Портрет одаренного ребенка
Портрет одаренного ребенка
Проблема одарённых детей в настоящее время становится все более актуальной. Задача школы — поддержать одарённого ребенка и развить его творческие способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы, оказать ему помощь в саморазвитии, самореализации, самопознании.
« Создание условий для раскрытия и развития творческих способностей обучающихся является одной из важнейших целей обучения и воспитания школьников». Так мы пишем в планах, отчётах, самоанализе профессиональной деятельности, а на самом деле многие учителя не готовы к работе с одарёнными детьми, считают такую работу хлопотной, трудоёмкой.
Часто творческое мышление одаренного ребенка рассматривается учителями как отклонение от нормы. Одаренные дети нуждаются в психологической помощи и поддержке взрослых, в особом внимании и руководстве. Требуется много времени для того, чтобы некоторые учителя изменили своё отношение к одарённому ребёнку, создали условия для раскрытия его способностей, для признания его успешности родителями, сверстниками. Учитель изначально должен принимать ребёнка как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями. Так же учитель, работающий с одаренным ребёнком, должен относиться к своим действиям критически, рефлексивно. Необходимо правильно организовать учебно-воспитательный процесс, выработать индивидуальный маршрут комплексного сопровождения такого ребенка. А для этого необходима высокая профессиональная компетентность педагога, работающего с одаренным ребенком. К профессиональной компетентности мы относим психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности. Очень важную роль при работе с одаренными детьми играют и профессионально значимые личностные качества педагога. Огорчает тот факт, что некоторые коллеги в одарённых детях видят только надёжный инструмент для достижения своих целей, особенно когда дело касается прохождения аттестации квалификации педагогов. После подтверждения своей профессиональной квалификации они надолго забывают о своих подопечных. Не скрою, что бывают случаи во время проведения городских конкурсов, фестивалей, когда талантливые ученики стоят в сторонке сами, в одиночку, или со сверстниками. Они с тревогой ждут своих наставников. Однако наши добрые наставники часто не приходят на такие мероприятия, объясняя своё отсутствие нехваткой времени. Никому не секрет, одаренные дети отличаются от других детей высокой чувствительностью. Поэтому на следующий день некоторые ребята перестают разговаривать со своими учителями, показав свою нетерпимость к предательству, лжи. У них появляется неприязнь к школе, недоверие ко взрослым. Нам надо работать над тем, чтобы талантливый ребёнок реально оценивал свои возможности. Мне запомнился случай, когда моя ученица заняла третье место в олимпиаде по русскому языку городского уровня . После мероприятия своим поведением она дала мне понять, что именно в наставнике, т.е. в педагоге, кроется причина её неудач. По мнению одного из компетентного жюри ученица заслуженно заняла 3-место, а не первое место, как она сама хотела, достойных, сильных участников было много на данном мероприятии. Надо сказать, что такие дети не вступают в конфликты. Нам, обеим, нужно было время для продолжения нашей совместной деятельности. Такие дети не готовы принимать не себя ответственности за результаты своей деятельности . Как правило, такой ребенок не считает, что именно в нем самом кроется причина его неудач. Наблюдаются дети, которые в неудачах винят самих себя. Эта черта одаренного ребенка, с одной стороны, помогает ему справляться с возможными периодами неуспеха и является важнейшим фактором поступательного развития его незаурядных способностей. С другой стороны, эта же черта ведет к не всегда обоснованному чувству вины, иногда даже к депрессивным состояниям. Они перестают заниматься самостоятельно, уходят в себя, закрывая на всё глаза, общаются с детьми группы риска. Бывали случаи, когда одарённый ребёнок ходил гордым, самоуверенным в школе только потому, что его приняли, как мы обычно говорим, трудные подростки.
Одарённые дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении “неудобных”. Одаренный или талантливый ребёнок часто отличается от других неумением выслушивать одноклассника до конца во время урока, прерывая его выступление, исправляя ответы товарища. После замечания учителя ему становится уже скучно в классе, он начинает чувствовать себя одиноким среди своих друзей, непонятым всеми. Они оказываются детьми, требующими слишком много внимания к себе, часто отвергаемыми всеми. Такие дети часто сталкиваются с трудностями в нахождении близких по духу друзей, в участии играх, развлечениях сверстников. Поэтому необходимо добиваться изменения такой позиции к одарённым детям, и, прежде всего, это связано с подготовкой самих педагогов, с изменением их педагогического сознания.
В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждый год. Нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.
Одаренный ребенок выделяется среди своих сверстников высокой любознательностью и исследовательской активностью, отличной памятью, трудолюбием. Одна моя ученица только за одну ночь смогла выучить наизусть монолог матери из романа Ч.Айтматова «Материнское поле». Её отличная память поразила одноклассников, учителей. Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, развитая речь, творческое мышление, а также умение ставить интересные вопросы. Многие одаренные дети с большим желанием самостоятельно читают словари и энциклопедии, пишут эссе на свободные темы, выступают с докладами по актуальным темам на конференциях разных уровней. Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которую они считают интересной. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно. Наблюдается такой факт, когда один ученик участвует в олимпиаде городского уровня по 3-4 основным предметам, занимает призовые места или становится победителем. Для таких детей нет предела в познании, они получают удовольствие от умственного напряжения. Большинству одаренных присущи большая энергия, целеустремленность , которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу значимых идей, планов.
Какими одарённые дети ни были, они всегда остаются для нас детьми. Детьми, которые нуждаются, в первую очередь, в поддержке и помощи своих добрых учителей, любящих свой предмет и свою профессию.
Список литературы:
1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей./Д.Б. Богоявленская. - М., 2002.
2. Богоявленская, М.Е. Природа «проблем» одаренных: методическое пособие [Электронный ресурс] / М.Е.Богоявленская – Режим доступа – http://www.den-za-dnem.ru.
3. Зеленина, Е. Б. Одаренный ребенок: как его воспитывать и обучать? [Текст] /Е. Б.Зеленина //Народное образование.- 2010.- №8.- С.201-206
4. Лейтес, Н.С. О признаках детской одаренности// Вопросы психологии. – 2003. - №4.- с. 13 – 18.
5. Кириенко, Т.Ж. Система работы с одаренными детьми [Текст] /Т. Ж.Кириенко //Дополнительное образование и воспитание.- 2011.- №9.- С.19-22.
6. Корлякова, С. Т. Психологические особенности одаренных детей [Текст]/С. Т.Корлякова // Теория и практика дополнительного образования. – 2008. – №2. – С.51-53.
7. Нохрина, Н. А. Психолого-педагогическая диагностика одаренных детей [Текст] /Н. А.Нохрина // Детское творчество. – 2008. – №1. – С.3-4.
8. Симанчев, Р. Ю. Детская одаренность как социальное явление [Текст] /Р. Ю.Симанчев // Детское творчество. – 2008. – №2. – С.2-5.
9. Соловьева, В.С. Некоторые подходы к работе с одаренными детьми [Текст] /В. С.Соловьева //Практика административной работы в школе.- №2.- С.25-29.
10. Одаренные дети. – М.: Прогресс, 1991. – 380 с.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ