Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 10 классе. Тема «Лексика и фразеология»

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 10 классе.

Тема «Лексика и фразеология»



Задание1.

Выберите правильный вариант ответа.

  1. Укажите, в каком предложении нужно употреблять слово ЖИЗНЕННЫЙ вместо слова ЖИТЕЙСКИЙ.

А) Он прошёл непростой житейский путь.

Б) Житейский опыт очень помогает людям в трудных ситуациях.

  1. Укажите, в каком предложении нужно употреблять слово ЭКОНОМИЧНЫЙ вместо слова ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

А) Я прочла о новом экономическом способе приготовления первых блюд.

Б) В выступлении президента были изложены основные положения новой экономической политики государства.

  1. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово НАСЛЕДИЕ вместо слова

НАСЛЕДСТВО

А) Многие человеческие пороки можно объяснить тяжёлым наследством

прошлого.

Б) Юрист сказал, что мне следует вступить в право на наследство в течение

полугода.

  1. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово ВЫПОЛНЯТЬ вместо слова ИСПОЛНЯТЬ.

А) Я всегда тщательно исполняю домашнее задание.

Б) Эту песню я исполнил впервые пять лет назад.



Задание 2.

Укажите правильный вариант словосочетания.

  1. а) гуманное решение б) гуманитарное решение

  2. а) жёсткий поступок б) жестокий поступок

  3. а) успевающий человек б) преуспевающий человек.

  4. решающий человек б) решительный человек

  5. а) выглядеть комично б) выглядеть комически.

  6. а) слова осуждения б) слова обсуждения

  7. а) абонент не отвечает б) абонемент не отвечает

  8. а) освободительное движение б) освобождённое движение

  9. а) человеческий род б) человечный род.

  10. а) обратный билет б) обратимый билет.



Задание 3.

Укажите, значение какого слова определено неверно.



  1. а) увенчаться – завершиться чем-нибудь хорошим.

б) ристалище – (стар.) площадь для гимнастических, конных и других состязаний.

в) риторичный – напыщенный, внешне украшенный.

г) сангвинический - спокойный

  1. а) скрижаль – (стар.) доска с написанным на ней священным текстом.

б) тальма - (устар.) женская длинная накидка без рукавов.

в) одиозный – единственный.

г) недосягаемый – недостижимый.

  1. а) молебен – краткая церковная служба

б) компиляция – сочинение, представляющее собой изложение результатов чужих исследований без самостоятельной обработки источников.

в) глумиться – улыбаться.

г) дымчатый – сероватого цвета, напоминающего дым.

  1. а) зеница – (стар.) глаз, зрачок

б) конгресс – съезд, собрание.

в) либретто – словесный текст музыкально-вокального произведения.

г) диадема - ожерелье



Задание 4.

Укажите, значение какого слова определено неверно

  1. а) панегирик – ораторская речь обличительного содержания.

б) невежда – малообразованный, малосведущий человек

в) невежа – грубый, невоспитанный человек

г) модуль – в точный науках название некоторых коэффициентов, мерил каких-либо величин.

  1. а) обскурант (книжн., презр.) враг просвещения, мракобес, реакционер

б) роялист – человек, играющий на рояле

в) ономастика – раздел языкознания, изучающий собственные имена

г) парадигма – в грамматике таблица форм склонения и спряжения слов.

  1. а) салоп – (устар.) широкое женское пальто

б) тотальный – всеобщий

в) фанаберия – гордость

г) узурпировать – произвести незаконный захват, присвоение чего-нибудь (власти, прав)

  1. а) фат – (неодобр., устар.) щёголь, любящий рисоваться, пустой человек

б) трактат – научное сочинение

в)провоцировать – вызвать на какие-либо действия путём провокации (умышленного подстрекательства к каким-либо действиям)

г) монополия – игра



Задание 5.

Соедините стрелками слова с их синонимами и синонимичными выражениями.

1. Банальный

1. плодотворный

2. Инфантильный

2. мечтательно-созерцательный

3. Конструктивный

3. много и нецелесообразно тратящий что-нибудь человек

4. Расточительный

4. умелый, хорошо знающий своё дело

5. Романтичный

5. избитый, пошлый

6. Искусный

6. детски-недоразвитый



Задание 6.

Укажите, какое из слов является синонимом данному.

  1. Авангардный

а) передовой

б) первый

в) лучший

г) высший

  1. Благоразумный

а) добродетельный

б) высоконравственный

в) благородный

г) здравомыслящий



  1. Гуманный

а) светлый

б) человечный

в) необыкновенный

г) замечательный

  1. Духовный

а) душистый

б) любимый

в) нравственный

г) душный



Задание 7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

  1. а) карикатурный

б) шаржированный

в) гротесковый

г) смешной

  1. а) мировоззрение

б) идеология

в) убеждения

г) мысли

  1. а) обещание

б) обязательство

в) решение

г) слово

  1. а) оберегать

б) охранять

в) ограничивать

г) ограждать



Задание 8. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

  1. а) лицемер

б) фарисей

в) лицедей

г) ханжа

  1. а) жаловаться

б) жалеть

в) сетовать

г) роптать

  1. а) инициатор

б) активист

в) пионер

г) застрельщик

  1. а) покладистый

б) уступчивый

в) сговорчивый

г) сердобольный



Задание 9. Укажите предложение с фразеологизмом

  1. а) Сразу видно, что этот юноша играет первую скрипку в компании

б) Ты умеешь играть на скрипке?

в) Свою первую скрипку я подарила брату.

г) Все мои одноклассники любят играть в интеллектуальные игры.

  1. а) Свёкла должна вариться не менее часа до полного приготовления.

б) Самые вкусные консервы – тунец в собственном соку.

в) Мне надоело вариться в собственном соку, и я решил обсудить свои дела с друзьями.

г) При консервировании сок не варят и не доводят до кипения.



  1. а) Когда человек умирает, душа покидает его тело.

б) Никто не знает, в каком месте располагается душа человека.

в) Куда уходит лето?

г) Когда я думаю об экзамене, у меня душа уходит в пятки.



  1. а) Самый вкусный кисель делается из свежей клюквы

б) Никакой он мне не родственник, седьмая вода на киселе

в) Воскресенье – седьмой день недели

г) Ключевая вода очень полезна.



Задание 10. Укажите предложение с фразеологизмом.

  1. а) Пяти пальцев руки хватит, чтобы перечислить всех отличников в выпускных классах нашей школы.

б) Хорошо ли ты знаешь своё родной край?

в) При работе на компьютере он печатает только двумя пальцами.

г) Я знаю эту тему как свои пять пальцев.

  1. а) Ты видел, какие огромные рога у этого быка?

б) И тут моя бабушка подходит к быку, берёт его за рога и ведёт в хлев.

в) По-моему, пора взять быка за рога и начать действовать.

г) В «Литературной газете» есть рубрика «Рога и копыта»



  1. а) Очень тяжело тащить санки в гору

б) Каждое утро я просыпаюсь от папиного крика: «Подъём!»

в) Мой друг очень тяжёл на подъём

г) Подъём по утрам тяжёл не только для меня, но и для всех ребят в нашем лагере



  1. а) Про таких моя бабушка говорит: «Мало каши ел»

б) Я не люблю есть кашу, особенно по утрам

в) Принято считать, что чем больше ешь каши, тем сильнее станешь.

г) Кашу маслом не испортишь, как говорится в пословице.



Вариант 1

1. Какие слова попали в группу по ошибке? Объясните свое решение.

Апелляция, вердикт, арбитраж, алиби, иск, адвокат, нелегитимный, криминальный, афера, атташе.

2. Толкование какого слова дано неправильно?

1) Буклет – издание, в виде складывающегося листочка, обычно информативного или рекламного характера.

2) Монография – учебное пособие в виде избранных произведений или отрывков из них.

3) Манускрипт – рукопись, преимущественно древняя.

4) Бюллетень – название некоторых периодических изданий, преимущественно публикующих материалы научного или официального характера.

5) Фолиант – толстая книга большого формата.

3. Для каждого из иноязычных слов подберите толкование.

1) Ажиотаж

А. Высшая степень воодушевления, восторга

2) Амбиция

Б. Искусственно вызванное в обществе возбуждение, волнение с целью привлечения внимания к чему-нибудь.

3) Апология

В. Глубокое уважение, почтительное, благоговейное отношение к кому-либо или к чему-либо

4) Пиетет

Г. Чрезмерные претензии на что-либо, часто необоснованные.

5) Экзальтация

Д. Состояние радости, душевного подъема, часто не вызванное внешними обстоятельствами

6) Эпатаж

Е. Неумерное, чрезмерное восхваление, защита кого-либо или чего-либо.

7) Экстаз

Ж. Восторженно-возбужденное состояние, в которое человек часто  приводит себя намеренно, выставляя свои чувства

8) Эйфория

З. Скандальная выходка; вызов окружающим, намеренное нарушение общепринятых норм и правил

 

4. В предложениях есть ошибки,  связанные с неверным пониманием значения  слова или нарушением норм лексической сочетаемости. Исправьте их.

1) В этом театре она отвечает за реквизиты и амуницию.

_________________________________________________________________

2) Чтобы  предотвратить эпидемию, нужно установить тотальный контроль.

_________________________________________________________________

3) На берегу у озера у костра расположилась целая плеяда молодых  людей.

__________________________________________________________________

4)  За первые дни февраля продолжительность суток возросла на двадцать пять минут.

__________________________________________________________________

5) Утром выпал снег, и березки под окном стоят в подвенечном саване.

__________________________________________________________________

5. Подберите толкование к каждому из приведенных паронимов.

Бродяжий

 

Бродячий

А. Не имеющий постоянного места жительства; передвигающийся с места на место в связи с работой или в поисках работы: цирк, труппа, собака.

Б. Свойственный бродяге или принадлежащий ему: нрав, судьба, привычки

Орудие

Оружие

А. Приспособление, инструмент, средство для достижения чего-либо; артиллерийское вооружение: для уборки; огнестрельное, ракетное, корабельное.

Б. Всякое средство, технически пригодное для  нападения и защиты: огнестрельное, ядерное, атомное, холодное, охотничье.

 

6. Объясните разницу в значении словосочетаний.

1) Вдовый сын – вдовий сын

_________________________________________________________________

2) Виноватое лицо – виновное лицо

_________________________________________________________________

3) Соседняя квартира – соседская квартира

__________________________________________________________________

7. Исправьте возможные ошибки.

1) Современники увидели неповторимую оригинальность «Евгения Онегина».

__________________________________________________________________

2)  Он возвратил книгу обратно в библиотеку, даже не прочитав ее.

__________________________________________________________________

3) Ректор долго рассказывал о будущих перспективах нашего  вуза.

__________________________________________________________________

4) Взгляды Печорина сходны со многими людьми его поколения.

__________________________________________________________________

8. Исправьте  в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи  фразеологизмов.

1) Он любого способен провести  вокруг пальца.

_________________________________________________________________

2) Поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой.

__________________________________________________________________

3)  А принять хорошо гостей вовсе не обозначает до упаду накормить их.

_________________________________________________________________

4) После концерта продюсер разбирал выступление дуэта по полочкам.

__________________________________________________________________

5) Будем надеяться, что Волков скажет свое большое слово и в тренерской работе.

__________________________________________________________________

9. Исправьте словосочетания, в которых есть ошибки, связанные с использованием паронимов.

1)  Удачный состав исполнителей. __________________________________________________________________

 

2)   Повлияли многие факты.

__________________________________________________________________

 

3) Плохо основанные  выводы
__________________________________________________________________

4) Запах болотистых  цветов.

_________________________________________________________________

5) Ни на чем не основанные обвинения

__________________________________________________________________

6) Рубашка болотистого цвета.

_________________________________________________________________

7) Отборная комиссия  Евровидения

__________________________________________________________

Тест по теме «Лексика. Фразеология»

 

Вариант  2

1. Какие слова попали в группу по ошибке? Объясните свое решение.

Импичмент, вето, брифинг, плебисцит, тоталитаризм, суверенитет, турне.

2. Толкование какого слова дано неправильно?

1) Геральдика – искусство составления и толкования гербов.

2) Филателия – коллекционирование открыток.

3) Икебана – японское искусство составления букетов, композиций из цветов.

4) Нумизматика – коллекционирование монет и денежных знаков.

3. Для каждого из иноязычных слов подберите толкование.

1) Альтернатива

А. Случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев такого же рода.

2) Дилемма

Б. Необходимость выбора из нескольких возможных решений.

3) Инцидент

В. Повторное проявление чего-либо, например, болезни.

4) Прецедент

Г. Выбор одного из двух взаимоисключающих решений.

5) Рецидив

Д.  Происшествие, недоразумение, столкновение.

6) Кодекс

Е. Мировоззрение, принципы

7) Кредо

Ж. Склад ума, мироощущение, мировосприятие

8)  Менталитет

З. Свод законов; совокупность правил.

 

4. В предложениях есть ошибки,  связанные с неверным пониманием значения  слова или нарушением норм лексической сочетаемости. Исправьте их.

1)  Армада французов отступала по старой  Смоленской дороге, а Кутузов преследовал ее по пятам. _________________________________________________________________

2) В команде доминируют как сторонники оборонительного, так и приверженцы атакующего футбола.

_________________________________________________________________

3) Иванова грозятся привлечь к уголовной ответственности за аферизм с покупкой  дачи. __________________________________________________________________

4)  Волки бежали за ним целым табуном и ожидали удобной минуты, чтобы броситься.

_________________________________________________________________

5) Старика давно мучила бессонница, и часто по ночам он лежал не смыкая взгляда.

__________________________________________________________________

5. Подберите толкование к каждому из приведенных паронимов.

Гордость

 

Гордыня

А. Чувство собственного достоинства; чувство удовлетворения от сознания достигнутых успехов.

Б. Чрезмерно высокое мнение о себе, заносчивость, высокомерие.

Признание

 

Признательность

А.Выражение положительной оценки, согласия с чем-либо.

Б.Чувство благодарности за услуги, помощь, внимание.

 

6. Объясните разницу в значении словосочетаний.

1) Хозяйская пристройка – хозяйственная пристройка

_________________________________________________________________

2) Опасный человек – опасливый человек

_________________________________________________________________

3) Враждебные действия – вражеские действия

__________________________________________________________________

7. Исправьте возможные ошибки.

1) Качество построенных фирмой квартир желает лучшего.

__________________________________________________________________

2)  По окончательному завершению подсчета голосов  избирательная комиссия опубликует окончательные данные.

__________________________________________________________________

3) Институт в Пущине создавался как передовой форпост отечественной биологии.

__________________________________________________________________

4) Руководители телеканала уверены, что такие передачи воспитывают патриотизм и любовь к родине.

__________________________________________________________________

8. Исправьте  в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи  фразеологизмов.

1) Грампластинка не сказала еще своего последнего слова, она еще будет востребована потребителями.

_________________________________________________________________

2) Язык не поднимается говорить об этом.

__________________________________________________________________

3)  Со всех своих длинных ног она принялась бежать.

_________________________________________________________________

4) Жизнь у нее всегда проходила  на  людях, как на ладони.____________________________________________________________

5 Журналисты отправились по магазинам, чтобы  на собственной  шкуре посмотреть, как обстоят дела с ценами на книги.

__________________________________________________________________

9. Исправьте словосочетания, в которых есть ошибки, связанные с использованием паронимов.

1)  Получить земляной надел

__________________________________________________________________

 

2)  Заглавная страница книги.

__________________________________________________________________

 

3) Жильцы города
__________________________________________________________________

4) Ее двухгодовый малыш

_________________________________________________________________

5) Благодарная телеграмма

__________________________________________________________________

6) Игривые  вина

_________________________________________________________________

7) Повеяло домовым теплом

_________________________________________________________________

Ответы :

 

задания

Вариант 1

Вариант 2

1.

атташе, остальные связаны с судом, судопроизводством

турне, остальные связаны с деятельностью властей

2.

Монография- это научный труд, посвященный одной проблеме, обычно одного автора или нескольких соавторов; дано определение слова «хрестоматия»

Филателия – это коллекционирование марок, конвертов, почтовых отправлений.

3.

1Б, 2Г,3Е, 4В, 5Ж, 6З, 7А, 8Д.

1Б, 2Г, 3Д, 4А, 5В, 6З, 7Е, 8Ж

4.

1) Отвечает за  реквизит и костюм.

2) Нужно установить тотальный контроль.

3) Расположилась большая компания молодых людей.

4) Продолжительность светового дня возросла на двадцать пять минут

5) Стоят в подвенечном наряде.

1) Армия (отряды, войска) французов.

2) В команде есть как сторонники  оборонительного, так и приверженцы атакующего футбола.

3) За аферу с покупкой дачи.

4) Волки бежали за ним стаей.

5) Лежал не смыкая глаз.

5.

Бродяжий – Б.

Бродячий – А.

Орудие – А.

Оружие – Б.

Гордость – А.

Гордыня – Б.

Признание – А. 
Признательность - Б.

6.

1) Овдовевший, потерявший жену  сын.  – Сын вдовы.

2) Изображение вины мимикой.  - Человек, виновный в каком-либо проступке.

3) Находящаяся  справа или слева квартира. – Квартира соседей.

 

1) Пристройка, выполненная хозяевами – Пристройка для хозяйственных нужд (сарай).

2) Человек, опасный для общества, преступник. – Осторожный человек.

3) Действия,  прерывающие ход какой-либо работы, создающие помеху. – Действия врагов.

7.

1) Современники увидели оригинальность «Евгения Онегина».

2) Он возвратил книгу в библиотеку, даже не прочитав ее.

3) Ректор долго рассказывал о перспективах нашего вуза.

4) По взглядам Печорин похож на многих людей своего поколения.

1) Качество построенных фирмой квартир оставляет желать лучшего.

2) По завершению подсчета голосов избирательная комиссия опубликует окончательные данные.

3) Институт в Пущине создавался как форпост отечественной биологии.

4) Руководители телеканала уверены, что такие передачи воспитывают патриотизм.

8.

1) Обвести вокруг пальца.

2) Точить топор, но: прятать камень за пазухой.

3) До отвала накормить, но:  танцевать до упаду.

4) Разбирать по косточкам, но: разложить по полочкам.

5) Скажет свое слово.

 

1) Время грампластинки еще не ушло, она еще будет востребована потребителями.

2) Язык не поворачивается говорить об этом, но: рука не  поднимается делать.

3) Кинулась со всех ног.

4) Жизнь проходила у всех на глазах, но: видно как на ладони.

5) Увидеть собственными глазами – почувствовать на собственной шкуре.

9.

1)  Правильно.

2) Повлияли многие факторы.

3)  Плохо обоснованные выводы.

4) Запах болотных цветов.

5) Правильно.

6) Рубашка болотного цвета.

7) Отборочная комиссия Евровидения.

1) Получить земельный надел.

2) Правильно.

 

3)Жители города.

4) Ее двухгодовалый малыш.

5) Благодарственная телеграмма.

6) Игристые вина.

7) Повеяло домашним теплом.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ