Правописание НЕ с именами прилагательными

Тема урока. Правописание НЕ с именами прилагательными

Тип урока. Знакомство с новым материалом

Технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо

Индуктивные методы работы. Эвристическая беседа, частично-поисковый метод

Приемы работы. Сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала

Формы работы. Самостоятельная, групповая, коллективная

Цель урока. Формирование у обучающихся навыков правописания НЕ с именами прилагательными, обобщение и систематизирование знаний о правописании НЕ с существительными.

Задачи:

  • дидактические:

  1. обучать постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;

  2. обучать организации планирования, анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;

  3. обучать самостоятельному и коллективному поиску доказательств; умению отыскивать причины явлений;

  4. формировать способность осознанного выбора слитного и раздельного написания НЕ с именами прилагательными;

  5. повторить правописания НЕ с другими частями речи;

  • воспитательные:

  1. показать силу и выразительность родного языка;

  2. воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;

  3. воспитывать культуру поведения в обществе;

  • развивающие:

1) развивать критическую мыслительную деятельность, коммуникативную культуру;

2) расширять кругозор и обогащать словарный запас;

  1. развивать аналитические и творческие способности.

Оборудование: учебник «Русский язык. 6 класс», знаковые таблицы «INSERT», раздаточный дидактический материал (карточки).












ХОД УРОКА

I. Фаза вызова.

(Запись на доске)

неряшливый вид

неправдивый ответ

не глупый , а сообразительный

Слово учителя: На правопсание какой части речи данный диктант? О правописании каких частей речи с НЕ мы уже знаем?

Как пишутся существительные с не? Приведите примеры.

Ответы детей. Слитное написание. Раздельное написание. Не употребляется без НЕ. Противопоставление с союзом А. Явное отрицание. Замена синонимом.

Слово учителя. Имя прилагательное связано с именем существительным, соответственно, можно предположить, что при написании НЕ с прилагательным мы можем воспользоваться уже известными правилами.

Озвучивание темы

Чему мы должны научиться на уроке?

Ответы детей: 1.Узнать как пишется Не с качественными прилагательными.

2.научиться применять правило на письме.

расширить словарный запас

Слово учителя. Давайте попробуем это сделать. Перед вами лежат карточки (№1). Попробуйте объяснить слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными и именами прилагательными.


Карточка № 1 Исследовательская работа

Внимательно прочитайте задания.

Поделитесь с товарищами по группе своими мыслями по вопросу.

Удачи!



существительные

прилагательные

встретил неряху

неряшливый вид

сказал неправду

неправдивый человек

не глупость, а сообразительность

не глупый, а сообразительный

это не страх

не глуп, а сообразителен



совсем не страшный


не зимний пейзаж


не заячьи уши


Слово учителя. Какие примеры вызвали у вас затруднение? Почему?

Ответы детей. Последние, так как к данным прилагательным не подходит ни одно известное нам правило.

II. Фаза осмысления.

Слово учителя. Верно. Попытайтесь найти ответ на интересующий вас вопрос. Предлагаю вам заполнить знаковую таблицу «INSERT»

Слово учителя. А теперь давайте посмотрим, какие сведения вы смогли почерпнуть из текста.

Какие правила у существительного и прилагательного совпадают?

О чем вы узнали впервые?

Ответы детей. Оглашение результатов после заполнения знаковых таблиц.


Таблица «INSERT»



Правописание НЕ с именами прилагательными



Vзнаю

+ новое ? непонятно

! хочу узнать

НЕ с качественными прилагательным пишется слитно:

1) не употребляется без НЕ (неряшливый, невежественный, нелепый);

2) можно заменить синонимом без НЕ (неинтересный рассказ = скучный рассказ; недобрый человек = злой человек)





НЕ с качественными прилагательным пишется раздельно:

1) есть противопоставление с союзом А (не широкий, а узкий ручей; не большой, а маленький вклад);

2) есть слова далеко не, ничуть не, вовсе не, отнюдь не, совсем не, нисколько не и др. (далеко не новый костюм; отнюдь не правильное решение;

3) с относительными и притяжательными прилагательными (не лисий хвост, не мамин платок, не осенний день, не золотое кольцо).



Внимание!!! К кратким прилагательным применяй те же правила!

(День не прохладен, а жарок. Вид неряшлив)




Выводы детей. Комментируют общие и различные правила правописания НЕ с существительными и прилагательными

III Фаза закрепления.

Слово учителя. А теперь выполним несколько заданий.



Задание1. Объяснить условия выбора написания не с прилагательными

Фронтальный опрос и комментарий.

небрежная запись

недобрый человек

не высокий, а низкий дом

ничуть не интересный фильм

не собачий лай

не вежлив, а груб


Задание 2. Распределительный диктант. Запишите в тетрадях примеры в два столбика и обоснуйте условие выбора изученной орфограммы. .


(Не)высокий, а низкий; (не)сильное пожатие; совсем (не)известный рассказ; (не)яблочный джем ;( не)лепый поступок, ( не)папин портфель, не смел, а труслив


Слово учителя : Что было легко? А что вызвало затруднение?

Обмен тетрадями в парах

Комментарий учеников


Задание 3. Прочитай текст. Выпиши прилагательные с не, раскрывая скобки


После урока меня ждало (не)отложное дело: надо было срочно сообщить Мишке о (не)ожиданном решении мамы завести собаку. Этому предложению предшествовал (не)легкий, а серьезный разговор о моем одиночестве. И (не)давний категорический отказ вдруг сменился согласием! Мне нужен щенок отнюдь (не)английской и вовсе (не)французской породы. Я хочу друга-русскую сторожевую

Слайд. Самопроверка. Самооценка. Комментарий ошибок. Что вызвало затруднение?


Составить кластер на тему « Не с прилагательными»

(фламастеры)


IV. Фаза рефлексии.


Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...
Мне захотелось...
Меня воодушевило..

Заполнение карты знаний учащегося

Вы оценили свою работу на уроке, значит, вам не составит труда выполнить


VI. Домашнее задание.

Упр.305, правило выучить


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ