Наше условие – долой сквернословие


Речевой этикет





«Наше условие – долой сквернословие»


Цели: создать условия для осмысления проблемы сквернословия (причины,

вред, ответственность за свои слова, способы избавления…);

способствовать развитию умения формировать собственную точку

зрения, высказывать и аргументировать её;

формировать у учащихся готовность к самоопределению, принятию

решения и выбору личностной позиции.



I. Вступительная беседа


Что такое этикет? Давайте заглянем в толковый словарь Ожегова.

//Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения в какой либо среде, в определённых условиях //


  1. Очень важно и то, как мы говорим, как общаемся между собой. Речевой этикет – один из важнейших элементов человеческой культуры.


  1. Скажите, а какова роль слова в нашей жизни?

/Общаемся, передаём свои эмоции и чувства, делимся своими мыслями, получаем много новой информации/

    • Если мы задумаемся, сколько времени тратим на общение, то обнаружим, что тратим на это большую часть своей жизни.

А как мы общаемся?


  1. Я расскажу вам маленькую историю, а точнее, ситуацию, взятую из нашей жизни, а вы подумаете, как это связано с тем, о чём мы только что с вами говорили.


Итак, один ещё не пожилой мужчина ехал в троллейбусе на работу. В салоне было очень тесно и, пробираясь к выходу, он нечаянно задел женщину, стоявшую около дверей. Мужчина, конечно, извинился и в ответ услышал: «Вот, старый дед, прёт как танк!» И – непечатные слова. Мужчина опешил, у него тут же испортилось настроение, и, придя на работу (а работал он директором), он сделал выговор секретарше по поводу её внешнего вида. Девушка обиделась, тем боле, что в её одежде и причёске не было ничего особенного, у неё тут же испортилось настроение, и первому же посетителю секретарша отказала в приёме, причём этот отказ прозвучал в очень грубой форме.

Посетитель также был огорчён таким оборотом событий и тем, как с ним обошлись, и, придя домой, накричал на сына и устроил скандал жене. А его жена была как раз та самая женщина, которая утром в троллейбусе так грубо ответила толкнувшему её мужчине.

Вот какая история. Итак, попробуем её проанализировать.


  1. Анализ истории учащимися.

Вывод: очень многое в нашей жизни может зависеть от одного только неверного слова.



II. Сообщение темы урока. Мотивация. Целеполагание.


Возможно, вы уже догадались о теме нашего урока?


  1. Сегодня я предлагаю поговорить о сквернословии.

Тема урока: « Наше условие – долой сквернословие».


  1. Приведите примеры, доказывающие актуальность проблемы.

/Мат в быту, на производстве, в общении людей разных поколений, мат из уст мужчин и женщин, с экранов телевизоров, в бульварной литературе…/


  1. Итак, с темой и её актуальностью мы определились. Мне бы хотелось услышать: ответы на какие вопросы вы бы хотели получить? Чего ждёте от этого урока? /Круг/


  1. Обобщение учителя. Сообщение целей.



III. Работа по теме урока


  1. Словарная работа. Сообщение дежурных по словарю о значении слов:

Мат (прост.) – неприличная брань. // прил. матерный

Сквернословие – речь, наполненная скверными, непристойными словами.

Скверна (устар. и книжн.) – нечто гнусное, мерзкое, порочное.

Вывод: данный пласт лексики стоит за пределами литературного языка.



  1. С какой целью люди употребляют нецензурные выражения? Ваше мнение? /Нецензурные выражения заключают намерение говорящего унизить, оскорбить, обесчестить, опозорить адресата речи в резкой и циничной форме/



  1. Результаты исследования, проведённого учениками «Большинство ваших знакомых употребляют или не употребляют в своей речи нецензурные выражения?»













  1. Вопрос, на который можно не отвечать вслух, - ответьте сами себе:

- А вы лично употребляете нецензурные выражения?


  1. Результаты исследования, проведённого учениками: «А вы лично употребляете нецензурные выражения?»















  1. Является ли нецензурная брань административным правонарушением? Как наказывается? /Нецензурная брань является административным правонарушением и квалифицируется как мелкое хулиганство/

+

  1. Работа в парах /1 мин./

Вспомните, как чаще всего люди объясняют употребление ненормативной лексики? Каковы причины сквернословия?

/Выступление учащихся/


  1. Обсуждение мифов о сквернословии».


      1. Позволяет избавиться от накопившегося раздражения

      2. Неотъемлемая часть русского языка и культуры русского народа


  1. Работа в группах.

Обсудите вопрос: «В чём вред сквернословия?»

/ответы записать на больших листах/


    • Лишает человека уважения других людей

    • Глубоко ранит другого человека

    • Негативно воздействует на генетический код и наследственность.


«Мы пришли к выводу, что ДНК специально приспособлены к восприятию речевых колебаний. Любое произнесенное слово - это не что иное, как волновая генетическая программа, которая меняет вашу жизнь. Иногда слово срабатывает, вызывая рак или, наоборот, устраняя болезнь». Петр Гаряев, биолог, основатель «Института квантовой генетики»






  1. Работа в группах.

Вопрос: «Как избавиться от сквернословия?»

  • Принять решение не сквернословить

  • Уметь противостоять влиянию среды

  • Использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний

  • Научиться позитивным методам расслабления

  • Принять уважительное отношение к себе и людям

как слагаемое успеха в жизни



  1. «Моё кредо жизни»

  • Моя речь - это мое зеркало, мое достоинство

  • Во мне все прекрасно: и мысли, и слова, и поступки

  • С меня начинается честь и культура моей Родины


Вывод: культура слова – это культура чувств, культура человеческих

отношений. Грубую речь многие мыслители прошлого оценивали как

отражение различных пороков развития личности. Древнегреческий

философ и учёный Аристотель считал, что «из привычки сквернословить

развивается склонность к совершению дурных поступков».

Нецензурная речь оскорбляет слух, она унижает и того, кто слушает, и

того, кто говорит.

Человек культурный, современный – это человек, говорящий правильно и

красиво.


  1. Творческая работа на тему «Словом можно убить, словом можно спасти»

/сочинение-миниатюра, стихотворение, рисунок, плакат – на выбор/


  1. Представление результатов работы.



IV. Подведение итогов урока



  1. Полезен ли для вас сегодняшний разговор? Чем? О чём задумались? Что нового узнали? Сбылись ли ваши ожидания от урока?

/ответы по кругу/



V. Самооценка


Выразите степень морального удовлетворения от урока через оценку предложенных суждений:

  • Чувствую моральное удовлетворение от урока, т.к. не обратили на меня внимания, дали возможность заниматься своим делом.

  • Чувствую моральное удовлетворение от урока, т.к. принимал (а) участие в общем споре, в общем поиске ответа.

  • Лучше бы этого урока не было.




VI. Благодарность за участие


Пожелание не обеднять и не осквернять свою речь. Пусть сказанное слово будет во благо и окружающим, и себе самому.

Помните о правилах речевого поведения, т.е. о правилах речевого этикета.



Словом можно ранить,

Можно даже убить,

Слово может лечить,

Слово может калечить,

Слово может давить

Тяжким грузом на плечи.

Может в грязь затоптать,

Может сильно ударить.

Слово может отнять,

Может силы прибавить.

Может в топь завести

Иль на камень поставить.

Слово может кормить,

Без него можно жаждать

Иль, как аспидов яд,

Отравить может даже.

Слово, будто ярлык,

Может так прилепиться.

Можно дочиста Словом,

Как в бане, отмыться.

Слово, будто глоток,

Так желанно в день знойный!

Может литься поток

Скверных слов непристойных.

А гнилые слова удалите подальше,

Чтобы не было в сердце греховной фальши.




5


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ