Орфограмма. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах
Орфограмма. Развитие орфографической зоркости
на уроках русского языка
в начальных классах.
Из опыта работы
учителя начальных классов
Л.Б. Пузыревой
ГООУ «Санаторная школа-интернат №4»
г. Ухты.
2014 год
Орфограмма. Развитие орфографической зоркости
на уроках русского языка в начальных классах.
Моей настольной книгой является пособие М.Р. Львова «Правописание в начальных классах». Вслед за выдающимся ученым главным в обучении считаю решение орфографической задачи, поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы.
Деятельностный подход в обучении орфографии младших школьников
обеспечивает овладение языком как средством общения, усиливает мотивированность обучения, формирует основы речевого этикета. Известно, что точность выражения мыслей и взаимопонимания людей в письменном общении во многом зависят от грамотного письма. Однако это решение возможно лишь при условии, если ученик видит орфограмму (опасное при письме место) как объект применения правила.
С первых уроков русского языка я акцентирую внимание на понятии «орфограмма». Для слабых обучающихся озвучиваю так: если имеется выбор букв, значит это орфограмма. Орфограмма - (от греческого opthos – правильный и gramma – буква) правильное написание, которое нужно выбрать из ряда возможных. После того, как дети вспомнили - усвоили понятие «орфограмма», я начинаю работу над развитием орфографической зоркости. Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим.
Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность, является одной из главных причин допускаемых ошибок: школьник не видит орфограмм в процессе письма. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий. И я делаю все возможное, чтобы развивать орфографическую зоркость у школьников. Использую упражнения, развивающие фонематический слух, упражнения для ознакомления с понятием «орфограмма» и ее опознавательными признаками, словообразовательные упражнения, выступающие средством развития языкового чутья.
Основной из причин допуска ошибок принято считать неумение подбирать проверочные слова. Орфограмма не обнаружена, почему? Пропуски изучаемой орфограммы в словах делает учитель или авторы учебника. Получается, что орфографическую задачу ставит перед собой не ученик, а кто–то другой. Ученику остаётся лишь решить поставленную перед ним задачу и он успешно с этим справляется. Такая форма работы становится механической. А при написании диктанта, творческих работ обучающиеся допускают ошибки по той причине, что не находят место в слове, где нужно применить правило. По мнению Львова М.Р. «эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма». Это и есть основная причина низкой грамотности учащихся – неумение видеть орфограмму.
Безударная гласная – наиболее частая орфограмма любого текста учебника. Типичными ошибками являются написание безударных гласных в корне и других частях слова. Именно этой орфограмме уделяю при обучении правописанию большое внимание. На помощь приходит использование алгоритма:
1 шаг. Найди в слове ударный слог (поставь ударение).
2 шаг. Выдели безударную гласную (зелёной пастой), укажи звук.
3 шаг. Подбери однокоренные слова, поставь в них ударение.
4 шаг. Выбери из этих слов проверочное слово («звук в сильной позиции»).
5 шаг. Объясни написание данного слова.
Умение обнаруживать и умение распознавать орфограммы являются основополагающими в системе орфографических умений.
Общий способ решения орфографической задачи можно представить в следующем виде:
произношение слова и распознавание орфограммы,
определение места орфограммы в слове,
определение способа проверки,
проверка,
запись слова,
контроль.
Для решения этой задачи нужно формировать следующие умения:
умение находить орфограмму,
умение выбрать соответствующее орфограмме орфографическое правило,
умение применить это правило.
Встаёт вопрос: «Как же научить ребёнка «видеть» орфограмму?»
Одним из важнейших условий формирования орфографической зоркости учащихся является развитый фонематический слух, на основе которого выполняется другое условие: вооружение детей знаниями тех опознавательных признаков, по которым они могли бы, ещё не владея орфографическими правилами, обнаруживать подавляющее большинство орфограмм.
Существует несколько опознавательных признаков, с которыми знакомятся учащиеся, уже начиная с 1 класса. С другими идёт знакомство во 2 и 3 классах.
Один из опознавательных признаков – это несовпадение буквы и звука, написания и произношения. Выявлению и запоминанию таких совпадений способствует звуко – буквенный анализ и синтез. Это признак применяется успешно в тех случаях, если ребёнок может прочитать слово, т.е. зрительно воспринять. Работа направлена на формирование речевого слуха учащихся.
Второй опознавательный признак орфограмм – это звуки и звукосочетания, буквы и буквосочетания, которые создают опасность ошибок. Стараюсь с первых же дней обращать внимание детей на «опасные» звуки и буквы в словах: гласные а-о, и-е; парные звонкие и глухие согласные; сочетания чк-чн, жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Так постепенно в памяти у ребят накапливается набор тех звуков и звукосочетаний, которые могут представлять собой орфограммы и привести к орфографической ошибке. В результате многократных упражнений у детей появляется определённый автоматизм - основа орфографической зоркости. Работа над второй группой признаков направлена на запоминание. В процессе этой работы у детей развивается внимание, своего рода «бдительность» в отношении орфограмм.
Третий опознавательный признак орфограмм – это морфемы в словах. Овладение этим признаком обеспечивается морфемным анализом слов. Зная, какие трудности могут встретиться в приставке, корне, суффиксе, окончании, ученик целенаправленно ищет орфограмму. Работа над третьей группой признаков подготавливает ребят к решению грамматико-орфографических задач.
Путь обучения правописанию через орфограмму, через применение правил правописания – единственный надёжный путь.
Навык грамотного письма формируется в процессе многократных упражнений. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка.
Использование разных видов работ с одной стороны разнообразит работу на уроке, вызывая активность учащихся, а с другой стороны способствует формированию орфографической зоркости.
Виды работ по развитию орфографической зоркости.
Определи в слове ударение. В слове может совсем не быть орфограммы, т.е. ошибку сделать нельзя. Например: шар, ива, крыша, рыба.
Один из способов формирования умения обнаруживать орфограммы – диктант «Проверяю себя». Ученик записывает текст с пропуском гласных букв в слабой позиции. Например: Вет-р с сил-й н-л-та-т на д-ревья.
В слове на месте гласных в слабой позиции показываем на слайде или записываем набор букв, которыми может быть обозначен звук. Например: веIи|сна. Таким образом, идёт усвоение сущности понятия орфограммы: в слове есть орфограмма, так как есть выбор букв. Аналогично со словами с парными звонкими и глухими согласными. Например: шубIп|ка, берёзIсIка.
Работа усложняется: встаёт проблема выбора. Из перечисленных слов выбрать только те, в которых есть орфограмма.
Докажи правильность написания букв а, и, о, е в словах: грачи, зима, кормил, лесной.
Выборочное письмо. Из текста выписать слова с определённой орфограммой.
Проведение орфографических пятиминуток с включением слов на одно правило или в качестве проверки усвоения орфограмм изученных за целый год обучения.
Вспомни правило. Прочти слова, вспомни правило проверки выделенных букв в словах: чужой, ранний, ряды, голубь, Анна.
Игра с «орфографическими часиками».
Письмо по памяти четверостиший с орфограммами с проверкой по электронному ресурсу.
Работа с текстом из художественной литературы. Найти в текстах детской литературы слова с названной орфограммой.
Средством развития орфографического навыка являются стихотворные упражнения. Они вызывают интерес к уроку у ребят и помогают им усвоить правило. Например: мыши, ёжики, чижи – только с и всегда пиши.
Картинный диктант.
Работа с сюжетной картинкой. Задание: найти предмет на картинке, в названии которого есть заданная орфограмма.
Самодиктанты. Ученик себе сам диктует слова на заданную учителем орфограмму.
Приём какографии – умышленно ошибочное письмо. Использование «отрицательного языкового материала» позволяет создать условия для формирования у детей действия самоконтроля.
Работа в парах. Учащиеся друг другу диктуют слова с карточки и проводят взаимопроверку по эталону.
Использование интегрированных карточек (слайдов). На них даны слова сразу на несколько изученных правил.
Дифференцированные задания. Серия упражнений различной степени сложности, которая позволяет усвоить разные способы подбора проверочных слов.
Использование загадок, пословиц, поговорок. Они являются прекрасным языковым материалом для уроков грамматики, правописания и развития речи, а также носят воспитательный характер.
От сформированности у обучающихся умения слышать звучащее слово, выделять отдельные звуки и осознавать их характер, проводить фонетико–орфографический анализ в определённой мере будут зависеть результаты обучения правописанию.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ