Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения». (Урок-восхождение «Мы альпинисты»)

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения».

(Урок-восхождение «Мы альпинисты»)



Цели урока:

Обучающие:

  1. Закрепить и обобщить сведения об однородных членах предложения, о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.

  2. Развивать умения и навыки нахождения рядов однородных членов в предложениях, расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, составлять схемы предложений с данными синтаксическими конструкциями.

  3. Воспитывать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Развивающие: активизировать память, развивать внимание, логическое мышление.

Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, воспитывать доброжелательность, чувство ответственности за товарища.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

1). Сегодня на уроке мы с вами обобщим знания, полученные при изучении темы «Однородные члены предложения». Но урок у нас будет необычный: сегодня мы совершим восхождение и покорим горную вершину. Для нас это будет вершина Знаний.

- Что же так неудержимо влечёт людей в горы?

- Красоты горных пейзажей?

- Возможность испытать себя опасностью, холодом и высотой?

- Щекочущий нервы риск, жажда преодолеть то, что кажется непреодолимым?

Один из возможных ответов на эти вопросы содержится в словах известного французского альпиниста Мориса Эрцога:

«В борьбе с вершиной, в стремлении к необъятному человек, побеждая, обретает и утверждает прежде всего самого себя». (Слайд 1)

Покорять вершины издавна было мужским занятием!  Вам и предстоит такое нелёгкое, но интересное восхождение.

2). Подготовительный этап.

Восхождение к вершине начинается с чего? Конечно, с медосмотра: горы не любят слабых. Предлагаю проверить, здоровы ли наши альпинисты.

Задание: выписать термины русского языка, которые относятся к теме нашего урока «Однородные члены предложения» (выполнение упражнения 62 из учебника под редакцией М.М.Разумовской).

3). Штурм первой высоты.

Итак, все готовы к восхождению. (Слайд 2). Перед вами маршрут, по которому мы будем совершать восхождение: вам предстоит покорить 4 высоты, немножко передохнуть, а затем совершить решающий рывок к вершине, где вас ждёт заслуженная награда – цветок эдельвейс.

Первая высота – проверка готовности идти вперёд.

Задание: ответьте на вопросы. (Слайд 3).

4). Штурм второй высоты.

Задание: из данного текста выписать ряды однородных членов предложения, составить схемы. (Слайд 4).

Когда перед тобою возникает
Красивая и трудная гора,
Такие чувства в душу проникают,
Что понимаешь: выходить в поход пора.
Нам нужны снега и камнепады,
Компас и нелёгкие маршруты,
Ледоруб, страховка, самохваты,
Карабин, капрон и снегоступы.
Нам нужны крюки и передатчик,
Спать мы можем только лишь в палатке.
Всё нам предоставьте, а иначе
Зачахнем мы от горной лихорадки.

Обратите внимание на специальные слова, которые используются альпинистами. (Слайд 5).

5). Штурм третьей высоты.

Задание: нужна ли запятая перед союзом и? Вы записываете только «да» или «нет». Предложения читаю один раз, поэтому будьте внимательны.

  1. Мне нравится в весне её погода и настроение, ожидание лета и радость любви. (НЕТ)

  2. Умён и пригож, да на дело не гож. (НЕТ)

  3. Радостно было на небе, и на земле, и в сердце человека. (ДА)

  4. Туман встречал нас холодеющим прикосновением и уводил в свой сказочный чертог. (НЕТ)

  5. Приближение весны чувствовалось и по тёплой испарине земли, и по ярким кочкам новой травы. (ДА)

  6. Из воды неожиданно выскакивали затопленные стволы и исчезали снова. (НЕТ)

  7. Вдруг ветер перешёл в ураган, и царство тишины превратилось в кромешный ад. (ДА)

Далее идёт самопроверка. (Слайд 6).

Какие пунктуационные правила вспомнили, выполняя данное задание? (Различение простых предложений с однородными членами, связанными союзом и, и сложных предложений).

6). Штурм четвёртой высоты. (Слайд 7).

Вы всё ближе к заветной вершине, путь всё тяжелее, но настоящие альпинисты не сдаются.

Сейчас вам предстоит применить все полученные знания для решения теста с заданиями из ГИА. (Слайды 8,9,10).

7). Штурм вершины. (Слайд 11).

Это самый сложный этап для альпинистов: необходимо собрать все силы для решительного, заключительного этапа.

Задание: вставить пропущенные знаки препинания в предложениях текста. (Задание даётся с диска «Русский язык. Интерактивные дидактические материалы. 8 класс».) 1 ученик у компьютера, 2 – на листе с распечатанным текстом. Проверяет тот, кто работал на листе (тот, который работал на компьютере, проверяет автоматически.

8). Итоги урока.

Сегодня на уроке мы повторили и обобщили знания, полученные при изучении темы «Однородные члены предложения».

Как вы думаете, мы достигли вершины знаний?

Но впереди у нас ещё много таких вершин, потому что мы продолжаем изучать родной русский язык.

9). Домашнее задание.

1) подготовиться к диктанту по теме

2) составить 7-8 предложений с однородными членами на тему «Горы, альпинисты, восхождение».





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ