Педагогическая концепция «Внедрение форм и методов, развивающих творческое мышление учащихся»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Круглоподполенская основная общеобразовательная школа

Аннинского района

Воронежской области










Педагогическая концепция


«Внедрение форм и методов, развивающих творческое мышление учащихся».












Буцких Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Круглолподполенской ООШ

















п. Круглоподпольный

2014 г.

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

Главная задача учителя русского языка и литературы – не только дать определенную сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить  ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но также и показать  практическую ценность знаний  в дальнейшей жизни.  Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

Успешной социализации в обществе способствует формирование у обучающихся таких качеств как гражданская ответственность, духовность и культура, самостоятельность, инициативность. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью.

Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. С этой целью на своих уроках я использую новые формы и методы работы:


- элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо;

- методику преподавания литературы профессора ВГПУ Б.С. Дыхановой ;

- метод «Будь внимательным к слову!»


Через использование элементов технологии критического мышления я развиваю творческие способности личности школьника, начиная с 5 класса.

Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.


Технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме:


  1. Вызов.

  2. Стадия осмысления.

  3. Рефлексия.


Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.

Любой урок русского языка и литературы можно подчинить этим трём стадиям. Каждому из этапов урока соответствуют определённые приёмы работы.

Прием "Ключевые слова".

Например, урок русского языка в 5 классе "Разговорная и книжная речь". Предположите, какие из слов, фраз, символов, расположенных на доске нам понадобятся сегодня на уроке.

Карточки на доске: морфология, речевая ситуация, стилистика, суффикс, текст, наречие, стиль речи, 1 – много, неофициальная обстановка, официальная обстановка, цель общения, транскрипция, подлежащее, орфограмма.

Ученики, выбирая тот или иной лингвистический термин, обосновывают свой выбор, используя образец рассуждения "Я выбираю , потому что…". (Образец можно озвучить или записать на доске в зависимости от уровня класса). Выбранные термины остаются на доске, остальные убираются.

Прием «Кластер».

Составление кластера - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.

Последовательность действий проста и логична:

- посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;

- вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»);

- по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

- не бояться записывать все, что приходит на ум;

- дать волю воображению и интуиции;

- продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

- постараться построить как можно больше связей;

- не следовать по заранее определенному плану.

Так, например, на первом уроке русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное» составленный кластер выглядит так:

Имя прилагательное

Часть речи

Какой?

Чей?

Признак предмета

Полная и краткая формы

Роль в предложении

Определение

Сказуемое

Согласуется с существительным

Род, число, падеж



Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Продолжается работа с данным приемом и на стадии осмысления: по ходу работы вносятся исправления и дополнения в грозди. К концу изучения темы «Имя прилагательное» кластер выглядит следующим образом:


Имя прилагательное

Часть речи

Какой?

Чей?

Признак предмета

Полная и краткая формы

Роль в предложении

Определение

Сказуемое

Согласуется с существительным

Род, число, падеж

Степени сравнения

Сравнительная

Превосходная

Три разряда

Качественные

Относительные

Притяжательные


Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в "предварительных кластерах", заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между гроздьями.

На уроке литературы в 5 классе по рассказу И.С. Тургенева «Муму», работая над образом Герасима, в ходе трёх уроков составляем кластер «Характеристика героя», который затем используем и при изучении других произведений до 9 класса, дополняя его.

Характеристика героя

Речь

Портрет

Внешний вид

Поступки

Интерьер

Отношение к другим героям

Изобразительно-выразительные средства

Эпитеты

Сравнения

Метафоры

Гиперболы

Эмоционально-оценочная лексика

Предложения без подлежащего

Однородные члены

Прием «Сводная таблица».

Этот приём помогает учащимся систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица предельно просто. Средняя колонка называется «Линии сравнения». В ней перечислены категории, по которым предполагается сравнение. В колонки, расположенные по обе стороны от «Линий сравнения», заносится информация, которую предстоит сравнивать. Например, в 7 классе при изучении темы «Деепричастие» используется такая таблица:

Причастие


Линии сравнения

Деепричастие



Что обозначают?


Каким членом предложения являются?


Грамматические признаки



Как образуются?


На уроках литературы в 6 классе при изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский» такую таблицу использую на первых уроках для сравнения образов Троекурова и Дубровского.

Троекуров


Линии сравнения

Дубровский



Социальное положение



Отношение соседей-помещиков



Отношение дворовых людей



Качества характера



Времяпрепровождение



Отношение чиновников уездного суда



Состояние героев до суда



Состояние героев после суда


Такая работа с текстом способствует вдумчивому и внимательному чтению, облегчает устные ответы учащихся, учит делать выводы и анализировать, помогает при написании сочинений.

Прием – провокация.

Учитель создаёт проблемную ситуацию, вызывая у учеников стремление к поисковой деятельности. Так, на уроке литературы в 5 классе при изучении рассказа И.С. Тургенева «Муму» обращаю внимание на сравнения, которые автор использует для описания образа героя:

Как дерево как бык как загнанный зверь как лев

Рассуждая, подбираем слова – ассоциации,

Сравнение


Ассоциации

Как дерево

Вечность, мощь

Как бык

Сила, упорство

Как загнанный зверь

Ужас, страх, боязнь

Как лев

Царь, величие


после чего отвечаем на вопрос: «Почему меняется авторское отношение к герою на протяжении повествования?»

Перед изучением рассказа И.С. Тургенева «Муму» спрашиваю, какой эпизод запомнился больше всего. Это, конечно, сюжет о том, как Герасим утопил собаку. Далее читаю эпизод вслух, так как считаю обязательным присутствие на уроке чтения учителем. Впечатления детей о главном герое отрицательные: «Почему Герасим утопил Муму, почему не забрал с собой в деревню? Он плохой». Тогда возвращаемся к началу повествования и обращаем внимание на то, что для автора главный герой «славный», «замечательный». Почему? И тогда пятиклассники понимают, что без дополнительных знаний о судьбе  поэта, о времени, ответить на этот вопрос невозможно. Все предположения будут лишь домыслами. Этот прием-провокация способствует дальнейшему внимательному чтению и статей учебника, и самого текста. Необычайно внимательно тогда слушали рассказ о жизни поэта. И вчитывались в строки рассказа, уже многое понимая и зная.  Значит, работа на стадии вызова была эффективной.

Прием «толстые» и «тонкие» вопросы.

Данный прием я использую на любой фазе урока. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приёма учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно.

На первых порах работы с этим приемом я учу детей определять уровень сложности вопроса – относить его к «тонким» или «толстым». Это можно делать на вопросах, которые предлагает учитель или вопросы учебника.


«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

-Объясните, почему…?

-Почему вы считаете…?

-В чём различие…?

-Предположите, что будет, если…?

-На что похоже?

-Кто? Что?

-Когда? Может…?

-Будет…? Мог ли…?

-Было ли? Согласны ли вы?

-Верно ли?

На уроках литературы в 6 классе по сказу «Левша» учащиеся составили такие вопросы:

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

-Объясните, почему тульские мастера не выходили из дома до окончания работы?

-Почему вы считаете, что за образом Леши скрывается образ русского народа?

-В чём различие в отношении к Левше в России и Англии?

-Предположите, что было бы, если б Левша согласился на предложение англичан?

-Кто сопровождал императора в Англии ?

-Чем смогли англичане удивить Александра?

-Когда Платов поднимается со своей «укушетки»?




Прием «Синквейн».


Синквейн – очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат. За один урок ученики создают тексты, которые они сами зачастую считают высокохудожественными. Данный метод использую не только в 5 и 6-м, но и в старших классах, а также как средство индивидуальной работы с детьми.

Так, например, анализируя знаменитый эпизод встречи князя Андрея Болконского со старым дубом из романа-эпопеи «Война и мир», составляем синквейн на тему «Весна».

  1. Весна.

  2. Зеленая, шумная.

  3. Веселит, пробуждает, радует.

  4. Я люблю это время года.


Затем перечитывая отрывок из романа, сравниваем свои представления о весне с представлениями героя.


Андрей Болконский

  1. Весна.

  2. Все пустое, бессмысленное.

  3. Ничего не будет, ничего не хочу, жизнь кончена.

  4. «…пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман».

  5. «Нешто».


В моей практике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя, всего пять строк.

Прием "Двухчастный дневник".

Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.

В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату.


Цитата

Комментарии




На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.


Прием «Сюжетная таблица».


Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?






Эту таблицу можно использовать при работе с художественными, публицистическими текстами. Речь идет о любых отрывках, где содержится описание какого-то события, явления. Читая, ученик делает пометки: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Почему?», создавая «скелет» текста. Опираясь на него, впоследствии он сможет воссоздать если не все содержание, то сюжет — точно. А это и требуется на проверочных, контрольных работах, а также такая таблица помогает при подготовке к ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11. Например, при обучении написания сжатого изложения. Работая с текстом «Историческое и культурное наследие своей страны» Д.С. Лихачева, получаем следующую сюжетную таблицу:



Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

Мы

Все дело том, что к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать


с самого раннего возраста.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе

Вот эти важнейшие человеческие качества и помогут тебе открыть в своей душе история: любовь, уважение, знание.




В методике Б.С. Дыхановой особое внимание обращаю на словарную работу, которая является обязательной. В авторской технологии словарная работа начинается с прочтения первого программного текста в 5-м классе и в разных формах продолжается до завершения обучения предмету.

Работа со сказкой «Царевна-лягушка» начинается не с привычного учительского слова, не с предварительных определений художественного явления и сказочных жанров, а с конкретного задания пятиклассникам: в тексте «Царевны-лягушки» (“В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич…”) подчеркнуть все слова, которые, с их точки зрения, нуждаются в объяснении. Априорно такая просьба не имеет смысла: лаконичность, простота и привычность сказочного зачина как бы не предполагает трудностей его восприятия. Однако вполне прогнозируемая реакция (дети действительно ничего не подчёркивают, ибо им “всё понятно”) как нельзя лучше отвечает далеко идущим целям затеваемой интеллектуальной игры. Забегая вперёд, отметим, что в итоге словарной работы в этом крошечном тексте будет подчёркнута половина слов, так как за «простым» и «понятным» откроется глубина, о которой неискушённый читатель и не подозревает. «Простые» вопросы неожиданно потребуют интеллектуальных усилий, а привлеченные затекстовые факты дадут новую пищу для размышления, помогут пятиклассникам увидеть в тексте проблемные зоны.

Итак, приняв без возражений нулевой результат первого задания и уточнив, как дети воспринимают понятия «царство» и «государство» («сказочная страна, место обитания сказочных героев»), обращаем их внимание на определение сказочного царства-государства. Почему это оно «некоторое»? Можно ли по такой примете определить, где оно находится? Найти на географической карте? Добраться до него не на ковре-самолёте, а пешком или как-то иначе? Почему в русских народных сказках никогда не встречаются названия сёл, городов или улиц? Может ли сказочный герой пересечь границу своего мира и оказаться в несказочной реальности? А сам сказитель способен войти в сказочный мир и стать его героем? Слушая или читая сказку, помним ли мы, что «так не бывает»?

Все эти вопросы «разводят» два мира — реальный, в котором живет слушатель (читатель), и придуманный, возникший в воображении сказочника и многократно воспроизводимый в устных пересказах народными рассказчиками. Есть ли автор у «Царевны-лягушки»? Почему его имя нигде не упоминается? Случайно ли, что в разных сборниках одни и те же сказки имеют явные отличия в манере повествования и в сюжетных поворотах?

В процессе обсуждения постепенно высвечиваются важнейшие сказочные законы: установка на вымысел, небывальщину, противопоставление чуда обыденной реальности, особый изустный способ передачи — слова, а значит, коллективность авторства и вариативность сказочных сюжетов.

Урок литературы в 7 классе по повести Л.Н. Толстого «Детство» начинаю со словарной работы:

Николай Мирликийский

Образок моего ангела

Ермолка

Егерь

Дядька

Ландкарты

Говорим о том, что эти слова передают какую-то определенную эпоху. Какую? Есть ли в тексте датировка? 12 августа 18… Почему автор не указал год? В ходе размышлений приходим к выводу, что процессы изменения в душе каждого человека начинаются с чего-то свойственного только ему, поэтому неважна общая историческая дата.


Метод «Будь внимательным к слову» помогает мне совершить с учащимися «погружение в текст». От слова перейти к пониманию текста. Покажу это на примере изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Изучение романа начинаю с чтения сна Раскольникова о забитой кляче, заканчивая словами: «Господи! – молил он, – покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей!». Далее провокационный вопрос: «Почему Раскольников все-таки совершает преступление?» Для этого переходим к знакомству с героем. Анализируя первые главы романа, ставлю перед учениками задачу выбрать из текста ключевой словесный ряд, характеризующий героя и обстановку, которая его окружает. Работа со словом помогает и на наиболее сложном для учеников этапе анализа эпизода прозаического произведения, когда необходимо установить связь этого отрывка с предыдущими и последующими главами художественного текста.



Герой

Что его окружает

Избегнул – старался спрятаться, уклониться.

Болезненное трусливое ощущение

Стыд

Раздражительный

Напряженный

Ипохондрия – болезненно-угнетенное состояние

Уединился

Боялся

Задавлен

Проскользнуть

Улизнуть



Жара

Духота

Толкотня

Вонь

Распивочные

Пьяные

Пыль

Отвратительно

Каморка

Клетушка

Жутко




Каким предстает перед нами герой?





Это душевно больной человек, он один, что-то его тяготит.



Обстановка, которая окружает героя, помогает ему избавиться от болезненного и раздражительного состояния?



Нет она его еще больше угнетает.

Когда заполнена таблица, остаётся только связать её составные части в единый текст. Это помогает и при устных ответах, и при написании сочинений. Кроме того, записи в колонках побуждают к  знакомству с новыми средствами изобразительности не по учебному плану, а по мере необходимости. Я убедилась ещё и в том, что при выполнении данного задания у ребят развивается языковое чутьё.

Таким образом, чем богаче палитра методов обучения, тем удачнее его результативность. Секрет успеха заключается в уровне соответствия методов обучения и форм организации познавательной деятельности, чем выше уровень соответствия, тем выше качество обучения.

Учащиеся научились преодолевать в себе некоторые комплексы в общении, отстаивать своё мнение.  Наблюдается рост желания вступить в диалог, поделиться информацией, высказать своё мнение и выслушать мнение других. Применение данных технологий через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы способствует развитию большинства необходимых не только в учебной деятельности, но и в реальной жизни умений, повышает мотивацию к обучению, позволяет формировать у учащихся базовые компетенции и навыки самообразования. Мне как учителю помогают управлять формированием не только интеллектуальных умений и навыков, но и творческих способностей.






















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ