Рабочая программа по чтению 9 класс коррекционной школы VIII вида
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа «Чтение и развитие речи» в 9 классе составлена на основе документов:
Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, издательский центр ВЛАДОС 2011 г.
Закона РФ «Об образовании»;
Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919
Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.;
Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГБОУ « Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида» приказ № 62-А от 04.09.2009 г.;
Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Учебник: «Чтение», 9класс, авторы А.К.Аксёнова, Н.И.Шишкова, 2013г. Программа рассчитана на 102 часа. Данная программа соответствует Базисному учебному плану специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.
Чтение и развитие речи- один из основных предметов в обучении. Он формирует общеучебный навык чтения и умения работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию учащихся, их духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса чтения обеспечивает результативность по другим предметам коррекционной школы
Специальной задачей программы является овладение обучающимися навыками беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских, зарубежных классиков и современных писателей. Программа предусматривает совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии. Обучение обучающихся выделению главной мысли произведения, составлению характеристик героя, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных действий героя (с помощью учителя), пересказу содержания прочитанного, знаниям основных сведений о жизни писателя. На уроках чтения в 9 классе продолжается формирование техники чтения; правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связанно с тем, что не все обучающиеся данного класса в достаточной степени владеют указанными навыками. На уроках чтения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Каждый урок способствует решению проблемы нравственного воспитания обучающихся.
Цель изучения предмета: формирование речи как средства общения, способа коррекции познавательной деятельности обучающихся и подготовки их к социально трудовой адаптации.
Главными задачами изучения предмета являются:
- формирование у обучающихся устойчивого желания читать доступную литературу, повышение интереса к книге;
- развитие способности к адекватному восприятию художественного произведения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, выражение собственного отношения к содержанию произведения;
- овладение обучающимися умением самостоятельно ориентироваться в книгах для извлечения нужной для себя информации;
- коррекция недостатков речевого, умственного развития обучающихся, расширение круга представлений об окружающей действительности;
- воспитание у обучающихся эстетических, нравственных, этических качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе обучения;
- добиваться эмоционального отклика на прочитанное, проводить направленную работу на понимание образного литературного текста;
-посредством уроков чтения создать условия для социализации и реабилитации обучающихся с последующей интеграцией их в общество;
-формировать умениие различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла;
-обогащение нравственного опыта обучающихся, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности.
Основные направления коррекционной работы:
развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
развитие артикуляционной моторики;
формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
расширение представлений об окружающем мире;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи обучающихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.
Составление плана в форме повествовательных , в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя.
Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте.
Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.
Знание основных сведений о жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение книг, газет, журналов. Обсуждение прочитанного.
Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий ( с помощью учителя).
Ведение дневника внеклассного чтения.
В коррекционной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельность:
навыки осознанного чтения в определённом темпе (вслух и «про себя»)
умение выразительно читать текст;
умение пересказывать прочитанное;
умение заучивать наизусть стихотворения и прозаические отрывки.
При проверки умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, характеристики героев произведения. Текущий контроль проходит на каждом уроке в виде индивидуального и фронтального опроса: чтение всего текста; чтение, деление текста на части, составление плана; чтение по готовому плану; чтение цепочкой по предложению; чтение по ролям; чтение самого красивого места в рассказе; нахождение отрывка по рисунку; нахождение отрывка, отражающего главную мысль произведения; нахождение путём чтения причинно-следственных связей.
В преподавании чтению и развитию речи в коррекционной школе VIII вида следует использовать следующие принципы:
принцип коррекционной направленности,
принцип воспитывающий и развивающий направленности обучения,
принцип научности и доступности,
принцип систематичности и последовательности,
принцип наглядности,
принцип индивидуального и дифференцируемого
подхода в обучении.
Формы организации учебного процесса
урок
Формы учебной деятельности
коллективная
групповая
индивидуальная
Технологии обучения
дифференцированное обучение
личностно-ориентированное обучение
Методы обучения
словесные: рассказ учителя, обучающая беседа, чтение текстов учебника.
наглядные: демонстрация иллюстраций, использование ИКТ
экранно-звуковые средства обучения и т.д.
Типы уроков
Урок сообщения новых знаний.
Урок формирования и закрепления знаний и умений.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Комбинированный урок..
Уроки чтения и развития речи проходят в специально оборудованном кабинете. Для обучения используются следующие средства обучения:
Библиотечный фонд
Печатные демонстрационные пособия
Технические средства обучения
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельного чтения книг;
• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
• самостоятельного выбора книги по интересу;
• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
Основные требование к знаниям и умениям учащихся к концу 9 класса.
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным героям;
высказывать свое отношение к героям и их поступкам;
пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.
Учащиеся должны знать:
Наизусть 10 стихотворений. 2 прозаических отрывка.
Тематическое планирование.
№ п/п
Наименование разделов.
Количество часов
Содержание программного материала
Произведения, которые должны знать наизусть.
1.
Устное народное творчество.
7
Жанры устного народного творчества: сказки, былины, песни, пословицы, загадки.
2.
Внеклассное чтение.
1
3.
Литературная сказка.
1
В.Г.Жуковский «Три пояса».
4.
А.С.Пушкин.
10
Поэма « Руслан и Людмила».
Повесть «Барышня-крестьянка».
5.
Внеклассное чтение.
1
А.С.Пушкин. Поэма «Полтава».
6.
И.А.Крылов.
2
Басня «Кот и повар»
7.
М.Ю.Лермонтов
5
Стихотворения: «Тучи», «Морская душа», «Баллада»
М.Ю.Лермонтов.
«Тучи»
8.
Н.В.Гоголь.
5
Повесть «Майская ночь, или Утопленница»
9.
Внеклассное чтение.
1
Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством» (отрывки).
10.
Н.А.Некрасов.
3
Стихотворение «Рыцарь на час».
Поэма «Саша».
11.
Л.Н.Толстой
1
Рассказ «Бедные люди».
12.
А.Н.Майков
1
Стихи: «Осень», «Зимнее утро»
13.
Ф.И.Тютчев
1
Стихотворения: «Листья», «Осенний вечер».
14.
А.А.Фет
3
Стихотворения: «НА заре ты её не буди», «Помню я: старушка няня…»
А.А.Фет. «Помню я: старушка няня…»
15.
Внеклассное чтение.
1
Стихотворения А.А.Ахматовой и М.Цветаевой о мужестве
А.А.Ахматова .
«Мужество».
16.
А.П.Чехов.
3
Рассказы: «Пересолил», «Злоумышленник»
17.
А.Куприн.
2
Рассказ «Тапёр»
18.
А.Бунин.
1
Рассказ «Танька»
19.
Обобщающий урок по творчеству писателей XIXвека
1
Викторина
20.
А.М.Горький.
3
«Песня о Соколе»
Отрывок из «Песни о Соколе»
21.
В.В.Маяковский.
2
Стихотворение «Необычайное приключение…»
22.
С.А.Есенин.
4
Стихотворения: «Нивы сжаты, рощи голы…». «Собаке Качалова», «Письмо матери»
С.А.Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы,…»
23.
Внеклассное чтение.
1
Стихотворения С.А.Есенина о природе
Стихи С.А.Есенина о природе
24.
А. К.Толстой.
2
Рассказ «Русский характер»
25.
А.А.Фадеев.
3
Роман «Молодая гвардия»(отрывки)
26.
М.А.Шолохов.
4
Рассказ «Судьба человека»(отрывки)
27.
К.Г.Паустовский.
3
Рассказ «Стекольный мастер»
28
Внеклассное чтение.
1
К.Г.Паустовский «Телеграмма»
29.
К.М.Симонов.
2
Стихотворения: «Жди меня »,
«Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»
К.М.Симонов.
«Жди меня»
30
В.М.Инбер
1
Стихотворение «Заботливая женская рука».
31.
Р.Гамзатов
1
Стихотворение « Песня о матерях«»
32.
В.Шукшин.
3
Рассказ «Стенька Разин»
33.
Ф.Абрамов.
2
Рассказ «Золотые руки»
34.
Ч.Айтматов.
2
Повесть «Первый учитель»(отрывки)
35.
Л.Н,Ошанин.
2
«Стихи об одной любви»
Отрывок «Стихи об одной любви Л.Ошанин
36.
С.В.Михалков.
2
Стихотворение «Весёлый турист»
С.В.Михалков «Весёлый турист»
37.
Внеклассное чтение.
1
В.Быков «Альпийская баллада»
38.
Ф.Искандер.
2
Рассказ «Сердце»
39.
А.Рыбаков.
3
Повесть «Кортик»(отрывки)
40.
Б.Окуджава.
2
Стихотворение «Старый дом»
Б.Окуджава. «Старый дом»
41.
Внеклассное чтение
1
Б.Васильев. «А зори здесь тихие»
42
.Р.Л.Стивенс
1
Рассказ «Вересковый мёд»
.43
Чтение произведений зарубежной литературы
2
44.
Обобщающий урок по произведениям XXвека
1
Викторина
45.
Итоговый урок за учебный год
1
Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи в 9 классе
№ урока
Наименование разделов и тем .
Часы учебного времени
Плановые сроки прохождения
Дата проведения
Примечание
Устное народное творчество-8 часов.
Цель: совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии
1/1
Устное народное творчество. Составление плана.
1
2/2
Русские народные песни. Выразительное чтение.
1
3/3
Былины – один из видов русского народного творчества. Ответы на вопросы.
1
4/4
Пересказ содержания I ч.: «Сказки Василиса Премудрая».
1
5/5
Характеристика героев сказки II ч.: «Сказки Василиса Премудрая».
1
6/6
Чтение по ролям сказки «Лиса и тетерев».
1
7/7
Загадка – один из видов устного народного творчества. Конкурс загадок.
1
8/8
Внеклассное чтение по теме «Устное народное творчество».
1
Из произведений русской литературы XIX века-43часа.
Цель: формировать умение выделять главную мысль произведения, давать оценку главным героям, пересказывать содержание произведения, выразить свое отношение к героям и их поступкам
9/1
Чтение литературной сказки. В. А. Жуковского «Три пояса».
1
10/2
Составление рассказа по вопросам. Биография А. С. Пушкина.
1
11/3
Объяснительное чтение песни I поэмы «Руслан и Людмила».
1
12/4
Характеристика героев песни II поэмы «Руслан и Людмила».
1
13/5
Пересказ песни III поэмы «Руслан и Людмила».
1
14/6
Работа над образами поэмы «Руслан и Людмила»
1
15/7
Объяснительное чтение повести «Барышня – крестьянка» А. С Пушкина.1 часть.
1
16/8
Пересказ содержания 2 главы повести «Барышня – крестьянка» А. С Пушкина
1
17/9
Характеристика героев повести «Барышня – крестьянка» А. С Пушкина
1
18/10
Составление плана повести «Барышня крестьянка» А.С.Пушкина
1
19/11
Внеклассное чтение. Рассказ «Метель» А. С. Пушкина.
1
20/12
Обобщающий урок по творчеству А. С. Пушкина.
1
21/13
Составление плана к биографии И.А.Крылова
1
22/14
Выразительное чтение басни «Кот и повар».
1
23/15
Биография М. Ю. Лермонтова. Составление плана пересказа.
1
24/16
Заучивание наизусть стихотворения «Тучи» М. Ю. Лермонтова.
1
25/17
Выразительное чтение стихотворения «Баллада» М. Ю. Лермонтова.
1
26/18
Выразительное чтение стихотворения «Морская царевна». М. Ю. Лермонтова
1
27/19
Обобщающий урок по творчеству М. Ю. Лермонтова.
1
28/20
Биография Н. В. Гоголя. Составление плана.
1
29/21
Деление текста на части I ч. I главы
«Ганна» отрывка «Майская ночь, или Утопленница».
1
30/22
Составление плана II ч. I главы отрывка «Майская ночь, или Утопленница».
1
31/23
Подробный пересказ V главы отрывка «Майская ночь, или Утопленница».
1
32/24
Составление характеристики героев, чтение VI главы отрывка «Майская ночь, или Утопленница».
1
33/25
Внеклассное чтение . Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
1
34/26
Биография Н. А. Некрасова.
1
35/27
Выразительное чтение отрывка «Рыцарь на час».
1
36/28
Объяснительное чтение отрывка «Саша».
1
37/29
Работа над образами отрывка «Саша».
1
38/30
Пересказ содержания по плану.
Л. Н. Толстой «Бедные люди».
1
39/31
Выразительное чтение стихотворений А. Н. Майкова «Осень», «Зимнее утро».
1
40/32
Выразительное чтение стихов о природе «Листья», «Осенний вечер» Ф. И. Тютчева
1
41/33
Биография А. А. Фета.
1
42/34
Выразительное чтение стихотворения А.А. Фета «На заре ты её не буди»
1
43/35
Заучивание наизусть
стихотворения «Помню я : старушка няня …» А.А Фета .
1
44/36
Внеклассное чтение .
Конкурс стихов А.Фета,Ф.Тютчева
1
45/37
Пересказ по плану. А. П. Чехов. Биографический очерк.
1
46/38
Объяснительное чтение рассказа «Пересолил».
1
47/39
Пересказ содержания рассказа «Злоумышленник».
1
48/40
Объяснительное чтение рассказа А. И. Куприна «Тапер». I часть.
1
49/41
Составление плана рассказа А. И. Куприна «Тапер». II часть.
1
50/42
Объяснительное чтение рассказа И. А. Бунина «Танька».
1
51/43
Обобщающий урок по произведениям русской литературы XIX века.
1
Произведения русской литературы XX века-51 час.
Цель: познакомить учащихся с произведениями русской литературы XX века, формировать умение выделять главную мысль произведения, давать оценку главным героям, пересказывать содержание произведения
52/1
Составление плана пересказа. Биография А. М. Горького
1
53/2
Объяснительное чтение I части «Песня о Соколе».
1
54/3
Чтение А. М. Горького «Песня о Соколе». II часть. Заучивание наизусть отрывка.
1
55/4
Составление плана пересказа. Биография В. В. Маяковского.
1
56/5
Выразительное чтение стихотворения «Необычайное приключение». В. В. Маяковского
1
57/6
Пересказ по плану.
Биография С. А. Есенина.
1
58/7
Заучивание наизусть стихотворения
«Нивы сжаты, рощи голы».
1
59/8
Выразительное чтение стихотворения «Собаке Качалова».
1
60/9
Выразительное чтение стихотворения «Письмо матери».
1
61/10
Внеклассное чтение. М,И. Цветаева. «Красной кистью…», «Вчера ещё в глаза глядел…»
1
62/11
Составление плана пересказа. Биография А.Н. Толстого.
1
63/12
Объяснительное чтение рассказа А. Н. Толстого «Русский характер».
1
64/13
Пересказ по плану. Биография А.А. Фадеева.
1
65/14
Объяснительное чтение отрывка «Молодая гвардия» А. А. Фадеева.
1
66/15
Работа над образами молодогвардейцев. «Молодая гвардия» А. А. Фадеева.
1
67/16
Составление плана пересказа. Биография М. А. Шолохова.
1
68/17
Деление на части рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»
1
69/18
Пересказ рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»
1
70/19
Составление рассказа «Побег из плена» по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»
1
71/20
Пересказ по плану. Биография
К. Г. Паустовского.
1
72/21
Деление на части рассказа К. Г. Паустовского «Стекольный мастер».
1
73/22
Пересказ рассказа К. Г. Паустовского «Стекольный мастер».
1
74/23
Внеклассное чтение К. Г. Паустовский. Рассказы.
1
75/24
Пересказ по плану. Биография К.М. Симонова.
1
76/25
Заучивание наизусть стихотворения К. М. Симонова «Жди меня».
1
77/26
В. М. Инбер. Выразительное чтение стихотворения «Заботливая женская рука».
1
78/27
Р. Гамзатов. Выразительное чтение отрывка из поэмы «Берегите матерей».
1
79/28
В. М. Шукшин. Рассказ «Стенька Разин» 1 часть
1
80/29
Пересказ по плану рассказа В. М. Шукшина «Стенька Разин». 2 часть
1
81/30
Характеристика героев произведения В. М. Шукшина «Стенька Разин».
1
82/31
Объяснительное чтение рассказа Ф.Абрамова «Валенки»
1
83/32
Чтение и пересказ рассказа Ф. Абрамова «Золотые руки».
1
84/33
Объяснительное чтение отрывка из повести «Первый учитель» Ч.Айтматова
1
85/34
Объяснительное чтение отрывка из повести «Первый учитель» Ч. Айтматова
1
86/35
Из произведений зарубежной литературы. Р. Л. Стивенсон «Вересковый мед»
1
87/36
Составление плана пересказа. Биография Л. Н. Ошанина.
1
88/37
Выразительное чтение «Стихи об одной любви» Л. Ошанина
1
89/38
Составление плана. Биография С. В. Михалкова.
1
90/39
Заучивание стихотворения наизусть «Веселый турист» С. Михалкова
1
91/40
Внеклассное чтение .В.Быков «Альпийская баллада»
1
92/41
Ответы на вопросы к отрывку из повести Ф. Искандера «Сердце».
1
93/42
Пересказ отрывка из повести Ф. Искандера «Сердце».
1
94/43
Составление плана пересказа. Биография А. Рыбакова.
1
95/44
Чтение и пересказ отрывка из повести А. Рыбакова «Кортик».
1
96/45
Характеристика героев повести А. Рыбакова «Кортик».
1
97/46
Обобщающий урок по произведениям русской литературы XX века. Викторина.
1
98/47
Объяснительное чтение. Р.Л.Стивенс «Вересковый мёд»
1
99/48
Эрнест Сетон-Томпсон.
«Снап» (отрывок в сокращении)( I часть)
1
100/49
Объяснительное чтение II и IIIчастей
Отрывка «Снап»
1
101/50
Объяснительное чтение Джеральд Даррелл «Живописный жираф».
1
102/51
Подведение итогов за учебный год.
Контрольные вопросы и задания.
1
Содержание учебного курса.
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины. .Литературные сказки. Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.
Произведения классиков русской литературы: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова,
Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, А.П. Чехова, А.И. Куприна,
И.А. Бунина.
Произведения писателей и поэтов XX века: А.М. Горького, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А.Н. Толстого, А.А. Фадеева, М.А. Шолохова, К.Г. Паустовского, К.М. Симонова, В.М. Инбер, Р. Гамзатова, В.М. Шукшина,
Ф.А. Абрамова, Ч.Айтматова, Л.Н. Ошанина, С.В. Михалкова, Ф.А.Искандера, А.Рыбакова, Б.Окуджава.
Учебно-методические средства обучения
Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной) школе. – М.: Владос, 1999. – 256 стр.
Василик И. А. Занятия речью в интеграционном классе. – М.: Ковчег, 2005. – 54 с.
Дефектология. Научно-методический журнал. - М.: Школа-Пресс.
Ефросинина Л. А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. Ч. 2. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 416 стр.
Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: ТЕРРА, 1998.
Коррекционная педагогика. Научно-методический журнал. - М.: Образование плюс.
Начальная школа. Научно-методический журнал. - М.: Молодая гвардия.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 стр.
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Владос, 2011. – 223 стр.
Чтение: Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Авторы-соста А.К. Аксёнова, М.И.Шишкова – М.: Владос, 2013. – 239 стр.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ