Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие» 7 Класс
Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие»
Тип урока: повторительно-обобщающий урок – исследование
(7 класс) ----
Цель:
- обобщить полученные знания по теме «Причастие», обобщить и закрепить навыки правописания причастий:
- анализировать и классифицировать изученные языковые единицы; делать выводы на основе наблюдений, делать выбор написания
- использовать в речи причастия , исправлять ошибки
Оборудование: компьютер, экран, проект «В гостях у причастий» (презентация, буклет), таблицы «НЕ с причастиями», «Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных», «Правописание гласных в суффиксах причастий»., презентации «Стилистические ошибки при употреблении причастий» , «Ударение в русском языке», выполненные учащимися к уроку в Power Point.
Причастие - это часть речи, причастная глаголу в
образе прилагательного (В. Даль).
Ход урока
1. Учитель читает наизусть строки:
Вот свойство моё обязательное —
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю. (П. Чесноков)
О чём эта загадка?
Прочитайте эпиграф к уроку, записанный на доске. Раскройте смысл этого высказывания.
Что значит «причастный»?
- Возможно, термин причастие является старославянизмом, калькирующим греч. metoche (буквально «сопричастность»). В греческом языке причастие называлось так потому, что оно по своим грамматическим свойствам «сопричастно» как имени, так и глаголу.
2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы обобщим и расширим знания о причастии, его роли в речи. Каждая группа должна была выполнить практическое задание обобщающего или исследовательского характера.
Какое место среди частей речи в русском языке занимает причастие?
С какими частями речи и в чём оно сходно?
Чем оно отличается от этих частей речи?
3.Чтобы выполнить эти задания правильно, мы познакомимся с презентацией «В гостях у причастий», выполненной учащимися 8Б класса Подлобошниковым Андреем и 8А класса Косенко Андреем
После просмотра презентации учащиеся еще раз отвечают на основные вопросы в презентации
4. Первая группа учащихся готовит до урока на доске таблицы «НЕ с причастиями», «Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных», «Правописание гласных в суффиксах причастий» и воспроизводит их с примерами.
Решение грамматической задачи.
(Не)освещённая комната.
Лома(н/нн)ая линия.
Выточ(енн/анн)ая деталь.
Развеш(е/а)нные картины. ,
Дети рассея(н/нн)ы.
-Только ли орфографические ошибки возможны при употреблении причастий?
5. В работу включаются ребята, готовившие вопрос: «Какие речевые ошибки возможны при употреблении причастий?» Они проанализировали упражнения учебника, тетради по развитию речи, подобрали примеры из книги Д. Э. Розенталя «Практическая стилистика русского языка».
\. Устно исправьте ошибки в употреблении причастий, объясните их характер.
Мама! Поздравляю тебя с днём рождения! Твой любимый и уважаемый сын Вася.
Фрукты нового урожая, отправляющегося с юга, уже поступают на север.
Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку.
Шустрый зайчонок, бежавший от дерева к дереву. В открытое окно настежь влетел воробей.
Учащиеся сверили свои ответы с презентацией «Стилистические ошибки при употреблении причастий», выполненной в Power Point.
2. Прочитайте правильно: взята, создан, создана, привезён, привезена, прибывший, движимый, переведённый, понявший, понятый, начавший, начатый.
Учащиеся сверили свои ответы с презентацией «Ударение в русском языке», выполненной в Power Point
6. Третья группа учащихся готовила сообщения о роли причастий в нашей речи. Ребята анализировали учебники геометрии, химии (формулировки понятий), газетные статьи, тетради по развитию речи, художественные тексты, сделали магнитофонную запись устной монологической и диалогической речи.
Ученики пришли к выводу, что причастия делают нашу речь образной, выразительной, красочной. Более употребительны они в письменной речи, в художественном, научном и научно-популярном стиле.
- Всегда ли уместно употребление причаcтий?
Прочитайте текст на экране
Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающихся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.
Почему текст вызывает у вас улыбку?
Отредактируйте его.
После выполнения задания учащиеся сверяются с текстом на экране
7. Предлагаю вам прямо на уроке проверить свой словарный запас причастий таким образом. Найдите в учебнике репродукцию картины И. Бродского «Летний сад осенью».
- Какое впечатление производит картина?
- Напишите как можно больше причастий, необходимых для более точного, красочного, эмоционального описания изображённого на картине.
8. Подведение итогов урока.
Отрецензируйте выступления товарищей.
Чьи выступления показались самыми интересными и почему, чьи самыми важными и почему?
Какие вопросы и задания требуют ещё дополнительной работы?
8. Домашнее задание на выбор. 1. Написать сочинение по картине И. Бродского «Летний сад осенью».2. Упр. 158.
.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ