«Мягкий знак- показатель мягкости согласных звуков»
Тема: «Мягкий знак- показатель мягкости согласных звуков»
Цель: Систематизировать знания учащихся о правилах правописания мягкого знака на конце слов и в середине слова.
Задачи:
Образовательные: Формировать умение правильно использовать мягкий знак на конце слов и в середине слова.
Воспитательные: Воспитывать умение работать индивидуально и коллективно.
Развивающие: Развивать внимание, зрительную память учащихся, умение анализировать.
Оборудование: : мультимедиапроектор, презентация «Мягкий знак», учебник русского языка Л.Я.Желтовская, рабочая тетрадь.
Этапы урока:
Организационный момент.
Минутка чистописания.
Введение в тему и постановка задачи урока.
Работа над темой урока.
Физкультминутка.
Практическая работа.
Итог урока. Рефлексия.
Ход урока:
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Время
1.Орг.момент
-Здравствуйте ребята. Давайте улыбнёмся своему соседу справа, а потом соседу слева и тихонечко садимся.
Настраиваются на урок
1 мин.
2. Минутка чистописания
-Откройте свои рабочие тетради на стр.22. Выполняем чистописание и оцениваем себя за красоту написания. Слайд 2.
Выполняют задание и оценивают себя.
5 мин.
3. Введение в тему и постановка задачи урока.
Сегодня на уроке мы определим роль мягкого знака в словах.
Слайд 3.
-Игра «Кто это? Что это?»
В этой почке нить накала.
Эта почка из металла.
Эта пика не остра. Это ключик от костра.
-Прочитайте слова на доске.
Слайд 3.
-Расскажите, для чего и как служит в речи мягкий знак?
-Разделите слова на две группы(слова, оканчивающиеся на мягкий знак, слова, где мягкий знак в середине слова) и запишите каждую на отдельной строке.
Слайд 4-5.
-Что общего между словами? Чем они отличаются?
-Подчеркните ь и букву, после которой он стоит на конце слов, и в середине слова буквы, между которыми он стоит.
-Какую роль он играет в этих словах? Какой вывод можно сделать?
-Где находится мягкий знак в слове «огонь»?
-Подберите другое слово с тем же корнем, только спрячьте ь в середину слова. Что получилось?
Слайд 6.
-Тоже самое выполните со словами «пень, день, окунь, уголь»
Слайд 7.
Послушайте стихотворение про мягкий знак:
«Мягкий знак-хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома «угол»
Превратился сразу в «уголь»,
Без пожара, просто так?
Это буква мягкий знак.»
-Общее- во всех словах есть ь, отличаются тем, что в одних словах он стоит в середине слова, а в других- на конце.
-Мягкость согласных может обозначаться ь на конце и в середине слов (если находится между двумя согласными).
10мин.
4. Работа над темой урока.
-О каком способе обозначения мягких согласных звуков говорится в стихотворении из упражнения 24?
-Выпишите пары слов, значения которых помогает различать мягкий знак.
-Подчеркните буквы обозначающие мягкие согласные.
-Работая в парах, произнесите скороговорку: «У пенька опять пять опят».Слайд 9.
-Мягкий знак после согласных – показатель мягкости этих согласных.
-Шесть- шест, есть-ест, пеньки- пенки, угольки- уголки, банька- банка.
5 мин.
5. Физкультминутка
-Я буду называть имена сущ. мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если назову существительное женского рода, то прыгайте и делайте хлопок над головой, если услышите существительные мужского рода- приседайте.
Ёж, лещ, печь, вещь, товарищ, тишь, скрипач, рожь, молодёжь, багаж.
3мин.
6. Практическая работа
-Реши кроссворд
Слайд 10.
«Показатель мягкости».
1)Ей бродить ничуть не лень рядом с вами целый день. Стоит солнышку зайти, как её вам не найти.
2)И железные рога, и железная нога, на цепи на дно пойдёт, остановит пароход.
3)Распустился ландыш в мае в самый праздник- в первый день. Май цветами провожая, распускается…сирень.
4)То толстеет, то худеет, на весь дом голосит.
5)Если вдруг в январе лужи видим во дворе, снег внезапно тает, порою дождь бывает,начинается капель, словно к нам пришёл апрель, это значит…
6)Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили?
-Тень.
-Якорь.
-Сирень.
-Гармонь.
-Оттепель.
-Картофель.
10 мин.
7. Рефлексия.
-Какую роль выполняет мягкий знак в словах «день», «деньки»?
Послушайте стихотворение Усачёва «Мягкий знак».
Слайд 11.
-Ответы учащихся.
3 мин.
9. Домашнее задание.
В тетради стр. 22 Упражнение 2.
Записывают домашнее задание в дневник.
1 мин.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ