической связи между новым и ранее изученным материалом. Логическая стройность всего урока.
Эффективность способов и приемом, используемых учителем при изложении нового материала, их соответствие главной цели урока.
Научность преподавания. Полнота, глубина, осознанность знаний.
Насыщенность урока элементами новизны, развивающими любознательность учащихся.
Индивидуальный подход к учащемуся.
Связь обучения с жизнью.
Проблемные ситуации.
Эмоциональная сторона урока. Воспитывающее значение урока.
Вовлечение учащихся на уроке в творческий процесс деятельности.
Рациональное использование наглядных и технических средств обучение, электронных образовательных ресурсов.
Дифференцированный подход
Организация закрепления знаний и выработка умений и навыков учащихся.
Соблюдение единых требований к развитию устной и письменной речи учащихся, орфографическому режиму.
Межпредметные и метапредметные связи.
Различные формы организации деятельности учащихся на уроке.
Организация домашнего задания и его объем.
Здоровьесберегающие технологии.
Дистанционный урок – это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определённых временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся, находящихся от него на значительных расстояниях, с целью освоения ими основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей. Условия проведения дистанционного урока могут различаться по режиму взаимодействия преподавателя с учащимися: в режиме онлайн и в режиме оффлайн.
Дистанционные уроки с детьми-инвалидами проводятся в режиме онлайн. Планировать учебные занятия нужно таким образом, чтобы по возможности они были проведены в первую половину дня, во время наибольшей физической и умственной активности ребенка. Необходимо четко обозначить время, когда ученик и учитель встречаются в Skype. О времени проведения уроков (день недели, время) необходимо предупредить родителей или законных представителей ученика. В случае невозможности проведения учебного занятия совместно с родителями и учеником необходимо договориться о времени, на какое будет перенесен урок. В то же время опыт показывает, что любые изменения учебного режима негативно сказываются на работоспособности и настроении учащихся, поэтому частых переносов учебных занятий следует избегать.
При планировании времени начала урока следует иметь в виду, что иногда начало урока может быть немного смещено по техническим причинам, либо в процессе урока могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, затрудняющие работу. Поэтому каждый последующий урок с другим учащимся должен быть запланирован не ранее часа от начала предыдущего урока во избежание возможных недоразумений, когда урок еще не закончен, а другой ученик пытается дозвониться до учителя. Также необходимо выделить время на получение от ученика отсканированной копии домашнего задания, его проверки, сканирования проверенной работы и последующей отправки назад учащемуся. Все отсканированные письменные работы учащихся должны быть сохранены в отдельных папках.
При планировании дистанционного урока следует учитывать, что осознание учеником изучения нового материала, его закрепление и т.д. будет происходить индивидуально, в зависимости от его подготовленности и обученности.
Требования к дистанционному уроку:
1. Внешний порядок урока. Самым простым и самым элементарным является точное начало и точное окончание урока. Это требование к дистанционному уроку может являться определяющим. К внешнему порядку относятся не только его точное начало и окончание, но и предусмотрительность всех внештатных ситуаций, которые могут возникнуть во время урока.
2. Внутренний порядок урока (его структура). К внутреннему порядку урока отнесем целесообразное распределение урока на этапы, т.е. урок делится на чёткие временные отрезки. Правильно спланированный урок содержит в каждом из своих этапов цель, мобилизующую учащихся, стимулирующую процесс учения, побуждающий мотивацию, т.е. учащиеся должны знать, чего от них требуют, что они должны прочно усвоить. Структурно хорошо подготовленный урок учитывает уровень подготовленности учащихся, характеризуется чётким распределением учебного материала, позволяет учащимся последовательно продвигаться им от одной частной цели урока к другой.
3. Проблемный подход к обучению, в котором учащиеся должны совершить по существу те же мыслительные операции, которые характерны и для процесса научного познания:
- понимание проблемной ситуации и осмысление проблемы;
- установление частных вопросов или проблем, поиск предпосылок для решения, выдвижения гипотез, предположений, возможных путей решения или самих решений;
- решение проблемы, оценка решения.
4. Соответствие урока дидактическим принципам: наглядность и точность при выработке представлений и понятий, опора на изученный материал, соответствие упражнений и контрольных заданий данному уроку и т.д.
5. Требования к обучаемым, непосредственным участникам дистанционного урока. Дети иметь навыки пользователя компьютера: уметь набирать текст и создавать рисунки, сохранять их во внешней памяти компьютера, архивировать и разархивировать файлы, уметь пользоваться электронной почтой, браузером, технологиями гостевой книги и беседы (chat).
6. Одна из проблем дистанционного урока - высокая активность учащихся. Как ее достичь? В первую очередь, создать такие условия, при которых учащиеся непроизвольно войдут в процесс обучения и будут участниками решаемых задач до конца урока. Для этого целесообразно распределить урок на этапы, позволяющие продвигаться учащимся от одной цели к другой, в соответствии с целями всего урока. Другими словами, в течение всего урока необходимо поддерживать у учащихся интерес к уроку, создавать мотивы активизации их деятельности.
7. Мотивация деятельности учащихся. Мотивация достигается реальными целевыми установками, заключающимися в создании проблемных ситуаций, которыми могут являться "странные истории", неожиданные факты и т.д. Умелая мотивация позволяет включать учащихся в осознанный процесс познания. Например, соединять познание с опытом детей, побуждать их к познанию и решению проблем, учитывать эмоциональное и рациональное во взаимосвязи и т.д. С этим необходимо тесно связать процессы повторения и закрепления.
8. Характер урока должен предусматривать частично-поисковые, эвристические методы с проблемным изложением материала, а также исследовательские методы, позволяющие учащимся самостоятельно решать новые для них познавательные задачи, находить новые решения уже известных задач и т.д. Порождённые проблемной ситуацией противоречия стимулируют процесс мышления.
Примерный план урока:
При проектировании дистанционного урока необходимо сформулировать план урока, который может состоять из следующих пунктов:
1. Выбор типа урока. При подготовке урока необходимо учитывать, к какому классу можно отнести планируемый урок. По основным дидактическим целям уроки можно подразделить на
Комбинированный урок. Число элементов урока может быть различным. Например, на уроке может быть анализ домашней работы с целями контроля знаний, умений и навыков и развитие навыков применения этих знаний в различных ситуациях. В процессе изучения нового материала можно сразу организовать его закрепление и применение. Это наиболее распространенный тип урока.
Урок изучения нового материала. Формы такого изучения могут быть разнообразными, но при этом не следует забывать, что, какой бы метод обучения ни применялся на уроке, в ходе изучения нового материала идёт и работа по упорядочению и закреплению ранее усвоенного.
Уроки закрепления знаний, их систематизации и формирования умений и навыков. Наблюдения показывают, что повторение на четырех уроках по 10 минут дает несравненно больший эффект, чем повторение на протяжении всего урока в течение 40 минут. Однако, нельзя подходить к вопросу механически. Различные учебные ситуации предполагают разные подходы.
Урок контроля и оценки знаний учащихся.
Урок развития речи.
2. Постановка цели урока.
3. Краткий план урока, описывающий методы работы и задания для учащихся, предусматривающие конкретное время выполнения.
4. В плане урока указать используемые ресурсы сети Интернет (ссылки).
5. При необходимости предусмотреть проверочные работы, а также домашнее задание. Домашнее задание может выполнять различные функции: закрепление полученных на уроке знаний и навыков, обобщения, систематизации либо применения на уроке знаний и умений на практике, обеспечения исходного уровня последующего урока, а также для самостоятельной проработки нового материала. Оно используется также для устранения пробелов в знаниях, подготовки к экзаменам или к работе над новым материалом и т.д.
6. Оценка деятельности учеников. Богатый опыт многих поколений учителей и основные положения дидактики говорят о том, что если хочешь привить солидные знания и умения, то на занятиях необходимо осуществлять их контроль и оценку. При этом любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.
7. Рефлексия, предусматривающая общий анализ урока, его позитивные и негативные стороны, возникшие проблемы и способы их преодоления.
Сетевой мультимедийный учебный курс «Телешкола»
Огромную помощь в организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья оказывают уроки Телешколы - http://internet-school.ru/ Некоммерческое партнёрство «Телешкола» — первое аккредитованное и лицензированное общеобразовательное учреждение, осуществляющее образовательную деятельность в рамках основного и дополнительного образования в системе общего образования РФ, использующее в полном объёме технологии дистанционного обучения и имеющее право выдачи документа о среднем общем образовании государственного образца. НП «Телешкола» осуществляет образовательную деятельность с 2000 года на основе комплексной информационно-образовательной платформы «Интернет-школа «Просвещение» для дистанционного обучения с использованием технологий дистанционного обучения и учебных электронных ресурсов для общеобразовательных учреждений. На платформе размещены сетевые образовательные ресурсы для организации учебного процесса в системе основного и дополнительного образования.
Уроки русского языка Телешколы (например, 5 класс, 205 часов) очень интересно составлены, интерактивны, обладают высоким уровнем наглядности, ярким оформлением, содержат много анимаций, иллюстраций, дополнительных сведений, интересных рубрик («Словарь понятий и терминов», «Хочу все знать», «Известные имена», «Клуб знатоков», «Веселая переменка», «Золотое слово») и будут привлекать внимание любого ученика.
Уроки сетевого курса позволят детям не только ознакомиться с новым материалом, но и проверить, насколько хорошо они запомнили правила, смогут ли применять полученные знания. Для этого авторы разработали интересные тесты и практические задания. С нами учащиеся научатся писать сочинения и изложения — это важный и непростой вид работы на уроках русского языка. В уроках курса найдётся много полезных советов и рекомендаций, которые обязательно помогут учащимся справиться с любым заданием.
Тренажёры — это задания, которые не оцениваются. Задания тренажёров можно выполнять несколько раз. Тренажёр может содержать подсказку.
Тесты Проверь себя — это задания, которые оцениваются в режиме реального времени. Степень правильности выполнения задания сначала выражается в процентах, а затем автоматически «переводится» в привычные оценки.
Задания с открытым ответом — это задания, которые могут быть выполнены во время или после изучения интернет-урока. Задания с открытым ответом проверяет сетевой учитель. Это по преимуществу различные творческие задания.
Необходимо отметить как положительный факт наличие разноуровневых домашних заданий:
Домашнее задание
Вариант 1
Перепишите текст, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы. Подчеркните в тексте все имена существительные. Определите их число, род. Озаглавьте текст. Определите тему текста.
Была самая сер_дина глухой осенней ночи. В лесу было очень сыро и хол_дно. Из чёрных лесных болот, заваленных мелкими коричневыми лис_т_ями, поднимался густой туман. Луна ст_яла над г_л_вой. Она св_тила очень сильно, однако её свет с трудом пробивал туман. Лунный свет стоял подле д_рев_ев косыми, длинными тесинами, в которых, волшебно изменяясь, плыли космы болотных исп_рений. Лес был смешанный. То в п_л_се лунного света показывался непроницаемо чёрный силуэт громадной ели, похожий на многоэтажный терем; то вдруг в отд_лении появлялась белая колоннада бере_; то на прогалине, на фоне белого, лунного неба, распавшегося на куски, как простокваша, тонко рисовались голые ветки осин, уныло окружённые радужным сиянием. И всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые х_лсты лунного света.
(По В. Катаеву.)
Вариант 2
Напишите небольшое сочинение на тему «Паспорт имени существительного», используя составленную вами презентацию.
Вариант 3
Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 класс. М.: Просвещение, 2007. — §20, упр. 89.
Уроки по развитию речи представлены превосходно. К примеру, урок, посвящённый сочинению по жанровой картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!», содержит и рассказ о художнике, и репродукции других его картин, посвящённых детям, и интерактивный вариант самой картины, помогающий понять роль детали в произведении живописи.
Все возникшие вопросы можно обсудить на форуме по уроку. Сетевой мультимедийный учебный курс русского языка разработан таким образом, что вполне может заменить традиционный учебник. Начиная с 6 класса, темы русского языка объединены в модули, что способствует систематизации знаний учащихся.
Подобным образом объединены в тематические модули и уроки литературы.
Каждая тема модуля содержит несколько разделов: «Изучаем», «Тренируемся», «Контроль», «Словари и справочники», «Дополнительные источники информации», «Домашнее задание», «Онлайн-урок», «Итоги урока». Разделы рубрики «Изучаем» содержат очень много информации, иллюстраций, а также ссылок на дополнительные источники. Учащиеся должны хорошо владеть различными видами чтения (изучающим, поисковым, ознакомительным), работать с электронными справочниками и словарями, которые есть в данном курсе или существуют автономно на различных серверах.
Кроме того, сетевой учебный курс содержит электронную версию учебника литературы. В то же время нельзя забывать о книге как печатном издании. Необходимо прививать учащимся интерес, любовь к книге и уважение к ней.
Электронные образовательные ресурсы и их применение на дистанционных уроках русского языка и литературы
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.
Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее. Применение ИКТ на уроках позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причём материал могут находить и сами учащиеся в Интернете и на дисках (Например, очень богатый материал содержится на диске «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»). Т.о., формируется информативная компетенция обучающихся. Использование интерактивных тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.
В настоящее время создано множество различных коллекций цифровых образовательных ресурсов, включающих специально разработанные наборы разнообразных ЦОР, тематические коллекции, инструменты, программные средства для организации учебного процесса. Эти коллекции постоянно пополняются учебными и методическими материалами, помогающими учителю использовать современные методы обучения. Использование ЭОР повышает наглядность, интерактивность. Это анимированные рисунки и иллюстрации, интерактивные определения, правила, таблицы, учебные тексты; электронные задания, тесты, словари и справочники.
Прежде всего хотелось бы отметить Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/, где каждый учитель русского языка и литературы сможет найти интересный материал к своим урокам:
многоуровневые интерактивные таблицы
интерактивные тесты
коллекции рисунков с творческим заданием
лингвистические загадки
аудиозаписи для уроков литературы
иллюстрации к произведениям литературы
интересные сведения о создании литературных произведений
задания по восстановлению текста литературного произведения
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ также предоставляет огромные возможности для проведения дистанционного урока русского языка и литературы на высоком уровне. Это разнообразные учебные модули, для воспроизведения которых необходимо установить специальную программу – проигрыватель ресурсов http://85.142.23.53/oms/OMS.exe
Модули построены таким образом, что, используя их, можно провести полноценный урок со всеми необходимыми этапами по практически любой теме русского языка и литературы:
Морфема. Изменение и образование слов.
http://fcior.edu.ru/card/12934/morfema-izmenenie-i-obrazovanie-slov-osnova-i-okonchanie-i.html#
Словосочетание и предложение.
Разновидности обрядовых песен
http://fcior.edu.ru/card/5042/raznovidnosti-obryadovyh-pesen-kollekciya.html#
Тренажёр для заучивания стихотворения
Мифы Древней Греции (лекция)
http://fcior.edu.ru/card/4578/mify-drevney-grecii.html#
Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования.
Учебные модули имеют классификацию: информационный, практический, контрольный, сопровождаются специальными пометками (И, П, К), что позволяет учителю планировать их использование в ходе уроков с различной целевой направленностью. Представлено огромное количество мультимедийных ресурсов отличного качества.
Кроме коллекций цифровых образовательных ресурсов, учитель русского языка и литературы с успехом может использовать на своих уроках различные материалы лингвистических и литературоведческих сайтов, а также презентации.
Виды деятельности учащихся в сети Интернет при изучении русского языка и литературы
Деятельность учащихся в ходе проведения уроков русского языка и литературы и в ходе выполнения домашних заданий может быть разнообразной и очень интересной:
Работа с различными словарями http://www.slovari.ru/
Сбор мультимедиа-материалов по заданной теме (текст, иллюстрации, анимации, видео, аудио)
Написание и защита рефератов http://express-externat.spb.ru/component/content/article/123-2009-12-09-22-58-25
Самостоятельная работа с лекцией и видеолекцией http://univertv.ru/video/filologiya/russkij_yazyk/?mark=science
Работа с веб-квестом http://laraas2011gmail.blogspot.ru/p/web.html
Составление коллекции аннотированных ссылок по теме урока
Создание документов Google (презентаций, анкет и т. п.) https://drive.google.com/?authuser=0#my-drive
Публикация статей
Создание тематических веб-страниц
Создание видео-роликов
Создание фотосериалов и презентаций https://picasaweb.google.com/
Создание плэйкаста, открыток, игр, викторин http://www.playcast.ru/
http://www.imagechef.com/photos
Участие в ролевой игре
Участие в учебнх исследованиях и проектах
Участие в онлайн-конкурсах и олимпиадах
Контроль знаний, умений, навыков с помощью дистанционных технологий:
Разноуровненвые онлайн-тесты https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dFd4RUNaWFNEcDlxS1Jwd09JbmZYZXc6MQ
Игровые формы контроля http://www.proprofs.com/games/jigsaw/-19668/
Чат-семинары
Индивидуальные и групповые задания
Дидактические материалы онлайн http://proektrus.narod.ru/proekt3.htm
Контрольно-измерительные материалы http://ege.yandex.ru/russian/
В то же время не следует забывать о традиционных видах деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы: работа с учебником, письменные работы в тетрадях, устный опрос, выполнение иллюстраций, чтение, пересказ, анализ текста, чтение наизусть, выполнение различных творческих работ.
Таким образом, дистанционное образование практически ни в чём не уступает организации образовательного процесса в очной форме.
Роль взаимоотношений учителя и ребёнка-инвалида в достижении успешности процесса обучения.
Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении. Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности. Поэтому для педагога определяющим фактором в работе с такими детьми должно стать восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Ребёнок не должен чувствовать себя объектом деятельности взрослых. Он должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий. Это подразумевает ряд рекомендаций, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком:
создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребёнок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям;
уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребёнка о событиях своей жизни;
чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, связанной с возникающими изменениями;
владеть различными технологиями реабилитации.
Ребёнок-инвалид в большинстве случаев одинок, и поэтому общение с учителем становится для него настоящим праздником, возможностью выразить себя и определить своё место в мире. Поэтому, как правило, между учителем и ребёнком в процессе дистанционного обучения формируются тёплые, доверительные взаимоотношения. Часто ученик пытается связаться по Skype с любимым учителем и во внеурочное время: поделиться своими проблемами, рассказать новости, попросить помощи или совета. И такими взаимоотношениями нельзя пренебрегать, поскольку иногда только мы, учителя, способны вселить в души наших учеников надежду на то, что мир, несмотря ни на что, всё-таки прекрасен. Похвалить, отметить новую причёску, поздравить с днём рождения – всё это способствует улучшению настроения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Литература:
Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 2007 г.
"Дистанционное обучение"/Учебное пособие под ред. Е.С.Полат. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008
Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. Госкомвуз РФ, М., 2005.
Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна/Под ред. К.п.н. М.В.Моисеевой – М. Издательский дом «Камерон», 2004
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. – М.: ИЦ «Академия» 2000.
Полат Е.С. "Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты" ИНФО, № 3, 2006 г.
Интернет-ресурсы:
Особенности организации дистанционных уроков. http://iclass-nadym.ru/index.php/metodicheskaya-rabota/89-osobennosti-organizatsii-distantsionnykh-urokov
Обогащение словарного запаса детей-инвалидов на уроках русского языка. http://www.zpu-journal.ru/zpu/e-publications/2007/Chernykh_AV/
Об эффективности использования СОТ на уроках русского языка и литературы в обучении детей с ОВЗ. http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/ob-effektivnosti-ispolzovaniya-sot-na-urokah-russkogo-yazyka-i
Презентации по русскому языку. http://prezentacii.com/po_russkomu_yaziku/
Инклюзивное образование. Дистанционные формы обучения. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/inklyuzivnoe-obrazovanie-distantsionnye-formy-obuchenie
ЭОР как часть информационно-образовательной среды школы в условиях дистанционного обучения детей с ОВЗ. http://vio.uchim.info/Vio_98/cd_site/articles/art_4_4.htm
Классная физкульминутка для ваших уроков. http://videouroki.net/look/superfizmin/direct/index2.html
Как организовать и провести дистанционный урок. http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=1106
Дистанционный урок. http://school136.perm.ru/project/j_eidos/disturok.htm
Елизаров А. А. Дистанционное образование. Характеристика понятия. http://www.openclass.ru/node/6975
Полат Е. С. Курс дистанционного обучения учителей. Новые педагогические технологии. http://scholar.urc.ac.ru:8002/courses/Technology/index.html
Дистанционное обучение http://ru.wikipedia.org/
Дистанционное образование http://ru.wikipedia.org/
Дистанционная поддержка профильного обучения http://edu.of.ru/attach/17/6910.doc
Современные дистанционные образовательные технологии
Дистанционные образовательные технологии
http://www.eorhelp.ru/node/36005
Приложение
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Причастие как особая форма глагола
ФИО (полностью)
Салодкина Евгения Вячеславовна
Место работы
МБОУ СОШ № 11 города Тамбова
Должность
учитель русского языка и литературы
Предмет
русский язык
Класс
6 класс
Тема и номер урока
в теме:
Причастие как особая форма глагола, урок № 1 в разделе «Причастие».
Базовый учебник
Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 6 класс. В 3 частях, издательство: Мнемозина, Москва, 2011
8. Цель урока: формирование представления о причастии как особой форме глагола.
9. Задачи:
- обучающие:
познакомить с основными грамматическими признаками, которые свойственны причастию, формировать умение отличать причастия от прилагательных и глаголов;
-развивающие:
продолжать развивать у учащихся речевые и коммуникативные умения;
-воспитательные:
воспитывать культуру речи, интерес к предмету через правильное употребление
причастий.
10.Тип урока: урок первичного усвоения нового материала.
11. Формы работы учащихся: индивидуальная.
12.Необходимое техническое оборудование:
компьютеры с подключением к сети Интернет, проекционная аппаратура.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
4
5
6
1
Организацион-ный этап урока
1.Организация внимания учащегося, взаимное приветствие, проверка готовности к уроку.
1.Приветствие, проверка готовности к уроку.
1 мин.
2
Повторение и актуализация опорных знаний
1. Интерактивный тест «Понятие о глаголе».
2. Интерактивный тест «Общее понятие о прилагательном»
1. Объяснение методики работы с тестом «Понятие о глаголе» с целью повторения общих сведений о глаголе.
2. Объяснение методики работы с тестом «Общее понятие о прилагательном» с целью повторения общих сведений о прилагательном.
1. Работа с тестом «Понятие о глаголе» с целью повторения общих сведений о глаголе.
2. Работа с тестом «Общее понятие о прилагательном» с целью повторения общих сведений о прилагательном.
9 мин.
3
Постановка темы и цели урока
1.Сообщение темы и цели урока.
1.Фиксирование темы урока в тетради.
2 мин.
4
Формирование новых понятий
3. Модуль «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия. И».
4. Модуль «Причастие. Употребление причастий в речи. И1» (1 и 2 части ресурса).
1.Знакомство с особенностями причастия как части речи.
2. Постановка лингвистической задачи о статусе причастия как части речи.
1. Анализ языковых фактов, явлений и формирование вывода по изучению первичного материала.
2. Работа с модулем «Причастие. Употребление причастий в речи. И1», формирование вывода о статусе причастия как части речи.
13
мин.
5
Закрепление изученного
5.Модуль «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия. П1»
1. Создание условий для выполнения самостоятельной работы с ЭУМ
«Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия. П1».
1. Выполнение заданий ЭУМ
«Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия. П1»
13 мин.
6
Подведение итогов работы
6.
Интерактивный тест с заданием «Понятие о причастии».
1.Организация работы по самоконтролю уровня достижений учащегося на основе предлагаемого теста.
1.Самостоятельная работа с тестом в целях самопроверки.
5 мин.
7
Домашнее задание
1.Информирование о домашнем задании, методике его выполнения.
1.Осмысление связи домашнего задания с изучаемым материалом урока, фиксирование домашнего задания в дневнике.
2 мин.
Приложение к плану-конспекту урока
Причастие как особая форма глагола
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявле
ния информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Интерактивный тест «Понятие о глаголе»
Интернет-ресурс,
практический
Тест
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/144d96ee-cf45-4443-b88d-0b4f7c2daa16/view/
2
Интерактивный тест «Общее понятие о прилагательном»
Интернет-ресурс, практический
Тест
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bc399f6d-c979-4bd5-8312-6ecce07fa3bf/view/
3
Модуль «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия. И».
Интернет-ресурс, информационный
ЭУМ
http://fcior.edu.ru/card/13945/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-i.html#
4
Модуль «Причастие. Употребление причастий в речи. И1» (1 и 2 части ресурса).
Интернет-ресурс, информационный
ЭУМ
http://fcior.edu.ru/card/8147/prichastie-upotreblenie-prichastiy-v-rechi-i1.html#
5
Модуль «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия. П1»
Интернет-ресурс,
практический
ЭУМ
http://fcior.edu.ru/card/13959/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-p1.html#
6
Интерактивный тест с заданием «Понятие о причастии»
Интернет-ресурс, контрольный
Тест
Интернет-ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/144d96ee-cf45-4443-b88d-0b4f7c2daa16/view/
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bc399f6d-c979-4bd5-8312-6ecce07fa3bf/view/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов:
http://fcior.edu.ru/card/13945/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-i.html#
http://fcior.edu.ru/card/8147/prichastie-upotreblenie-prichastiy-v-rechi-i1.html#
http://fcior.edu.ru/card/13959/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-p1.html#
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ