Урок русского языка в 9 классе "Серьёзный разговор о сложных предложениях"

Урок русского языка в 9 классе

Учитель: Вохмянина Ольга Валентиновна

МОУ Павинская СОШ


Тема урока: Серьёзный разговор о сложных предложениях


Цель урока:

  1. Вспомнить известное о сложных предложениях и их видах

  2. Развивать навык учащихся разграничения сложных и простых предложений

  3. Формировать умения учащихся читать и составлять схемы сложных предложений

  4. Развивать творческие способности учащихся, умение делать выводы

  5. Через межпредметные связи развивать учебно – познавательную деятельность учащихся

Ход урока:

1.Анализ предложений

Создание проблемной ситуации

Над Москвой розовеют дали. Утро начинается в Москве.

На доске 2 простых предложения

- Почему они называются простыми?

-Можно ли 2 эти предложения соединить в сложное? Как ?

Учитель ставит между простыми предложениями союз и

-Нет ли ошибки?

Нужна запятая

2. Объявление темы урока:

Серьёзный разговор о сложных предложениях

3. Движение новой темы

Сравним схемы простого и сложного предложения ( Схемы на таблице)

- Чем различаются простые и сложные предложения?

( Количеством грамматических основ)

-Сколько простых предложений в составе сложного, если в нем 6 грамматических основ?

( 6 )

4. Работа с теоретическим материалом учебника

Тема « Сложное предложение»

Самостоятельное чтение материала с пометкой на полях:

Это уже знал

Узнал новое

5. Проверка усвоения материала, обсуждение «нового»

Вывод:

Сложное предложение представляет собой единое целое, связанное по смыслу и интонацией, а часто союзами и союзными словами для связи частей в целое.

Разделяются части сложного предложения - , ; :


6. Закрепление

Работа с предложениями на тему « Творчество поэта» « Поэтическое состояние души»


Сегодня мы с вами побываем в мире творчества, возвышенного состояния души, разбуженной мысли, которая выливается в стихах

А)

Текст для наблюдений «О творчестве»

А туманы сами рвались в клочья,

И горели звёзды днём и ночью,

И звенела птица – троеглазка,

И на цыпочках ходила сказка. ( Прокофьев)

Б)

Анализ предложения:

-Какой момент творчества запечатлел поэт?

(начало, брожение чувств, впечатлений)

- Подчеркните ключевые слова, входящие в грамматическую основу

- Какое перед нами предложение?

-Как связаны между собой части предложения? ( Союзами)

-Какие средства выразительности использовал автор?

(Метафоры, эпитеты)

Построение схемы предложения на доске учителем

В)Орфографическая минутка

Ученик записывает словосочетания на доске и проводит орфографический анализ

-удивляться природе и наслаждаться чудесным

Г) Запись предложения на доске


И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу,

Перо – к бумагу ( А. С. Пушкин)


- Какой момент творчества запечатлел Пушкин?

( пробуждение поэзии )

- Какое перед нами предложение? Докажите.


- А зачем нужны Пушкину и нам союзы и знаки препинания?

Союзы связывают части в единое целое

Знаки разделяют, «сигнализируют» о конце мысли и границе предложения.

7. Графический диктант

Двое учеников одновременно рисуют схему предложения на доске , воспринимая текст на слух.

Учитель:

- Вот так поэт рисует то, что он увидел в окружающем мире.

Уже найдены образы. Конец творческого процесса.


1) Свирель запела на мосту,

И яблони в цвету,

И ангел поднял в высоту

Звезду зелёную одну,

И стало дивно на мосту

Смотреть в такую высоту… А. Блок

Проверка схем. Сверяем, у кого более правильно.

2) С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный

Всё вторит весело громам. Ф. Тютчев

Это предложение без союзов. Союз -и- связывает однородные члены предложения, которые обобщаются словом ВСЁ

8. Составление предложений по заданным грамматическим основам:

1) …..книги пахнут ….., и хочется…….

2) Музыка наполняет……, что…..слёзы наворачиваются….

Запись самых красивых предложений


9. Момент творчества

- Составьте текст только из простых предложений на любую тему.

- Возможно ли такое в живом языке?

- Остаётся ли язык так же богат и красив?


10.Итог урока : Что нового вы узнали сегодня на уроке?

О чём задумались?

Сложен ли , на ваш взгляд, творческий процесс?


11. Домашнее задание

Тестовые задания разного уровня сложности по теме « Предложение»




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ