Обобщающий урок-праздник по обучению грамоте и письму. ПРОЩАНИЕ С «БУКВАРЕМ»

ПРОЩАНИЕ С «БУКВАРЕМ»

Дети танцуют под музыку: «В каждом маленьком ребенке».

В руках у них буквы, в конце танца ученики прикрепляют буквы к доске и садятся на места.

  1. Как хорошо уметь читать,

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку просить:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»


  1. Не надо умолять сестрицу:

«Ну прочитай еще страницу.»

Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять и прочитать!


Ведущая Вот мы и закончили наш первый учебник Как он называется? (Букварь)

И сегодня наш праздник посвящен именно Букварю, благодаря которому кое- кто из ребят научился читать, а кто уже умел читать до школы – стали читать быстре и целыми словами. Мы с ребятами стали разбираться в звуках и буквах, узнали о том, что бывают опасные места в словах. Вместе с Букварем помогали нам Прописи, которые научили нас писать буквы письменно. Так давайте споем песню про Букварь и Прописи.


Поем песню на мотив мелодии «Песня шофера»

  1. Вместе мы полгода «Букварь» изучали,

110 страниц прочитали мы в нем.

По слогам несмело сначала читали,

А теперь любую вам книжку прочтем!

Припев: Не страшны теперь страницы в книгах,

Будем с интересом их читать,

Потому что знаем, могут книги

Обо всем на свете рассказать!

  1. Смело ударение в слове поставим

И легко на слоги его разобьем,

Буквы в алфавитном порядке расставим

Да еще и песню потом вам споем!

Припев.

  1. Звуки речи больше мы путать не будем,

Письменные буквы умеем писать.

И «Букварь» родной никогда не забудем –

Это он учил нас писать и читать!

Припев.


Ведущая Вот сейчас и проверим, так ли хорошо вы все знаете, как в песне поете. Давайте покажем родителям, что мы знаем о буквах и звуках.


Разминка по ленте букв и звуков:

  • Чем отличаются буквы от звуков? (буквы пишем и видим, звуки слышим и произносим)

  • Сколько букв?(33) Сколько звуков в русском языке? (42)

  • На какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные) Чем отличаются?

(дети читают стихи)

Воздух свободно идет через рот, нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поет – звук получается гласный.


А согласные же могут шелестеть, скрипеть, звенеть.

Сквозь преграду звук проходит, голос тут не может петь.

  • Сколько гласных звуков? (6) Назовите.

  • А сколько букв, которыми обозначают гласные звуки? (10)

  • Что знаете про буквы Я,Ю,Е,Ё? Когда они обозначают 2 звука?

  • А какую работу выполняют эти буквы, когда стоят после согласного? (показывают мягкость предшествующего согласного)

  • На какие 2 группы можно разделить все согласные звуки? (тв-мяг, зв-глух, пар-непар)

  • Назовите буквы парных согласных.

  • Где на ленте букв стоят буквы звонких согласных звуков?(вверху) А глухих?(внизу)

Игра: хлопни в ладоши, если звук звонкий; слушай звук, не подсматривай на ленту букв и звуков

  • Игра: «наоборот» (учитель «кидает» звук твердый, дети «откидывают» мягкий.

  • Назовите согласные звуки, которые бывают только твердыми?( ж,ш,ц) А какие согласные всегда мягкие?(й,щ,ч)

  • Какие буквы не имеют звуков? А зачем они тогда нужны?


Ведущая - Молодцы! Отгадайте загадку:

33 родных сестрицы,

Писаны красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся. ( буквы, алфавит)

  • Выложите эти слова из букв на доске,

  • определите количество слогов,

  • разделите на слоги и поставьте ударение.

Буквы здесь стоят красиво,

Но порядка в строе нет.

Алфавит составить надо,

Сможете вы или нет? (да)

Звучит музыка «Частушки Бабок-Ёжек», появляется Баба-Яга на метле.

Баба-Яга:

  • Ой, куда это я попала? ( на праздник)

  • Какой еще праздник? Новый год уже прошел, 8 Марта что ли? (праздник Букваря)

  • А это что за страшные иероглифы на доске?(буквы, чтобы читать)

  • Так значит, чтобы научиться читать, надо знать буквы?(да)

  • Ну тогда вы идите все домой, праздника у вас не будет, я буквы забираю (убирает в свой мешок буквы:Д,Н,П,Л,Я,Ы)

Ведущая – Нельзя так, Баба-Яга, без букв может случиться беда: не только мы не сможем читать и писать, но и все книжки пропадут, люди ничего не будут знать, даже имя твое невозможно будет написать.

Баба-Яга: Не отдам, и не уговаривайте меня.

Ведущая Наверное нам сможет помочь только вежливое слово. Ребята, кто знает подходящее волшебное слово? (пожалуйста)

Баба-Яга:

  • Ну так и быть 1 букву отдам. (отдает букву Ы)

  • А остальные оставлю себе. Если я их отдам, то так и буду ходить безграмотная, даже имя свое не смогу написать.

Ведущая А хочешь мы тебе поможем буквы выучить?


Дети читают стихи про буквы (Баба-Яга ищет букву, дети помогают) Для некоторых букв дети дают полную характеристику.


  • Эта буква широка и похожа на жука.(Ж)


  • В этой букве нет угла, оттого она кругла.

До того она кругла – укатиться бы могла.(О)


  • С этой буквой на носу филин прячется в лесу.(Ф)


  • На эту букву посмотри, она совсем как цифра три!(З)


  • Палочка, рядом две ровные дужки -

Вот и готовы очки для лягушки (В)


  • В этой букве есть две точки, словно в лесенке гвоздочки!(Ё)


  • Этот знак живет беспечно, он без кепки ходит вечно!(Ь)


  • Чтобы «О» не укатилась, крепко к столбику прибью,

Ой! Смотри-ка, что случилось: получилась буква …(Ю)


  • Палочка и палочка, между ними галочка.

Посмотри-ка, между тем, получилась буква …(М)


  • Коготочки на конце носят буквы … и … .(Щ,Ц)


Баба-Яга:

  • Что-то голова моя закружилась, наверное, от знаний пухнет. Ой, давайте отдохнем.


Все танцуют «Танец утят»

Баба-Яга:

  • Ой косточки заломило, ноженьки устали.


Ведущая

  • Посиди Баба-Яга, отдохни, а мы с ребятами тебе про опасные места расскажем.


Гласные и согласные бывают такие опасные.

Звук очень ясно слышится, а буква другая пишется.


  • Вставьте буквы вместо пропуска. Почему это место опасное? СНЕ…

З…МА

СНЕЖ…НКА

СНЕГИР…

СНЕГУРОЧ…КА

  • Какое слово лишнее, почему? (зима, т.к. остальные слова родственные)

Подберите антоним к слову ЗИМА.(лето)

  • А что это там ты, Баба-Яга пишешь?

Баба-Яга:

  • А я тоже буквы вставляю, вот смотрите (прикрепляет плакат на доску).

Дети читают с доски двустишия и находят какие буквы потерялись.


  1. По дороге вдоль села

Мама с бочками пошла (дочками)

  1. Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом. (коне)

  1. Хочу я поесть, но достать высоко:

На волке сметана, творог , молоко. (полке)

  1. Жучка бурку не доела,

Неохота. Надоело. (булку)


Ведущая Знаешь почему ты, Баба-Яга не те буквы вставила, потому что нужные буквы у тебя в мешке.

Баба-Яга:

  • (злясь) Да заберите вы свои буквы. Все вам не так, все вам не эдак! (отдает мешок, но букву Я незаметно оставляет).

  • Все знаете, умные, а почему тогда Печкин не принес вам посылку с новыми учебниками, а?

Ведущая И правда, что-то Печкин задерживается. Я, ребята, вам не говорила про него, хотела сделать сюрприз. Но видно и тут без Бабы-Яги не обошлось. А ну, говори, что с Печкиным сделала?!

Баба-Яга:

  • А вот и не скажу, я рассердилась на вас!

Ведущая

  • А мы тоже сердиться умеем. А ну, ребята, покажем Бабе-Яге.

Дети топают, кричат и хлопают.

Баба-Яга:

  • (затыкает уши) Сдаюсь! Но сказать про Печкина все равно не могу. Старая я – забыла!

Ведущая

  • А мы сейчас снова рассердимся! (Дети снова шумят)

Баба-Яга:

  • Тише! Тише! Совсем оглушили!

  • Забыть-то забыла, но записала, где его спрятала. (показывает ребусы)

Ведущая Это ты называешь записала?

Баба-Яга:

  • Так неграмотная я, буквы не знаю!


Дети разгадывают ребусы. (слова «лес и сугроб»)


Баба-Яга:

  • Вспомнила!. В лесу в сугроб закопала!


Ведущая Как же мы найдем его, ведь в лесу много сугробов, да и лес большой?

Баба-Яга:

  • У меня в мешке есть кое-какие волшебные вещи, может они помогут?

  • Узнайте, из какой сказки вещь и что она может. (дети достают из мешка КРАСНУЮ ШАПКУ, ЗЕРКАЛЬЦЕ,КЛЮЧИК,КЛУБОК)

  • Полетела я за клубком Печкина выручать, пока он не замерз! (исчезает)

Ведущая

  • Пока Баба-Яга летает за Печкиным, споем частушки для родителей.


Дети поют частушки

А тетрадная строка – Хоть и трудное заданье -

Это труд ученика. Буквы правильно писать.

Нам она дает ответ: Но стараясь, можно даже

Кто старается, кто – нет! Получить отметку 5!


Эх, топни нога! Я до вечера читала,

Топни правенькая! Мама слушать уж устала.

Мы читать уже умеем, Все соседи легли спать,

Мы не маленькие! А я еще хочу читать!

  • Не видно наших героев?!

  • Тогда выполните такое задание: Составьте маленькие слова из длинного слова

ЧАСТУШКИ

(Появляется Баба-Яга с Печкиным.)

Печкин

  • Здравствуйте, заждались? А я вам посылку принес, король Букварь послал. Прежде, чем вручить ее, вы должны алфавит рассказать, а где он у вас?

Ведущая

- А алфавит-то мы, ребята, до сих пор не составили. Скорее составляйте.


Дети составляют алфавит, и выясняется, что 1 буквы не хватает.

Печкин

  • Не порядок! Не могу я вам вручить посылку.

Ведущая

  • Баба-Яга, ты за старое взялась?

Баба-Яга: -

  • Виновата, хотела на память букву оставить. Я так хотела научиться писать , хотя бы свое имя(Отдает букву «Я» и ревет)

Ведущая

  • Не плачь, Баба-Яга, будешь и ты читать и писать, вот тебе от нас с ребятами «Букварь»!

Баба-Яга: -- Ой, спасибо!

Печкин

  • Вот теперь порядок! Прочитайте алфавит. (Дети читают)

  • Вот и посылка, только опечатана она словами. Из слов надо составить напутствие короля Букваря и прочитать.

Дети составляют из слов предложение и читают.


Подружись

с книгами –

и сможешь

найти

ответ

на любой

вопрос.

Ведущая: -Ребята, как вы поняли слова Букваря?

  • Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и препятствиями, поэтому вам можно смело выдавать свидетельство, которое разрешает вам самостоятельно читать любые книги и искать в них ответы на ваши вопросы.( Выдает свидетельства об окончании «Букваря»)

Печкин

  • А я выдам новые учебники! (Открывает посылку и вручает каждому новые учебники)

Баба-Яга --А я ребятам дам Чупа-Чупсы, за то, что подарили мне «Букварь»!


Ведущая: Вот и закончился наш праздник, пора прощаться! А встретиться еще раз с Бабой Ягой, Печкиным и другими героями вы всегда сможете в книжках.


1 2 3



4 5 6




В том, что________________________________________


Успешно закончил(а) обучение по БУКВАРЮ!

Знает все буквы, разбирается в звуках и читает со скоростью _____ слов в минуту!


( Данное свидетельство дает право самостоятельно читать любую книгу!)










Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ