Тема урока: «Имя числительное как часть речи» 6 Класс
Тема урока: «Имя числительное как часть речи»
( Урок русского языка в 6 классе
с использованием технологии «развития критического мышления»)
Цели урока:
Предметные: формировать понятие имени числительного как части речи; учить отличать числительные от слов с количественным значением, являющихся другими частями речи.
Метапредметные: развивать умение самостоятельно анализировать лингвистический материал, обобщать, делать выводы.
Личностные: воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование урока: учебник «Русский язык. 6 класс» п/ред. Баранова Н.К. ПК, проектор, экран, презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие. Запись числа и темы урока.
II. Обобщение имеющихся знаний
1) Беседа с обучающимися
- Что будем изучать на уроке?
(Имя числительное)
- Что можете сказать об этой части речи?
(Входит в группу имён, поэтому склоняется; название связано с определением числа)
- Какие ещё части речи, входящие в группу имён, вы знаете?
2) Составление кластера «Группа имён» (запись в тетради)
Задание: составьте кластер «Группа имён», добавьте грамматическое значение каждого имени и вопросы, на которые имя отвечает.
3) Постановка цели урока
- Итак, мы знаем три имени. Нам известно, на какие вопросы отвечают имена существительные и имена прилагательные, мы знаем их грамматические признаки. О числительном мы не знаем ничего.
Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
(Узнать, что называется именем числительным и каковы его грамматические признаки).
III. Стадия осмысления
1) Отгадайте загадки (Слайды №2-№4), при повторном чтении найдите имена числительные, задайте к ним вопрос.
Семьдесят одёжек и все без застёжек.
(Сколько? семьдесят).
Три братца пошли купаться, два купаются, а третий на берегу валяется.
(Сколько? три, два; Какой? третий).
Выходили двенадцать молодцов, выносили пятьдесят два сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей.
(Сколько? Двенадцать, пятьдесят два, триста шестьдесят пять).
- На какие вопросы отвечают имена числительные?
(Сколько? Какой?)
2) Заполнение таблицы с помощью презентации (Слайды №5 - №9).
Грамматическое значение
Виды числительных по значению и грамматическим признакам
Синтаксическая роль в предложении
Обозначают количество, число, порядок предметов при счёте.
Вопросы: сколько? какой?
Количественные, порядковые
Подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство
Грамматические признаки
Изменяются по падежам
Слайд №5
Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов (пять книг, семь человек), число (к восьми прибавить десять), порядок предметов при счёте (первый, второй, двадцатый).
Слайд №6
По значению и грамматическим признакам имена числительные делятся на количественные и порядковые.
Слайд №7
Количественные отвечают на вопрос Какой? Который по счёту?
Слайд №8
Имена числительные изменяются по падежам (пяти книг, первого, первому).
Слайд №9
Имена числительные могут быть разными членами предложения.
Например:
Подлежащее - Сорок делится на четыре.
Сказуемое – Семью семь – сорок девять.
Определение – Вышел пятый номер газеты.
Дополнение - Школьный участок занимает десять гектаров.
Обстоятельство – Это было в 1812 году.
3) Прочитайте свои записи в таблице и подготовьтесь к ответу, что такое числительное.
IV. Стадия рефлексии
1) Обучающиеся дают полное определение новой части речи, приводят примеры.
2) Упражнение 440
Объяснительное списывание.
Задание: списать, над количественными числительными надписать букву К, над порядковыми – букву П. Подчеркнуть выделенные слова как члены предложения. Орфограммы объяснить графически.
Проверка: назовите порядковые числительные, ответ аргументируйте. Какими членами предложения являются выделенные слова?
3) Слово учителя
- Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Чтобы распознать их, необходимо правильно задать вопрос к слову и определить его лексическое значение.
4) Предупредительно-распределительный диктант
Слайд №10
Задание: распределить слова по четырём столбикам.
Прилагательные
(какой? чей?)
Существительные
(кто? что?)
Глаголы
(что делать? что сделать?)
Числительные (сколько? который?)
Двойной, тройка, удвоить, второй, пятидневный, три, восьмёрка, десятка, трёхчасовой, сотня, седьмой, удесятерить.
5) Беседа
- Мы говорили о лексическом, грамматическом значении, морфологических признаках, синтаксической роли в предложении числительных, но ещё ничего не сказали о том, когда и как используются числительные в речи. Итак, что вы знаете об употреблении числительных в речи?
(Высказывания обучающихся)
Слайд №11
Имена числительные мы употребляем в разговорном и книжном стилях. Очень нужны числительные в деловой речи, где часто необходимы точность и краткость при передаче информации.
6) Итог урока
- Какую часть речи мы изучали сегодня на уроке?
- Что узнали об имени числительном?
- Напишите синквейн о числительном.
V. Домашнее задание:
1) Прочитать определение имени числительного в учебнике.
2) Упражнение 439.
Выставление оценок за урок
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ