ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА в 3 классе Падежи существительных. Дательный падеж

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Падежи существительных. Дательный падеж

(Тема урока)


ФИО (полностью) Дрозд Татьяна Николаевна


Место работы МБОУ Новониколаевская ООШ Азовского района Ростовской области


Должность учитель


Предмет начальные классы


Класс 3


Тема «Падежи существительных» и номер урока в теме 4


Базовый учебник Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 3 класс: Учебник. В 3 ч. - М.: Академкнига/Учебник.




  1. Цель урока: познакомить с дательным падежом: падежными вопросами, предлогами, ролью в предложении.

9. Задачи:

- образовательные создать условия для формирования представления об именах существительных в дательном падеже и признаках этого падежа, умения определять падежи имен существительных;

- развивающие создать условия для развития орфографической зоркости, устойчивого внимания, логического мышления, слухового и зрительного восприятия, активности, умения работать в паре, оценивать собственную деятельность и деятельность других;

- воспитательные создать условия для воспитания потребности в самостоятельном поиске знаний, в грамотном выражении эмоционального отношения к происходящему.


  1. Тип урока урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий

  2. Формы работы учащихся фронтальная, групповая и индивидуальная

  3. Необходимое оборудование учебники «Русский язык 3 класс» (часть 1, УМК Перспективная начальная школа, авт. М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова); тетради для самостоятельной работы по русскому языку 3 класс (часть 1, УМК Перспективная начальная школа, авт. Т.А.Байкова); рабочие тетради; напечатанная цель урока; кластеры «Дательный падеж» (5 шт.); напечатанные словосочетания для фронтальной работы; лестница и буквы для самооценки; 10 компьютеров, звуковые колонки, проектор, экран.

  4. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент



- Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята!

- Сегодня, как и всегда, мы будем работать под девизом: «Учение и труд по жизни ведут».

- Так что в путь!


Стоят лицом к гостям.









Здороваются.




«Учение и труд по жизни ведут».


Дети занимают свои места.

1

2

Минутка чистописания



- Откройте тетради!


- Назовите буквы в сочетании, написанном мной!

- Запишите это сочетание!




- Как можно это сочетание превратить в слово?


- Прочитайте наоборот и запишите на второй строчке получившееся слово!



- Запишите: «17 октября. Классная работа»


Дети открывают рабочие тетради.



- Же, е, дэ, а, пэ.


Записывают сочетание жедап на одной строчке.




- Прочитать наоборот.






- Записывают слово падеж на второй строчке.



Дети записывают: число, классная работа.

5

3

Выполнение интерактивного задания «Падежи»


Конструктор таблиц "Части речи" (2)

- Что такое падежи одного и того же слова?




- Сколько падежей в русском языке?

- Выполняем интерактивное задание «Падежи»! Внимание на экран!



- Изменения одного и того же слова по команде вопросов.


- 6.





Ученики коллективно заполняют таблицу: название падежа, слово-помощник, падежные вопросы.

2

4

Постановка

цели урока



- Назовите падежи, с которыми уже близко знакомы!


- Как думаете, с каким сегодня будем пытаться подружиться?

- Какова наша цель?








- А какое умение мы должны приобрести?





Учитель открывает запись, где отражена цель урока.



- Именительный и родительный.




- С дательным.


- Познакомиться с дательным падежом: падежными вопросами, предлогами, ролью в предложении.



- Находить существительные, стоящие в дательном падеже.

1

5

Знакомство с дательным падежом



- Откройте страницу 79 в учебнике. Найдите то место на странице, которое поможет нашему знакомству с дательным падежом.





- Прочитайте плакат Летучей Мыши!



-Задайте одноклассникам вопросы по содержанию данного плаката!

















































- Восстановите плакат, работая в парах!











Дети открывают страницу 79 и находят слова «Дательный падеж».



Дети знакомятся с содержанием плаката.




Дети спрашивают:

- На какие вопросы отвечают существительные в форме дательного падежа?

- С какими предлогами они могут быть?

- А без предлога бывают?

- Чем являются в предложении?


5





- А теперь поработайте в парах. Заполните кластеры!






- Прикрепите результаты парной работы на магнитную доску! Сравните! Оцените!






Дети работают в парах на листочках, вставляя пропущенные слова.






Дети сравнивают, оценивают.


6

Применение полученных знаний в практической деятельности (фронтальная работа)


- Прочитайте первую часть задания упражнения 65!




- Выполните эту часть задания!


- Прочитайте первый вопрос и подготовьте ответ!





- Прочитайте следующую часть задания и выполни её!







- Каков следующий вопрос в задании?

Найдите ответ на него!






- Прочитайте последнюю часть задания и образец её выполнения!





- Назовите в приведённом словосочетании падежный вопрос и смысловой вопрос! Как догадались?








- Запишите это словосочетание вместе с падежным и смысловым вопросом себе в тетрадь!



- Аналогично задай падежный и смысловой вопросы к двум оставшимся словосочетаниям и запиши их по образцу!







- Проверьте свою работу по образцу на доске!



- Назовите падежный вопрос в этих словосочетаниях!


- Смысловой вопрос!

- Какой из них поможет определить падеж?



- Назовите падеж имён существительных во всех словосочетаниях!


- Закройте учебник!





Дети читают первую часть задания к упражнению 65.


Дети читают стихотворение.



Дети читают первый вопрос.

Отвечают:

- В дательном падеже.




Дети называют:

- с предлогами:

по квартире, по паркету, по коридору;

- без предлога: маме.




Ответы детей:

- летаем по квартире, плаваем по паркету, скачем по коридору.




Дети читают последнюю часть задания и образец её выполнения.






Дети отвечают:

- по чему? – падежный, где? – смысловой. Помогло – выделение разными цветами.






Дети списывают образец себе в тетрадь.








Дети пишут:

плаваем (по чему? где?) по паркету

скачем (по чему? где?) по коридору



Дети проверяют свою работу по доске.




Дети отвечают:

- По чему?


- Где?



- Падежный вопрос «По чему?».





- Дательный.



Дети закрывают учебник.

9

7

Музыкально-изобразительная пауза


"Музыкальная табакерка" для фортепиано, вальс-шутка соч. 32 ля мажор (1)

- А сейчас на 2 минутки представьте, что дательный падеж ожил, приобрёл человеческий облик. Как бы он выглядел? Нарисуйте на доске мелом!


Звучит музыка.




- Полюбуйтесь на собственные творения и творения своих друзей!

- А что бы мог кричать Дательный падеж?


- Кого бы мог звать?


- На что мог бы обидеться?










Дети выходят к доске, изображают Дательный падеж в течение 2-х минут.








Дети отвечают:

- Кому? Чему?


- Предлоги к и по.


- На то, что является второстепенным членом предложения.

2

8

Применение полученных знаний в практической деятельности (самостоятельная работа)



- Откройте тетрадь на печатной основе на странице 52. Выполните самостоятельно задание 50!







К учителю подходят справившиеся с работой учащиеся. Учитель проверяет их работу, оценивает (отметки).







Дети открывают тетрадь на печатной основе на странице 52. Выполняют самостоятельно задание 50.








Дети, у которых учитель проверил работу, - консультанты проверяют у остальных.

10

9

Словарная работа


Контрольный тест на проверку всех изученных словарных слов - 536 (3)

- Время словарной работы! Вам предлагается выполнить задание на компьютере.







Дети выполняют задание индивидуально.

Проверяют свою работу.

5

10

Подведение итогов



- Подведём итог. Цель, которую мы ставили на сегодняшнем уроке, перед нами. Проверим, насколько близко мы к ней подошли.

Я начну, а вы продолжайте.

  • Я узнал, что существительные в форме дательного падежа отвечают на вопросы …

  • Я понял, что существительные в форме дательного падежа могут быть с предлогами … ,

  • и …

  • Я теперь знаю, что существительные в форме дательного падежа являются в предложении …



  • - Я удивился, что … Придумайте продолжение моей фразы!





- Закрепить полученные знания можно будет с помощью упражнения 49 на странице 50 в тетради.


















- Кому? Чему?









- К, по.

- без предлога










-второстепенными членами.







- Н-р, кроме падежного вопроса, можно задавать ещё и смысловой и т.д.




Дети записывают домашнее задание.

3

11

Самооценка деятельности ученика



- Мы вместе добились поставленной цели. Но как оценит каждый из вас свою степень достижения цели сегодняшнего урока. К ней ведут 3 ступеньки. Верхняя – «Я у цели», средняя – «Ещё немножко», нижняя – «Скоро у меня всё получится».

Приклейте букву своего имени на ту ступеньку, которая соответствует вашим ощущениям в данный момент.







Учитель комментирует результаты самооценки.


- Прозвенел уже звонок и закончился урок! Спасибо за работу!






















Дети приклеивают первую букву своего имени на соответствующую ступеньку лестницы.





Дети встают.


3




Приложение к плану-конспекту урока

Падежи существительных. Дательный падеж

(Тема урока)


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

"Музыкальная табакерка" для фортепиано, вальс-шутка соч. 32 ля мажор

Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями, Аудиофрагмент

Аудиофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/25498/?interface=pupil&class=44&subject=33- [

2

Конструктор таблиц "Части речи"

Интерактивное задание

Коллективное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b3a771d-fe86-4e6f-9cee-e1c43e9f1069/ResFile.SWF

3

Контрольный тест на проверку всех изученных словарных слов - 536

Интерактивное задание

Тест в парах

[http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/84fb54ed-7661-11da-8cd6-0800200c9a66/object_159_1.swf]




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ