Открытый уроку по русскому языку «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дмитриева»
Дмитриевского района Курской области
Учитель: Медоева Т. С.
Дмитриев, 2008г.
Цель: повторить изученное об имени прилагательном; помочь учащимся освоить алгоритм определения Н – НН в суффиксах прилагательных; воспитывать личностно-смысловое отношение к русскому языку как к учебному предмету.
Оборудование: мультимедийная установка
Ход урока
Оргмомент.
II. Повторение изученного.
Мы в преддверии нового года продолжаем изучать имя прилагательное в такой уютной новогодней обстановке (подписываем число, классная работа).
Работаем с предложением:
Яркие игрушки укр…шали елку и от них в комнату будто лился в…селый свет.
(один ученик у доски объясняет орфограммы и пунктограммы; второй ученик дает характеристику предложению и строит схему).
2. На доске выписаны слова:
Ярки… и веселы…
- Какой частью речи являются выписанные слова?
- Объясните правописание окончаний;
- Какое из слов является языковым выразительным средством? Определите
каким.
3. На слайдах 2 -3 (приложение к уроку) тестовые задания на повторение изученного материала. Работаем устно. Если допускаются ошибки, находим правильные ответы, поясняя их.
4. На последнем уроке мы изучали правописание О–Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных (учащиеся рассказывают правило, приводя примеры). Предлагаю работу:
1) по карточкам (для слабых учеников);
2) двое работают у доски (один ученик образовывает степени сравнения от прилагательного яркие; второй - производит морфологический разбор слова веселый);
3) остальные учащиеся распределяют слова с орфограммами ( шприц..м, ж…лтый, ситц…вый, больш…го, ш…в, холщ…вый, деш…вый, снеж…к, плащ…м, ш…пот, камыш…вый, стереж…м) по соответствующим строкам таблицы – слайд 4 (оценки за работу выставляют сами учащиеся, проверяя ее по слайду 5).
III. Объяснение нового материала.
1. На доске два слова: обеде(н, нн)ый, пчели(н,нн)ый
- Сколько Н пишется в данных словах?
- Сможете ли объяснить, почему?
- Сформулируйте тему урока (записываем ее в тетрадь).
2. Используя слайды 6 -7, помогаю учащимся понять алгоритм определения Н-НН в суффиксах прилагательных (в тетради записывается опорная схема).
3.Закрепление.
Работа с учебником.
1) упражнение 316 (суффикс -ин-) – пять слов по заданию образуем и записываем в тетрадь.
К ним добавляем отгаданные слова:
а) об упрямом человеке говорят, что у него … упрямство;
б) о человеке здоровом, выносливом говорят, что у него … здоровье;
в) если люди занимаются мелкими, недостойными делами, то говорят, что они занимаются … возней;
2) упражнение 318 (суффикс -ян-) – пять слов по заданию.
К ним добавляем прилагательные, образованные от словосочетаний:
пальто из кожи, островок из песка, хлеб из ржи.
3) упражнение 318 (суффикс -енн-) – пять слов по заданию.
К ним добавляем прилагательные с суффиксом -онн-, образованные от слов станция, информация, авиация.
4) послушайте шуточное стихотворение и правильно запишите слова с орфограммой сегодняшнего урока:
Туман одно включает Н,
Но если вечер был туманный,
В основе Н и суффикс Н,
И получается два Н,
Запомним этот случай странный.
Осел ударил в барабан,
И звук раздался барабанный,
Из бани выскочил баран,
За ним вдогонку веник банный.
Прокомментируйте правописание прилагательных.
4. Учащиеся воспроизводят правило по слайдам 6 – 7 или по опорной схеме.
5. На слайде 8 - текст (работаем, если останется несколько минут до конца урока).
IV. Домашнее задание: учить правило по опорной схеме, упражнение 321.
V. Общие выводы и оценки (выставляем и комментируем вместе с учащимися).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ