Повторение по теме «Лексика»

Тема урока. Повторение по теме «Лексика»

Цель урока – повторить изученное по теме «Лексика»

Задачи урока:

1.

  • Повторить все определения по теме «Лексика»;

  • повторить пометы, данные в Толковом словаре;

2.

  • развивать умение подбирать к словам синонимы, антонимы, находить их в тексте, употреблять в речи;

  • определять, однозначным или многозначным является слово, в прямом и переносном значении употреблены слова;

  • развивать умение работать с различными видами словарей;

3.

  • воспитание потребности пользоваться различными видами словарей.

Оборудование урока:

  1. Толковый словарь русского языка, Словарь синонимов, Словарь омонимов, Словарь антонимов, Словарь иностранных слов, Школьный фразеологический словарь

  2. Раздаточный материал

Запись на доске

Восьмое октября

Классная работа



Ход урока

  1. Оргмомент.


  1. Сообщение темы урока.



  1. Закончить предложение

- Слова, употребляемые только жителями той или иной местности (Диалектизмы)

- Слова, вышедшие из активного повседневного употребления (Устаревшие)

- Новые слова, возникшие в языке (Неологизмы)

- Слова, известные всему народу (Общеупотребительные)

- Слова, вошедшие в русский язык из других языков (Заимствованные)

- Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии (Профессионализмы)

- Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой (Жаргонизмы)

- Устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению (Фразеологизмы)

Ребята, как вы думаете, все ли эти слова так необходимы в речи? (Нет, можно обойтись без жаргонизмов))

Давайте вспомним, что сказал о жаргонизмах известный учёный-лингвист Л.И.Скворцов (Русский язык. 6 класс. Стр.36)


2. Что мне поведал толковый словарь учебника о слове

- Авеню, несклон., ж. Широкая улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями (название, принятое в ряде стран Западной Европы и в США). (Из французского)

- Боярин, -а, мн. –яре, м. Устар. Крупный землевладелец, принадлежавший к господствующему классу (в Московской Руси).

- Мшара, -ы, ж. Обл. Болото, поросшее мхом и кустарником.

- Тубус, -а, м. Спец. Труба в микроскопе, фотоаппарате и т.д.

Все эти слова однозначные. Найдите в словаре примеры многозначных слов.


3. «Четвёртое лишнее» (найдите устаревшее слово)

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан

Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото


  1. «Кто быстрее?» Замените устаревшие слова в левом столбике синонимами, расположенными в правом столбике

Очи Щёки

чело глаза

ланиты губы

уста лоб

перст говорит

баталия палец

глаголет парикмахер

брадобрей битва

Как называются такие слова? (Архаизмы) А какие ещё слова вы знаете? (Историизмы)


  1. «Кто больше?»

Аква- (вода) био- (жизнь) гео- (земля) библио- (книга)

Это примеры каких слов? (Заимствованных)

Упражнение 96. Сейчас очень часто иностранные слова употребляются без какого-либо чувства меры, без всякой на то надобности, засоряя и искажая наш язык. Они употребляются даже тогда, когда у нас есть синонимические им исконно русские слова. С этим надо бороться. Замените исконно русскими словами заимствования.

  1. Физминутка


  1. Замените данные сочетания синонимами

  1. бабушкины сказки

в костюме Адама

глаз на глаз

душа ушла в пятки

как две капли воды

  1. белая ворона

в двух словах

глаза на мокром месте

за тридевять земель

как из-под земли вырос

  1. белые мухи

в двух шагах

глаза слипаются

зимой снега не выпросишь

как небо и земля

  1. водить за нос

витать в облаках

гол как сокол

зуб на зуб не попадёт

как с гуся вода

  1. на своих двоих

висеть на телефоне

от корки до корки

откуда ни возьмись

продрать глаза

Какой словарь поможет вам подобрать синонимы к сочетаниям, если у вас возникнут затруднения? (Словарь фразеологических оборотов)


  1. Составьте и запишите два предложения так, чтобы в одном слово ХРУСТАЛЬНЫЙ было употреблено в прямом значении, а в другом – в переносном.


  1. Предлагаю выбрать любой из предложенных словарей и рассказать о нём.



  1. Подведение итогов урока

Рефлексия

Выставление оценок.




































бабушкины сказки

в костюме Адама

глаз на глаз

душа ушла в пятки

как две капли воды





белая ворона

в двух словах

глаза на мокром месте

за тридевять земель

как из-под земли вырос





белые мухи

в двух шагах

глаза слипаются

зимой снега не выпросишь

как небо и земля





водить за нос

витать в облаках

гол как сокол

зуб на зуб не попадёт

как с гуся вода






на своих двоих

висеть на телефоне

от корки до корки

откуда ни возьмись

продрать глаза




3. «Четвёртое лишнее» (найдите устаревшее слово)

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан

Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото







3. «Четвёртое лишнее» (найдите устаревшее слово)

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан

Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото







3. «Четвёртое лишнее» (найдите устаревшее слово)

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан

Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото







3. «Четвёртое лишнее» (найдите устаревшее слово)

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан

Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото







3. «Четвёртое лишнее» (найдите устаревшее слово)

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан

Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ