РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Русский язык (2 класс) КРН VII вида
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №310» Фрунзенского района, Санкт-Петербурга
«Слово»
«Согласовано»
Руководитель МО
Протокол № ___ от «__»
______________20___г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
«__»______________20___г.
«Утверждаю»
Директор
Приказ №_____________от «__»_______________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Русский язык
2 класс КРН VII вида
Учитель:
Зимина М.А.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ______
от «____»__________2012 г.
Санкт-Петербург
2012-2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения во 2 классе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, программы «Русский язык для I-IV классов» Т.Г.Рамзаевой. Данная программа будет реализовываться во 2 классе КРН VII вида. При реализации рабочей программы используется УМК Рамзаевой Т. Г., входящий в Федеральный перечень учебников, утверждённый Министерством образования и науки РФ, а так же учет индивидуальных особенностей учащихся данной категории.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русскому языку, возрастных особенностей младших школьников.
Данная программа будет реализовываться во 2 классе КНР VII вида
Особенности детей с ОВЗ VII вида.
Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
У детей с ОВЗ VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
Учащиеся классов КРН характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Программа строит обучение детей с ОВЗ VII вида на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку.
Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
формирование специальных умений и навыков по разделам программы.
Цели и задачи курса
Цели обучения: создать условия для формирования:
ключевых компетенцийчерез освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладения элементарными способами анализа иэучаемых явлений языка;
компетенций личностного саморазвитиячерез развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; через овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; через стремления совершенствовать свою речь;
коммуникативной компетентностичерез формирование собственной точки зрения, развития культуры речи и культуры общения, обогащение словарного запаса;
социальной компетентности посредством работы в группах, парах, индивидуально, фронтально, самостоятельно;
поликультурной компетенциичерез воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову;
компетентности сохранения и укрепления собственного здоровьячерез выполнение
режима дня и соблюдения гигиены;
физкультурные минутки
подвижные игры;
гимнастику для глаз;
дыхательную гимнастику;
дидактические игры с движениями;
развивающие игры;
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Методы и формы через которые будет реализована программа:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в IV классе - 170 часов в год (5 часов в неделю).
обучение на интересе, на успехе, на доверии;
адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
взаимообучение, диалогические методики;
комментированные упражнения;
оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У детей возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом — носителем этого языка.
Языковое образование и речевое развитие обучающихся — это широкая социальная задача, которую можно решать только на межпредметной основе. Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Безусловно, усвоение лингвистических знаний — это только одно из условий развития речи. Не менее важное значение имеет также эмоциональное и литературное развитие школьника, формирование его научного мировоззрения, постоянное обогащение знаниями об окружающем мире, что, в свою очередь, связано с такими качествами личности, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие.
Важно подчеркнуть еще и то обстоятельство, что для школьника родной язык — это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специальные речевые умения младшего школьника — умение анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план, создавать текст — повествование, описание или рассуждение с учетом его структуры, подробно, сжато или выборочно передавать его содержание— являются для него и общеучебными умениями. Поэтому речевая направленность обучения родному языку понимается и как установка на овладение средствами познания.
Таким образом, основная задача обучения родному языку (в ее общей исходной формулировке) — развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Осуществление этой задачи и представляет собой прежде всего реализацию развивающей функции учебного предмета «русский язык».
Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:
- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
- обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
- эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
Установкой на полноценное овладение учащимися коммуникативной функцией языка обусловлены не только основные задачи его изучения в школе, но и содержание обучения, его методы, средства и организационные формы. В программу отобраны те знания из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики (морфологии, синтаксиса), а также орфографии и пунктуации, которые наиболее часто используются (или уместно было бы использовать) детьми 7—10 лет в процессе речевого общения. Такой принцип отбора программного материала по русскому языку можно определить как частотно-речевой. Наряду с лингвистическими знаниями (см. конкретные виды знаний в соответствующих разделах программы) в программу включены и элементарные сведения из области речеведения: текст, тема и основная мысль текста, заголовок, структура, типы речи (повествование, описание, рассуждение), стили речи, изобразительно-выразительные средства речи.
При распределении программного материала по классам учитывается прежде всего внутренняя логика учебного предмета, те связи и зависимости, которые существуют между отдельными сторонами (подсистемами) языка, его категориями. Принимаются во внимание также и возрастные возможности детей 7—10 лет, особенности их познавательной деятельности.
Поскольку все стороны языка — фонетическая, грамматическая, словообразовательная, лексическая — взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех подсистем языка, при этом каждая из них изучается не изолированно, а как составная часть такого сложного явления, какое представляет собой язык. Системно-концентрический принцип построения курса позволяет осуществить усвоение учебного материала крупными частями (блоками), выделение которых из целостной системы обязательно основывается на связях и зависимостях между его компонентами.
В начальных классах осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 7—10 лет. Обучение основывается на усвоении существенных
признаков (особенностей) морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий (внутрипонятийных связей), а также связей между понятиями (межпонятийных связей). Весь начальный курс русского языка в целом представлен для учащихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей.
В этих целях курс русского языка строится таким образом, чтобы дети осознали, что они изучают те самые единицы речи, которыми пользуются при общении: слово, словосочетание, предложение, текст. У каждой из данных единиц есть свои особенности, и их нужно знать, чтобы точно выражать свои мысли и правильно понимать мысли других людей.
Во всех классах большое место отводится наблюдениям за лексическим значением слова; постепенно усваиваются и грамматические признаки слова, т. е. слово познается как часть речи, а также его морфемный состав.
Начиная со II класса осуществляется целенаправленное изучение предложения. Предложение познается учащимися как минимальная единица сообщения (коммуникации), слово — как единица номинативная (называет предметы, признаки предметов, действия предметов, признаки действий предметов и т. д.). Предложения, объединенные по смыслу и грамматически, рассматриваются как текст. Текст тоже познается учащимися как единица сообщения, только более крупная, чем предложение. С помощью текста можно передать развернутое сообщение на определенную тему, описать предмет или явление, доказать и убедить в чем-либо своего собеседника и т. п. Итак, применительно к каждому году обучения программой определен объем знаний о слове, предложении, тексте. В соответствии с программой материал представлен и в учебниках.
Во II классе большое место занимает фонетика и графика, поскольку одной из главных задач уроков русского языка в этот период является совершенствование у учащихся навыков чтения и письма, что непосредственно связано с овладением звуковым строем родного языка, слоговым принципом русской графики. У учащихся II класса развиваются умения слышать и правильно произносить звуки в словах, соотносить звуки и буквы в произнесенном и написанном слове, правильно называть буквы алфавита, устанавливать последовательность звуков в слове, записывать слова без пропусков и перестановки букв, делить слова на слоги и для переноса, различать гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные, обозначать мягкость согласного звука буквами е, ё, и, ю, я и мягким знаком (ь), а также формируются навыки написания слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу— щу, чк, чн и разделительным ь, с двойными согласными. Вместе с тем второй год обучения создает основу знаний и по синтаксису. Изучение главных членов предложения направлено на формирование умений анализировать предложения (находить подлежащее и сказуемое, устанавливать связь одного члена предложения с другим) и создавать свои предложения.
Обратимся к содержанию разделов программы и проследим, как усложняется материал от I к IV классу. Изучение раздела «Слово. Части речи» направлено на поэтапное формирование понятий: «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «местоимение» — и на развитие умений употреблять их в связной речи. Во II классе от общего понятия «слово» (как название предмета, признака предмета или действия предмета) учащиеся переходят к знакомству с особенностями каждой из указанных групп слов. В III классе исходным является понятие «часть речи», на базе которого изучаются имена существительные, имена прилагательные, глаголы, проводится ознакомление с местоимениями, наречиями, числительными. При этом каждая часть речи изучается исходя из тех признаков, которые уже на ранних этапах позволяют сравнивать части речи между собой.
В качестве таких общих линий изучения выступают следующие
1.Что обозначает слово (предмет, признак предмета, действие предмета, признак действия предмета)?
2.На какие вопросы оно отвечает?
3.Как изменяется (или является неизменяемой частью речи)?
4.С какой частью речи чаще всего связано в предложении?
5.Каким членом предложения чаще всего является?
Характерно, что категория числа изучается во II классе, род имен существительных, прилагательных и глаголов в прошедшем времени — в III, а более сложные категории «падеж» и «лицо» — в IV классе.
С наречиями и числительными учащиеся знакомятся практически в процессе анализа текстов учебника и составления своих высказываний не только на уроках русского языка, но и на уроках математики, природоведения и др. Уровень знаний о данных частях речи не проверяется. О наречии учащиеся узнают как о неизменяемой части речи, обозначающей место действия (где? куда? откуда?: далеко, высоко, вперед, издалека)^ время действия (когда?: поздно, рано, вчера, сегодня, завтра), образ действия (как? каким образом?: дружно, аккуратно, хорошо, смело, робко, весело, правильно) и т. д. Школьники учатся правильно писать наречия с суффиксами -о, -а (близко, быстро, внимательно, чудесно, интересно, налево, направо, слева, справа, издалека, издавна). У них формируется умение правильно склонять количественные числительные в словосочетаниях типа: три карандаша, пять дней, тридцать семь страниц и т. п. В качестве составной части в раздел «Слово. Части речи» входит и материал по лексике: синонимы и антонимы, многозначность слов, употребление слов в прямом и переносном значении.
Постепенное усложнение от класса к классу характерно и для раздела «Состав слова»: II класс — ознакомление с особенностями однокоренных слов, с понятием «корень»; III класс — ознакомление с понятиями «приставка», «суффикс», «окончание», а также формирование навыков правописания корня и приставок: IV класс — углубление знаний о словообразовательной роли приставок и суффиксов в процессе изучения частей речи, формирование навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.
Изучение предложения начинается во II классе с наблюдения за употреблением предложений в речи. Первоначальное представление о предложении как единице речи формируется у детей в процессе создания высказываний, т. е. в условиях функционирования предложения в тексте. Учащиеся знакомятся также с особенностями главных членов предложения (грамматическая основа предложения). Вводятся термины «подлежащее» и «сказуемое». Систематически в течение всего учебного года проводится работа по составлению предложений и их анализу, что формирует умение выделять впредложении главные члены и слова, связанные по смыслу.
В разделе «Связная речь» центральное место отводится формированию речевых умений, обеспечивающих восприятие и воспроизведение текста и создание высказываний. Фактически на каждом уроке осуществляется работа с текстом в устной или письменной форме, только при этом условии знания по русскому языку находят применение в речи и речь развивается.
Основные компоненты работы с текстом:
- понятие «текст» (два или несколько предложений, связанных по смыслу); формирование умения различать текст и предложения, не объединенные общей темой;
- тема текста; умение определить тему текста, т. е. кратко назвать то, о чем говорится в тексте;
- основная мысль текста; умение определить (с помощью учителя) основную мысль текста;
- заголовок текста; умение озаглавить текст, опираясь на его тему или основную мысль;
- построение (структура) текста; умение разделить на части текст-повествование (начало, основная часть, концовка);
- связь между частями текста с помощью слов вдруг, однажды, потом и до; умение найти слово, с помощью которого связаны основная часть и начало или основная часть и концовка;
- связь между предложениями в каждой части текста; умение найти слова, с помощью которых предложения связаны в тексте, например: местоимения, союзы, текстовые синонимы; умение использовать эти слова в своих высказываниях;
- изобразительные средства в тексте; умение выделять в тексте сравнения, метафоры, красочные определения, олицетворение; умение пользоваться изобразительными средствами в своих высказываниях1;
- виды текстов: повествование, описание, рассуждение (ознакомление);
- понятие об изложении; умение письменно воспроизводить текст повествовательного характера (с элементами описания и рассуждения) по готовому, коллективно или самостоятельно составленному плану;
- понятие о сочинении (устном и письменном); умение составлять текст по серии сюжетных картинок, по одной картинке, а также на темы, близкие учащимся по их жизненному опыту; умение записывать текст с предварительной коллективной подготовкой.
В процессе работы с текстом учитываются три его стороны: содержание, структура, изобразительные средства.
В раздел «Связная речь» включена тема «Речевая этика»2. Речевая этика (или этикет) представляет собой правила речевого поведения человека в определенных ситуациях и вежливого общения с собеседником.
Перед учителем ставится задача воспитать у школьников внимательное отношение к тем, с кем они общаются, познакомить их с принятыми в обществе устойчивыми выражениями, которые употребляются при общении. Иначе говоря, ставится задача заложить основы культурного общения, сформировать коммуникативные умения, а главное — доброжелательное отношение к людям.
Особую значимость для общего и речевого развития учащихся составляет познание языка как одной из сторон культуры народа. История языка неотделима от истории народа как носителя этого языка. Язык в своем развитии тесно связан с устным народным творчеством, литературой. Даже элементарные представления о роли языка в жизни общества и в жизни каждого человека, о развитии языка в связи с развитием общества чрезвычайно важны для формирования научных мировоззренческих взглядов школьников. Необходимо подчеркнуть, что ознакомление учащихся с совокупностью сведений о языке — это не самоцель обучения языку, а возможность приобщить детей к истории языка, к культуре русского народа, к культуре других народов, это естественный путь развития интереса к родному языку и потребности познавать его. Такая целевая установка обусловливает методику обучения языку. Она носит творческий характер, предоставляет свободу как учителю, так и учащимся. Учитель свободен в выборе дополнительных тем и объеме раскрытия вопроса, в выборе организационных форм обучения (урок, внеклассное занятие, игра-конкурс, индивидуальная самостоятельная работа учащихся в библиотеке по заданию учителя, просмотр фильма или экскурсия в этнографический музей и т.д.).
В целях повышения культуры речи программа предусматривает ознакомление с некоторыми наиболее достоверными нормами литературного языка: правильное произношение слов (орфоэпические нормы), например: конечно [шн], пятнадцать [цц], сжать [жж], модель [дэ], музей [з'], мягкий [х], что [шт] и т. п.; правильное построение предложений и употребление грамматических форм слов (грамматические нормы), например: благодарить (кого?) сестру — в. п., благодарность (кому?) учительнице— д. п., памятник (кому?) писателю — д. п., моя фамилия — ж. р., один помидор — м. р., пять килограммов яблок и т. п.; употребление слов с учетом их семантической (смысловой) сочетаемости (правила словоупотребления), например: предоставить слово, но представить к награде, надеть пальто (на себя), но одеть братишку и т. п.
Важно заметить, что ознакомление с нормами литературного языка, изобразительными средствами речи принесет реальные результаты, если систематически проводить анализ текстов-образцов и тем самым развивать свойственное ребенку языковое чутье, внимание к правильному употреблению слов, словосочетаний и фразеологизмов. Полезно наблюдать за стилистически точным употреблением слов в авторских текстах в зависимости от цели высказывания и проводить анализ, почему уместно именно это слово, а не его синоним.
Работа над нормами литературного языка носит практическую направленность и проводится в течение всего учебного года в связи с изучением разных тем по курсу русского языка, с внеклассными занятиями по предмету, с написанием изложений и сочинений, с уроками чтения. Надо учить детей исправлять речевые ошибки и пользоваться различными словарями. Это естественный путь к овладению нормами русского языка.
Потребностью речевого развития учащихся обусловлено по усмотрению учителя сопоставление в IV классе простого предложения с однородными членами и сложносочиненного предложения, состоящего из двух простых, наблюдение за предложениями с прямой речью, ознакомление со сложноподчиненными предложениями с союзами (потому что, так как) и союзными словами (что, где, который, когда).
Сложные предложения и предложения с прямой речью специально не изучаются. Обучающиеся знакомятся с особенностями этих предложений, например, при подготовке к изложениям и сочинениям, а также в процессе анализа ошибок, допущенных в творческих работах. Известно, что младшие школьники как в устной, так и в письменной речи широко используют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Именно в процессе общения возникает потребность выяснить структур}" предложения, особенности его употребления. Такой метод пропедевтического (предварительного, неполного) изучения можно рассматривать как практическое перспективное ознакомление с элементами теории языка на речевой основе и применять его в повседневной работе с детьми. Этот подход целесообразно использовать, например, и для практического ознакомления с наиболее распространенными способами образования слов: суффиксальным (библиотека - библиотек-арь, книга - книж-н-ый), префиксальным (ехать - под-ехать, города- при-город), префиксально-суффиксальным (окно под-окон-ник, дорога- по-дорож-ник), а также со склонением местоимений и числительных, с употреблением наречий.
По усмотрению учителя проводится ознакомление с видами второстепенных членов предложения — определением, дополнением, обстоятельством. Целесообразно осуществить это в начале IV класса. Умение распознавать второстепенные члены предложения формируется по вопросам и значению: дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет; определение отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признаки предметов; обстоятельство отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? как? и обозначает место, время, способ действия и т. п. Обращается внимание и на то, что дополнение чаще всего выражается именем существительным или местоимением в косвенных падежах, определение — именем прилагательным, обстоятельство — наречием или существительным в косвенных падежах. Знакомство с второстепенными членами создает благоприятные условия для усвоения связи слов в предложении, для понимания словосочетания как двух слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Успешность обучения родному языку во многом зависит от методов обучения. Создание на уроке атмосферы творческого поиска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на формирование у них интереса к родному языку и познавательных умений: поставить познавательную задачу, найти способ ее решения, провести анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия или составных частей правила, сравнивать, обобщать, точно формулировать вывод, применять правило в условиях разной степени сложности. Важно формировать у детей общие подходы к решению орфографических, грамматических, речевых задач. Ученик активен в процессе познавательной деятельности.
Предметом постоянного внимания учителя на всех этапах обучения является развитие навыков грамотного письма. В программе и учебниках представлены четыре группы правил: 1) обозначение звуков буквами; 2) перенос слов; 3) раздельное написание слов: 4) написание заглавной буквы.
Примерное количество слов для словарных диктантов: II класс —8—10Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:класс, в конце первого полугодия – 25 - 30
2 класс, в конце года – 35 - 45. Тексты, предназначенные для изложения, в каждом классе увеличиваются соответственно на 15—20 слов.
В начальных классах орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила включены в грамматические темы, связанные с изучаемым орфографическим материалом.
Одной из важных задач обучения русскому языку в I—IV классах является также формирование навыков каллиграфически правильного написания слов.
Во II—IV классах обучение каллиграфии строится с учетом трудностей и недостатков каждого ученика в становлении почерка. Дифференцированный подход является ведущим методическим условием формирования каллиграфического навыка. Свое- временное исправление ошибок в начертании букв, показ в тетрадях письменного образца буквы, ее соединений приобретают особую значимость для младших школьников, поскольку невнимание к ошибочному начертанию буквы вызывает у ребенка уверенность в правильном написании и серьезно тормозит развитие нужного качества письма. Данное обстоятельство обусловливает необходимость каждодневной работы учителя над совершенствованием каллиграфически правильного письма. 7—8 минут на уроке русского языка достаточно для того, чтобы обсудить с детьми допущенные ошибки в начертании букв, показать образец каллиграфически правильного написания определенной группы букв и написать 2—3 строчки слогов и слов. А в дальнейшем на протяжении всего урока необходимо целенаправленно развивать каллиграфическую зоркость и глазомер, самоконтроль за правильным начертанием букв, аккуратность, совершенствовать ритмичность и скорость письма. Этому способствует строгая дозировка объема письменных заданий на урок, спокойная рабочая обстановка на уроке, систематическая проверка тетрадей, наличие наглядных пособий по технике письма.
Основные требования к знаниям и умениям к концу II класса
Обучающиеся должны знать:
- названия букв русского алфавита;
- признаки гласных и согласных звуков;
- гласные ударные и безударные;
- согласные твердые и мягкие; глухие и звонкие;
- правила переноса.
Обучающиеся должны уметь:
- каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты из 35—45 слов без пропусков, вставок, искажений букв;
- делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;
- обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами и ь;
- писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, в названиях городов, деревень, в кличках животных;
- писать слова с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк, чн, чт;
- правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов (ряд, воз), безударные гласные в двусложных словах (мячи, река, окно);
- писать слова с двойными согласными (типа Анна, группа, класс, суббота), слова с разделительным ь, слова с непроверяемыми написаниями по программе II класса);
- писать раздельно предлоги со словами;
- производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв (в словах типа конь, сова, стриж);
- правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;
- различать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?;
- устанавливать связь слов в предложении из 3—4 слов; выделять подлежащее и сказуемое;
- составлять предложение из слов, устанавливая между ними связь по вопросам;
- употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения;
- определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;
- делить сплошной текст на предложения (3—4 предложения);
- устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трех частей);
- составлять и записывать текст из 3—5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации; - - употреблять при записи текста красную строку.
Учебно – тематический план по русскому языку во 2 классе
-
№
п/п
Тема раздела
Кол-во часов
В том числе
Дикт.
Излож.
Сочин.
Пров.раб.
Спис.
1.
Речь
7
2.
Звуки речи. Буквы. Слог
48
6
1
3
1
1
3.
Предложение
15
1
1
4.
Слово
60
2
2
2
1
1
5.
Текст. Связная речь
25
3
6.
Повторение
15
1
1
1
1
Всего:
170
10
7
7
2
3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
II КЛАСС (170 ч)
РЕЧЬ (7 ч)
Язык как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная. Слово, предложение, текст — единицы речи (наблюдения в процессе общения).
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
Знать/понимать
- речь и ее значение в жизни;
- предложения в тексте связаны;
- слова, используемые при приветствии и прощании;
- слово что – то называет или кого – то называет, слова в предложении связаны по смыслу;
- выделять, оформлять предложения в письменной речи;
- употреблять заглавную букву в начале предложения;
Уметь:
- наблюдать за особенностями устной речи;
- сопоставлять текст и отдельные предложения;
- озаглавливать текст;
- распознавать главные члены предложения, устанавливая по вопросам связь слов в предложении;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- использования в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
- оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонационного или пунктуационного);
- самостоятельного составления или воспроизведения и записи небольших текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, рисунку (сюжетным рисункам);
ЗВУКИ РЕЧИ. БУКВЫ. СЛОГ (48 ч)
Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные (их признаки). Гласные звуки и буквы.
Двойная роль букв е, ё, ю, я. Слова с буквой э. Согласный звук [й] и гласный звук [и]. Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч], [щ]. Буквы и, а, у в сочетаниях жи — ши, ча — ща, чу —щу. Сочетания чк, чн, чт. Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э. Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, и, ю, я. Ь для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.
Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.
Парные звонкие и глухие согласные. Обозначение их буквами: глаза — глаз — глазки. Буква, которую перед записью нужно проверять (общее понятие об орфограмме). Проверка согласных на конце слова.
Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные.
Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах: сосны — сосна. Проверка путем изменения формы слова.
Разделительный ь.
Двойные согласные в словах типа класс, касса, группа.
Алфавит. Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы.
Правила произношения слов1. Умение правильно выделять в слове ударный слог (магазин, портфель, понял, красивее); в отдельных словах сочетание чн произносить как [шн| (скучный, конечно), на месте буквы г — звук [в] (сегодня), на месте буквы е — звук [э] (модель, антенна, шоссе); произносить сочетание сч как [щ] (счет, счастье) и др. Умение пользоваться справочной страницей учебника «Произноси правильно слова».
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
Знать/понимать
-о роли звуков в различении смысла слов;
-отличительные признаки согласных звуков и букв;
-парные и непарные звонкие и глухие согласные;
-какой звук образует слог;
-правила списывания текста, переноса слов;
-ознакомление с алфавитом;
Уметь:
-различать и сравнивать звуки и буквы, признаки гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, парных и непарных, твёрдых и мягких согласных, сравнивать слова;
-письменно отвечать на вопросы;
-анализировать и кратко характеризовать звуки речи;
-различать произношение и написание слов;
-находить способы проверки написания слов (в том числе по словарю)
-каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты без пропусков, вставок, искажения букв;
-различать гласный звук и и согласный звук [й];
-правильно писать слова с буквой «;
-правильно переносить слова с буквой й;
-делить сплошной текст на предложения;
-различать согласные звуки по мягкости-твердости, глухости-звонкости, парные и непарные звуки;
-выделять звонкие и глухие согласные звуки;
-выполнять звукобуквенный анализ слова;
-писать слова с парными согласными звуками- делить слова на слоги;
-подсчитывать количество слогов в словах;
-находить ошибки в делении слов на слоги;
-пользоваться алфавитом;
-правильно называть буквы алфавита;
-анализировать звукобуквенный состав слова
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
правильного написания слов с буквой й;
обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове; с разделительным мягким знаком (ь);
использования прописной буквы в именах собственных;
использования алфавита в работе со словарем; деления слов на слоги и переноса слов;
На выходе изучаемой темы планируется проверочная работа и контрольный диктант.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (15 ч)
Предложение — единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения над интонацией предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения. Логическое ударение в предложении.
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
Знать/понимать
- типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
- о предложении как единице высказывания;
- о повествовательном , вопросительном и побудительном предложениях, виды предложений по интонации;
- о видах предложения, знаках препинания в конце предложения;
Уметь:
- составлять предложения из слов и словосочетаний;
- делить предложения на слова;
- выделять предложения из сплошного текста;
- оформлять предложения на письме;
- ставить соответствующие знаки препинания в конце предложения в зависимости от цели высказывания и интонации;
- каллиграфически правильно списывать слова, предложения, тексты, без пропусков, искажения букв;
- воспринимать звучащую речь;
- работать со словарями;
- соблюдать орфоэпические нормы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
письмо под диктовку текстов (35 - 52 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами
На выходе изучаемой темы планируется проверочная работа и контрольный диктант
СЛОВО (60 ч)
Лексическое значение слова (общее понятие). Многозначность слова (наблюдение).
Слова как названия предметов, признаков предметов, действий предметов (сопоставление).
Имя существительное (ознакомление). Общее значение. Вопросы кто? что? Роль имен существительных в речи. Заглавная буква в собственных именах существительных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях городов, деревень, улиц, рек, озер, морей). Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, близкие и противоположные по смыслу.
Глагол (ознакомление). Общее значение. Вопросы что делать? что делает? что делают? что делал? что делали? что сделать? что сделает? что сделают? что сделал? что сделали? и др. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи. Наблюдение за употреблением глаголов в различных временных формах. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу.
Имена прилагательные (ознакомление). Общее значение. Вопросы какой? какая? какое? какие? Роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Наблюдения за согласованием в числе имени существительного и глагола, имени существительного и прилагательного (практически, в процессе составления предложений).
Предлоги. Раздельное написание со словами наиболее распространенных предлогов: в, на, о, об, с, из, без, над, под, от, до, у, около.
Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова (общее понятие). Наблюдение за единообразным написанием корней в од-нокоренных словах: дом — домашний, морковный — морковь. Проверка безударных гласных, парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов: река — реки, словарь — слово, круг — круги, ягодка — ягода. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах: мороз — морозный, морозить.
Ознакомление с толковым словарем.
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
Знать/понимать
-термины и понятия «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
-различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
-способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
-термины, лексическое значение и основные грамматические признаки (вопрос, число) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
- употребление в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
- различать части речи;
Уметь:
-по двум признакам – значению и вопросу – определять части речи;
-определять число имен существительных, имен прилагательных и глаголов;
-раздельно писать предлоги со словами
-проверять обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов; выделения частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола — по двум признакам — значению и вопросу;
На выходе изучаемой темы планируется проверочная работа и контрольный диктант.
ТЕКСТ. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ (25 ч)
Тема текста. Сопоставление текста и набора отдельных предложений, не объединенных общей темой. Связь по смыслу предложений в тексте.
Заголовок. Опорные слова в тексте.
Текст — повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Части повествовательного текста: начало, основная часть, концовка (ознакомление). Красная строка в тексте.
Изложение. Изложение (по вопросам) повествовательного текста (30—45 слов).
Сочинение. Составление и запись текста по сюжетной картинке (или серии картинок) под руководством учителя. Составление текста на определенную тему из жизни детей, об их увлечениях, играх, о любимых животных, игрушках и т. п. Коллективное составление текста-повествования (30—40 слов).
Речевая этика. Выражение благодарности, просьбы, извинения. Слова приветствия, прощания.
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
Знать/понимать
- что такое текст;
- структуру текста – повествования;
Уметь:
- отличать текст от предложений;
- определять роль текста в общении людей;
- выделять части в тексте, использовать красную строку;
- анализировать свою письменную работу;
- работать над ошибками, допущенными в изложении;
- делить текст повествование на части, соблюдая красную строку;
- составлять повествовательный текст из трех частей;
- делить текст на части в соответствии с данным планом;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонационного или пунктуационного);
самостоятельного составления или воспроизведения и записи небольших текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, рисунку (сюжетным рисункам);
На выходе изучаемой темы планируется написание словарного диктанта.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА ГОД (15 ч)
Речь устная и письменная. Звуки и буквы. Алфавит. Буквы и, а, у в сочетаниях жи — ши, ча — ща, чу — щу. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ё, ю, я, ь. Разделительный ь. Двойные согласные. Главные члены предложения. Слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета. Предлоги. Корень, однокоренные слова. Проверка безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова.
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
Знать/понимать
названия букв русского алфавита;
признаки гласных и согласных звуков;
гласные ударные и безударные;
согласные твердые и мягкие; глухие и звонкие;
правила переноса.
уметь:
каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты из 35—45 слов без пропусков, вставок, искажений букв;
делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам:
обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами и ь;
писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, в названиях городов, деревень, в кличках животных;
писать слова с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк, чн, чт;
правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов (ряд, воз), безударные гласные в двусложных словах (мячи, река, окно);
писать слова с двойными согласными (типа Анна, группа, класс, суббота), слова с разделительным ь, слова с непроверяемыми написаниями по программе II класса);
писать раздельно предлоги со словами;
производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв (в словах типа конь, сова, стриж);
правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;
различать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?;
устанавливать связь слов в предложении из 3—4 слов; выделять подлежащее и сказуемое;
составлять предложение из слов, устанавливая между ними связь по вопросам;
употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения;
определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;
делить сплошной текст на предложения (3—4 предложения);
устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трех частей);
составлять и записывать текст из 3—5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации; употреблять при записи текста красную строку.
ЧИСТОПИСАНИЕ *
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д.
Работа над формой букв и их соединениями в словах. Написание строчных, заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;
* Упражнения по чистописанию проводятся на каждом уроке русского языка (7-10 ми).
4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б;
5) ь, ы, г и их варианты в соединениях;
6) н, ю, Н, Ю, к, К;
7) В, в, 3, з, Э, э, Ж,ж,X, х, ф;
8) Ф, У, Г, П, Т, Р, Б, Д.
Упражнения, обучающие письму в одну линейку. Письмо букв и их соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при начертании: П, Т, Р, Ж, У, Я, X, Н, К, Ф и др.; а, у, д,
з, в, б, т и др.
Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
Слова с непроверяемыми написаниями
Берёза, быстро, весело, ветер, воробей, ворона, город, девочка, дежурный, деревня, заяц, здравствуй (-те), капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лисица, лопата, машина, медведь, медведица, молоко, мороз, Москва, народ, одежда, пальто, пенал, петух, платок, посуда, работа, ребята, Родина, русский, сапоги, скоро, собака, сорока, спасибо, суббота, тетрадь, товарищ, урожай, ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык.
Изложения, самостоятельные, контрольные диктанты и списывания.
№ п/п
№ урока
изложение и
сочинение
самостоятельные работы
диктант
контрольное списывание
1.
9
Выделение предложений в устной и письменной речи.
2.
18
Деление сплошного текста на предложения.
3.
22
Устное сочинения по серии картинок.
4.
29
Правильное написание слов с сочетаниями ча- ща, чу-щу.
5.
32
Алфавит и азбука.
6.
38
Перенос слов.
7.
42
Гл. члены предложения: подлежащие и сказуемое.
8.
44
Правописание имён собственных, буквосочетаний ча-ща, жи-ши, чк, перенос слов.
9.
48
Структурные части текста-повествования. Изложение зрительного воспринятого текста.
10.
49
Предложение и текст.
11.
50
Изложение. Составление устного рассказа по картинкам.
12.
53
Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова.
13.
54
Мягкий знак.
14.
57
Изложение текст по вопросам.
15.
58
Мягкий знак на конце.
16.
63
Парные согласные на конце слова.
17.
71
Проверка безударных гласных в двухсложных словах.
18.
72
Изложение. Составление рассказа по картинке. Восстановление деформированного текста.
19.
73
Безударные гласные, звонкие и глухие согласные на конце слова.
20.
79
Проверка знаний о разделительном ь и ъ - показатели мягкости.
21.
80
Безударные гласные.
22.
88
Изложение текст по вопросам.
23.
94
Заглавная буква в именах собственных.
24.
95
Изложение по вопросам с дополнением текста.
25.
97
Правописания слов с изученными орфограммами.
26.
98
Заглавная буква в именах собственных.
27.
105
Глагол.
28.
108
Прилагательное.
29.
112
Перенос слов.
30.
117
Части речи, парные согласные, предлоги.
31.
126
Предлоги.
32.
134
Изложение по опорным словам.
33.
136
Гл.члены предложения, предлоги, безударные гласные и т.д.
34.
140
Сочинение по серии картинок и началу.
35.
150
Сочинение по серии картинок и готовому плану.
36.
154
Изложение текста по вопросам, коллективно подобранным опорным словам.
37.
156
Сочинение по плану на тему, аналогичную изложению.
38.
УМК "Школа Росси" учебная литература:
1.Русский язык: учебник для 2 кл.: В 2 ч. Ч.1/ Т.Г.Рамзаева. – 8-е изд., стереотипю – М.: Дрофа
2. Т.Г.Рамзаева, Л.П.Савинкина Русский язык: тетрадь для упражнений по рус.яз. и речи. 2 кл. – М.: Дрофа
3. Тесты по русскому языку: 2 класс: к учебнику Т.Г.Рамзаевой «Русский язык. 2 класс» / Л.П.Николаева, И.В.Иванова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен»
Литература для учителя
1.Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: Пособие для учителя/Авт.-сост. Л.И.Тикунова, Т.В.Игнатьева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 320 с.
2.Русский язык. 2 кл.: Кн. Для учителя: Тематическое и поурочное планирование. – 3-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.
3.Русский язык: учебник для 2 кл.: В 2 ч. Ч.1/ Т.Г.Рамзаева. – 8-е изд., стереотипю – М.: Дрофа, 2007. – 126
4.Русский язык: учебник для 2 кл.: В 2 ч. Ч.2/ Т.Г.Рамзаева. – 8-е изд., стереотипю – М.: Дрофа, 2007. – 94
5.Русский язык. 1 – 4 классы:программа для общеобразовательных учреждений/ Т.Г.Рамзаева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 47
6.Русский язык. 2 класс:итоговая тестовая проверка знаний/ авт.-сост. Е.В.Волкова, Т.В.Типаева. – Изд.2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2010. – 51 с.
7.Тесты по русскому языку: 2 класс: к учебнику Т.Г.Рамзаевой «Русский язык. 2 класс» / Л.П.Николаева, И.В.Иванова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 157 с.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
по предмету Русский язык 2 класс
1. Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: Пособие для учителя/Авт.-сост. Л.И.Тикунова, Т.В.Игнатьева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 320 с., с. 59-110
2. Русский язык. 2 класс:итоговая тестовая проверка знаний/ авт.-сост. Е.В.Волкова, Т.В.Типаева. – Изд.2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2010. – 51 с.
3. Тесты по русскому языку: 2 класс: к учебнику Т.Г.Рамзаевой «Русский язык. 2 класс» / Л.П.Николаева, И.В.Иванова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 157 с.
Календарно-Тематическое планирование
№ п\п
Тема урока
Дата
Кол-во часов
1.
(1)
Учебник «Русский язык» как средство обучения родному языку и речи
2.
(2)
Текст и предложения в нашей речи.
3.
(3)
Слово и предложение – единицы речи.
4.
(4)
Слово и слог. Гласные и согласные звуки.
5.
(5)
Упражнение в делении слов на слоги и чётком произношении слов.
РЕЧЬ
(4ч)
6.
(1)
Речь в жизни человека.
7.
(2)
Речь устная и письменная.
8, 9.
(3-4)
Выделение предложений в устной и письменной речи.
ЗВУКИ И БУКВЫ.
(9ч)
10.
(1)
Особенности звуков и букв.
11.
(2)
Гласные и согласные звуки.
12.
(3)
Гласные звуки и буквы.
13.
(4)
Слова с буквой э в начале слова.
14.
(5)
Р.р. Письменные ответы на вопросы к тексту.
15.
(6)
Речевой этикет. Слова-приветствия.
16.
(7)
Согласные звуки и буквы.
17.
(8)
Согласный звук [й] и буква й.
18.
(9)
Контрольное списывание с делением текста на предложения.
ГЛАСНЫЕ И, А, У ПОСЛЕ ШИПЯШИХ. СОЧЕТАНИЕ ЧН, ЧК.
(12ч)
19
(1)
Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч], [щ]. написание слов с сочетаниями жи, ши.
20
(2)
Слова с сочетаниями жи, ши.
21.
(3)
Упражнение в написании слов с сочетаниями жи, ши.
22
(4)
Устное сочинение по серии картинок. Наблюдение за делением текста на части и соответствием заголовка и текста. Списывание текста.
23
(5)
Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу.
24, 25
(6-7)
Упражнение в написании с сочетаниями ча, ща, чу, щу.
26.
(8)
Слова с сочетаниями чк, чн.
27.
(9)
Слова с сочетаниями чк, чн, чт.
28.
(10)
Обобщающий урок по теме: «Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт».
29.
(11)
Диктант.
30.
(12)
Анализ диктанта. Работа над ошибками.
АЛФАВИТ.
(2ч)
31, 32.
(1-2)
Алфавит или азбука
.
СЛОВО И СЛОГ. ПРЕРНОС СЛОВ.
(6ч)
33.
(1)
Слово и слог.
34.
(2)
Деление слов на слоги.
35.
(3)
Упражнение в делении слов на слоги. Повторение слов с непроверяемыми гласными (слова из словаря).
36.
(4)
Перенос слов.
37.
(5)
Слова, которые не переносят. Перенос слов с буквой й в середине.
38.
(6)
Упражнение в переносе слов.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ТЕКСТ.
(12ч)
39.
(1)
Предложение как единица речи.
40.
(2)
Знаки препинания в конце предложения.
41.
(3)
Общее понятие о главных членах предложения.
42-43.
(4-5)
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
44.
(6)
Диктант за 1-ю четверть.
45.
(7)
Анализ диктанта и работа над ошибками.
46.
(8)
Общее понятие о тексте.
47.
(9)
Виды текстов: повествование, описание, рассуждение.
48.
(10)
Структурные части текста- повествования. Изложение зрительно воспринятого текста.
49.
(11)
Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение материала по теме: «Предложение и текст».
50.
(12)
Р. р. Составление устного рассказа по картинкам. Изложение на ту же тему по плану.
МЯГКИЕ И ТВЕРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И ИХ ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ.
(8ч)
51.
(1)
Обозначение мягкости и твердости на письме гласными буквами.
52.
(2)
Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.
53,54.
(3-4)
Обозначение мягкости согласного в конце и в середине слова.
55.
(5)
Слова – приветствия. Сопоставление слов, в которых мягкость согласных обозначается ь и не обозначается.
56.
(6)
Правописание и перенос слов с мягким знаком.
57.
(7)
Р. р. Изложение текста по вопросам.
58.
(8)
Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение знаний о способах обозначения мягкости согласных на письме и перенос слов с ь в середине.
ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.
(5ч)
59.
(1)
Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные по звонкости - глухости, мягкости - твердости.
60.
(2)
Парные звонкие и глухие согласные. Особенности проверочных и проверяемых слов.
61, 62.
(3-4)
Способ проверки парных согласных на конце слова.
63.
(5)
Упражнение в написании слов с парными согласными на конце слова. Контрольное списывание.
ОБОЗНАЧЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В УДАРНЫХ И БЕЗУДАРНЫХ СЛОГАХ.
(11ч)
64.
(1)
Ударение. Ударный и безударный слог.
65.
(2)
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах.
66.
(3)
Особенности проверочного слова.
67.
(4)
Проверка безударных гласных в двусложных словах.
68.
(5)
Связь между предложением в тексте. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.
69.
(6)
Проверка безударных гласных в двусложных словах. Текст и предложение.
70.
(7)
Упражнение в написании слов с проверяемыми безударными гласными.
71.
(8)
Проверка безударных гласных в двусложных словах.
72.
(9)
Р. р. Составление рассказа по картинке. Восстановление деформированного текста.
73.
(10)
Диктант за 2 четверть
74.
(11)
Работа над ошибками
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь.
(7ч)
75.
(1)
Понятие о разделительном мягком знаке.
76.
(2)
Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака.
77.
(3)
Упражнение в написании слов с разделительным ь и ь - показателем мягкости согласного.
78.
(4)
Упражнение в написании слов с ь.
79.
(5)
Проверка знаний о разделительном ь и ь - показателе мягкости согласных
80.
(6)
Диктант по теме: «Правописание мягкого знака в словах».
81.
(1)
Слова, в которых пишутся две одинаковые буквы. Работа над ошибками.
ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ.
(3ч)
82.
(1)
Р.р. Изложение зрительно воспринятого текста.
83 ,84
(2-3)
Перенос слов с двойными согласными.
СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
(14ч)
85.
(1)
Слово и предложение.
86.
(2)
Понятие о словах называющих предметы (имена существительные).
87.
(3)
Распознавание существительных, отвечающих на вопросы кто? и что? (одушевленные и неодушевленные существительные)
88.
(4)
Р. р. Изложение текста по вопросам.
89.
(5)
Работа над ошибками в изложении. Связь слов в предложении по смыслу.
90.
(6)
Упражнение в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных. Повторение правописания слов с сочетаниями ча, ща, чу, щу чк, чн.
91.
(7)
Обобщение знаний об именах существительных. Повторение изученных правил написания слов.
92.
(8)
Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названия городов, деревень, улиц, рек.
93, 94
(9-10)
Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных.
95.
(11)
Р. р. Изложение по вопросам с дополнением текста.
96.
(12)
Работа над ошибками, допущенными в изложении.
97.
(13)
Диктант.
98.
(14)
Работа над ошибками. Закрепление по теме: «Имя существительное».
ГЛАГОЛ
(8ч).
99.
(1)
Понятие о словах, обозначающих действие предметов (о глаголах).
100.
(2)
Слова, отвечающие на вопросы что делает? что сделают? (глаголы в единственном и во множественном числе)
101.
(3)
Глаголы в единственном и во множественном числе.
102.
(4)
Употребление глаголов в разных временных формах.
103.
(5)
Глаголы, отвечающие на вопрос что делать? что сделать?
104.
(6)
Упражнение в употреблении глаголов в речи.
105.
(7)
Р. р. Восстановление деформированного текста по картинкам и его продолжение.
106.
(8)
Закрепление по теме: «Глагол».
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
(8ч)
107.
(1)
Понятие о словах, обозначающих признаки предметов (имена прилагательные).
108.
(2)
Различение слов отвечающих на вопросы какой? какая? какое?
109.
(3)
Различение прилагательных в единственном и во множественном числе
110.
(4)
Прилагательные, противоположные по смыслу, их употребление в речи.
111.
(5)
Употребление прилагательных в речи.
112.
(6)
Обобщение знаний о словах – названиях предметов, признаков предметов, действий предметов.
113.
(7)
Контрольное списывание.
114.
(8)
Закрепление по теме:
« Имя прилагательное».
ПРЕДЛОГ
(7ч).
115.
(1)
Предлог как слово и его роль в речи.
116.
(2)
Раздельное написание предлогов со словами.
117.
(3)
Единообразное написание предлогов не зависимо от их произношения.
118.
(4)
Р. р. Составление устного рассказа по картинке. Озаг-лавливание текста, связь предложений в тексте.
119.
(5)
Проверочная работа.
120.
(6)
Работа над ошибками.
121.
(7)
Р. р. Речевой этикет. Слова благодарности.
РОДСТВЕННЫЕ (ОДНОКОРЕННЫЕ) СЛОВА.
(9ч).
122.
(1)
Общее понятие об однокоренных (родственных) словах.
123, 124.
(2-3)
Признаки однокоренных слов.
125.
(4)
Диктант за 3-ю четверть.
126.
(5)
Анализ диктанта и работа над ошибками. Правописание однокоренных слов
128, 127.
(6-7)
Единообразное написание корня в однокоренных словах.
129.
(8)
Р. р. Сочинение по картинке по опорным словам.
130.
(9)
Закрепление по теме: «Однокоренные (родственные) слова».
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ.
(5ч).
131.
(1)
Способы проверки безударных гласных в корне.
132.
(2)
Распознавание проверочных слов и слов, которые нужно проверять. Подбор однокоренного проверочного слова
133.
(3)
Проверка в написании слов с безударными гласными в корне.
134- 135.
(4-5)
Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне.
ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ.
(6ч).
136.
(1)
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне.
137.
(2)
Проверка парных согласных в корне путем подбора однокоренных слов.
138.
(3)
Р. р. Изложение по опорным словам. Проверка парных согласных в корне.
139.
(4)
Проверка парных согласных и безударных гласных в корне.
140.
(5)
Диктант по теме: «Правописание парных согласных и безударных гласных в корне слова».
141.
(6)
Анализ диктанта. Работа над ошибками.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
(5ч)
142.
(1)
Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.
143.
(2)
Связь слов в предложении.
144.
(3)
Р. р. Сочинение по серии картинок и началу.
145.
(4)
Работа над ошибками. Связь слов в предложении.
146.
(5)
Упражнение в установлении связи слов в предложении.
ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА.
(22ч)
147.
(1)
Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи.
148.
(2)
Обобщение знаний об алфавите.
149.
(3)
Обобщение знаний о звуках и буквах, о слоге.
150.
(4)
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
151.
(5)
Обобщение правил переноса слов с ь и буквой й в середине слова.
152.
(6)
Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
153.
(7)
Слова с сочетаниями чк, чн.
154.
(8)
Р. р. Сочинение по серии картинок и готовому плану.
155.
(9)
Анализ сочинений. Работа над ошибками.
156.
(10)
Повторение сведений о словах, называющих предметы, признаки предметов, действия предметов (о существительном, прилагательном, глаголе.)
157.
(11)
Обобщение знаний об имени существительном.
158.
(12)
Обобщение знаний об имени прилагательном.
159.
(13)
Обобщение знаний о глаголе.
160.
(14)
Р. р. Изложение текста по вопросам, коллективно подобранным словам.
161.
(15)
Анализ изложений. Работа над ошибками. Правописание слов с ь - показателем мягкости и разделительным ь.
162.
(16)
Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ,чт.
163.
(17)
Р. р. Сочинение по плану на тему, аналогичную теме изложения.
164.
(18)
Анализ сочинений. Работа над ошибками.
165.-167.
(19-20)
Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.
168.
(21)
Упражнение в установлении связи слов в предложении.
169.
(22)
+
170
(23)
Обобщение знаний по курсу «Русский язык».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ