Организация работы учащихся на уроке-лекции
Организация работы учащихся на уроке-лекции
Малькина О.А.
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 360 Фрунзенского района
г. Санкт-Петербурга
Проблема формирования мотивов учения сложна и многогранна. Современного учителя все более интересуют вопросы, связанные с тем, как воспитывать стремление к знаниям, как выбрать из богатого арсенала методов и приемов обучения те, которые побуждали бы активно овладевать знаниями и умениями. Многое зависит от умения учителя выбирать оптимальные методы и приемы, правильно строить систему уроков, определить место каждого метода и приема в изучении литературы. Беседа, самостоятельная работа, наблюдение над текстом, ученические сообщения, доклады, презентации, выразительное чтение, пересказ, использование электронных образовательных ресурсов – это арсенал средств, который находится в руках учителя. Хотелось бы остановиться на школьной лекции, определить способы и методы организации работы учащихся на уроках такого типа.
Большое значение имеет организация работы учащихся во время лекций с учетом умений и навыков, которые уже сформированы к моменту изучения определенной темы. При подготовке к уроку-лекции старшеклассники выполняют задания, связанные с повторением пройденного, с перечитыванием или просмотром произведений, например «выделить эпизоды, определить идейно-художественную роль отдельных элементов сюжета, композиции». Особенно полезны такие задания перед лекцией вводного характера, предваряющей анализ произведения. Они дают установку на эстетическое восприятие, в результате чего складывается личностная оценка произведения.
Задания, выполняемые во время лекции, носят также разнообразный характер: выделить главное, подчеркнуть основную мысль, сформулировать вопросы по ходу лекции, составить план, написать конспект и т.д. Необходимо управлять конспектированием, т.е. помогать учащимся записывать лекцию, учить их: дважды повторить вывод; поставить вопрос, чтобы заострить внимание; кое-что, самое существенное, проговорить медленно; использовать в речи фразы-обращения: «обратите на это особое внимание», «сравните», «вспомните», «подумаем все вместе», «постарайтесь это запомнить», «выделите в записи самое главное: какой вывод следует» и т.д. Очень важно дать установку на запоминание выводов. Словом, важна активная умственная работа школьников.
Можно мастерски, интересно, занимательно построить лекцию, но, если ученик пассивно слушал, он потерял много времени. Поэтому во время лекции надо привлекать школьников к формулированию выводов, обобщений, доказательств; делать небольшие паузы, чтобы слушатели успели понять мысль и записать ее; иногда необходимо несколько раз повторить одну и ту же мысль, облекая ее в разные словесные формулировки.
Замена конспектирования презентацией снижает эффективность усвоения знаний учащимися. Каждая лекция должна оставлять глубокий след в сознании учащихся, открывать что-то новое, расширять круг знаний и порождать желание творческого поиска учащихся.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ