Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 4 классе (170 часов) 2014-2015 уч. год
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Емельяновская основная образовательная школа»
Мошковского района
Рассмотрена и одобрена Утверждаю
на педагогическом совете директор школы
Протокол № от ____________ Н.В.Макарова
Рабочая программа
по предмету «Русский язык» в 4 классе
учителя высшей квалификационной категории
Трубачевой Анны Вадимовны
(программа рассчитана на 170 часов, 5ч. в неделю)
п. Емельяновский
2014-2015 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Емельяновская основная общеобразовательная школа» Мошковского района Новосибирской области, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2011 года, годовым календарным графиком и учебным планом школы, на основе программы под редакцией В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Данная программа составлена с учетом психологических особенностей класса
Психолого-педагогическая характеристика ученического коллектива
4 класса .
В классе учится 7человек. Из них девочек 2, мальчиков 5.
Четверо учащиеся учатся на «хорошо», два человека имеют базовый уровень обучаемости, одна девочка показала в третьем классе знания ниже базового уровня. (Бабич Настя)
Уровень сформированности познавательной и учебной мотивации в основном средний.
Работоспособность класса в целом, выше среднего.
В коллективе есть лидер признанный самим же учебным коллективом. (Мирошниченко Сергей)
Психологический климат в классе хороший, ребята дружелюбны, открыты, стремятся к взаимопомощи и взаимовыручке.
Конфликтные ситуации в коллективе возникают крайне редко, в основном из-за непонимания друг друга и сравнительно небольшого для их возраста опыта общения.
Отношение к учебной деятельности у большинства положительное.
Учащиеся в основном имеют адекватную самооценку, 1человек завышенную. (Воронцов Максим), 1человек заниженную (Головинскй Валера) Мотивация к обучению средняя.
Характеристика класса получена с опорой на данные наблюдения, изучение продуктов деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом данных психолого-педагогической характеристики учебного коллектива.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Учебно-методический комплект по русскому языку (программа, учебник, методическое пособие) направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей русскому языку в средней школе.
В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку. Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово».
Содержание учебного предмета
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170 ч)
Повторение изученного (11 ч)
Язык и речь (1 ч).
Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст (3 ч).
Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение (7ч).
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Предложение (9 ч)
Однородные члены предложения (5 ч) Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (4 ч) Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово в языке и речи (21 ч)
Слово и его лексическое значение (4 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
Состав слова (9 ч). Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Части речи (8 ч). Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Имя существительное (39 ч)
Склонение имен существительных (повторение)-5ч.
Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Три склонения имен существительных 8ч.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия)-18ч.
. Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе-8ч..
Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное (30 ч)
Повторение.4ч.
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных(общее представление).- 1ч.
(кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе-9ч..
Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных женского рода
в единственном числе -6ч.
Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных
во множественном числе – 6ч.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Обобщение по разделу: «Имя прилагательное»- 4ч.
Местоимение (8 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (34 ч)
Повторение 2ч.
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола 5ч.
(особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение)- 5ч..
Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление)-2ч.
Глаголы-исключения.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени -11ч.
Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени-3ч.
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Обобщение по теме: «Глагол»-6ч.
Повторение изученного (18ч)
Связная речь
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Чистописание
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Слова с непроверяемыми написаниями
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт. сверкатъ, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личных результатов:
* становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка и принятие образца « хорошего ученика»;
* принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
* понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
* осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
* понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
* уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
* развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;
* развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств.
* развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
* развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
* установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
* Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
* Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
* Использование знаково-символических средств представления информации.
* Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
* Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
* Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
* Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
* Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
* Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
* Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
* Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
* Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:
1. Первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общении.
3. Позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании.
4. Понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры.
5. Овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объеме материала изучаемого курса; использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней.
6. Приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.
7. Освоение первоначальных научных преставлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объеме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка.
8. Овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объеме материала изучаемого курса).
9. Овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объеме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебник: «Русский язык» 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого - М.: Просвещение, 2013.
2. Методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 4 класса В.П. Канакина, М.: Просвещение, 2013.
3. Сборник диктантов и самостоятельных работ «Русский язык» 1-4 классы, В.П. Канакина, Г.С. Щёголева М.: Просвещение, 2012.
4. «Работа с трудными словами в начальной школе» В.П. Канакина М.: Просвещение, 2007.
5. «Контрольные работы по русскому языку 4 класс»
Т.В. Игнатьева, Л.Е. Тарасова – М.: Экзамен, 2013.
Тематический план:
№
п/п
Тема (раздел) программы
Количество часов
Количество контрольных работ.
Количество практических работ по развитию речи
1
Повторение
11
-
2
2
Предложение
9
1
2
3
Слово в языке и речи
21
2
4
4
Имя существительное
39
1
3
5
Имя прилагательное
30
1
4
6
Местоимение
8
-
1
7
Глагол
34
1
4
8
Повторение
18
1
1
ВСЕГО:
170
7
21
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Тип урока/вид контроля
Планируемые результаты
Домашнее задание
Дата
предметные
метапредметные
личностные
Повторение (11ч)
1
Знакомство с учебником «Русский язык».
Наша речь и наш язык
Урок повторения
Расширение круга знаний о лексике, фонетике, орфографии, словообразовании, морфологии, синтаксису, культуре речи.
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; доказательство; коммуникативные: коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; регулятивные: постановка учебной задачи, оценивание качества и уровня усвоения материала
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор.
2
Текст и его план
Урок повторения
Уточнить представление об особенностях текста, как единицы речи; уметь распознавать повествовательные. описательные тексты, тексты-рассуждения
Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания
3
Обучающее изложение
Урок повторения
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
4
Анализ изложения. Типы текстов
Урок повторения
5
Предложение как единица речи
Урок повторения
6
Виды предложений по цели высказывания и по интонации
Урок повторения
Повторить понятия о слове, предложении, тексте. Обобщить знания о предложении, уметь распознавать предложения по цели высказывания. Уметь видеть обращение в устной и письменной речи.
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация; синтез; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
7
Обращение. Диалог.
Урок повторения
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
8
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Урок развития речи
Уметь распознавать главные и второстепенные члены предложения; разбирать предложения по членам
познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; коммуникативные: владение монологической и диалогической формами; регулятивные: составление плана и последовательности действий
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор на основе социальных и личностных ценностей
10
Словосочетание
Урок повторения
Уметь устанавливать связь слов в словосочетании, составлять словосочетания и выделять их из предложения
11
Проверочная работа
( изложение)
Урок контроля знаний и умений
Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Предложение (9 ч)
12
13
Однородные члены предложения.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными интонацией перечисления.
Урок усвоения новых знаний
Уметь распознавать однородные члены; оформлять предложения; произносить с интонацией перечисления.
Уметь употреблять предложения в речи.
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие; коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера; регулятивные: постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
14
15
Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными союзами.
Предложения с однородными членами без союзов и с союзами.
Урок усвоения новых знаний
Уметь употреблять в речи предложения с однородными членами. Обобщить знания о знаках препинания в русском языке.
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
16
Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»
Урок развития речи
Уметь употреблять в речи предложения с однородными членами, составлять текст – описание картины
познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи; регулятивные: составление плана действий;
познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка деятельности;
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
17
Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.
Урок закрепления новых знаний
Контролировать правильность предложений, корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки
.
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
18
Сложное предложение и простое предложение с однородными членами.
Урок закрепления новых знаний
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
19
Обучающее изложение повествовательного текста.
Урок развития речи
Уметь стилистически точно передавать содержание текста; уметь употреблять в письменной речи предложения с однородными членами
познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; контроль и оценка деятельности; коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи; регулятивные: составление плана и последовательности действий.
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор на основе социальных и личностных ценностей
20
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Урок контроля знаний и умений
Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Слово в языке и речи (21 ч)
21
Лексическое значение слова.
Урок усвоения новых знаний
Уточнить и углубить представление о лексическом значении слова, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов.
Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Работать с лингвистическими словарями.
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера; регулятивные: постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталонном; оценивание качества и уровня усвоения материала
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор на основе социальных и личностных ценностей
22
Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.
Урок усвоения новых знаний
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
23
Синонимы, антонимы, омонимы.
Урок усвоения новых знаний
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор на основе социальных и личностных
24
Фразеологизмы.
25
Состав слова. Значимые части слова.
Урок повторения
Уметь разбирать слова по составу; знать морфемный состав слова и роль каждой значимой части
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; моделирование; коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; регулятивные: постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталонном; оценивание качества и уровня усвоения материала
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
26
Состав слова. Значимые части слова.
Разбор слова по составу.
Урок повторения
Уметь разбирать слова по составу; знать морфемный состав слова и роль каждой значимой части
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
27
Состав слова. Приставки и суффиксы.
Урок повторения
Уметь разбирать слова по составу; знать морфемный состав слова и роль каждой значимой части
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор.
28-29
Правописание гласных и согласных в корне слова.
Урок повторения
Уметь распознавать однокоренные слова, подбирать однокоренные слова, уметь проверять написание орфограмм в корнях слов.
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с данным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
30-
Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание приставок и суффиксов
Урок повторения
Уметь строить и последовательно излагать текст; исправлять ошибки в своей работе
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
31
Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах.
Урок повторения
Уметь различать приставки и предлоги; упражнение в написании слов с предлогами и приставками, с суффиксами
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
32
Правописание слов с разделительными твердым(ъ) и мягким(ь) знаками.
Урок повторения
Знать о том, что показывает разделительный мягкий знак, перед какими буквами пишется
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор.
33
Изложение повествовательного деформированного текста.
Урок развития речи
Уметь работать с текстом, восстанавливать последовательность частей текста.
Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.
Оценивать результаты своей деятельности.
34
Части речи. Морфологические признаки частей речи
Урок повторения
Уметь распознавать самостоятельные и служебные части речи, распознавать существительное, определять род существительных
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения материала
Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, наблюдать за образованием наречий.
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
35
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, числительное, местоимение, глагол.
Урок ус-воения новых знаний
Уметь склонять имена существительные по падежам
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор
36
Части речи: имя числительное, глагол.
Урок усвоения новых знаний
Уметь распознавать глаголы, имена числительные. Изменять глаголы по временам.
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
37
Наречие как часть речи
Урок усвоения новых знаний
Уметь распознавать часть речи. Каким членом предложения является наречие. Какие окончания имеет.
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
38
Правописание наречий
Урок усвоения новых знаний
Развивать орфографическую зоркости
Уметь различать части речи
39
Наречие как часть речи. Образование наречий.
40
Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».
Урок развития речи
Уметь употреблять в речи предложения с однородными членами, составлять текст – описание картины
познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи.
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.
41
Контрольный диктант по теме «Части речи»
Урок контроля знаний и умений
Выявить, в какой степени закрепился навык правописания; уметь оформлять предложения, писать слова без пропусков букв.
познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи; коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи; регулятивные: сличение способа действия и его результата;
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Имя существительное (39 ч)
42
Работа над ошибками.
Изменение по падежам имен существительных.
Урок усвоения новых знаний
Уметь определять падеж имен существительных
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения материала
Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока,
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, на основе социальных и личностных ценностей
43
Признаки падежных форм имен существительных.
Урок усвоения новых знаний
Знать особенности имен существительных
44- 45
Различение имен существительных в И.п. Р.п. В.п.
Различение имен существительных в Д.п. В.п. Т.п
Урок усвоения новых знаний
Знать особенности имен существительных в Р.п. В.п., И.п., Д.п.. Т.п. уметь определять падеж.
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, на основе социальных и личностных ценностей
46
Различение имен существительных в предложном падеже. Несклоняемые имена существительные
Урок закрепления новых знаний
Знать падежи; уметь распознавать падеж имен существительных
47
Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение
Урок усвоения новых знаний
Уметь склонять имена существительные
48
Падежные окончания имен существительных 1-го склонения
Урок усвоения новых знаний
Уметь определять тип склонения имен существительных
49
2-е склонение имен существительных
Урок усвоения новых знаний
Уметь определять тип склонения имен существительных
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с данным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
50
Падежные окончания имён существительных 2-го склонения
Урок усвоения новых знаний
Уметь работать по алгоритму определения склонения имен существительных в косвенных падежах
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
51
3-е склонение имен существительных
Урок усвоения новых знаний
Уметь определять тип склонения имен существительных
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.
52
Падежные окончания имён существительных 3-го склонения
Урок усвоения новых знаний
Уметь работать по алгоритму определения склонения имен существительных в косвенных падежах
53
Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»
( или подробное изложение повествовательного текста)
Урок развития речи
Уметь определять тему рисунка, озаглавливать его, анализировать содержание и составлять текст.
54
Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных трех склонений.
Урок закрепления новых знаний
Уметь работать по алгоритму определения склонения имен существительных в косвенных падежах
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
55
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.
Урок закрепления новых знаний
Уметь определять ударные и безударные окончания имен существительных; отрабатывать навык склонения и умения определять склонение имен существительных
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с данным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
56
Именительный и винительный падежи имен существительных.
Урок усвоения новых знаний
Знать особенности правописания имен существительных в именительном и винительном падежах.
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
57-58
Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже
Урок усвоения новых знаний
Знать особенности правописания имен существительных в родительном падеже
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
59
Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных
Урок усвоения новых знаний
Знать особенности правописания одушевленных имен существительных в именительном, родительном и винительном падеже
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной письменной форме; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; регулятивные: постановка учебной задачи;
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
60
Падежные окончания имен существительных в дательном падеже
Урок усвоения новых знаний
Знать особенности правописания безударных окончаний имен существительных в дательном падеже
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
61-62
Падежные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах
Урок закрепления новых знаний
Знать особенности правописания безударных окончаний имен существительных в родительном дательном падежах; уметь распознавать падеж и склонение
познавательные: анализ, сравнение, синтез; доказательство; коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения материала.
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
63-64
Падежные окончания имен существительных в творительном падеже
Урок усвоения новых знаний
Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных; знать особенности правописания падежных окончаний имен существительных в творительном падеже
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера; регулятивные: постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталонном; оценивание качества и уровня усвоения материала
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
65
Падежные окончания имен существительных в предложном падеже
Урок усвоения новых знаний
Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных; знать особенности правописания падежных окончаний имен существительных в предложном падеже
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
66
Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже.
Урок закрепления новых знаний
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
67
68
69
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах
Урок закрепления новых знаний
Уметь распознавать падеж имен существительных; знать особенности правописания падежных окончаний
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор
70
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»
Урок контроля знаний и умений
Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания
познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль оценка процесса и результатов деятельности; коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; регулятивные: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
71
Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница»
Урок развития речи
Уметь воспринимать картину описательного характера и создавать по ней текст
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
72
Анализ и работа над ошибками, допущенными в диктанте и сочинении. Морфологический разбор имени существительного.
Урок повторения
Уметь находить и исправлять ошибки.
Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных;
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
73
Склонение имён существительных во множественном числе
Урок усвоения новых знаний
Уметь определять число имен существительных
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условия действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с данным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения
составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с данным эталоном;
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
74
Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже
Урок усвоения новых знаний
Уметь определять число и падеж имен существительных именительного падежа
75 -76
Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже
Урок усвоения новых знаний
Уметь определять число и падеж имен существительных родительного падежа во множественном числе
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
77
Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа
Урок усвоения новых знаний
Отрабатывать прием распознавания падежей имен существительных во множественном числе
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
78
Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа
Урок усвоения новых знаний
Уметь определять число и падеж имен существительных во множественном числе
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
79
Обучающее изложение
Урок развития речи
Уметь точно передавать содержание описательного текста
80
Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное»
Проект «Говорите правильно»
Урок обобщения и систематизации знаний
Уметь находить и исправлять ошибки в своей работе; отрабатывать навык определения числа, падежа и склонения имен существительных;
Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, адекватно оценивать результаты написанного изложения.
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Имя прилагательное (30 ч)
81
Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование .
Урок усвоения новых знаний
Определять части речи
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; регулятивные: постановка учебной задачи;
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, на основе социальных и личностных ценностей
82
Число имён прилагательных
Уметь определять число имен прилагательных
83
Род имён прилагательных
Урок усвоения новых знаний
Уметь определять род имен прилагательных
Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
84
Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка»
Урок развития речи
Уметь определять тему рисунка, озаглавливать его, анализировать содержание и составлять текст,
познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи
Личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
85
Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе.
Урок усвоения новых знаний
Уметь определять падеж имени прилагательного
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов; синтез; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; регулятивные: постановка учебной задачи;
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условия действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные: оценивание уровня усвоения.
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
86
Общее представление о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода.
Урок усвоения новых знаний
Уметь распознавать род, число, падеж имен прилагательных
87
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже
Урок усвоения новых знаний
Уметь писать окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
88
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже
Урок усвоения новых знаний
Уметь писать окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
89
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже
Урок усвоения новых знаний
Знать особенности правописания имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже; уметь распознавать падежи
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор
90
Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского ми среднего рода.
Урок усвоения новых знаний
Знать особенности правописания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном, винительном творительном и предложном падежах; уметь распознавать падежи.
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с данным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
91
Родительный и винительный падежи имен прилагательных мужского ми среднего рода.
Урок усвоения новых знаний
92
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.
Урок усвоения новых знаний
93
Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода
Урок закрепления новых знаний
Знать правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода;
94
Сочинение - рассуждение по репродукции картины В.А. Серова «Мика Морозов»
Урок развития речи
Уметь воспринимать картину описательного характера и создавать по ней текст
познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи; регулятивные: составление последовательности действий.
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, на основе социальных и личностных ценностей
95
Склонение имён прилагательных женского рода
Урок усвоения новых знаний
Уметь склонять имена прилагательные женского рода, определять их падеж
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, синтез; классификация объектов по выделенным признакам; моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;
регулятивные: постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталонном; оценивание качества и уровня усвоения материала
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
96
Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода
Урок усвоения новых знаний
Знать правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах; уметь распознавать род, число, падеж
Уметь различать имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.
97
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода
Урок усвоения новых знаний
98
Правописание имен прилагательных в Р. п., Д.п., Т.п., П.п., в И.п. и В.п.
Урок усвоения новых знаний
99
Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. В.п., Т.п.
Урок закрепления новых знаний
100
Правописание имен прилагательных. Изложение описательного текста
Урок развития речи
Уметь стилистически точно передавать содержание описательного текста
Уметь различать имена прилагательные женского рода; распознавать падеж
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
101
Правописание имён прилагательных во множественном числе.
Урок повторения и обобщения
Уметь находить и исправлять ошибки в своей работе; уметь писать падежные окончания имен прилагательных
Уметь работать с текстом, восстанавливать последовательность частей текста.
Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.
102
Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости»
Урок развития речи
Уметь определять тему картины, описывать картину,передавать свое отношение к картине
познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условия действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности;
коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; регулятивные: составление плана и последовательности действий
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
103
Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа
Урок усвоения новых знаний
Уметь находить сходства и различия именительного и винительного падежей имен прилагательных множественного числа. Знать особенности правописания имен прилагательных в родительном и предложном падежах.
104
Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа
Урок усвоения новых знаний
105
Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа
Урок усвоения новых знаний
Определять род имен существительных в тексте, выделять окончания
познавательные: структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; контроль оценка процесса и результатов деятельности; коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; регулятивные: сличение способа действия и его результата с данным эталоном; оценивание качеств и уровня усвоения материала
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
106
Подробное изложение повествовательного текста.
Урок развития речи
Уметь стилистически точно передавать содержание описательного текста
107
Обобщение по теме «Имя прилагательное»
Урок обобщения и систематизации знаний
Уметь распознавать число, род, падеж имен прилагательных, правильно писать окончания имен прилагательных в единственном и во множественном числе
108
Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Урок развития речи
Уметь определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать свое отношение к картине
познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи; регулятивные: составление плана и последовательности действий.
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
109
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Урок контроля знаний и умений
Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания
познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль оценка процесса и результатов деятельности; коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи, регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план; способность к мобилизации сил и энергии.
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
110
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Проверка выполнения заданий рубрики « Проверь себя»
Урок повторения и обобщения
Уметь находить и исправлять ошибки в своей работе, повторить изученное об имени прилагательном
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Местоимение (8 ч)
111
Личные местоимения.
Повторение. Роль местоимений в речи.
Урок усвоения новых знаний
Знать особенности местоимения как части речи, уметь распознавать местоимения среди других частей речи
Знать грамматические признаки местоимений, уметь определять их число и лицо
Знать правописание местоимений;
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения материала
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
112
Личные местоимения 1,2 и 3 лица.
Урок усвоения новых знаний
113-114
Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам.
Урок усвоения новых знаний
115
Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам
Урок усвоения новых знаний
Уметь раздельно писать местоимения с предлогами; определять лицо, род, число местоимений, изменять местоимения 3-го лица по падежам
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения их признаков; коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера; регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с данным эталоном.
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
116
Правописание личных местоимений 3-го лица ед. и мн. числа.
Урок усвоения новых знаний
Знать правописание местоимений; определять лицо, число и род местоимений, изменять местоимения по падежам
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
117
Изложение повествовательного текста с элементами описания
Урок развития речи
Уметь стилистически точно передавать содержание текста; уметь употреблять в письменной речи предложения с однородными членами
познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; контроль и оценка процесса и результата деятельности; коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи.; регулятивные: составление плана и последовательности действий
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе личностных ценностей.
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
118
Проверочная работа.
Составление поздравительной открытки ко Дню 8 Март.а
Урок повторения и обобщения
Уметь находить и исправлять ошибки в своей работе;
Глагол (34 ч)
119
Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении.
Урок усвоения новых знаний
Уметь распознавать части речи, рассказывать о глаголе как части речи по плану
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
120
Грамматические признаки глаголов Изменение глаголов по временам
Урок усвоения новых знаний
Уметь точно употреблять в речи глаголы, правильно определять время .
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
121-122
Неопределённая форма глагола
Урок усвоения новых знаний
Знать особенности глаголов неопределенной формы, уметь распознавать глаголы в неопределенной форме.
123
Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме.
Урок усвоения новых знаний
Знать особенности глаголов неопределенной формы, уметь распознавать глаголы в неопределенной форме, ставить вопросы к ним
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; регулятивные: постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
124
Изложение повествовательного текста по цитатному плану
Урок развития речи
Уметь стилистически точно передавать содержание текста; уметь употреблять в письменной речи предложения с однородными членами
Уметь находить и исправлять ошибки в своей работе; редактировать текст. Уметь спрягать глаголы в настоящем и будущем времени
познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условия действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности; коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; регулятивные: составление плана и последовательности действий
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
125
Неопределённая форма глагола. Анализ изложения. Спряжение глаголов
Урок усвоения новых знаний
126- 127
Спряжение глаголов
Формы лица и числа глаголов.
Урок усвоения новых знаний
Уметь спрягать глаголы в настоящем и будущем времени, определять лицо и число глаголов
познавательные: ; смысловое чтение; контроль и оценка процесса и результата деятельности;
коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; регулятивные: постановка учебной задачи;
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
128
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе
Урок усвоения новых знаний
Уметь писать мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа
129
Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода»
Урок развития речи
Уметь определять тему картины, раскрывать замысел художника, передавать свое отношение к картине
познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия способов и условия действия, коммуникативные: владение монологической и диалогической формами; регулятивные: составление плана и последовательности действий
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
130
Общение по теме: «Глагол». Работа над ошибками
Урок закрепления и обобщения.
Уметь находить ошибки и редактировать текст.
131
I и II спряжение глаголов настоящего и будущего времени.
Урок усвоения новых знаний
Уметь различать окончания глаголов I и II спряжения настоящего времени
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; контроль, регулятивные: постановка учебной задачи;
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
132
I и II спряжение глаголов. Личные окончания глаголов.
Урок усвоения новых знаний
Уметь различать окончания глаголов I и II спряжения будущего времени
133-137
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени.
Урок закрепления новых знаний
Уметь определять спряжение глаголов по неопределенной форме. Уметь различать окончания глаголов I и II спряжения
познавательные: анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
регулятивные: постановка учебной задачи.
Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола.
Оценивать результаты свой деятельности.
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
138
Обобщающий урок по теме: «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями»
Проверочная работа.
Урок повторения и обобщения
Уметь определять спряжение глаголов по неопределенной форме, правильно ставить вопросы к глаголам, писать безударные личные окончания глаголов
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
139
Возвратные глаголы.
Урок усвоения новых знаний
Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола, правильно произносить и писать возвратные глаголы
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с данным эталоном;
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
140
Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах
Урок усвоения новых знаний
Уметь правильно писать -тся и
-ться в возвратных глаголах
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
141
Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени.
Урок закрепления новых знаний
Уметь правильно писать -тся и
-ться в возвратных глаголах
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
142
Сочинение по сюжетным рисункам.
Урок развития речи
Уметь составлять текст по сюжетным рисункам и плану. Уметь писать окончания глаголов
познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; коммуникативные: владение монологической и диалогической формами; регулятивные: составление плана и последовательности действий.
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
143
Правописание глаголов в настоящем и будущем времени. Морфологический разбор глагола.
Урок обобщения знаний
Уметь применять полученные знания и умения.
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с данным эталоном;
коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; регулятивные: составление плана и последовательности действи
144
Правописание глаголов в прошедшем времени
Урок усвоения новых знаний
Уметь определять род глаголов прошедшего времени по окончанию
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;.
145
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени
Урок усвоения новых знаний
Уметь распознавать глагольные формы прошедшего времени, правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени
146
Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени
Урок усвоения новых знаний
Уметь писать безударные суффиксы перед суффиксом
–л в глаголах прошедшего времени
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
147
Обобщение по теме «Глагол»
Урок повторения и обобщения
Уметь изменять глаголы по временам и обосновывать написание безударных окончаний глаголов
познавательные: анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
регулятивные: постановка учебной задачи.
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
148
Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании.
Урок повторения и обобщения
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
149
Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании.
Проверочная работа.
подготовка к контрольной работе.
Уметь находить и проверять орфограммы в глаголах.
Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола.
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
150
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Урок контроля знаний и умений
Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания
познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
151
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
Урок повторения и обобщения
Уметь находить и исправлять ошибки в своей работе, повторить изученное о глаголе
познавательные: структурирование знаний; контроль оценка процесса и результатов деятельности; коммуникативные: регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качеств и уровня усвоения
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
152
Изложение повествовательного текста
Урок развития речи
Уметь определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста по вопросам
познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
Повторение (18 ч)
153
Язык. Речь.
Урок обобщения и систематизации знаний
Уметь отличать типы текстов, определять тему и основную мысль текста
познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;
контроль, коррекция, оценка действий партнера;
регулятивные: сличение способа действия и его результата с данным эталоном; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качеств и уровня усвоения
познавательные: Уметь определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать свое отношение к картине
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
154
Текст.
Урок обобщения и систематизации знаний
Уметь различать виды предложений выделять словосочетания из предложений
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
155-156
Предложение и словосочетание
Урок обобщения и систематизации знаний
Знать признаки однородных членов предложения, уметь находить главные и второстепенные члены предложения, распознавать однородные члены предложения
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
157
Лексическое значение слова
Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь»
Урок развития речи
Закреплять представление о лексическом значении слова, об однозначных и многозначных словах
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
158
Состав слова
Урок обобщения и систематизации знаний
Закреплять знания о составе слова, о значимых частях слова. Уметь разбирать слова по составу.
познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задачи. коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера; регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
159-160
Правописание орфограмм значимых частях слова.
Урок обобщения и систематизации знаний
Закреплять знания о составе слова, о значимых частях слова. Уметь разбирать слова по составу, подбирать к словам однокоренные слова ля проверки орфограммы.
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
161-163
Части речи. Признаки частей речи. Имя существительное. Глагол. Числительное.
Урок обобщения и систематизации знаний
Уметь распознавать части речи и правильно их употреблять, распознавать орфограммы в словах разных частей речи и обосновывать их написание
познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера;
регулятивные: сличение способа действия и его результата с данным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качеств и уровня усвоения.
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
164
Части речи. Имя прилагательное. Местоимение. Наречие.
Урок обобщения и систематизации знаний
Уметь распознавать части речи и правильно их употреблять, распознавать орфограммы в словах разных частей речи и обосновывать их написание
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
165
Служебные части речи. Правописание слов разных частей речи.
Подробное изложение.
Урок развития речи
Уметь стилистически точно передавать содержание текста;
познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; регулятивные: составление плана действий.
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.
166
Анализ изложения.
Звуки и буквы.
Фонетико- графические упражнения. Сжатое изложение.
Урок обобщения и систематизации знаний
Уметь находить и исправлять ошибки в своей работе; редактировать текст.
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
167
Итоговый контрольный диктант
Урок контроля знаний и умений
Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания
познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи; рефлексия способов и условий действия, контроль оценка процесса и результатов деятельности; коммуникативные: владение монологической и диалогической формами; регулятивные: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию
168
Анализ контрольного диктанта. Повторение
Урок повторения и обобщения
Уметь находить и исправлять ошибки в своей работе, повторить изученное
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
169
170
Резервные уроки.
Игра «По галактике Частей речи»
Урок обобщения и систематизации знаний
применения знаний и умений
Знать звуки русского языка, уметь обозначать их буквами
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Уметь применять полученные знания при решении нестандартных задач
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ