Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие» 7 Класс

Повторительно-обобщающий урок по теме «При­частие»

Тип урока: повторительно-обобщающий урок – исследование

(7 класс) ----

Цель:

- обобщить полученные знания по теме «Причастие», обобщить и закрепить навыки правописания причастий:

- анализировать и классифицировать изученные языковые единицы; делать выводы на основе наблюдений, делать выбор написания

- использовать в речи причастия , исправлять ошибки


Оборудование: компьютер, экран, проект «В гостях у причастий» (презентация, буклет), таблицы «НЕ с причастиями», «Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных», «Правописание гласных в суффиксах причастий»., презентации «Стилистические ошибки при употреблении причастий» , «Ударение в русском языке», выполненные учащимися к уроку в Power Point.

Причастие - это часть речи, причастная глаголу в

образе прилагательного (В. Даль).

Ход урока

1. Учитель читает наизусть строки:
Вот свойство моё обязательное —

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю. (П. Чесноков)

  • О чём эта загадка?

  • Прочитайте эпиграф к уроку, записанный на доске. Раскройте смысл этого высказывания.

  • Что значит «причастный»?

- Возможно, термин причастие является старославянизмом, калькирующим греч. metoche (буквально «сопричастность»). В греческом языке причастие называлось так потому, что оно по своим грамматическим свойствам «сопричастно» как имени, так и глаголу.


2. Сообщение темы и цели урока.

  • Сегодня на уроке мы обобщим и расширим знания о причастии, его роли в речи. Каждая группа должна была выполнить практическое задание обобщающего или исследовательского характера.

  • Какое место среди частей речи в русском языке занимает причастие?

  • С какими частями речи и в чём оно сходно?

  • Чем оно отличается от этих частей речи?


3.Чтобы выполнить эти задания правильно, мы познакомимся с презентацией «В гостях у причастий», выполненной учащимися 8Б класса Подлобошниковым Андреем и 8А класса Косенко Андреем

После просмотра презентации учащиеся еще раз отвечают на основные вопросы в презентации


4. Первая группа учащихся готовит до урока на доске таблицы «НЕ с причастиями», «Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных», «Правописание гласных в суффиксах причастий» и воспроизводит их с примерами.

Решение грамматической задачи.

  1. (Не)освещённая комната.

  2. Лома(н/нн)ая линия.

  3. Выточ(енн/анн)ая деталь.

  4. Развеш(е/а)нные картины. ,

  5. Дети рассея(н/нн)ы.

-Только ли орфографические ошибки возможны при употреблении причастий?


5. В работу включаются ребята, готовившие вопрос: «Какие речевые ошибки возможны при употреблении причастий?» Они проанализировали упражнения учебника, тетради по развитию речи, подобрали примеры из книги Д. Э. Розенталя «Практическая стилистика русского языка».

\. Устно исправьте ошибки в употреблении причастий, объясните их характер.

  • Мама! Поздравляю тебя с днём рождения! Твой любимый и уважаемый сын Вася.

  • Фрукты нового урожая, отправляющегося с юга, уже поступают на север.

  • Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку.

  • Шустрый зайчонок, бежавший от дерева к дереву. В открытое окно настежь влетел воробей.

Учащиеся сверили свои ответы с презентацией «Стилистические ошибки при употреблении причастий», выполненной в Power Point.


2. Прочитайте правильно: взята, создан, создана, привезён, привезена, прибывший, движимый, переведённый, понявший, понятый, начавший, начатый.

Учащиеся сверили свои ответы с презентацией «Ударение в русском языке», выполненной в Power Point


6. Третья группа учащихся готовила сообщения о роли причастий в нашей речи. Ребята анализировали учебники геометрии, химии (формулировки понятий), газетные статьи, тетради по развитию речи, художественные тексты, сделали магнитофонную запись устной монологической и диалогической речи.

Ученики пришли к выводу, что причастия делают нашу речь образной, выразительной, красочной. Более употребительны они в письменной речи, в художественном, научном и научно-популярном стиле.

- Всегда ли уместно употребление причаcтий?
Прочитайте текст на экране

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающихся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

  • Почему текст вызывает у вас улыбку?

  • Отредактируйте его.

После выполнения задания учащиеся сверяются с текстом на экране

7. Предлагаю вам прямо на уроке проверить свой словарный запас причастий таким образом. Найдите в учебнике репродукцию картины И. Бродского «Летний сад осенью».

- Какое впечатление производит картина?

- Напишите как можно больше причастий, необходимых для более точного, красочного, эмоционального описания изображённого на картине.

8. Подведение итогов урока.

  • Отрецензируйте выступления товарищей.

  • Чьи выступления показались самыми интересными и почему, чьи самыми важными и почему?

  • Какие вопросы и задания требуют ещё дополнительной работы?

8. Домашнее задание на выбор. 1. Написать сочинение по картине И. Бродского «Летний сад осенью».2. Упр. 158.














































  1. .










Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ