Конспект урока "Правописание не с причастиями"

Пояснительная записка:

Урок рассчитан на учащихся с особыми образовательными потребностями. Обучающиеся обладают кратковременной памятью, низким и средним уровнем мышления, испытывают затруднения в процессах обобщения и синтеза. Темп деятельности и скорость письма большинства обучающихся замедленные. Практика показала, что учащиеся испытывают затруднения при выборе правильного написания не с различными частями речи.

Средства активизации: живое слово учителя, ТСО, практическая работа, проблемный вопрос; творческое задание, самостоятельная работа, индивидуальное задание, работа в парах.

Формы работы на уроке: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах. Методы: наглядный, словесный, репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Предлагаемые на уроке задания направлены на обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся, поиск необходимой информации, критичность мышления, развития познавательных навыков. Творческое задание предполагают дальнейшее развитие навыков грамотного письма, прослеживание связи обучения с жизнью, способствует развитию креативности.

На уроке реализуются принципы: доступности, научности, наглядности.

Урок рассчитан на учащихся с низким и средним темпом работы.

Дидактическая цель:

Создать условия для осознания выбора слитного и раздельного написания не с причастиями.

Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки усвоения системы знаний и умений. Осуществление межпредметных связей.

Содержательные цели урока: Образовательные:

1. Формировать умение правильного написания не с причастиями; формировать практические навыки, различать приставку НЕ- и частицу НЕ. 2. Создать условия для приобретения учащимися новых знаний на основе проблемного анализа правописания НЕ с различными (изученными ранее) частями речи. 3. Развивать умение доказывать и объяснять условия выбора орфограмм.
4. Проверить усвоение учащимися изученного материала.

Развивающие: 1.Создать условия для формирования и развития исследовательских способностей учащихся 2. Способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования. 3.Развитие речевых навыков.
4. Развивать интерес к предмету методом проблемной постановки вопросов и проблемных заданий.

Воспитательные: 1.Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности. 2. Формирование умения работать в парах.
3. Формирование умения быстро принимать решения. 4.Воспитание интереса к русскому языку.

5. Воспитание интереса к литературе, в частности, творчеству И.Бунина; осознание обучающимися взаимосвязи языка и литературы.

Оборудование и материалы:

  1. Мини-тест «Н и НН в суффиксах страдательных причастий». (На каждого ученика).

  2. Выдержки (предложения) из произведения И.А.Бунина «Косцы». (На каждого ученика).

  3. Алгоритм «Правописание НЕ с причастиями». (На каждого ученика).

  4. Средства ТСО: компьютер, экран, мультимедийный проектор.

  5. Слайды компьютерной презентации.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Сообщение плана урока.

  2. 1. Орфографическая разминка. (Проверка усвоения изученного материала)

Мини-тест Н и НН в причастиях. По вариантам.

2. Самопроверка по компьютеру. Слайд 1.

Выяснение количества правильных и неправильных ответов.

Обоснование выбора Н и НН.

  1. Повторение изученного в 5-6 кл.

Слово учителя. Несколько дней назад исполнилось 140 лет со дня рождения замечательного русского писателя И.А.Бунина. Мы с Вами выпустили газету, посвящённую этому событию. А сегодня я предлагаю поработать с известным вам текстом «Косцы».

  1. Работа с текстом. Выборочное письмо.

Задание: просмотреть текст, ответить на вопрос:

- Над какой орфограммой будем работать? (Правописание НЕ с различными частями речи).

Обратить внимание, что для удобства работы предложения пронумерованы.

2. Словарная работа.

По толковому словарю определить значение слов «неизбывный», «непочатый».

А как понять фразу «неизбывная радость»? Исходя из значения слова получается «горестная радость»?

Основное задание: выписать словосочетания с НЕ, мотивируя и объясняя графически свой выбор.

3. Проблемная ситуация.

- Как пишется НЕ со словами в трёх последних предложениях?

- Определите часть речи этих слов.

  1. Объяснение нового. Цели и задачи.

- Исходя из названия темы, какие вопросы мы будем решать, какие задачи стоят перед нами?

(НЕ с причастиями может писаться и слитно, и раздельно. Мы должны научиться выбирать, в каких случаях пишется слитно, а в каких – раздельно.)

  • Познакомиться с правилами написания НЕ с причастиями;

  • Условиями слитного и раздельного написания НЕ с причастиями;

  • Составим опорную схему и по ней выработаем алгоритм. Значит, мы должны научиться рассуждать, выбирая условия слитного или раздельного написания.

Задачи:

  • Научиться пользоваться алгоритмом.

  • Научиться осуществлять выбор слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.

Электронная физминутка для глаз «Осень».

После упражнения предлагается закрыть на несколько секунд глаза и представить ту картинку, которая была во время физминутки.

  1. Анализ предложений.

Запись предложений в тетрадь.

Анализируя предложения совместно, учащиеся делают графические пояснения в тетрадях, учитель на доске. (Опора на имеющиеся знания о причастии, о причастии с зависимыми словами, способах нахождения причастия и причастного оборота, о наличии или отсутствии противопоставления).

(предложения 6, 7, 8 записаны правильно на доске).

Задача учащихся: вывести правило самостоятельно.

Вывод об условиях слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Формулирование правила обучающимися.

  1. Чтение правила. Материал стр. 67.

- Какое из условий слитного или раздельного написания не проиллюстрировано в наших примерах?

3. Слайд «Краткое и одиночное причастие». (Слайд 2)

Этот рисунок позволяет нам запомнить сразу два правила – о раздельном написании НЕ с краткими причастиями и наличии в суффиксах кратких причастий только одной Н.

  1. Составление опорной схемы.

- Какие две проблемы мы должны решать, из чего предстоит делать выбор? (слитно или разд.)

- Вспомним, в каких случаях НЕ пишется с причастиями слитно? Перечислим все эти случаи.

- В каких случаях НЕ пишется с причастиями раздельно? Перечислим и эти случаи.

У нас получилась опорная схема. (Слайд 3)

По ней мы можем составить ход наших рассуждений при выборе, т.е. алгоритм. (Слайд 4)

Обучающиеся на руки получают распечатанный алгоритм.

  1. Закрепление.

  1. Творческое задание: составить словосочетания или предложения по слайду с электронной физминутки так, чтобы встретились причастия с НЕ.

  2. С. 68 упр. 133.

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Что было самым трудным?

- Какие задачи решали для себя?

- Когда испытали удовлетворение от собственной работы?

- Удалось ли справиться с задачами?

VI. Д/з. Алгоритм (памятку) выучить. Прочитать правило стр. 67. Упр. 135. По вариантам (по 3 предложения).





























































I вар.

В каком слове на месте пропуска пишется Н:

  1. дорога, изреза…ая колеями

  2. толчё…ые орехи

  3. взволнова…ые воды

  4. освещё…ая солнцем поляна

____________________________________________________________

I вар.

В каком слове на месте пропуска пишется Н:

  1. дорога, изреза…ая колеями

  2. толчё…ые орехи

  3. взволнова…ые воды

  4. освещё…ая солнцем поляна

_______________________________________________________________

I вар.

В каком слове на месте пропуска пишется Н:

  1. дорога, изреза…ая колеями

  2. толчё…ые орехи

  3. взволнова…ые воды

  4. освещё…ая солнцем поляна

_______________________________________________________________

I вар.

В каком слове на месте пропуска пишется Н:

  1. дорога, изреза…ая колеями

  2. толчё…ые орехи

  3. взволнова…ые воды

  4. освещё…ая солнцем поляна

____________________________________________________________

I вар.

В каком слове на месте пропуска пишется Н:

  1. дорога, изреза…ая колеями

  2. толчё…ые орехи

  3. взволнова…ые воды

  4. освещё…ая солнцем поляна



II вар.

В каком слове на месте пропуска пишется НН:

  1. мочё…ые яблоки

  2. обставле…а берёзками

  3. на затопле…ом лугу

  4. коше…ая трава

_______________________________________________________________

II вар.

В каком слове на месте пропуска пишется НН:

  1. мочё…ые яблоки

  2. обставле…а берёзками

  3. на затопле…ом лугу

  4. коше…ая трава

______________________________________________________________

II вар.

В каком слове на месте пропуска пишется НН:

  1. мочё…ые яблоки

  2. обставле…а берёзками

  3. на затопле…ом лугу

  4. коше…ая трава

_________________________________________________________________

II вар.

В каком слове на месте пропуска пишется НН:

  1. мочё…ые яблоки

  2. обставле…а берёзками

  3. на затопле…ом лугу

  4. коше…ая трава

__________________________________________________________________



II вар.

В каком слове на месте пропуска пишется НН:

  1. мочё…ые яблоки

  2. обставле…а берёзками

  3. на затопле…ом лугу

  4. коше…ая трава







И.А.Бунин. Косцы



  1. Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, (не) вернется уже вовеки.

  2. Они (не)большой артелью проходили по нашим, орловским, местам.

  3. И мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда (не) забыть нам этого предвечернего часа и никогда (не) понять, в чем такая дивная прелесть их песни.

  4. Прелесть была в том кровном родстве, которое было между ими, нами и этим хлебородным полем, полным диких (не)сметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели.

  5. Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той (не)посредственностью, которая была свойственна в песне только русскому.

  6. В чем еще было очарование этой песни, ее (не)избывная радость, при всей ее будто бы безнадежности?

  7. В том, что человек все-таки (не) верил, да и (не) мог верить, по своей силе и (не)початости, в эту безнадежность.

___________________________________________________________

  1. Они косили и пели, и весь березовый лес, еще (не) утративший густоты и свежести, звучно откликался им.

  2. Прелесть была в том (не)сознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами.

  3. И еще в том была, уже совсем (не) сознаваемая нами тогда прелесть, что этот наш общий дом была – Россия.













































Правописание НЕ с причастиями

  1. Определить форму причастия





Краткая Полная





Раздельно 2. Есть ли зависимые слова?



Да Нет

Раздельно 3. Есть ли противопоставление?



Да Нет





Раздельно Слитно



______________________________________________________________________________________

Правописание НЕ с причастиями

  1. Определить форму причастия





Краткая Полная





Раздельно 2. Есть ли зависимые слова?



Да Нет

Раздельно 3. Есть ли противопоставление?



Да Нет





Раздельно Слитно

















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ