Правописание частицы не с глаголами 3 Класс

Предмет: русский язык.
Класс: 3.
Программа: «Школа России».
Тема: Правописание частицы не с глаголами.
Технология: деятельностная.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы: проблемно-исследовательский, частично-поисковый.

Цель урока:

  • формировать навыки правописание частицы не с глаголам

  • знакомить учащихся с ролью частицы не в речи

  • способствовать обогащению словарного запаса детей

  • формировать орфографическую зоркость

  • познакомить со словами-исключениями

  • побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся

  • развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы

Оборудование и материалы:

Оформление доски: число, вид работы, тема урока, слова и предложения

(на обратной стороне доски).

для учителя: учебник «Русский язык» Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой для уч-ся 3 класса (2 часть)

для учащихся: учебник «Русский язык» (2 часть); рабочая тетрадь.


1. Чистописание

На доске: печка объезд теплица штопка

Прочитайте. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она не обозначает звука. Какая это буква? В каком слове она присутствует? (ъ – объезд)

Твёрдый знак мы напишем с двумя другими буквами: первая находится в корне каждого слова, в котором нет приставки (п), вторая буква является безударной гласной в корне (е).

Определите последовательность букв ряду, спишите, продолжите ряд:

На доске: ъпе пеъ еъп ъпе …


2. Актуализация знаний

Какие части слова знаете?

Чем отличается приставка от предлога?

Какие предлоги знаете? Некоторые запишем. (на, про, за, с, о)

Отгадайте загадку, отгадку запишите с предлогом (предлоги используйте по порядку), а затем подберите родственное слово с такой же приставкой


Сама длинная,

Нос острый, длинный,

А ручка маленькая. (Коса – на косе, накосить)


Везде суёт свой нос витой,

Дыру проткнёт в стене,

Чтобы узнать, а что на той,

Обратной стороне. (Сверло – про сверло, просверлить)


Над рекою поперёк

Великан однажды лёг.

Через реку по спине

Он ходить позволил мне. (Мост – за мостом, замостить)


У меня есть два камушка,

Куда закину

Везде достану. (Глаз – с глаза, сглазить)


Доску грызла и кусала,

На пол крошек набросала,

Но не съела ни куска,

Знать, невкусная доска. (Пила – о пиле, опилить)


На доске: на косе, накосить

про сверло, просверлить

за мостом, замостить

с глаза, сглазить

о пиле, опилить


Физкультминутка


3. Постановка темы урока

с. 18 упр. 35 – самостоятельна работа.

Какие проблемы возникли при выполнении упражнения?

Перед какими словами стоит не?

К какой части речи они относятся?

Как вы думаете, не с глаголами нужно писать слитно или раздельно?

Сформулируйте тему и цель урока.


Т Правописание не с глаголами.

Ц – познакомиться с правописанием не с глаголами

учиться писать не с глаголами раздельно

познакомиться со словами-исключениями


4. Работа по теме урока.

Частица – часть речи. Это слова - то, либо, нибудь, ни, не и другие. Частица не очень упрямая и любит всё делать наоборот. Не с многими частями речи дружит и пишется слитно ( невод, небольшая) и тогда она превращается в приставку. А вот с глаголами слитно она писать себя не хочет.

Вывод (с. 17)

с. 17 упр. 34


Физкультминутка


Прочитайте предложение.

На доске: Дети (не)навидят уколы и (не)годуют, когда им (не)здоровится.

Как предлагаете написать не с глаголами в данном случае.

Эти три слова-исключения, пишутся слитно. Нет в русском языке слов навидят, годуют, здоровится. В этих словах не превратилось в приставку.

Спишите предложение, раскрывая скобки.

с. 19 упр. 39


5. Итог урока

1. Обобщение.

Что новое узнали на уроке?

С какими тремя глаголами не дружит, пишется слитно, как приставка?

2. Рефлексия.

Кому сложно запомнить эти слова? Запишите их в свой словарик.

Кто допустил ошибки при написании не с глаголами?

Для вас индивидуальное задание: в орфографическом словаре найдите слова, которые начинаются с не и постарайтесь запомнить их написание. А глаголы с частицей не пишутся всегда раздельно!

Д.з. с. 20 упр. 40 – под диктовку.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ