План-конспект урока по русскому языку "Способы определения верного написания окончаний имен существительных" 4 класс

План-конспект

Урок русского языка на теме « Способы определения верного написания окончаний имен существительных».

Исаева Оксана Васильевна, ГОУ ТО "Суворовская начальная общеобразовательная школа".

Предмет: русский язык.

Класс: 4"Б".

Тема урока: Способы определения верного написания окончаний имен существительных.

Учебник: Русский язык (Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина), часть 2, учебник с. 37 - 38.

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (способы определения верного написания окончаний имен существительных).

Задачи:

Образовательные:

формируем понятие о способах действия для решения орфографических задач в безударных падежных окончаниях имен существительных;

формируем умение анализировать, сравнивать.

Воспитательные:

воспитываем культуру общения;

формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других.

Развивающие:

развиваем речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умение работать с ЭОР;

- развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор.


Структура и ход урока:

Этап урока

Название используемых ЭОР

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

Время

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности


Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

-Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Готовность рабочего места ученика.

Личностные: самоопределение.


1


2. Актуализация знаний и

фиксация

затруднения в деятельности

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4d5bee78-1bd8-4173-8e40-ec33bff58a38/%5BNS-RUS_3-06%5D_%5BIG_119%5D.swf

Отправимся на гонки. Ваша задача правильно выполнить задание: определить орфограмму, проверить (устно), записать слова.

- Слова какой части речи записали?

Сегодня продолжаем работать с…. (именами существительными).

- Что общего заметили в этих именах существительных?

- В какой части слова встретили безударную гласную? Можно ли её проверить и как ?






- В каких частях слова нельзя проверить безударную гласную?

Выполнение задания.



Ответы детей.







Безударную гласную корне слова можно проверить, для этого мы подбираем однокоренное слово или изменяем слово так, чтобы на эту гласную падало ударение. (сильная позиция)

В приставке и суффиксе мы не можем проверить безударную гласную.

Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)


Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)



6

3. Выявление

места и причины затруднений

(постановка

учебной задачи)


Постановка проблемного вопроса:

- О какой части слова ничего не сказали? (окончание)

- Какая роль у окончания?


-Как изменяются существительные?


- При этом что изменяется у существительных?

- Безударные гласные в корне есть, а в окончании..?


Что будем сегодня делать на уроке? Зачем нам это знать? Сформулируйте тему урока.

ОКОНЧАНИЕ



Окончание служит для связи слов в предложении.

Имена существительные изменяются по падежам (склоняются)


Отвечают на вопросы



Ставят цели, формулируют тему урока.


Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)


Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы) Личностные: устанавливать связьмежду целью учебной деятельностью и её мотивом




5

4. Построение

проекта выхода

из затруднения


- Что будем делать, если встретится безударная гласная в окончании имени существительного?

Работа в парах.

Задание 1 вариант- склоняет слово речка

2 вариант – река.(2 ученика на обратной стороне доски – для проверки)

Сравните. Проверим. Сделайте вывод.









- Если мы возьмём слово река и степь в родительном падеже?



Выдвигают гипотезы.





Выполняют задание


Сравнивают, делают вывод.

Предполагаемый вывод учеников: окончания существительных можно проверить, подобрав имя существительное того же рода, но с ударным окончанием.


В родительном падеже у слов река и степь разные окончания.

Коммуникативные (умение слушать и понимать других,

оформлять свои мысли в устной форме.)

Познавательные (выдвижение гипотез)

Регулятивные (планирование, прогнозирование)


8


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5b676ba8-fbc7-44c3-9f91-d1c8375f5183/%5BNS-RUS_4-09%5D_%5BTQ_002%5D.swf

Проверим.

Организует работу (в парах):

Работа в парах.

Задание 1 вариант- склоняет слово тетрадка

2 вариант – тетрадь .(2 ученика на обратной стороне доски – для проверки)

Сравните. Проверим. Сделайте вывод.

Сравните свои выводы с

выводом учебника на с. 37


Физкультминутка.

Выполняют задание в парах, делают вывод:






Вывод: окончания существительных можно проверить, подобрав имя существительное того же склонения и в том же падеже.

Познавательные (умение извлекать информацию из учебника), логические (анализ, синтез), обоснование гипотез.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: управление поведением партнёра.


8

5. Первичное

закрепление с проговариванием во внешней

речи


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/177defa8-d7c4-474b-9ee5-d4bf49ee7ce1/%5BNS-RUS_4-09%5D_%5BQS_005%5D.html

Организует работу детей (можно в парах, индивидуально или фронтально)


Докажите свою точку зрения.


Выполняют задание.

Личностные (умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила)

Познавательные (общеучебные)

Коммуникативные (умение полно и точно выражать свои мысли)


8

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


Организует самостоятельную работу по учебнику.

Выполнение упражнения 64 с.38



Выполняют задание самостоятельно


Взаимопроверка в паре.


Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем), контроль,умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)



8

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке









Домашнее задание


Организует беседу:

Что узнали нового?

Ответили ли на главный вопрос урока?

Какую работу мы сегодня выполняли?

Чему научились?

Кто или что вам помогало справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?


Учебник упр. 65, с.38.

Отвечают на вопросы

Личностные (смыслообразования

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Коммуникативные (умение полно и точно выражать свои мысли)


1










Приложение

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР


Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

ЭОР №1 «Правописание безударных гласных в корне слова»


Мультимедийный, Практический

Интерактивное упражнение на основе иллюстраций

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4d5bee78-1bd8-4173-8e40-ec33bff58a38/%5BNS-RUS_3-06%5D_%5BIG_119%5D.swf

2

ЭОР №2 Проверка безударных гласных в окончаниях имён существительных

Мультимедийный Информационный

Интерактивная таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5b676ba8-fbc7-44c3-9f91-d1c8375f5183/%5BNS-RUS_4-09%5D_%5BTQ_002%5D.swf

3

ЭОР №3 «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»


Мультимедийный, Практический

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/177defa8-d7c4-474b-9ee5-d4bf49ee7ce1/%5BNS-RUS_4-09%5D_%5BQS_005%5D.html



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ