Конспект урока "Развитие речи. Употребление в речи предложений с причаст- ными и деепричастными оборотами"
Тема урока. Развитие речи. Употребление в речи предложений с причаст-
ными и деепричастными оборотами.
Цель: организовать деятельность учащихся для обобщения знаний
по теме «Причастия и деепричастия»;
способствовать развитию устной и письменной речи учащих-
ся, умению употреблять в речи предложения с причастными
и деепричастными оборотами;
воспитывать чувство гордости за свой край.
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Добрый день, ребята. Я думаю, он по-настоящему добрый. На улице теплая весенняя погода. Хочется, чтобы и на нашем уроке была теплая дружеская атмосфера. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вот с такими прекрасными улыбками начинаем наш урок.
Формулировка темы урока.
Для начала хочу предложить вам разгадать кроссворд.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Назвать часть речи. Особая форма глагола. Отвечает на вопросы какой? какая? что сделавший? что делающий?. Обозначает признак предмета по действию. Владимир Иванович Даль давал такое определение: «Часть речи, причастная глаголу, во образе прилагательного».
Один из глагольных признаков у причастий.
Какими знаками выделяется на письме деепричастный оборот?
Глагольный признак, который имеет и причастие и деепричастие.
Назвать часть речи. Особая форма глагола, обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? что сделав?.
Какой частью речи выражено определяемое слово при причастном обороте?
Каким членом предложения является причастный оборот?
Как называются причастия, которые обозначают такое действие, которое испытывает на себе предмет со стороны другого предмета.
Один из признаков прилагательного у причастия.
10) Причастия бывают настоящего и прошедшего …….
11)Причастия бывают единственного и множественного …..
12) Как называются причастия, которые обозначают такое действие, которое выполняется самим предметом.
- Какое ключевое слово у нас получилось? (Развитие речи).
- Итак, вы сами определили тип нашего сегодняшнего урока.
- Какова цель урока? (Развивать речь)
- А так как вы изучили тему «Предложения с причастными и деепричастными оборотами», то мы должны уметь употреблять их в речи.
(слайд 1)
Формулирование цели урока.
-Исходя из темы урока, скажите, пожалуйста, каковы цели нашего урока.
(Ответы учащихся).
- Готовясь к уроку, я тоже перед собой ставила определенные цели.
(слайд 2)
- Как вы уже заметили, у нас с вами общие цели и задачи. А это значит, что вместе мы сможем преодолеть все трудности. Итак, 1 испытание.
5. Речевая разминка. (слайд 3)
Задание: исправьте речевые ошибки в предложениях.
Подъезжая к лесу, выскочил заяц.
Прыгая с ветки на ветку, мы поймали белку.
Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.
На катке всем было весело, но, покатавшись, болят ноги.
6.Следующее испытание – тестовые задания.
(слайд 4)
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
I. Покоряя неизведанные земли,
русскими путешественниками двигало стремление познать нетронутую красоту дивного края.
русские путешественники значительно расширили кругозор своих современников.
Нам было уже невозможно остановиться в этом захватывающем стремлении вперед.
Нашему взору предстали картины природы, полные таинственной первозданной прелести.
(Слайд 5)
II. Тщательно изучив историю родного края,
сердца школьников наполнились гордостью.
шестиклассники написали в газету интересные заметки.
обнаружилось много малоизвестных факторов.
справочник по достопримечательностям получился информативным.
(Слайд 6)
III. Прочитав статью о достопримечательностях Грайворонского района,
мне он очень понравился.
возникло желание увидеть все собственными глазами.
я тут же решил посетить этот район.
памятники архитектуры предстали перед глазами.
(Слайд 7)
7. Работа с текстом.
А сейчас я хочу предложить вам отправиться в путешествие. Совершить заочную экскурсию по прекрасным уголкам Белгородского края, посетить Грайворонский район и познакомиться с одной из достопримечательностей этого уголка - Круглым зданием.
(Слайд 8)
Это – один из интереснейших и вместе с тем загадочных памятников архитектуры. Круглое здание не имеет аналогов на территории России (являющееся уникальным произведением истории, культуры, архитектуры). С давних пор оно окружено многочисленными домыслами и легендами.
Все двери в здании, а их четыре, ориентированы по сторонам света: юг, север, восток и запад.
Неизвестное прошлое Круглого здания и подземные ходы порождают слухи о неких жертвоприношениях (проходивших в здании). Мол, кто сюда входил, тот уже обратно никогда не выходил, потому-то мало кто знает об истинном предназначении здания.
Долго решалась судьба Круглого здания (овеянного легендами). В июле 2004 года она была окончательно решена.
Сейчас в здании создан музей старинного быта (слайд 9),расположена художественная выставка работ Белгородских художников (слайд 10), оборудован зал для театрализованных представлений и инструментальных концертов симфонической и народной музыки, с верхней площадки купола звучит духовая музыка и пение капеллы. В кафе вам могут предложить блюда в традициях русской кухни (расположенный в цокольном этаже) (слайд 11 ). Незабываемый вкус топленого молока, взвара, блинов с янтарным медом будет напоминать о том, что есть место в Белгородской области, которое в душе оставляет волшебную, вечную магию прекрасного (посетив которое), (дающий заряд бодрости).
Слово учителя.
Употребление причастных и деепричастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и писатели, так как они придают речи образность и выразительность: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя» (А.С.Пушкин)
8.Предлагаю выполнить творческую работу. Вам необходимо вставить в предложения причастные и деепричастные обороты, данные в скобках.
Самостоятельная работа учащихся.
9.Проверка работы.
Ученик зачитывает получившийся текст.
10. Орфографическая работа.
- Каким орфографическим правилом объединены выделенные слова?
(Правописание н – нн в разных частях речи).
- Вспомним алгоритм. (слайд 12)
- К какой части алгоритма относится каждое из них?
11. Итог урока.
-Напомните мне, пожалуйста, цели нашего урока.
- Мы, достигли поставленных целей?
12. Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание.
Предлагаю написать сочинение-рассуждение.
Обратимся к предложению, которое у нас получилось при выполнении 3 тестового задания:
Прочитав статью о достопримечательностях Грайворонского района, я тут же решил посетить этот район.
Оно будет являться тезисом вашего сочинения. Ваша задача- привести 2 аргумента и сделать вывод.
13. Рефлексия.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ