Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка в начальной школе


Муниципальное общеобразовательное учреждение.

«Средняя общеобразовательная школа №2»













«Разработка элементов образовательной технологии на основе использования элементов проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов при изучении русского языка»













Учитель начальной школы МОУ «СОШ №2»

г.о. Электросталь Московской области

Игнатова Татьяна Алексеевна
















г. Электросталь 2010г.


Любой проект это комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых выделяются соответствующие ресурсы и устанавливаются определённый сроки. Современная жизнь требует вносить новое в образовательный процесс в школе. Надо учитывать, что поток информации поступает к детям отовсюду. Учитель уже не является для них единственным источником информации. Часто учащиеся не умеют превращать информацию в знания. Дети не справляются с большим потоком информации, не умеют систематизировать знания. Хотелось бы научить учащихся целенаправленному поиску той или иной информации, учить поисковой деятельности, начиная с начальных классов. Разнообразить работу по русскому языку при изучении орфограмм заинтересовались все учащиеся, захотели поработать по этой теме, глубоко и самостоятельно и были выбраны темы для своего исследования. Объект исследования: Инновации в организации учебно-воспитательного процесса при преподавании русского языка в 3-4 классов. Предмет исследования: Механизм применения элементов образовательной технологии на основе проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов при изучении русского языка.

Трудно даётся учащимся освоение орфограмм и развития речи. Обучение учащихся хотелось организовать через желание и интерес. Учащиеся были заинтересованы, активизировались. Был составлен план работы. Определились способы её выполнения. Сами учащиеся подбирали необходимый материал. Это пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы. Разработалась методика преподавания русского языка, организованная по методу проекта. Учащиеся научились распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности. Научились ставить цель, отдалённую по времени, но значимую и разбивать её на тактические шаги, оценивать собственные силы и время, правильно распределять их, добывать информацию из различных источников: книги, Интернет, энциклопедии,








критически оценивать её, планировать её работу, оценивать результат своей работы, выявлять и оценивать свои ошибки.


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.


Часто обращаясь к пословицам и поговоркам, учащиеся делились своими знаниями со сверстниками. Однажды возник вопрос « С кем мы можем поделиться интересной информацией, и в чём она может помочь, как разнообразить работу по русскому языку при изучении орфограмм, при работе по развитию речи». Была создана творческая группа. Решили все наработки подарить первоклассникам. Возникли разные предложения, как это сделать. Были разные варианты: собрать материалы по пословицам и поговоркам, загадкам при изучении орфограмм в начальной школе, подобрать пословицы по темам о природе, о родине, о дружбе, о временах года, которые помогут при работе по развитию речи, разработать Праздник пословиц и поговорок. В итоге решили создать книгу, так как по словам ребят « В книгу поместиться больше информации. Она дольше прослужит», «Книгу делать интереснее». Учащиеся пришли к выводу, что создание книги начинается ни с листов, а с обложки и с подбора материала; затем из всей информации надо выбрать основное и выполнить иллюстрации.



ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ЭТАП.



Здесь осуществляли создание проекта по заранее разработанному плану. Был проведён открытый урок в «Проектной мастерской».





Урок готовился с творческой группой учащихся. Учащиеся показали знание пословиц по темам. Творческая группа предложила работу в группах.


Каждая группа учащихся работала с пословицами на разные темы.


  1. Группа. Пословицы о матери.



Родную мать конца не знает

Материнская ласка чем родная матушка

Нет милее дружка, никем не заменишь



  1. Группа. Пословицы о дружбе.



Хорошую дружбу лучше новых двух

Старый друг а нашёл береги

Нет друга, ищи, и топором не разрубишь



  1. Группа. Пословицы о добре.


Жизнь дана худо без доброго слова

Лучше добрые соседи, на добрые дела

Плохо жить без забот, чем далёкая родня



Работая в группах над пословицами, ребята решили, что можно на данные темы по пословицам написать мини-сочинения, о матери, о дружбе, о доброте. Они выбрали такое сочинение. «Доброта - это ,наверное, состояние души. Доброта – это, когда хочется сделать, что-то хорошее человеку. Если у всех будет такое состояние в душе, то весь мир будет добрым. И мы в классе должны делать друг другу доброе. Тогда мы будем ещё дружнее.»

Работая над пословицами по временам года, учащиеся выбрали по развитию речи сочинение о зиме. Вот лучшее сочинение на тему зима с включением пословиц о зиме.



Сочинение.

«О зиме с пословицами.»


Каждый сезон года хорош. А зима интересна – по своему. Люди сочинили много пословиц о зиме. Календарный «год кончается, зима начинается». Зимой дети любят кататься на санках, коньках, играть в снежки, лепить снеговика.

«Январь году – начало, зиме – середина». Зимние январские каникулы – самая радостная пора. Много радостей приносит новогодняя ёлка.

После Нового года самый разгар зимы. «Вьюги да метели под февраль налетели». Февраль самый холодный месяц зимы. В феврале сильные морозы, вьюги, метели.

«Зима лето пугает, да всё равно тает». Под конец зимы начинаются холодные деньки, но всё равно она уходит и уступает место весне.



Учащиеся решили, что можно использовать и одну пословицу для работы над сочинением. Они выбрали сочинение по пословице «Как аукнется, так и откликнется». Сами ребята на уроке выбирали игровые моменты с пословицами. При изучении имени существительного выбрали такие игровые формы:


- составь пословицы по двум словам


Дело – безделье Терпение - труд


Мир – война



- пословицы шутят


Два сапога – тара Один в зале не воин


Не делай из муки слона




ПОЛЕ ЧУДЕС.



ДЕ-А - - - - ОД - О- - АЕТ, А - - - - НА- - - АЕТ.


(ДЕКАБРЬ ГОД КОНЧАЕТ, А ЗИМУ НАЧИНАЕТ.)




На уроке учащиеся работали с пословицами, в которых есть числительные. Они сами подбирали их.

Один за всех и все за одного.

За двумя зайцами погонишься, не одного не поймаешь.

В трёх соснах заблудились.

Семеро одного не ждут.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.










Урок прошёл успешно



Так оценили его присутствующие молодые специалисты.


Благодарим Игнатову Татьяну Алексеевну учителя начальных классов за открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме «В проектной мастерской» в рамках эксперимента «Разработка элементов образовательной технологии на основе использования проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов при изучении русского языка». Весь урок велась работа по развитию творческих способностей детей на основе изучения русских народных пословиц. Отмечаем умение педагога приводить в соответствие содержание учебного материала, активное внедрение элементов проектной деятельности в учебный процесс.



СПАСИБО!



В творческом журнале учащихся собраны: пословицы, загадки, словосочетания, которые помогут при изучении различных орфограмм в начальное школе.


СЛОВОСОЧЕТАНИЯ


Маслить маслом

Делать дело

Начинать сначала

Откусить кусочек

Глазеть глазами

Ясно объяснить


- орфограммы в загадках


Горит столб, Чёрненько, горяченько,

а дыму нет. а все любят. (чай)

(свеча)


Хвостиком виляет,

Зубастая, а не лает.

(щука)





Учились сочинять загадки (о цветке, о книге). Знаем, что у книги есть поля, корешок, листочки. Известно, что слова в загадках рифмуются. Вот что получилось:


Хоть не шляпа, а с полями, Я цветок держу в руке

Не цветок, а с корешком, Облако на стебельке

Разговаривает с нами Стоит дунуть на него

Человечьим языком (книга). И не будет ничего….(одуванчик)



Самой интересной была работа над пословицами. В творческом журнале ребят собрано много пословиц и поговорок. Как помогали они при изучении различных орфограмм, учашиеся поделятся с другими. Вот некоторые из них.


Жи-ши; ча-ща; чу-щу


-Чужая душа потёмки.

- Яйца курицу не учат.



Заинтересовались учащиеся над работой с устойчивыми словосочетаниями – фразеологизмами. Решили, что работа над ними поможет развивать логическое мышление, память и речь. В творческом журнале много устойчивых словосочетаний.


НАЙТИ УСТОЙЧИВОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.


Золотые зубы-золотые руки

Прийти в голову - прийти в школу.

Язык – зубы (держать язык за зубами)

Бык – рога (взять быка за рога)


ФРАЗЕОЛОГИЗМ

ЧТО ЭТО?



Он бывает злой и длинный.

Его можно прикусить,

Распустить, проглотить,

Чесать… (язык).



Они вянут, их развешивают

Ими хлопают, на них вешают

Лапшу….(уши).





ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - ОЖИВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ.





В древние времена люди верили, что все предметы в окружающем мире имеют душу, будто они живые.

Учащиеся сами учились, обсуждали и составляли, как оживить неживые предметы.


Что может:


Петь – скрипка.

Бежать – речка. Рисовать – мороз

Дышать – море, небо.




Учащиеся делятся опытом, как можно использовать пословицы и поговорки на уроках русского языка. Пословицы не повторяются, их можно повторять по разным темам.



ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА. ЧУ-ШУ.


Шило в мешке не утаишь.


Чужая душа - потёмки.


Жизнь прожить не поле перейти.


НЕ С ГЛАГОЛАМИ.


Не откладывай дела в долгий ящик.

После дела за советом не ходят.


ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.


Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти.

Друг познаётся в опасности.


БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ.



Доброе дело само себя хвалит.

Правда глаза колет.


ГЛАГОЛЫ 2-ГО ЛИЦА ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА.


Тише едешь, дальше будешь.

Без беды друга не узнаешь.



ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.


Дела, как сажа бела.

Тогда пляши, когда играют.


ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ.


Бабка с кашкой, а дед с ложкой.

На языке мёд, а на сердце лёд.



РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК.


Где хотенье, там и уменье.

Всяк кузнец своего счастья.



ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК.


Подал ручку, да подставил ножку.

Легко чужими руками жар загребать.


ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.


Не игла шьёт, а руки.

Не пером пишут, а умом.

Кто встал пораньше, ушёл подальше.






Работая над тренажёрами по русскому языку, у учащихся появился интерес и желание сделать карточки с тренажёрами по пословицам, поговоркам, народным приметам. Из них много узнаешь, они научат многому. Можно об этом рассказать своим младшим товарищам. Ведь народная мудрость способствует не только общему развитию детей, но и более конкретному пониманию отношений между людьми. В результате работы над тренажёрами по пословицам выработались навыки более грамотного письма и закрепились представления о частях речи. У учащихся улучшилась память, воображение, логика мышления.



КАРТОЧКА


Вставь пропущенные буквы, выпиши словосочетания имя прилагательное + имя существительное, обозначь главное и зависимое слова, выдели окончание, определи падеж.


Х…рош за..ц бел…, а …хотник смел…

Красн… солнышко на бел.. свете чёрную землю греет.

На ч…жой р…ток не н..кинешь пл…ток..



ИТОГОВЫЙ ЭТАП.





Учащиеся из всего собранного материала делают книгу. Пройдёт презентация. Учащиеся будут читать пословицы, загадки, поговорки со своими младшими товарищами из 1 класса и других классов. Побеседуют о содержании книги. Покажут иллюстрации, расскажут о том, как делали книгу. В классе учащиеся обсуждали свою работу, оценивали её. Радовались, что многое сделали в подарок для своих товарищей.




В результате работы над проектом был разработан механизм применения элементов проектно-исследовательской деятельности учащихся при изучении русского языка. Цели достигнуты. Все учащиеся были привлечены к сбору учебного материала в загадках, стихах, пословицах и поговорках, материала для создания проектов и развития речи на уроках русского языка. Разработалась методика преподавания русского языка, организованная по методу проекта. Отработалась схема взаимодействия учителя и учащихся при организации учебных занятий по методу проектов. Учащиеся научились работать группами, определять цели и задачи, распределять ответственность за достижение намеченных результатов в группе, отбирать литературу, ставить вопросы, оформлять результаты работы и делать презентацию. В результате часть учебного процесса на уроках русского языка построена на основе использования элементов проектно-исследовательской деятельности учащихся. Улучшилось качество знаний по русскому языку, увеличился словарный запас учащихся, улучшилась их речь. Учащиеся научились самостоятельно работать с дополнительной литературой, получать элементарные навыки исследовательской деятельности. Сумели создать проект и выступить перед одноклассниками и учащимися других классов. Всё это способствует улучшению учебно-воспитательного процесса в классе. Коллектив учащихся стал более дружным, более воспитанным. Учащиеся научились прислушиваться друг к другу, уважать друг друга. Родители стали более заинтересованы в подборе литературы для учащихся. Всё это в целом повлияло на изменение отношения к школе и учебным занятиям.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ