План-конспект урока по русскому языку в 3 классе «Род имен существительных»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Урок открытия новых знаний по теме:

«Род имен существительных»


ФИО (полностью)

Ухарских Татьяна Викторовна

Место работы

МАОУ СОШ № 1 станицы Выселки

Должность

учитель начальных классов

Предмет

русский язык

Класс

3

Тема и номер урока в теме

Тема «Род имен существительных»

Базовый учебник

«Русский язык». 3 кл. /С.В.Иванов,М.И.Кузнецова. - Москва:Вентана-Граф , 2013.


  1. Цели урока:

  • организовать деятельность по выбору способа определения рода имени существительного;

  • систематизировать знания об имени существительном;

  • обогащение словарного запаса;

  • развитие устной речи.

9. Формирование универсальных учебных действий:

Личностные:

    • проводить самооценку на основе критерия успешности;

    • обладать мотивационной основой учебной деятельности;

    • формировать алгоритм своего действия.

Регулятивные:

    • принимать и сохранять учебную задачу;

    • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

    • осуществлять поиск необходимой информации с использование учебной литературы;

    • осуществлять анализ слов с выделение существенных признаков;

    • формировать умение рассуждать;

    • активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Коммуникативные:

    • дать детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

    • строить понятные для партнёра высказывания;

    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

  1. Тип урока. Урок открытия новых знаний

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

  3. Необходимое техническое оборудование: проектор, экран, материал для парной работы.


  1. Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Слайды презентации

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Формирование УУД

1

2

3

4

5

6

I

Организационный момент (создание эмоционального фона урока)

Презентация закрыта

2 слайд

Приветствие. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

- У нас сегодня необычный урок. Закройте глазки и послушайте звуки. Определите, где мы с вами оказались. И это на уроке русского языка? Составим предложение о природе родного края. Записываем его. Действительно, сегодня ещё один урок открытия новых знаний, который мы проведем вместе с лесными жителями.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Вспомним главные правила поведения в лесу, они и нам на уроке понадобятся. Я вам желаю успехов! Пожелайте удачи своим одноклассникам.

Вспомним, как мы будем получать новые знания?

1.Выполним пробное действие.

2. Зафиксируем затруднение.

3.Построим новое знание. ( в ЭОР гиперссылка)

- Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком "+", чего бы ты хотел достичь на уроке.


Я  хотел бы  достичь                                              

У меня получилось

Работать старательно и активно



Выполнить записи в тетради аккуратно и без ошибок



Узнать что – то новое самостоятельно



Порадоваться за товарища



Получить «5»




Приветствие.

Настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку.

Прекрасна природа родного края.




Пожелание успеха.


Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

II

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.










































Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);

проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить,

или в виде темы урока.



II. Актуализация опорных знаний.




Слайд 3






















Слайд 4





























III. Постановка проблемы




























  1. Работа в тетради.

- Запишем дату, классная работа.

Сегодня на уроке мы работаем в группах постоянного состава, организуйте эти группы. Помните о правилах работы в группах.

2.Словарная работа. Картинный диктант.

- Запишите слова.

3. Проверка словарной работы.

- На экране появляются слова, проверяем написание у себя в тетради. Поставьте себе промежуточную оценку, которую вы сможете улучшить в течение урока.

4. Выявление затруднений. Работа в группах. Стадия «Вызов»: Приём «Мозговая атака».

- Определите, что общего у всех этих слов. Обсудите свои сведения в группах, сделайте общий итог, используя заготовку.

Речевое клише:

  1. Часть речи-

  2. Отвечают на вопросы-

  3. Лишние слова (по каким признакам)-

Самостоятельная работа учащихся.

Опрос.

Запись ответов на доске.

Д. Сова, дерево – в слове безударная гласная, проверяемая ударением.

Ребята – имя существительное множественного числа.

-На какие две группы можно разбить все записанные слова? (отвечают на вопросы кто? Что?)

Стадия осмысления: Прием «Инсерт». (в ЭОР гиперссылка)

Вы рассказали, что уже знаете об имени существительном. Выполняем следующее задание.

-У вас на парте листы. (На парте карточки – листочки).

Прочитать тест. Сделать пометки значками. Значки дети ставят по ходу чтения на полях:

«» - уже знал «-» - думал по-другому

«+» - новое для меня «?» - не понял, есть вопросы

Самостоятельная работа учащихся.

Вопрос

Варианты ответа

Пометки

1. Что такое имя существительное?

А) Часть слова.

Б) Член предложения.

В) Часть речи.

 


2. Что обозначает  имя существительное?

А) Признак предмета.

Б) Предмет.

В) Действие предмета.


3. На какие вопросы отвечает имя существительное?

А) Как? Откуда? Где?

Б) Кто? Что?

В) Что делать?

Что сделать?


4. Каким членом предложения может быть существительное?

А) Только подлежащим.

Б) Подлежащим и дополнением.

В) Подлежащим,

сказуемым,

обстоятельством, дополнением, определением.


5. Признаки имени существительного.

А) Одушевлённое — неодушевлённое.

Б) Склонение.

В) Падеж.

Г) Собственное —

нарицательное.

Д) Род.

Е) Число.


Проверка.

-Проверяем работу и показываем сигнальными карточками ответы, которые выбрали.

- Расскажите друг другу, что вы узнали нового.

Фронтальный опрос.

-Возвратимся к нашим записям о том, что вы знали, или думали, что знали об имени существительном.

-Какую новую информация об имени существительном предстоит узнать?

С одним из таких признаков мы познакомимся на уроке. Вернемся к вашим ответам, записанным на доске по словарной работе. Одна из групп ребят предложила сказать о словах, что они бы их разделили на три группы: как женские, мужские и средние. Обоснуйте свой ответ.


-Определите тему урока, обозначьте возможные пути решения.

- Действительно, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа.

-Каков наш следующий шаг?

Задание для пробного действия.

На доске написаны словосочетания:

добрая мама

добрый папа

доброе утро

-Что вы заметили?

Почему так произошло?


Записывают слова. Проверяют свою работу.











Имя существительное, его признак-род. Рассуждать, прочитать в книге. Высказывают предположения о теме урока.




























Признаки имени существительного.













Выполнение пробного действия


Одно прилагательное у всех существительных, а окончание разное.

Познавательные УУД





Коммуникативные УУД







Регулятивные УУД




















Регулятивные УУД




Коммуникативные УУД






Регулятивные УУД





IV

Решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.



IV. «Открытие нового знания»


















Слайд 5,6,7,8





Слайд 9

1.Построение проекта выхода из затруднения.

- Проблема: используя данное противоречие, дополните каждый ряд ёщё одним словам и запишите в тетрадь.

Работа в группах

1.добрая мама, девочка.

2.добрый папа, дядя

3.доброе утро, солнце

2. Открытие нового знания.

По - какому признаку вы дополнили слова в первой группе?

(Про них можно сказать она , моя)

Какие будут ваши предложения относительно второй группы?

(Про них можно сказать он , мой)

По - какому признаку вы дополнили слова третьей группы?

( Про них можно сказать оно, мое.)

Ребята, а может кто-то знает, или догадывается, как называется такое деление слов?

Действительно, у имён существительных можно определить род.

Итак, тема нашего урока: « Род имён существительных» Какова наша учебная задача на этом уроке? (Учиться определять род имён существительных).

Работа с информацией на слайдах.


3. Сравним наш вывод с правилом в учебнике стр. 160.

-Так как мы определяем род имени существительного?

- В русском языке встречаются имена существительные общего рода.

Выполняют, предварительно обсудив их в группах, соблюдают правила работы в группе.






Мы распределили слова по родам. В первом столбике находятся имена существительные женского рода, во втором – мужского рода, в третьем – среднего рода


Познавательные УУД





Личностные УУД Регулятивные УУД

V

Физкультминутка для глаз.


- Повторяйте за мной упражнения зрительной гимнастики. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4-5 раз. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4-5 раз.

Повторяют упражнения.


VI

Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.



VI . Первичное закрепление во внешней речи.










Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.


Слайд 10,11





1. Коллективная работа.

- Мы помним, что наша задача: выучить слова-помощники и научиться определять род имён существительных.

Выполняем упражнение 1 в учебнике, проговаривая порядок определения рода.

а) Нахожу существительное.

б) Ставлю вместо него слова: он, мой; она, моя; оно, моё.

в) Определяю род: мужской, женский, средний род.

- Что интересного вы заметили? С помощью какой части слова образовывали слова? Выделите его в словах.

2.Самостоятельная работа. Игра «Кто больше?»

- Рассмотрите картинку на слайде. Запишите имена существительные в три столбика по родам.

-Сделаем вывод по теме урока. ( клавиша справка)

3. Проверка работы.

-Сравните с образцом. Сделайте вывод. Оцените свою работу. У кого вызвало затруднение?

-Какие орфограммы встретили в словах?



Ответы на вопрос.

Анализируют, доказывают, распределяют.



Суффикса


Проверяют.

Познавательные УУД





Регулятивные УУД









Коммуникативные УУД


VII

Физкультминутка

Смена деятельности, снять напряжение мышц


- Давайте подвигаемся, отдохнем,

Физминутку проведем.


Встают, выполняют движения




VIII

Включение нового знания в систему знаний и повторение.



VIII. Включение в систему знаний и повторение.




Слайд 12


1. Восстановление текста.

- Определите задание для следующей работы.

( Заменить картинки словами, списать, определить род имен существительных).

2. Проверка по образцу (с проговариванием алгоритма определения рода имен существительных).

3. Развитие речи.

- Услышав это стихотворение впервые, слушатели назвали его «Крик природы». Как вы считаете, почему?




Ответы детей.


Познавательные УУД







Регулятивные УУД

VI

Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Подводятся итоги урока.



VII. Рефлексия учебной деятельности

- Подошло к концу наше путешествие в природу.

А чему мы научились, совершая это путешествие? Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?

Что хотели узнать?

- В чём у вас были затруднения?

- Как открывали новое знание?

-Оцените свою работу на уроке.

Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком "+" (в графе у меня  получилось). Расскажи ребятам в группе, что тебе   удалось достичь за урок. Что не получилось?


- Молодцы!










Личностные УУД Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД




Ресурсы

http://babulyaproduction.ru/wp-content/uploads/2013/05/bur_medv.jpg– медведь

http://www.google.ru/url?q=http://www.stihi.ru/avtor/yagodamalina&sa=U&ei=3pYcU- земляника

http://www.google.ru/url?q=http://bse.sci-лисица

http://www.google.ru/url?q=http://www.tdecologica.ru/info/porody- дерево

http://www.google.ru/url?q=http://usiter.com/cearch.php%3Ftag%3D16373&sa- береза

http://www.google.ru/url?q=http://www.forsfortuna.com/animals/530-vidit-li-sova-v-temnote.html&sa- сова

http://www.google.ru/url?q=http://otvetin.ru/goroskopgadezo/5278-chto-oznachaet-trava-uvidennaya-vo-трава

www.sch2000.ru – Мир деятельности










Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ