Приёмы повышения учебной мотивации на уроках русского языка и литературы
С.П. Меделяева
(1-Абрамовская СОШ Таловский район)
Приёмы повышения учебной мотивации на уроках русского языка и литературы.
Уроки русского языка и литературы занимают особое место в формировании духовного мира человека, его нравственности, речи. Это уроки «человековедения». Что же помогает сделать работу на уроке более качественной и эффективной? Необычные приемы. Они позволяют творчески и увлечённо построить урок, сделать его познавательным и динамичным, повышают интерес к учению. К таким оригинальным учительским открытиям относятся музыкальные диктанты, кроссворды, алгоритмы, тренажёры, игры и многое другое. Но притчи о человеке и жизни, кажущиеся на первый взгляд простыми, на мой взгляд, несут настоящую мудрость. А литературные пятиминутки, которые формируют у ребят навык самостоятельной работы, повышают интерес к чтению, развивают монологическую речь. Хорошим фоном, а также приёмом, позволяющим создать эмоциональный настрой, задать тему для дальнейшего разговора на уроке, является музыкальная заставка.
С целью создания на уроке атмосферы творчества, эффекта удивления открывать тему можно, применяя элементы театрализации. На уроке по изучению приставок пре и при использую аудиозапись «В гостях у сказки» и помощь ученика из старших классов, который в костюме Бабы-Яги появляется в классе и в диалоге с пятиклассниками происходит познание новой темы. Урок фонетики в 5 классе помогают провести герои комедии Ж.Б.Мольера господин Учитель и господин Журден. Путём диалога между героями происходит объяснение нового материала.
Как известно, усвоение теоретико-литературных понятий часто вызывает у ребят неприятие. Чтобы теоретические понятия усваивались в 5-8 классах безболезненно, на уроках изучения лирики мои ученики после воспроизведения стихотворения наизусть получают от одноклассников 3-4 вопроса по теории литературы. Положительную оценку за выразительное чтение стихотворения наизусть можно получить только при условии знания литературоведческих терминов. Такой приём позволяет закреплять, повторять и углублять необходимые знания по теории литературы. Итак, к 9 классу у школьников сформированы и систематизированы основные теоретико-литературные понятия, которые будут пополняться и расширяться в старших классах.
Подыскать текст, отвечающий требованиям урока, очень трудно. Легенды о цветах решают многие задачи. Они насыщены изученными и изучаемыми орфограммами и пунктограммами, доступны для учащихся, интересны и разнообразны. Тексты легенд могут служить образцом различных стилей, применимы на уроках развития речи. Урок «Тире между подлежащим и сказуемым» в 5 классе никогда не обходится без использования легенд о цветах, в которых имеется богатый материал для закрепления изучаемого пунктуационного правила. В результате работы с легендами о цветах предстали необычайно красивые предложения, подтверждающие пунктуационное правило: «Астра-звезда осеннего сада. Лилия-цветок невесты. Хризантема - царица осени. Кувшинка-дитя солнца. Орхидеи - чудо природы. Роза-королева цветов».
Интересным приёмом работы на уроке русского языка считаю подбор предложений единой тематики. Например, на уроках «Составное глагольное сказуемое», «Составное именное сказуемое», «Тире между подлежащим и сказуемым» обучение ведётся на материале о живописи, а ряд тем, связанных с изучением простого предложения, объединен темой высказываний « Осень». Хорош только тот текст, который дает учителю возможность работать над определённой конструкцией предложений и в то же время богат нужными орфограммами. Встреча со связным текстом на уроках русского языка способствует обогащению речи учащихся, побуждает их к поискам и творчеству. Важно, чтобы все элементы урока были пронизаны одной темой высказывания.
Существует множество приёмов работы с источниками информации, но метод Джигсо, который начала осваивать, является абсолютно новым для российской методики. Это одна из форм кооперативного (взаимного) обучения учащихся. Метод Джигсо (англ. Jиg saw – «пила»). Работа учащихся по этой методике напоминает движение пилы - отдельные зубцы выполняют часть общей работы, что и дало название методу. Это технология обучения в малых группах, состоящих из обучающихся с различными способностями, работающих по инструкции учителя. Успех всей группы зависит от успеха каждого. Учащиеся, выполнив задание, переходят в другие группы и там объясняют свою тему, слушают других и оценивают.
Каждая учительская находка по-своему ценна. Всё изложенное здесь явилось в процессе практики как результат наблюдений и раздумий.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ