Правописание глаголов 4 Класс.
1001 идея интересного занятия с детьми
Правописание глаголов
Шрайбер Марина Ивановна, Муниципальное образовательное учреждение «Харламовская средняя общеобразовательная школа, Таврического муниципального района, учитель начальных классов, Омская область.
Предмет (направленность): русский язык.
Возраст детей: 9 -10 лет, 4класс.
Место проведения: класс.
Технологическая карта урока
Предмет _________русский язык__________________
Класс_________________4_______________________
УМК _____________Школа XXI века______________
Тема урока ____Правописание глаголов____________
Тип урока _систематизация и обобщение знаний____
Планируемый результат.
Предметные:
Применять правила правописания глаголов на письме: мягкий знак после шипящих, -тся- и –ться-, не с глаголами, приставки с глаголами.
Умения:
находить орфограммы в словах;
соотносить орфограмму в слове;
находить слова с определенной орфограммой;
группировать слова с одинаковой орфограммой.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать учебную задачу с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. (Регулятивные УУД).
- Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли,
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; использовать знаково–символические средства, в том числе схемы; поводить сравнение и классификацию по заданным критериям; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. (Познавательные УУД).
Межпредметные связи.
Русский язык, технология.
Ресурсы:
- бланк самооценки
- раздаточный материал
- презентация к уроку
Организация пространства.
Работа в группах.
Ход урока.
1. Орг. Момент
Формирование ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности.
Деятельность учителя.
Организует ситуацию самооценки и самоконтроля обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.
Деятельность учеников.
Выполняют самооценку и контроль готовности по критериям:
правильность выбора учебных принадлежностей,
правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
самостоятельность подготовки,
настрой на урок.
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.
Проверить наличие конвертов с заданиями, клей, ножницы, оценочный лист, рабочую тетрадь, ручку, дневник.
ЛУУД
Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль, оценка, самооценка.
Формальная готовность к уроку.
2. Актуализация знаний, мотивация.
Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для систематизации полученных знаний.
Определение границ знания и незнания.
Деятельность учителя.
Организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для систематизации полученных знаний. Определение границ знания и незнания (что значит систематизировать знания, как это можно сделать, какой продукт можно получить в результате?)
Деятельность учеников.
Слушают, читают задание, обсуждают в группах, представляют результат, выполняют задание. Предъявляют результат, оценивают. Формулируют свое затруднение.
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.
Задание №1.
(на)клеить, (по)явился, (до)плыть, (под)лететь, (не)лает, (не)знал, (не)спорю, стрич.ся, проживеш., возмеш.ся, отреж., гордит.ся, гордит.ся, улыбат.ся, удивляет.ся.
Что можно сделать с этими словами? (вставить пропущенные буквы, распределить по столбикам)
Распределите по столбикам, вставляя пропущенные буквы. (выполняют)
По какому признаку распределили слова по столбикам? (по орфограммам)
прист. не с глаг. ь после шип. тся, ться
ЛУУД. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
ПУУД. Находить орфограммы в словах; группировать слова с одинаковой орфограммой по общему признаку.
МПУУД
РУУД. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.
ПУУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; поводить сравнение и классификацию по заданным критериям; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
КУУД. Готовность слушать собеседника; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
3. Постановка учебной задачи и темы урока.
Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать учебную задачу и тему урока (самостоятельно или в совместной деятельности с учителем)
Деятельность учителя.
Организует ситуацию формулирования проблемы, учебной задачи и темы урока, через выяснение какого знания не хватает для решения проблемы. Фиксирует учебную задачу.
Деятельность учеников.
Проговаривают проблему, отделяя знания от незнания. Самостоятельно или с помощью учителя учебную задачу и тему урока, в соответствии предполагают свои действия.
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.
Кому было трудно сразу вспомнить все правила правописания глагола? (ответы детей)
А что мы можем сделать, чтобы помочь тем, кому сложно и подстраховать себя на уроке? (варианты ответов - подсказку)
А подсказку в виде чего? (схемы, модели)
Сможем на уроке сделать ее? (да) Что нужно для того, чтобы ее сделать? (повторить орфограммы и материал для схемы подсказки)
Значит, какая цель сегодня на уроке? (повторить орфограммы и сделать схему подсказку – Правописание глаголов)
А тема урока? (Правописание глаголов)
ЛУУД
Формировать эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
МПУУД
РУУД. Уметь определять и формулировать учебную задачу с помощью учителя.
ПУУД. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
КУУД. Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
4. Решение учебной задачи.
Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по систематизации и обобщении знаний, понятий, правил и способов деятельности.
Деятельность учителя.
Организует ситуацию решения учебной задачи, используя систему вопросов и заданий, позволяющих найти нужное правило, понятие. Просит проговаривать теоретическую формулировку.
Деятельность учеников.
Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной групповой деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации. Проговаривают правило, понятие, способ деятельности. Определяют действия и их последовательность, строят и проговаривают алгоритм пошагово.
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.
Задание № 2. (1 группа)
Выписать глаголы, раскрыв скобки.
Ноч(?), луч(?), береч(?), знаеш(?), чертиш(?), без туч(?), колюч(?), дремлеш(?)
Вывод: В глаголах после шипящих пишется мягкий знак.
Задание № 3. (2 группа)
Прочитайте текст, как вы думаете, какое задание можно выполнить с этим текстом? ( ответы детей – исправить текст )
Какое правило при этом применим? (не с глаголами)
Советы:
На уроке не слушай учителя,
не вертись,
не смотри по сторонам,
не трещи как сорока,
не считай ворон,
не работай!
Вывод: НЕ с глаголами пишется раздельно.
Исключения: глаголы, которые без НЕ не употребляются
невзлюбить, недослышать, ненавидеть, неволить.
Задание № 4. (3 группа)
А в этом задании, что можно сделать? ( раскрыть транскрипцию и сделать буквенную запись, распределить на 2 столбика -тся-, -ться-, раскрыть транскрипцию и составить словосочетания с этими глаголами)
Удивляе[ца], удивля[ца], улыбает[ца], улыба[ца], случае[ца], может случи[ца]
Вывод: В глаголах, которые отвечают на вопрос что делать? пишется –ться-, а в глаголах, которые отвечают на вопрос что делает? пишется – тся-.
Задание № 5. (4 группа)
Как вы думаете, почему слова повторяются?
( глаголы и существительные)
Раскройте скобки и придумайте предложения только с глаголами.
(за)печь
(за)печь
(на)мели
(на)мели
(за)нос
(за)нос
Вывод: У глаголов нет предлогов.
ЛУУД.
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
ПУУД.
Применять правила правописания глаголов на письме: мягкий знак после шипящих, -тся- и –ться-, не с глаголами, приставки с глаголами.
Находить орфограммы в словах; соотносить орфограмму в слове; находить слова с определенной орфограммой; группировать слова с одинаковой орфограммой; находить и исправлять орфографические ошибки; определять грамматические признаки существительных и глаголов; заменять транскрипцию буквенной записью.
МПУУД
РУУД. Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
ПУУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; поводить сравнение и классификацию по заданным критериям; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
КУУД. Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
5. Мини-проект, самостоятельная работа с защитой проекта.
Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, систематизация ранее усвоенных знаний воплощая их в схему- подсказку
Деятельность учителя.
Предлагает выполнить самостоятельно мини-проект, его защиту, оценить результаты и способы их достижения.
Деятельность учеников.
Выполняют предложенную работу (схему – подсказку), защищают проект «Схему - подсказку». Оценивают результаты и способы их достижения.
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.
Теперь мы можем приступить к выполнению мини-проекта? Почему? (повторили правописание глаголов)
Задание № 6
Открываем конверт и приступаем к работе. По окончанию мини-проекта его защита. Оценивают свою работу по мини-проекту «Схему - подсказку».
ЛУУД.
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
ПУУД.
Анализировать и изготавливать несложные конструкции изделий по доступным заданным условиям.
МПУУД
РУУД. Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
ПУУД. Использовать знаково–символические средства, в том числе схемы; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
КУУД. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
6. Итог занятий, рефлексия деятельности.
Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.
Деятельность учителя.
Организует дискуссию, диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по обобщению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу.
Деятельность учеников.
Участвует в диалоге с учителем (организованной дискуссии). Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения.
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.
Подводят итог.
Д/з: подготовить эскиз схемы-подсказки «Безударные личные окончания глаголов».
ЛУУД.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
МПУУД
ПУУД
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
РУУД
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
КУУД
Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования / Под редакцией Г.С. Ковалевой – 3-е изд. – М.: Просвещение , 2011. – 120 с. - (Стандарты второго поколения)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011 г. /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ