Рабочая программа по чтению 9 класс коррекционной школы VIII вида

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа «Чтение и развитие речи» в 9 классе составлена на основе документов:

  • Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, издательский центр ВЛАДОС 2011 г.

  • Закона РФ «Об образовании»;

  • Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919

  • Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.;

  • Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГБОУ « Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида» приказ № 62-А от 04.09.2009 г.;

  • Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

Учебник: «Чтение», 9класс, авторы А.К.Аксёнова, Н.И.Шишкова, 2013г. Программа рассчитана на 102 часа. Данная программа соответствует Базисному учебному плану специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Чтение и развитие речи- один из основных предметов в обучении. Он формирует общеучебный навык чтения и умения работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию учащихся, их духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса чтения обеспечивает результативность по другим предметам коррекционной школы

Специальной задачей программы является овладение обучающимися навыками беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских, зарубежных классиков и современных писателей. Программа предусматривает совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии. Обучение обучающихся выделению главной мысли произведения, составлению характеристик героя, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных действий героя (с помощью учителя), пересказу содержания прочитанного, знаниям основных сведений о жизни писателя. На уроках чтения в 9 классе продолжается формирование техники чтения; правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связанно с тем, что не все обучающиеся данного класса в достаточной степени владеют указанными навыками. На уроках чтения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Каждый урок способствует решению проблемы нравственного воспитания обучающихся.

Цель изучения предмета: формирование речи как средства общения, способа коррекции познавательной деятельности обучающихся и подготовки их к социально трудовой адаптации.

Главными задачами изучения предмета являются:

- формирование у обучающихся устойчивого желания читать доступную литературу, повышение интереса к книге;

- развитие способности к адекватному восприятию художественного произведения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, выражение собственного отношения к содержанию произведения;

- овладение обучающимися умением самостоятельно ориентироваться в книгах для извлечения нужной для себя информации;

- коррекция недостатков речевого, умственного развития обучающихся, расширение круга представлений об окружающей действительности;

- воспитание у обучающихся эстетических, нравственных, этических качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе обучения;

- добиваться эмоционального отклика на прочитанное, проводить направленную работу на понимание образного литературного текста;

-посредством уроков чтения создать условия для социализации и реабилитации обучающихся с последующей интеграцией их в общество;

-формировать умениие различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла;

-обогащение нравственного опыта обучающихся, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

  • совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;

  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности.

  • развитие артикуляционной моторики;

  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • расширение представлений об окружающем мире;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи обучающихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения.


Навыки чтения

Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.

Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.

Составление плана в форме повествовательных , в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя.

Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте.

Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.

Знание основных сведений о жизни писателей.

Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.

Внеклассное чтение

Самостоятельное чтение книг, газет, журналов. Обсуждение прочитанного.

Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий ( с помощью учителя).

Ведение дневника внеклассного чтения.

В коррекционной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельность:

  • навыки осознанного чтения в определённом темпе (вслух и «про себя»)

  • умение выразительно читать текст;

  • умение пересказывать прочитанное;

  • умение заучивать наизусть стихотворения и прозаические отрывки.

При проверки умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, характеристики героев произведения. Текущий контроль проходит на каждом уроке в виде индивидуального и фронтального опроса: чтение всего текста; чтение, деление текста на части, составление плана; чтение по готовому плану; чтение цепочкой по предложению; чтение по ролям; чтение самого красивого места в рассказе; нахождение отрывка по рисунку; нахождение отрывка, отражающего главную мысль произведения; нахождение путём чтения причинно-следственных связей.

В преподавании чтению и развитию речи в коррекционной школе VIII вида следует использовать следующие принципы:

  • принцип коррекционной направленности,

  • принцип воспитывающий и развивающий направленности обучения,

  • принцип научности и доступности,

  • принцип систематичности и последовательности,

  • принцип наглядности,

  • принцип индивидуального и дифференцируемого

подхода в обучении.

Формы организации учебного процесса

  • урок

Формы учебной деятельности

  • коллективная

  • групповая

  • индивидуальная

Технологии обучения

  • дифференцированное обучение

  • личностно-ориентированное обучение

Методы обучения

  • словесные: рассказ учителя, обучающая беседа, чтение текстов учебника.

  • наглядные: демонстрация иллюстраций, использование ИКТ

  • экранно-звуковые средства обучения и т.д.


Типы уроков

  • Урок сообщения новых знаний.

  • Урок формирования и закрепления знаний и умений.

  • Урок обобщения и систематизации знаний.

  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков.

  • Комбинированный урок..

Уроки чтения и развития речи проходят в специально оборудованном кабинете. Для обучения используются следующие средства обучения:

  • Библиотечный фонд

  • Печатные демонстрационные пособия

  • Технические средства обучения

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельного чтения книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

самостоятельного выбора книги по интересу;

работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).


Основные требование к знаниям и умениям учащихся к концу 9 класса.

Учащиеся должны уметь:

читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя»;

выделять главную мысль произведения;

давать характеристику главным героям;

высказывать свое отношение к героям и их поступкам;

пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.

Учащиеся должны знать:

Наизусть 10 стихотворений. 2 прозаических отрывка.

Тематическое планирование.

п/п

Наименование разделов.

Количество часов

Содержание программного материала

Произведения, которые должны знать наизусть.

1.

Устное народное творчество.

7

Жанры устного народного творчества: сказки, былины, песни, пословицы, загадки.


2.

Внеклассное чтение.

1



3.

Литературная сказка.

1

В.Г.Жуковский «Три пояса».


4.

А.С.Пушкин.

10

Поэма « Руслан и Людмила».

Повесть «Барышня-крестьянка».

5.

Внеклассное чтение.

1

А.С.Пушкин. Поэма «Полтава».


6.

И.А.Крылов.

2

Басня «Кот и повар»


7.

М.Ю.Лермонтов

5

Стихотворения: «Тучи», «Морская душа», «Баллада»

М.Ю.Лермонтов.

«Тучи»

8.

Н.В.Гоголь.

5

Повесть «Майская ночь, или Утопленница»


9.

Внеклассное чтение.

1

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством» (отрывки).


10.

Н.А.Некрасов.

3

Стихотворение «Рыцарь на час».

Поэма «Саша».


11.

Л.Н.Толстой

1

Рассказ «Бедные люди».


12.

А.Н.Майков

1

Стихи: «Осень», «Зимнее утро»


13.

Ф.И.Тютчев

1

Стихотворения: «Листья», «Осенний вечер».


14.

А.А.Фет

3

Стихотворения: «НА заре ты её не буди», «Помню я: старушка няня…»

А.А.Фет. «Помню я: старушка няня…»

15.

Внеклассное чтение.

1

Стихотворения А.А.Ахматовой и М.Цветаевой о мужестве

А.А.Ахматова .

«Мужество».

16.

А.П.Чехов.

3

Рассказы: «Пересолил», «Злоумышленник»


17.

А.Куприн.

2

Рассказ «Тапёр»


18.

А.Бунин.

1

Рассказ «Танька»


19.

Обобщающий урок по творчеству писателей XIXвека

1

Викторина


20.

А.М.Горький.

3

«Песня о Соколе»

Отрывок из «Песни о Соколе»

21.

В.В.Маяковский.

2

Стихотворение «Необычайное приключение…»


22.

С.А.Есенин.

4

Стихотворения: «Нивы сжаты, рощи голы…». «Собаке Качалова», «Письмо матери»

С.А.Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы,…»

23.

Внеклассное чтение.

1

Стихотворения С.А.Есенина о природе

Стихи С.А.Есенина о природе

24.

А. К.Толстой.

2

Рассказ «Русский характер»


25.

А.А.Фадеев.

3

Роман «Молодая гвардия»(отрывки)


26.

М.А.Шолохов.

4

Рассказ «Судьба человека»(отрывки)


27.

К.Г.Паустовский.

3

Рассказ «Стекольный мастер»


28

Внеклассное чтение.

1

К.Г.Паустовский «Телеграмма»


29.

К.М.Симонов.

2

Стихотворения: «Жди меня »,

«Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

К.М.Симонов.

«Жди меня»

30

В.М.Инбер

1

Стихотворение «Заботливая женская рука».


31.

Р.Гамзатов

1

Стихотворение « Песня о матерях«»


32.

В.Шукшин.

3

Рассказ «Стенька Разин»


33.

Ф.Абрамов.

2

Рассказ «Золотые руки»


34.

Ч.Айтматов.

2

Повесть «Первый учитель»(отрывки)


35.

Л.Н,Ошанин.

2

«Стихи об одной любви»

Отрывок «Стихи об одной любви Л.Ошанин

36.

С.В.Михалков.

2

Стихотворение «Весёлый турист»

С.В.Михалков «Весёлый турист»

37.

Внеклассное чтение.

1

В.Быков «Альпийская баллада»


38.

Ф.Искандер.

2

Рассказ «Сердце»


39.

А.Рыбаков.

3

Повесть «Кортик»(отрывки)


40.

Б.Окуджава.

2

Стихотворение «Старый дом»

Б.Окуджава. «Старый дом»

41.

Внеклассное чтение

1

Б.Васильев. «А зори здесь тихие»


42

.Р.Л.Стивенс

1

Рассказ «Вересковый мёд»


.43

Чтение произведений зарубежной литературы

2



44.

Обобщающий урок по произведениям XXвека

1

Викторина


45.

Итоговый урок за учебный год

1


















Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи в 9 классе


урока

Наименование разделов и тем .

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Дата проведения

Примечание



Устное народное творчество-8 часов.

Цель: совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии

1/1

Устное народное творчество. Составление плана.

1




2/2

Русские народные песни. Выразительное чтение.

1




3/3

Былины – один из видов русского народного творчества. Ответы на вопросы.

1




4/4

Пересказ содержания I ч.: «Сказки Василиса Премудрая».

1




5/5

Характеристика героев сказки II ч.: «Сказки Василиса Премудрая».

1




6/6

Чтение по ролям сказки «Лиса и тетерев».

1




7/7

Загадка – один из видов устного народного творчества. Конкурс загадок.

1




8/8

Внеклассное чтение по теме «Устное народное творчество».

1






Из произведений русской литературы XIX века-43часа.

Цель: формировать умение выделять главную мысль произведения, давать оценку главным героям, пересказывать содержание произведения, выразить свое отношение к героям и их поступкам

9/1

Чтение литературной сказки. В. А. Жуковского «Три пояса».

1


10/2

Составление рассказа по вопросам. Биография А. С. Пушкина.

1




11/3

Объяснительное чтение песни I поэмы «Руслан и Людмила».

1




12/4

Характеристика героев песни II поэмы «Руслан и Людмила».

1




13/5

Пересказ песни III поэмы «Руслан и Людмила».

1




14/6

Работа над образами поэмы «Руслан и Людмила»

1




15/7

Объяснительное чтение повести «Барышня – крестьянка» А. С Пушкина.1 часть.

1




16/8

Пересказ содержания 2 главы повести «Барышня – крестьянка» А. С Пушкина

1




17/9

Характеристика героев повести «Барышня – крестьянка» А. С Пушкина

1




18/10

Составление плана повести «Барышня крестьянка» А.С.Пушкина

1




19/11

Внеклассное чтение. Рассказ «Метель» А. С. Пушкина.

1




20/12

Обобщающий урок по творчеству А. С. Пушкина.

1




21/13

Составление плана к биографии И.А.Крылова

1




22/14

Выразительное чтение басни «Кот и повар».

1




23/15

Биография М. Ю. Лермонтова. Составление плана пересказа.

1




24/16

Заучивание наизусть стихотворения «Тучи» М. Ю. Лермонтова.

1




25/17

Выразительное чтение стихотворения «Баллада» М. Ю. Лермонтова.

1




26/18

Выразительное чтение стихотворения «Морская царевна». М. Ю. Лермонтова

1




27/19

Обобщающий урок по творчеству М. Ю. Лермонтова.

1




28/20

Биография Н. В. Гоголя. Составление плана.

1




29/21

Деление текста на части I ч. I главы

«Ганна» отрывка «Майская ночь, или Утопленница».

1




30/22

Составление плана II ч. I главы отрывка «Майская ночь, или Утопленница».

1




31/23

Подробный пересказ V главы отрывка «Майская ночь, или Утопленница».

1




32/24

Составление характеристики героев, чтение VI главы отрывка «Майская ночь, или Утопленница».

1




33/25

Внеклассное чтение . Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

1




34/26

Биография Н. А. Некрасова.

1




35/27

Выразительное чтение отрывка «Рыцарь на час».

1




36/28

Объяснительное чтение отрывка «Саша».

1




37/29

Работа над образами отрывка «Саша».

1




38/30

Пересказ содержания по плану.

Л. Н. Толстой «Бедные люди».

1




39/31

Выразительное чтение стихотворений А. Н. Майкова «Осень», «Зимнее утро».

1




40/32

Выразительное чтение стихов о природе «Листья», «Осенний вечер» Ф. И. Тютчева

1




41/33

Биография А. А. Фета.

1




42/34

Выразительное чтение стихотворения А.А. Фета «На заре ты её не буди»

1




43/35

Заучивание наизусть

стихотворения «Помню я : старушка няня …» А.А Фета .

1




44/36

Внеклассное чтение .

Конкурс стихов А.Фета,Ф.Тютчева

1




45/37

Пересказ по плану. А. П. Чехов. Биографический очерк.

1




46/38

Объяснительное чтение рассказа «Пересолил».

1




47/39

Пересказ содержания рассказа «Злоумышленник».

1




48/40

Объяснительное чтение рассказа А. И. Куприна «Тапер». I часть.

1




49/41

Составление плана рассказа А. И. Куприна «Тапер». II часть.

1




50/42

Объяснительное чтение рассказа И. А. Бунина «Танька».

1


51/43

Обобщающий урок по произведениям русской литературы XIX века.

1



Произведения русской литературы XX века-51 час.

Цель: познакомить учащихся с произведениями русской литературы XX века, формировать умение выделять главную мысль произведения, давать оценку главным героям, пересказывать содержание произведения

52/1

Составление плана пересказа. Биография А. М. Горького

1




53/2

Объяснительное чтение I части «Песня о Соколе».

1




54/3

Чтение А. М. Горького «Песня о Соколе». II часть. Заучивание наизусть отрывка.

1




55/4

Составление плана пересказа. Биография В. В. Маяковского.

1




56/5

Выразительное чтение стихотворения «Необычайное приключение». В. В. Маяковского

1




57/6

Пересказ по плану.

Биография С. А. Есенина.

1




58/7

Заучивание наизусть стихотворения

«Нивы сжаты, рощи голы».

1




59/8

Выразительное чтение стихотворения «Собаке Качалова».

1




60/9

Выразительное чтение стихотворения «Письмо матери».

1




61/10

Внеклассное чтение. М,И. Цветаева. «Красной кистью…», «Вчера ещё в глаза глядел…»

1




62/11

Составление плана пересказа. Биография А.Н. Толстого.

1




63/12

Объяснительное чтение рассказа А. Н. Толстого «Русский характер».

1




64/13

Пересказ по плану. Биография А.А. Фадеева.

1




65/14

Объяснительное чтение отрывка «Молодая гвардия» А. А. Фадеева.

1




66/15

Работа над образами молодогвардейцев. «Молодая гвардия» А. А. Фадеева.

1




67/16

Составление плана пересказа. Биография М. А. Шолохова.

1




68/17

Деление на части рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»

1




69/18

Пересказ рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»

1




70/19

Составление рассказа «Побег из плена» по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»

1




71/20

Пересказ по плану. Биография

К. Г. Паустовского.

1




72/21

Деление на части рассказа К. Г. Паустовского «Стекольный мастер».

1




73/22

Пересказ рассказа К. Г. Паустовского «Стекольный мастер».

1




74/23

Внеклассное чтение К. Г. Паустовский. Рассказы.

1




75/24

Пересказ по плану. Биография К.М. Симонова.

1




76/25

Заучивание наизусть стихотворения К. М. Симонова «Жди меня».

1




77/26

В. М. Инбер. Выразительное чтение стихотворения «Заботливая женская рука».

1




78/27

Р. Гамзатов. Выразительное чтение отрывка из поэмы «Берегите матерей».

1




79/28

В. М. Шукшин. Рассказ «Стенька Разин» 1 часть

1




80/29

Пересказ по плану рассказа В. М. Шукшина «Стенька Разин». 2 часть

1




81/30

Характеристика героев произведения В. М. Шукшина «Стенька Разин».

1




82/31

Объяснительное чтение рассказа Ф.Абрамова «Валенки»

1




83/32

Чтение и пересказ рассказа Ф. Абрамова «Золотые руки».

1




84/33

Объяснительное чтение отрывка из повести «Первый учитель» Ч.Айтматова

1




85/34

Объяснительное чтение отрывка из повести «Первый учитель» Ч. Айтматова

1




86/35

Из произведений зарубежной литературы. Р. Л. Стивенсон «Вересковый мед»

1




87/36

Составление плана пересказа. Биография Л. Н. Ошанина.

1




88/37

Выразительное чтение «Стихи об одной любви» Л. Ошанина

1




89/38

Составление плана. Биография С. В. Михалкова.

1




90/39

Заучивание стихотворения наизусть «Веселый турист» С. Михалкова

1




91/40

Внеклассное чтение .В.Быков «Альпийская баллада»

1




92/41

Ответы на вопросы к отрывку из повести Ф. Искандера «Сердце».

1




93/42

Пересказ отрывка из повести Ф. Искандера «Сердце».

1




94/43

Составление плана пересказа. Биография А. Рыбакова.

1




95/44

Чтение и пересказ отрывка из повести А. Рыбакова «Кортик».

1




96/45

Характеристика героев повести А. Рыбакова «Кортик».

1




97/46

Обобщающий урок по произведениям русской литературы XX века. Викторина.

1




98/47

Объяснительное чтение. Р.Л.Стивенс «Вересковый мёд»

1




99/48

Эрнест Сетон-Томпсон.

«Снап» (отрывок в сокращении)( I часть)

1




100/49

Объяснительное чтение II и IIIчастей

Отрывка «Снап»

1




101/50

Объяснительное чтение Джеральд Даррелл «Живописный жираф».

1




102/51

Подведение итогов за учебный год.

Контрольные вопросы и задания.

1













Содержание учебного курса.

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины. .Литературные сказки. Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

Произведения классиков русской литературы: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова,

Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, А.П. Чехова, А.И. Куприна,

И.А. Бунина.

Произведения писателей и поэтов XX века: А.М. Горького, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А.Н. Толстого, А.А. Фадеева, М.А. Шолохова, К.Г. Паустовского, К.М. Симонова, В.М. Инбер, Р. Гамзатова, В.М. Шукшина,

Ф.А. Абрамова, Ч.Айтматова, Л.Н. Ошанина, С.В. Михалкова, Ф.А.Искандера, А.Рыбакова, Б.Окуджава.

Учебно-методические средства обучения

  1. Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной) школе. – М.: Владос, 1999. – 256 стр.

  2. Василик И. А. Занятия речью в интеграционном классе. – М.: Ковчег, 2005. – 54 с.

  3. Дефектология. Научно-методический журнал. - М.: Школа-Пресс.

  4. Ефросинина Л. А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. Ч. 2. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 416 стр.

  5. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: ТЕРРА, 1998.

  6. Коррекционная педагогика. Научно-методический журнал. - М.: Образование плюс.

  7. Начальная школа. Научно-методический журнал. - М.: Молодая гвардия.

  8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 стр.

  9. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Владос, 2011. – 223 стр.

  10. Чтение: Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Авторы-соста А.К. Аксёнова, М.И.Шишкова – М.: Владос, 2013. – 239 стр.



















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ