Открытый уроку по русскому языку «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дмитриева»

Дмитриевского района Курской области





























Учитель: Медоева Т. С.












Дмитриев, 2008г.

Цель: повторить изученное об имени прилагательном; помочь учащимся освоить алгоритм определения Н – НН в суффиксах прилагательных; воспитывать личностно-смысловое отношение к русскому языку как к учебному предмету.


Оборудование: мультимедийная установка


Ход урока

  1. Оргмомент.

II. Повторение изученного.

Мы в преддверии нового года продолжаем изучать имя прилагательное в такой уютной новогодней обстановке (подписываем число, классная работа).

  1. Работаем с предложением:

Яркие игрушки укр…шали елку и от них в комнату будто лился в…селый свет.

(один ученик у доски объясняет орфограммы и пунктограммы; второй ученик дает характеристику предложению и строит схему).


2. На доске выписаны слова:

Ярки… и веселы…

- Какой частью речи являются выписанные слова?

- Объясните правописание окончаний;

- Какое из слов является языковым выразительным средством? Определите

каким.


3. На слайдах 2 -3 (приложение к уроку) тестовые задания на повторение изученного материала. Работаем устно. Если допускаются ошибки, находим правильные ответы, поясняя их.


4. На последнем уроке мы изучали правописание О–Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных (учащиеся рассказывают правило, приводя примеры). Предлагаю работу:

1) по карточкам (для слабых учеников);

2) двое работают у доски (один ученик образовывает степени сравнения от прилагательного яркие; второй - производит морфологический разбор слова веселый);

3) остальные учащиеся распределяют слова с орфограммами ( шприц..м, ж…лтый, ситц…вый, больш…го, ш…в, холщ…вый, деш…вый, снеж…к, плащ…м, ш…пот, камыш…вый, стереж…м) по соответствующим строкам таблицы – слайд 4 (оценки за работу выставляют сами учащиеся, проверяя ее по слайду 5).

III. Объяснение нового материала.

1. На доске два слова: обеде(н, нн)ый, пчели(н,нн)ый

- Сколько Н пишется в данных словах?

- Сможете ли объяснить, почему?

- Сформулируйте тему урока (записываем ее в тетрадь).


2. Используя слайды 6 -7, помогаю учащимся понять алгоритм определения Н-НН в суффиксах прилагательных (в тетради записывается опорная схема).


3.Закрепление.

Работа с учебником.

1) упражнение 316 (суффикс -ин-) – пять слов по заданию образуем и записываем в тетрадь.

К ним добавляем отгаданные слова:

а) об упрямом человеке говорят, что у него … упрямство;

б) о человеке здоровом, выносливом говорят, что у него … здоровье;

в) если люди занимаются мелкими, недостойными делами, то говорят, что они занимаются … возней;

2) упражнение 318 (суффикс -ян-) – пять слов по заданию.

К ним добавляем прилагательные, образованные от словосочетаний:

пальто из кожи, островок из песка, хлеб из ржи.

3) упражнение 318 (суффикс -енн-) – пять слов по заданию.

К ним добавляем прилагательные с суффиксом -онн-, образованные от слов станция, информация, авиация.

4) послушайте шуточное стихотворение и правильно запишите слова с орфограммой сегодняшнего урока:

Туман одно включает Н,

Но если вечер был туманный,

В основе Н и суффикс Н,

И получается два Н,

Запомним этот случай странный.

Осел ударил в барабан,

И звук раздался барабанный,

Из бани выскочил баран,

За ним вдогонку веник банный.

Прокомментируйте правописание прилагательных.


4. Учащиеся воспроизводят правило по слайдам 6 – 7 или по опорной схеме.

5. На слайде 8 - текст (работаем, если останется несколько минут до конца урока).


IV. Домашнее задание: учить правило по опорной схеме, упражнение 321.


V. Общие выводы и оценки (выставляем и комментируем вместе с учащимися).

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ