РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа создана на основе следующих документов:

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования;

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ,

Программа общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов, авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н. М. Шанский

Развернутое тематическое планирование автор-составитель С.Б. Шадрина.

Программа рассчитана на 204 учебных часа (6 часов в неделю), из них на развитие речи – 52 часа, контрольных работ – 13 часов.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трёх тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Учебно-методическое обеспечение:

Обучение русскому языку в 5 классе: методические рекомендации к учебнику 5 класса / Под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2008.

Русский язык 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Под ред М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2008. – 286 с.

Развернутое тематическое планирование автор-составитель С.Б. Шадрина.

Повторение и контроль знаний русский язык 5 класс (CD) методическое пособие с электронным приложением М.: «Планета»

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к

уровню подготовки

Вид контроля,

измерители

Дата пров-я

Пл

Фак

1

Язык и человек.

Язык и речь.

Общение устное и письменное (2+1)

1

Урок изучения нового материала

Основные функции языка. Соотношение язык и речь; основные единицы языка. Отличие устного общения от письменного.

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь отличать письменное общение от устного; владеть смыслом понятий: речь устная и письменная, сфера и ситуация речевого общения; извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов

Беседа по вопросам

упражнения



2

Знакомство с учебником

1

Урок изучения нового материала

Знакомство с учебником; определение целей и задач курса русского языка в 5 классе.

Приемы ознакомительного чтения, приемы изучающего чтения, приемы слушания.

Знать приемы ознакомительного и изучающего чтения.

Уметь пересказывать отвечая на поставленные вопросы используя выделенные в упражнении слова




3

Стили речи

1

Урок развития речи

Основные стили речи(разговорный, научный, художественный) Понятие речевой этикет

Знать и уметь различать основные стили речи; уметь находить в школьных учебниках научные тексты, в хрестоматии по литературе художественные.

Уметь использовать слова и выражения этикета.

Работа с учебником, беседа.



4

Повторение изученного в начальной школе.

Звуки и буквы.

Произношение и правописание.(17+3)

1

Комбинированный

Понятие звук и буква, транскрипция

Знать понятия звук, буква , транскрипция.

Уметь различать звуки и буквы, находить транскрипции в учебниках иностранного языка, указывать причину несовпадения количества и значения букв и звуков в одном и том же слове

Работа с учебником, со словарями иностранного языка



5

Орфограмма

1

Комбинированный

Виды орфограмм, их опознавательные признаки

Знать понятие орфограммы, понимать термины морфема, морфемный разбор.

Уметь определять изученные орфограммы в словах, графически обозначать морфемы в словах

Работа с учебником, письмо под диктовку, упражнения



6

Правописание безударных гласных в корне.

2

Комбинированный

Способы проверки правильности написания слов с безударными гласными в корне

Знать способы проверки безударных гласных.

Уметь различать однокоренные слова и формы слова, подбирать проверочное слова несколькими способами.

Работа с учебником,

Словарный диктант, распределительный диктант



7

Правописание проверяемых согласных в корне слова

1

Комбинированный

Способы проверки написания согласных в корне слова

Знать способы проверки написания согласных в корне слова;

Уметь изменять слова и подбирать однокоренные для проверки

Игра «Пиши правильно!», упражнения, практикум



8

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1

Комбинированный

Способы проверки правильности написания слов с непроизносимыми согласными

Знать способы проверки правильности написания слов с непроизносимыми согласными; уметь находить изучаемую орфограмму, применять правило на письме

Распределительный диктант



9

Буквы и, у, а после шипящих

1

Комбинированный

Условия выбора букв и,у,а после шипящих

Знать условия выбора букв и,у,а после шипящих; уметь применять изучаемую орфограмму на письме

Уметь работать с орфографическим и толковым словарями; составлять предложения, используя слова изучаемой орфограммы

Работа со словарями, тренировочные упражнения



10

Разделительные Ъ и Ь

1

Комбинированный

Условия выбора букв Ъ и Ь

Знать условия выбора букв ъ и ь; понимать, что причиной постановки разделительных знаков являются буквы е,ё,ю,я.

Уметь применять правило о постановке разделительных знаков

Тренировочные упражнения, практикум Упражнения, практикум



11

Раздельное написание предлогов с другими словами

1

Комбинированный

Различие приставки и предлога

Знать правило написания предлогов со словами (орфограмма7)

Уметь различать приставку и предлог, применять изученную орфограмму на письме

Тренировочные упражнения, практикум



12

Текст

1

Урок развития речи

Признаки текста

Знать признаки текста.

Уметь делить текст на абзацы; расставлять предложения так, чтобы получился текст

Работа с текстом, практикум



13

Обучающие изложение «Хитрый заяц» (от 3лица)

1

Комбинированный

Обучающие изложение

Знать определение темы, основной мысли текста, требования к написанию изложения по данному плану

Изложение «Хитрый заяц» (по Г.А.Скребицкому) по данному плану от 3 лица



14

Части речи


Комбинированный

Группы частей речи

Уметь определять изученные части речи, их морфологические признаки; находить наречия в тексте

Работа с учебником игра «Я пересказываю, ты слушаешь»



15

Глагол

1

Комбинированный

Признаки глагола как части речи, синтаксическая роль глагола

Знать основные признаки глагола

Уметь определять спряжения, лицо, время глагола

Работа со словарями, тренировочные упражнения



16

Правописание –тся и ться в глаголах

1

Комбинированный

Условия выбора написания тся и ться в глаголах

Уметь различать по вопросу личную и неопределенную форму глагола; соблюдать на практике письма основные правила орфографии

Объяснительный диктант, упражнения практикум



17

Тема текста

1

Урок развития речи

Тема текста, широкая и узкая тема

Уметь определять тему текста; знать понятия широкая и узкая тема; сопоставлять данные тексты; перерабатывать готовые тексты

Работа с текстами



18

Личные окончания глаголов

1

Комбинированный

Условия выбора личных окончаний глаголов

Уметь определять спряжения глаголов с безударными личными окончаниями; соблюдать на практике письма основные правила орфографии и пунктуации

Предупредительный диктант, упражнения практикум



19

Имя существительное

1

Комбинированный

Условия выбора букв в падежных окончаниях имен существительных; мягкий знак после шипящих на конце слов - существительных 3-го склонения

Уметь определять части речи, морфологические признаки, склонение существительных; применять правило «Буквы –и и –е в окончаниях существительных»

Орфографическая пятиминутка, объяснительный диктант,работа с таблицей «Буквы –и и –е в окончаниях существительных»



20

Имя прилагательное

1

Комбинированный

Признаки прилагательного как части речи, его синтаксическая роль

Уметь находить прилагательные в тексте; задавать вопрос от существительного к прилагательному для проверки падежных окончаний прилагательных.

Знать синтаксическую роль прилагательных

Словарный диктант, самостоятельная работа













21

Местоимение

1

Комбинированный

Особенности местоимения как части речи, роль местоимений в предложении

Знать парадигму личных местоимений, орфограмму пробел

Уметь редактировать текст, устраняя повторы, используя местоимения

Диктант (упр.107) запись под диктовку с заменой повторяющихся слов местоимениями, работа с учебником






22

Основная мысль текста

1

Урок развития речи

Признаки текста и основная мысль текста

Знать признаки текста

Уметь определять основную мысль текста, его тему

Работа с текстом «Порядочный человек» (по Ю.Я. Яковлеву)

Письменная работа (упр. 114)



23

Контрольный диктант по теме «Повторение» с грамматическим заданием

1

Урок контроля

Проверка ЗУН по теме «Повторение»

Знать основные орфографические и пунктуационные правила по теме, уметь применять их на практике

Диктант с грамматическим заданием



24

Анализ контрольного диктанта ошибками

1

Урок анализа письменных работ учащихся

Ликвидация пробелов по теме

Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками, контрольные вопросы (с.46)



25

Синтаксис . Пунктуация (29+7)

1

Урок изучения нового материала

Основные единицы синтаксиса и пунктуации

Знать: о предмете изучения синтаксиса и пунктуации; о лингвистических терминах, их происхождении; о предложении как об одной из основных единиц языка.

Уметь: соблюдать принятые в русском языке законы связи слов, правильно расставлять знаки завершения.

Грамматический диктант, работа с учебником



26

Словосочетание

1

Урок изучения нового материала

Определение словосочетания, его строение. Виды словосочетаний (именные и глагольные). Способы выражения грамматической связи в словосочетании

Знать: об отличии словосочетания от слова и предложения, о строении словосочетаний.

Уметь: строить словосочетания, находить главное и зависимое слово.

Работа с учебником, составление словосочетаний, тренировочные упражнения



27

Разбор словосочетания

1

Урок изучения нового материала

Порядок разбора словосочетания

Знать схему разбора словосочетания

Уметь различать именные и глагольные словосочетания; правильно выделять из предложения словосочетания и разбирать их

Словарный диктант, работа с учебником, тест



28

Словосочетание и предложение. Грамматическая основа предложения

1

Урок изучения нового материала

Признаки предложения; грамматическая основа. Интонация конца предложения

Знать: об основных признаках предложения, способах выражения главных членов.

Уметь: находить грамматическую основу предложения.

Беседа, тренировочные упражнения



29

Виды предложений по цели высказывания

1

Урок изучения нового материала

Виды предложений по цели высказывания

Знать: о видах предложений по цели высказывания.

Уметь: распознавать и правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения.

Синтаксическая пятиминутка, тренировочные упражнения



30-31

Сжатое изложение (упр132)

2

Урок развития речи

Признаки сжатого изложения, его отличие от подробного

Знать: о теме и основной мысли текста, о приемах сжатия текста.

Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить сжатое связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста.

Сжатое изложение текста (по В.П. Катаеву) с элементами сочинения «Гордость – это хорошо или плохо?»



32

Восклицательные предложения

1

Комбинированный

Виды предложений по эмоциональной окраске. Восклицательные предложения как средство усиления выразительности речи

Знать: о различных по интонации видах предложений, об употреблении восклицательного знака.

Уметь: различать виды предложений по интонации, выразительно их читать.

Синтаксическая пятиминутка, упражнения



33

Сочинение (упр.153)

1

Урок развития речи

Структура сочинения-повествования

Знать: о теме сочинения, об узких и широких темах, о правилах написания сочинения данного типа.

Уметь: связно строить монологическое письменное высказывание повествовательного характера.

Сочинение



34

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

1

Урок изучения нового материала

Группы членов предложения, способы выражения подлежащего

Знать: о главных членах предложения, о новом способе выражения подлежащего - сочетанием слов.

Уметь: определять грамматическую основу предложения, в том числе находить подлежащее, выраженное сочетанием слов.

Беседа , тренировочные упражнения



35

Сказуемое

1

Урок изучения нового материала

Определение сказуемого, способы его выражения

Знать: о грамматической основе предложения, о способах выражения сказуемого.

Уметь: определять грамматическую основу предложения, в том числе выраженную разными частями речи.

Работа с таблицей «способы выражения сказуемого» Практическая работа



36

Тире между подлежащим и сказуемым


1

Урок изучения нового материала

Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым

Знать: о грамматической основе предложения, о способах выражения ГЧП; о правиле постановки тире между – и =, выраженными им. существительными.

Уметь: определять грамматическую основу предложения, ставить тире между – и =, выраженными им. существительными.


Устная синтаксическая пятиминутка, объяснительный диктант, работа с толковым словарем



37

Нераспространенные и распространённые предложения

1

Урок изучения нового материала

Признаки нераспространенных и распространенных предложений

Знать: об отличии нераспространенных и распространенных предложений, о ВЧП.

Уметь: отличать нераспространенные предложения от распространенных.

Устная синтаксическая пятиминутка, составление схем предложений, диктант с взаимопроверкой



38-39

Второстепенные члены предложения Дополнение

2

Урок изучения нового материала

Виды второстепенных членов предложения, дополнение

Знать: о дополнении как ВЧП, о способах его выражения и отличии от подлежащего.

Уметь: находить дополнение в предложении, отличая его от подлежащего, определять способы его выражения.

Практическая работа, синтаксическая пятиминутка, работа с текстом



40

Определение

1

Урок изучения нового материала

Способы выражения определения, его графическое выражение. Лексическое значение слов: языковые традиции

Знать: об определении как ВЧП, о способах его выражения, о роли в речи.

Уметь: находить определение в предложении, определять способы его выражения и его роль в речи.

Работа с учебником, упражнение, комментированное письмо



41

Обстоятельство

1

Урок изучения нового материала

Способы выражения обстоятельства, его виды, обозначения

Знать: об обстоятельстве как ВЧП, о способах его выражения, о роли в речи.

Уметь: находить обстоятельство в предложении, определять способы его выражения и его роль в речи.

Устная синтаксическая пятиминутка, выборочный диктант, работа с учебником, работа с таблицей



42

Предложения с однородными членами

1

Урок изучения нового материала

Признаки однородных членов, способы их обозначения

Знать: об ОЧП, их опознавательных признаках, о постановке знаков препинания и правильном чтении предложений с однородными членами.

Уметь: определять ОЧП по их опознавательным признакам, правильно ставить ЗП в пр-ях с ОЧ, правильно читать предложения с ОЧ.

Графический диктант, устная синтаксическая пятиминутка, запись под диктовку, составление схем, работа с учебником.



43-45

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

3

Урок изучения нового материала.

Урок закрепления изученного

Условия постановки запятой при однородных членах. Обобщающие слова при однородных членах

Знать: об ОЧП, их опознавательных признаках, о постановке знаков препинания и правильном чтении предложений с однородными членами.

Уметь: определять ОЧП по их опознавательным признакам, правильно ставить ЗП в пр-ях с ОЧП, обосновывать постановку ЗП при ОЧП, правильно читать предложения с ОЧП.

Контрольный словарный диктант «Проверь себя», работа по карточкам, объяснительный диктант, пунктуационный диктант



46-47

Предложения с обращениями

2

Урок изучения нового материала.

Урок закрепления изученного

Определения понятия обращение; его виды, роль в речи

Знать: об обобщающих словах при ОЧП, о его роли в предложении, о ЗП при ОЧП и обобщающих словах.

Уметь: находить обобщающие слова в пр-ях с ОЧП, правильно расставлять ЗП при них.

Знать: об обращении, его роли в речи, ЗП при нем.

Уметь: находить обращение в предложении, правильно ставить при нем ЗП.

Запись под диктовки, работа с учебником, проверочная работа, комментированное письмо



48

Письмо

1

Урок развития речи

Виды писем, их названия, структура письма, письмо как одна из разновидностей текста

Знать: о правилах составления и написания письма, о его композиции и обязательных частях.

Уметь: правильно писать письма.

Практическая работа



49

Синтаксический разбор простого предложения

1

Комбинированный

Порядок синтаксического разбора простого предложения

Знать: сведения о простом пр-нии, о порядке его устного и письменного разбора.

Уметь: выполнять синтаксический разбор простого предложения.

Практическая работа, работа по карточкам



50

Пунктуационный разбор простого предложения

1

Комбинированный

Порядок пунктуационного разбора простого предложения

Знать: изученный материал о постановке ЗП в простом пр-нии, о порядке устного и письменного разбора.

Уметь: выполнять пунктуационный разбор простого предложения.

Проверочная работа



51-52

Простые и сложные предложения

2

Комбинированный

Отличие простого предложения от сложного; виды связи простых предложений в составе сложного

Знать: о структурных различиях между простым и сложным пр-ем, о способах связи простых предложений в составе сложных.

Уметь: различать простые и сложные пр-ния, правильно расставлять ЗП в СП.

Устная синтаксическая пятиминутка, анализ схем, работа с учебником, проверочная работа, словарный диктант



53

Синтаксический разбор сложного предложения

1

Урок изучения нового материала.


Порядок синтаксического разбора сложного предложения

Знать: сведения о сложном пр-нии, о порядке его устного и письменного разбора.

Уметь: выполнять синтаксический разбор сложного предложения.

Практическая работа, редактирование текста



54

Прямая речь

1

Урок изучения нового материала.


Определения прямой речи, структура предложений с прямой речью

Знать: о прямой речи, словах автора, о постановке ЗП в пр-ях с прямой речью.

Уметь: составлять пр-ния с прямой речью, выразительно читать их и правильно ставить ЗП.

Контрольный словарный диктант, устная синтаксическая пятиминутка, комментированное письмо



55

Диалог

1

Урок развития речи

Определение диалога, отличие диалога от монолога, полилога. Речевой этикет

Знать: о диалоге, реплике, о ЗП при диалоге.

Уметь: записывать и составлять диалоги, правильно ставить ЗП, выразительно читать диалоги.

Пунктуационный диктант, работа с текстами, составление диалогов



56-57

Изложение (упр.254)

2

Урок обобщения и повторения изученного материала

Составление плана, отбор материала в соответствии с темой

Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости

Творческая работа



58

Обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация»

1

Урок контроля

Предложение простое и сложное, прямая речь, диалог

Знать: изученный материал по данному разделу.

Уметь: практически применять полученные умения и навыки по изученному разделу, строить связное монологическое высказывание

Работа по карточкам, выборочный диктант, объяснительный диктант, работа с текстом.



59

Контрольный диктант по разделу «Синтаксис и пунктуация» с грамматическим заданием

1

Урок контроля

Проверка ЗУН по теме «Синтаксис и пунктуация»

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

Диктант с грамматическим заданием



60

Фонетика. Гласные звуки. Анализ контрольного диктанта (17+3)

1

Комбинированный

Единицы фонетики, группы звуков речи, характеристика гласных звуков. Ликвидация пробелов по теме «Синтаксис и пунктуация»

Знать: о различении букв и звуков, гласных и согласных; о фонетике как разделе науки о языке, об элементах транскрипции.

Уметь: различать звуки и буквы, гласные и согласные, использовать элементы транскрипции.

Тренировочные упражнения, устная синтаксическая пятиминутка



61

Согласные звуки

1

Комбинированный

Согласные твердые и мягкие, парные и непарные, отличие согласных звуков от гласных

Знать: о различении букв и звуков, гласных и согласных; характеристики согласных звуков, об обозначении звуков знаками транскрипции.

Уметь: различать звуки и буквы, гласные и согласные, определять характеристики согласных звуков, обозначать звуки знаками транскрипции.

Тренировочные упражнения, работа с учебником



62

Изменение звуков в потоке речи (позиционные чередования гласных и согласных звуков)

1

Урок изучения нового материала.


Определение чередования, его виды

Знать: о позиционных чередованиях гласных и согласных звуков, о сильных и слабых позициях гласных и согласных, об элементах транскрипции.

Уметь: различать сильные и слабые позиции гласных и согласных для выбора орфограммы, отражать различие элементами транскрипции.

Работа с учебником, тренировочные упражнения



63

Согласные твердые и мягкие

1

Комбинированный

Обозначение мягкости согласных на письме и в транскрипции

Знать: о парных и непарных по твердости-мягкости согласных, об обозначении мягкости различными способами.

Уметь: определять характеристики согласных, обозначать их мягкость различными способами.

Игра-соревнование «Кто лучше прочитает скороговорку», работа с учебником, запись под диктовку.



64-65

Повествование.

Изложение (упр.275)

2

Урок развития речи

Структура изложения повествования, составления, составление плана, отбор материала

Знать: о теме и основной мысли текста, о повествовании и описании в тексте.

Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста с элементами описания и повествования.

Анализ текста, творческая работа



66

Согласные звонкие и глухие

1

Комбинированный

Определение алфавита, его назначение, соотношение звука и буквы, правильные названия букв

Знать: о парных и непарных по глухости-звонкости согласных, о сильной и слабой позиции согласных для выбора орфограмм.

Уметь: определять характеристики согласных, определять сильные и слабые позиции согласных для выбора орфограмм.

Работа с учебником, запись под диктовку, выразительное чтение стихотворений



67

Графика. Алфавит

1

Комбинированный

Определение алфавита, его назначение, соотношение звука и буквы, правильные названия букв

Знать: о новом разделе науки о языке; алфавит, названия букв, о различиях звуков и букв, характеристики звуков, о выборе орфограммы для обозначения гласных и согласных в слабой позиции.

Уметь: пользоваться алфавитом, различать звук и букву, охарактеризовывать звуки, выбирать орфограмму для обозначения гласных и согласных в слабой позиции.

Устная синтаксическая пятиминутка, подготовительный диктант, работа с учебником (упр 281)



68

Описание предмета

1

Урок развития речи

Деловое и художественное описание

Знать/понимать, видеть отличие делового описания от художественного

Уметь свободно, правильно излагать свои мыслив соответствии с заданной темой.

Работа с текстами учебника, корректировка текста, творческая работа



69

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

1

Комбинированный

Условия выбора мягкого знака для обозначения мягкости согласного

Знать: способы обозначения мягкости согласного, об использовании мягкого знака.

Уметь: обозначать мягкость согласных различными способами.

Работа по карточкам, выборочный диктант, тренировочные упражнения



70

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

1

Комбинированный

Позиции, в которых буквы е,ё,ю,я обозначают два звука

Знать: позиции, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 или 2 звука, о фонетическом разборе слова.

Уметь: различать позиции, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 или 2 звука, фонетически разбирать слова.

Орфографическая диктовка, составление таблицы «Двойная роль букв е,ё,ю,я», проверочная работа



71

Орфоэпия

1

Комбинированный

Орфоэпия – законодатель произносительных норм литературного языка в его устной форме

Знать: об орфоэпии как о разделе науки о языке, о правилах произношения слов.

Уметь: применять орфоэпические правила в речи.

Работа с учебником, с орфоэпическим словарем



72

Фонетический разбор слова

1

Комбинированный

Порядок фонетического разбора

Знать: о порядке фонетического разбора слова, о записи звукового состава слова.

Уметь: выполнять фонетический разбор слова, записывать звуковой состав слова.

Игра «третье лишнее» (по орфоэпии), орфоэпическая контрольная работа, работа с учебником, тренировочные упражнения



73

Повторение изученного по разделу «Фонетика.Графика.»


1

Повторитель-обобщающий урок

Основные орфографические и орфоэпические нормы

Знать: теоретический материал по данному разделу.

Уметь: применять данный т/м на практике

Диктант (упр.315), работа с учебником, контрольные вопросы (с.131), выборочный диктант, фронтальный опрос



74

Тестирование по разделу «Фонетика»


1

Урок контроля

Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

Тест



75

Контрольный диктант по разделу «Фонетика. Графика.»

1

Урок контроля

Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы

Знать основные орфографические и пунктуационные правила по теме «Фонетика и графика»

Контрольный диктант с грамматическим заданием



76

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Урок анализа письменных работ учащихся

Ликвидация пробелов по разделу

Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками в контрольном диктанте, контрольные вопросы по разделу.



77

Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение (8+2)

1

Комбинированный

Лексическое и грамматическое значение слова, структура словарной статьи

Знать: о понятии «лексика», «лексикон», «лексическое и грамматическое значение», о толковых словарях и способах толкования слов.

Уметь: различать лексическое и грамматическое значение слова.

Работа с толковым словарем, составление словарной статьи



78

Однозначные и многозначные слова

1

Комбинированный

Отличие однозначных слов от многозначных

Знать: об однозначных и многозначных словах, о лексическом значении многозначных слов.

Уметь: различать однозначные и многозначные слова, различать лексическое значение многозначных слов, находить необходимые сведения в толковом словаре.

Работа с учебником, работа с толковым словарем



79

Прямое и переносное значение слов

1

Комбинированный

Прямое и переносное значение слова. Определение метафоры, сфера ее употребления

Знать: о переносном значении слов, о причине переноса значения.

Уметь: употреблять в речи слова в переносном значении.

Работа с учебником, запись под диктовку, работа с толковым словарем



80

Омонимы

1

Комбинированный

Омонимы, их отличие от многозначных слов

Знать: об омонимах, об их отличии от многозначных слов.

Уметь: отличать омонимы от многозначных слов.

Работа с толковым словарём, со словарем омонимов, словарный диктант, синтаксическая пятиминутка



81

Синонимы

1

Комбинированный

Определение синонимов, их назначение в языке

Знать: о синонимах, их роли в речи, об их стилистических особенностях, об употреблении синонимов в соответствии с их лексическим оттенком и стилем высказывания.

Уметь: подбирать синонимы, правильно употреблять их в речи.

Устная синтаксическая пятиминутка, словарный диктант, работа со словарем синонимов



82

Антонимы

1

Комбинированный

Определение антонимов, подбор антонимов

Знать: об антонимах, их роли в речи и их лексических особенностях.

Уметь: подбирать антонимы и использовать их в речи.

Работа с толковым словарем, со словарем антонимов, игра «Кто больше?»



83-84

Изложение по тексту К.Г.Паустовского «Первый снег»


Урок развития речи

Структура изложения повествования, составление плана, отбор материала

Знать: об особенностях написания сочинения-описания.

Уметь: писать сочинение-описание.

Творческая работа



85

Контрольный диктант по разделу «Лексика» с грамматическим заданием

2

Урок контроля

Основные теоритические понятия, орфографические и пунктуационные нормы

Знать: теоретический материал по лексическим единицам.

Уметь: правильно употреблять лексические единицы в устной и письменной речи.

Контрольный диктант с грамматическим заданием



86

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

1

Урок анализа письменных работ учащихся

Ликвидация пробелов по разделу.


Работа над ошибками контрольного диктанта, контрольные вопросы по разделу



87

Морфемика. Орфография. (22+4)

Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов

1

Комбинированный

определение морфемы, назначение, виды морфем.

Знать: о морфемике, морфеме, изменении и образовании слов, об отличиях однокоренных слов от форм одного и того же слова.

Уметь: подбирать однокоренные слова с учетом лексического значения.

Работа с учебником. Тренировочные упражнения



88

Окончание

1

Комбинированный

Определение окончания, в том числе и нулевого, роль окончания в слове

Знать: об окончании как значимой части слова, его синтаксической роли.

Уметь: выделять окончания различных частей речи и основу.

Работа с учебником. Тренировочные упражнения



89

Основа слова

1

Комбинированный

Определение основы слова, состав слова, морфемный разбор слова


Тренировочные упражнения



90

Корень слова

1

Комбинированный

Понятия корень слова; корневая омонимия, роль корня в слове

Знать: о корне как значимой части слова.

Уметь: находить корень, подбирать родственные слова для проверки орфограммы.

Словарный диктант, игра «Найди лишнее слово», запись под диктовку, игра «Корректор» (упр.384)



91

Рассуждение

1

Урок развития речи

Структура сочинения-рассуждения

Знать: о типе текста – рассуждении, о композиции рассуждения.

Уметь: строить монологическое высказывание по типу рассуждения.

Анализ текстов



92

Суффикс.

1

Комбинированный

Определение суффикса , его назначение

Знать: о суффиксе как значимой части слова, его роли в образовании новых слов, о значении суффиксов имен сущ-ных.

Уметь: определять суффикс в слове, определять значение суффикса в именах существительных.

Работа с учебником, запись под диктовку, анализ таблицы суффиксов



93

Приставка

1

Комбинированный

Определение приставки, ее назначение

Знать: о роли приставки в образовании новых слов.

Уметь: выделять приставку, определять ее значение.

Морфемный разбор, заполнение таблицы «Приставки», игра «Составь слово», диктант



94-95

Выборочное изложение по тексту повествовательного характера с элементами описания

1

Урок развития речи

Структура изложения повествовательного текста, составление плана, отбор материала

Знать: об особенностях написания изложения-повествования.

Уметь: писать изложения -повествование.

Творческая работа



96

Чередование звуков

1

Комбинированный

Определение чередования, его виды

Знать: о чередовании гласных и согласных звуков, о правописании морфем, на которых отразилось чередование.

Уметь: определять чередующиеся звуки, правильно писать слова с чередованием.

Работа с учебником, графический диктант, орфографическая диктовка, работа с таблицей



97

Беглые гласные

1

Комбинированный

Беглые гласные в приставках, корне и суффиксах

Знать: о беглых гласных.

Уметь: разбирать по составу слова с беглыми гласными.

Работа с учебником, комментированное письмо, запись текста под диктовку



98

Варианты морфем Морфемный разбор слова

1

Комбинированный

Порядок морфемного разбора

Знать: о различиях вариантов морфем и одинаково звучащих морфем.

Уметь: различать варианты морфем и одинаково звучащие морфемы; проверять гласные и согласные в корне слова.

Работа с учебником, морфемный разбор слова



99

Правописание гласных и согласных в приставках

1

Комбинированный

Гласные и согласные в приставках

Знать: порядок устного и письменного морфемного разбора слова.

Уметь: выполнять морфемный разбор слова.

Работа с учебником, игра «Составь слово», тренировочные упражнения



100-101

Буквы З и С на конце приставок

2

Комбинированный

Условия выбора букв З и С на конце приставок

Знать: об особенностях правописания приставок, оканчивающихся на З (С).

Уметь: выбирать орфограмму-согласную.

Предупредительный диктант, самостоятельная работа



102

Буквы О-А в корне –лаг- и -лож-

1

Урок объяснения нового материала

Условия выбора букв О-А в корне –лаг- и -лож-

Знать: о правиле написания гласных в корнях с чередованием.

Уметь: выбирать буквы А-О в корнях –лаг- и –лож-.

Предупредительный диктант, проверочная работа, объяснительный диктант



103

Буквы О-А в корне –раст- и -рос-

1

Урок объяснения нового материала

Условия выбора букв О-А в корне –раст- и -рос-

Знать: о правиле написания гласных в корнях с чередованием.

Уметь: выбирать буквы О-А в корнях –раст- и –рос-.

Объяснительный диктант, самостоятельная работа с таблицей учебника



104

Буквы Ё и О после шипящих в корне

1

Урок объяснения нового материала

Условия выбора букв Ё и О после шипящих в корне

Знать: о правописании букв Ё, О после шипящих под ударением, о правописании слов иноязычного происхождения.

Уметь: правильно писать буквы Ё и О после шипящих в корне слова, слова иноязычного происхождения на данную орфограмму.

Работа с учебником, комментированное письмо, предупредительный диктант, распределительный диктант



105-106

Буквы И – Ы после Ц

2

Урок объяснения нового материала

Урок закрепления материала

Условия выбора букв И – Ы после Ц

Знать: о правиле написания И-Ы после Ц в разных морфемах, о графическом обозначении орфограммы.

Уметь: правильно писать слова на данную орфограмму.

Игра «Растолкуй», объяснительный диктант, запись под диктовку



107-108

Закрепление изученного по разделу «Морфемика. Орфография».


2

Повторительно-обобщающий урок

Основные орфографические и орфоэпические нормы, теоретические понятия

Знать: изученный материал по разделу.

Уметь: выбирать и применять теоретический материал и орфограммы, изученные в данном разделе.

Контрольные вопросы, работа по карточкам, проверочная работа, диктант



109

Тестирование по разделу «Морфемика. Орфография»

1

Урок систематизации и обобщения знаний

Основные теоритические понятия, орфоэпические нормы

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

тест



110

Контрольный диктант по разделу «Морфемика. Орфография.»


1

Урок контроля

Основные теоритические понятия, орфоэпические нормы

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание.

Контрольный диктант



111-112

Сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

2

Урок развития речи

Структура сочинения-описания картины, составление плана, отбор материала

Знать: об особенностях написания сочинения-описания.

Уметь: писать сочинение данного типа.

Творческая работа



113

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

1

Урок анализа письменных работ учащихся

Ликвидация пробелов по разделу

Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками контрольного диктанта



114

Самостоятельные и служебные части речи (1)

1

Комбинированный

Группы частей речи

Знать: о морфологии как разделе науки о языке, о самостоятельных и служебных частях речи, о причастии.

Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи, определять синтаксич. роль самост-ных частей речи.

Словарный диктант, работа с таблицей



115-116

Имя существительное как часть речи (20+4)

2

Комбинированный

Признаки существительного как части речи, его морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении

Знать: о морфологических признаках имени cущ-го, его роли в пр-нии, об отличиях им.сущ-го от других частей речи.


Устная синтаксическая пятиминутка, выборочный диктант



117

Доказательства в рассуждении

1

Урок развития речи

Определение аргумента, способы введения аргументов в рассуждение

Знать: о применении доказательств в рассуждении.

Уметь: применять доказательства в рассуждении при построении связного монологического высказывания.

Анализ текстов



118

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

1

Комбинированный

Отличие одшевленных существительных от неодушевленных

Знать: о делении сущ-ных на одушевленные и неодушевленные.

Уметь: различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Работа с учебником, тренировочные упражнения



119

Имена существительные собственные и нарицательные

1

Комбинированный

Оличие существительных собственных от нарицательных

Знать: о делении имен сущ-нх на собственные и нарицательные.

Уметь: разграничивать имена сущ-ные собственные и нарицательные.

Словарный диктант, работа с учебником



120-121

Сжатое изложение повествовательного характера (упр.496)


2

Урок развития речи

Структура изложения повествовательного текста, составление плана, отбор материала

Знать: об особенностях написания сжатого изложения.

Уметь: писать сжатое изложение.

Творческая работа



122

Морфологический разбор имени существительного

1

Комбинированный

Порядок морфологического разбора

Знать: порядок морф.разбора имени сущ-го.

Уметь: выполнять морф.разбор имени сущ-го

Словарный диктант, синтаксическая пятиминутка



123

Род имен существительных

1

Комбинированный

Три рода имен существительных

Знать: об определении рода имен сущ-ных для согласования форм зависимых слов.

Уметь: определять род имен сущ-ных для согласования Подготовительный диктант, работа по учебнику формы зависимых слов. Выборочный диктант, работа с учебником, тренировочные упражнения

Морфологический разбор имени существительного



124

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

1

Урок объяснения нового материала

Особенности существительных данной группы

Знать: об именах сущ-ных, которые имеют форму только мн.числа, об их употреблении в речи.

Уметь: правильно употреблять данные имена сущ-ные в речи.

Запись под диктовку, работа с учебником, выборочный диктант



125

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

1

Урок объяснения нового материала

Особенности существительных данной группы

Знать: об именах сущ-ных, которые имеют форму только ед.числа, об их употреблении в речи.

Уметь: правильно употреблять данные имена сущ-ные в речи.

Работа с учебником, выборочное-распределительный диктант, практическая работа



126

Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных

1

Комбинированный

Признаки существительных 1,2 и 3-го склонения

. Знать: о склонениях имен сущ-ных.

Уметь: определять склонение имен сущ-ных, выбирать орфограмму в окончании.

Объяснительный диктант, проверочная работа, работа по карточкам, тренировочные упражнения



127-129

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

2

Урок систематизации и обобщения знаний

Условия выбора гласных в падежных окончаниях имен существительных

Знать: о падежах имен сущ-ных.

Уметь: определять падеж имен сущ-ных, выбирать орфограмму в окончании

Работа с учебником, выборочное-распределительный диктант, практическая работа



130-131

Изложение повествовательного характера с элементами описания

2

Урок развития речи

Структура изложения повествовательного текста, главная мысль текста, составление плана, отбор материала

Знать: об особенностях написания изложения данного типа.

Уметь: писать изложение данного типа.

Творческая работа



132

Множественное число имен существительных

1

Комбинированный

Классификация ошибок, допущенных в изложении, объединение слов по видам орфограмм.

Особенности образования множественного числа некоторых групп существительных

Знать: об особенностях склонения имен сущ-ных, оканчивающихся на –ия, -ий, -ие.

Уметь: правильно писать имена сущ-ные и их формы, оканчивающиеся на –ия, -ий, -ие.

Орфографическая пятиминутка, объяснительный диктант, работа по карточкам



133-134

Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных

2

Комбинированный

Основные теоритические понятия, орфографические нормы. Систематизация и промежуточный контроль орфограмм, изученных в разделе

Знать: о правиле правописания гласных после шипящих и Ц в окончаниях имен сущ-ных, о разграничении с правилом выбора орфограммы в корнях слов.

Уметь: правильно писать гласные после шипящих и Ц в окончаниях имен сущ-ных, разграничивать данную орфограмму с правилом выбора орфограммы в корнях слов.

Выборочный диктант, запись под диктовку, работа по карточкам, тренировочные упражнения



135

Закрепление изученного по разделу «Имя существительное»

fr

1

Урок систематизации и обобщения знаний

Основные теоритические понятия, орфографические и орфоэпические нормы. Проверка и тематический контроль ЗУН

Знать: теор.материал об имени сущ-ном как о части речи и его правописании.

Уметь: применять данный т/м на практике.

Работа с учебником, работа по карточкам, тренировочные упражнения



136

Тест по теме «Имя существительное»

1

Урок контроля

Ликвидация пробелов по разделу. Классификация ошибок, объединение слов по орфограммам. Выполнение всех видов изученных разборов

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

Тест



137

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

Урок контроля

Признаки прилагательных как части речи, его морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике,

Контрольный диктант



138

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Урок анализа письменных работ учащихся

Условия выбора гласных в падежных окончаниях прилагательных


Работа над ошибками в контрольном диктанте, контрольные вопросы по разделе



139-140

Имя прилагательное как часть речи (12+4)

2

Комбинированный

Признаки прилагательного как части речи, его морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении

Знать: о морфологических признаках имени прилагательного, его роли в речи.

Уметь: определять морфологические признаки имени прилагательного, его роль в речи.

Работа с учебником, загадки, запись под диктовку, выборочный диктант



141-142

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

2

Комбинированный

Условия выбора гласных в падежных окончаниях прилагательных

Знать: о согласовании имен прилагательных с именами существительными, о правописании гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.

Уметь: согласовывать прилагательные с сущ-ми, определять и правильно писать падежные окончания прил-ных.

Работа по учебнику, тренировочные упражнения, диктант «Проверь себя», работа с таблицей



143

Описание животного

1

Урок развития речи

Виды описания

Знать: об особенностях монологического высказывания данного типа.

Уметь: строить описательное монологическое высказывание данного типа.

Работа с текстом



144-145

Изложение с описанием животного по рассказу А.И. Куприна «Ю-ю» (упр.587)

2

Урок развития речи

Структура изложения повествовательного текста, главная мысль текста, составление плана, отбор материала

Знать структуру изложения повествовательного текста, составлять план, осуществлять отбор материала, писать изложение о животномРабота над ошибками

Творческая работа



146

Анализ изложения

1

Урок анализа письменных работ учащихся

Классификация ошибок, допущенных в изложении, объединение слов по видам орфограмм.


Уметь анализировать творческую и выполнять работу над ошибками

Тренировочные упражнения, диктант «проверь себя»



147-148

Прилагательные полные и краткие

2

Комбинированный

Отличие полных прилагательных от кратких, морфологические признаки и синтаксическая роль кратких прилагательных

Знать: об отличии полных прилагательных от кратких, об их роли в предложении, об особенностях образования и произношения.

Уметь: отличать полные и краткие прилагательные, уметь образовывать краткие прил-ные

от полных.

Работа с учебником, запись под диктовку, работа по карточкам



149

Морфологический разбор имени прилагательного

1

Комбинированный

Порядок морфологического разбора

Знать: порядок морф.разбора имени прил-го.

Уметь: разбирать прилагательные различных форм.

Работа с учебником, тренировочные упражнения



150-151

Закрепление и обобщение изученного по разделу «Имя прилагательное»

2

Урок систематизации и обобщения знаний

Основные теоритические понятия, орфографические и орфоэпические нормы. Систематизация и промежуточный контроль.

Знать основные орфографические правила по теме

Уметь применять полученные правила на письме

Контрольные вопросы, тренировочные упражнения



152

Тестирование по теме «Имя прилагательное»

1

Урок контроля

Основные теоретические понятия, орфографические нормы

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

Тест



153

Контрольный диктант по разделу «Имя прилагательное»

1

Урок контроля

Основные теоретические понятия, орфографические нормы

Проверка ЗУН

Знать: теоретический материал по данному разделу.

Уметь: применять данный материал на практике.

Контрольный диктант



154

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Урок анализа письменных работ учащихся

Ликвидация пробелов по разделу. Выполнение всех видов изученных разборов

Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками в контрольном диктанте, контрольные вопросы по разделу, словарный диктант



155

Глагол как часть речи (36+6)

1

Комбинированный

Признаки глагола как части речи, его морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении

Знать: о морфологических признаках глагола, его лексических возможностях и роли в речи.

Уметь: определять морфологические признаки глагола, его роль в речи.

Запись под диктовку, синтаксическая пятиминутка, тренировочные упражнения



156-157

НЕ с глаголами

2

Комбинированный

Условия выбора слитного и раздельного написания не с глаголами

Знать: правило написания НЕ с глаголами, о ситном написании разных частей речи с НЕ.

Уметь: правильно писать НЕ с глаголами, разные части речи с НЕ.

Тренировочные упражнения, игра «Найди синоним», самостоятельная работа



158

Рассказ

1

Урок развития речи

Особенности рассказа как малой формы, его композиция

Знать: о жанре рассказа, его композиции.

Уметь: составлять устное монологическое высказывание в жанре рассказа.

Работа с текстами



159-160

Сочинение по сюжетным картинкам (упр.623) «Как я однажды…»

2

Урок развития речи

Особенности композиции сочинения-рассказа, составление плана, отбор материала

Знать: о разграничении раздельного и слитного написания глаголов.

Уметь: правильно писать НЕ с глаголами.

Творческая работа



161-162

Неопределенная форма глагола

2

Комбинированный

Признаки инфинитива

Знать: о неопределенной форме глагола как о начальной форме глагола, об отличии неопределенной и личных форм.

Уметь: ставить глагол в н.ф., отличать н.ф. глагола от личных форм.

Словарный диктант, выборочный диктант, объяснительный диктант



163-164

Правописание -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах

2

Комбинированный

Условия выбора ться и тся в глаголах

Знать: о разграничении инфинитива и формы 3-го лица, о произношении и написании глаголов на –ТСЯ и –ТЬСЯ.

Уметь: определять инфинитив и формы 3-го лица, правильно произносить и писать глаголы на –ТСЯ и –ТЬСЯ.

Устная синтаксическая пятиминутка, работа с учебником, объяснительный диктант, комментированное письмо



165-166

Изложение с элементами сочинения на лингвистическую тему (упр.634)

2

Урок развития речи

Особенности изложения на лингвистическую тему.Составление плана, отбор материала

Творческая работа

Творческая работа



167-168

Виды глагола

Видовые пары

2

Комбинированный

Признаки совершенного и несовершенного вида глагола. Что такое видовые пары

Знать: о понятии «вид» как о морф.признаке глагола и о способе определения сов. и несов.вида.

Уметь: определять вид глагола.

Работа с учебником, выборочный диктант, самостоятельная работа, тренировочные упражнения



169

Контрольный диктант

1

Урок контроля

Контроль усвоения орфограмм ться и тся, не с глаголами. Проверка и тематический контроль ЗУН

Знать: теоретический материал по данному разделу.

Уметь: применять данный материал на практике.

Контрольный диктант



170

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

1

Урок анализа письменных работ учащихся

Ликвидация пробелов по теме. Классификация ошибок, объединение слов по орфограммам. Выполнение всех видов изученных разборов

Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками в контрольном диктанте



171-172

Буквы Е-И в корнях с чередованием

2

Комбинированный

Условия выбора букв е,и в корнях с чередованиями

Знать о чередовании гласных в корнях, способах действия при выборе орфограммы. Понимать, что корни с чередованием.

Уметь применять данную орфограмму при письме

Устная синтаксическая пятиминутка, словарный диктант,



173

Невыдуманный рассказ (о себе)

1

Урок развития речи

Особенности и стилевое своеобразие разговорной речи. Композиция. Корректирование предлагаемого текста

Знать: о жанре рассказа, его композиции.

Уметь: составлять устное монологическое высказывание в жанре рассказа.

Творческая работа



174-175

Время глаголов Прошедшее время

2

Комбинированный

Время глагола. Признаки прошедшего времени

Знать: о временных формах глаголов, их употреблении в речи.

Уметь: определять время глагола, правильно употреблять в речи временные формы глагола.

Работа с учебником. Тренировочные упражнения



176-177

Настоящее время

2

Комбинированный

Времена глагола. Признаки глагола настоящего времени

Знать: о ГЗ глаголов наст.времени, об их употреблении в речи.

Уметь: определять ГЗ глаголов наст.времени, правильно употреблять их в речи.

Работа с учебником. Тренировочные упражнения



178-179

Будущее время

2

Комбинированный

Времена глагола. Две формы будущего времени: простая и сложная

Знать: о способах образования форм будущего времени, об использовании их в речи.

Уметь: правильно образовывать глагольные формы будущего времени, правильно употреблять их в речи.

Тренировочные упражнения



180-181

Спряжение глаголов

2

Комбинированный

Глаголы первого и второго спряжения, их личные окончания

Знать: о спряжении глаголов, о правописании личных окончаний.

Уметь: определять спряжение глагола, правильно писать личные окончания.

Работа с учебником, графический диктант, орфографическая диктовка,



182-183

Правописание безударных личных окончаний глагола и, е

2

Комбинированный

Безударные личные окончания глаголов

Знать: о спряжении глаголов, о правописании личных окончаний.

Уметь: определять спряжение глагола, правильно писать личные окончания.

Работа с учебником, комментированное письмо, запись текста под диктовку



184-185

Правописание безударных личных окончаний глагола 3-го лица множественного числа

2

Комбинированный

Безударные личные окончания глаголов

Знать: о спряжении глаголов, о правописании личных окончаний.

Уметь: определять спряжение глагола, правильно писать личные окончания.

Работа с учебником,



186

Правописание безударных личных окончаний глагола 1-го лица множественного числа

1

Комбинированный

Безударные личные окончания глаголов

Знать: о спряжении глаголов, о правописании личных окончаний.

Уметь: определять спряжение глагола, правильно писать личные окончания.

Работа с учебником,



187-188

Морфологический разбор глагола

2

Комбинированный

Порядок морфологического разбора

Знать: порядок морфологического разбора глагола, последовательность анализа частей речи.

Уметь: выполнять морфологический разбор глагола.

Работа с учебником, морфологический разбор глагола. Запись под диктовку



189-190

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

2

Комбинированный

Условия написания мягкого знака в глагольных формах

Знать: о правописании глаголов 2-го лица ед.числа; об употреблении глаголов этой формы для обозначения действия с обобщенным значением.

Уметь: правильно писать глаголы 2-го л.ед.числа; употреблять глаголы этой формы для обозначения действия с обобщенным значением

Предупредительный диктант, проверочная работа, объяснительный диктант



191

Сжатое изложение повествовательного характера

1

Урок развития речи

Структура изложения повествовательного текста, главная мысль, составление плана, отбор материала

Творческая работа

Объяснительный диктант, самостоятельная работа с таблицей учебника



192

Употребление времен

1

Комбинированный

Случаи употребления одного времени в значении другого

Знать: о способах образования, о правописании временных форм глагола, о стилистических возможностях их использования.

Уметь: правильно образовывать, писать и использовать временные формы глагола.

Работа с учебником, комментированное письмо, предупредительный диктант, распределительный диктант



193

Закрепление и обобщение изученного по разделу «Глагол»


1

Урок систематизации и обобщения знаний

Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы. Систематизация и промежуточный контроль

Знать: теоретический материал по данному разделу.

Уметь: применять данный материал на практике.

Игра «Растолкуй», объяснительный диктант, запись под диктовку



194

Тест по теме «Глагол»

1

Урок контроля

Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы.

Знать: теоретический материал по данному разделу.

Уметь: применять данный материал на практике.

Контрольные вопросы, работа по карточкам, проверочная работа, диктант



195

Контрольный диктант по разделу «Глагол»

1

Урок контроля

Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы.

Знать: теоретический материал по данному разделу.

Уметь: применять данный материал на практике.

Контрольный диктант



196

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Урок анализа письменных работ учащихся

Ликвидация пробелов по разделу. Классификация ошибок. Выполнение всех видов разбора

Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками

Робота над ошибками контрольного диктанта



197

Повторение и систематизация изученного в 5 классе

(6 ч + 2 ч)

Разделы науки о языке

1

Повторительно-обобщающий урок

Разделы лингвистики их, основные единицы

Знать: о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке.

Уметь: строить связное монологическое высказывание о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке.


Объяснительный диктант, проверочная работа, работа по карточкам, тренировочные упражнения



198

Орфограммы в приставках и в корнях слов

1

Повторительно-обобщающий урок

Опознавательные признаки орфограмм в приставках и корнях слов

Знать: изученный теоретический материал об орфограммах в приставках и в корнях слов.

Уметь: систематизировать изученный т/материал и применять его на практике.

Работа с учебником, выборочное-распределительный диктант, практическая работа



199

Орфограммы в окончаниях слов

1

Повторительно-обобщающий урок

Опознавательные признаки орфограмм в окончаниях слов

Знать: изученный теоретический материал об орфограммах в окончаниях слов.

Уметь: систематизировать изученный т/материал о правописании окончаний разных частей речи и применять его на практике.

Выборочный диктант, запись под диктовку, работа по карточкам, тренировочные упражнения



200

Употребление букв ъ и ь

1

Повторительно-обобщающий урок

Опознавательные признаки орфограмм

Знать: изученный теоретический материал об употреблении букв ъ и ь.

Уметь: систематизировать изученный т/материал и применять его на практике


Орфографическая пятиминутка, объяснительный диктант, работа по карточкам



201-202

Сочинение на одну из предложенных тем (по типам: описание, повествование или рассуждение)

2

Урок развития речи

Особенности композиции сочинения-рассказа, составление плана, отбор материала

Знать об особенностях в стилевом многообразии разговорной речи, о временном единстве глаголов в повествовании

Уметь создавать текст в соответствии с жанровыми особенностями рассказа

Творческая работа



203

Знаки препинания в простом и сложном предложении

1

Повторительно-обобщающий урок

Условия постановки знаков препинания в простом и сложном предложении

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание.

Работа с учебником, работа по карточкам, тренировочные упражнения



204

Диктант по теме «Повторение»

1

Контрольный урок

Основные теоритические понятия, орфографические и орфоэпические нормы. Проверка ЗУН

Знать: теоретический материал, изученный в течение года.

Уметь: применять данные знания на практике.

Контрольный диктант




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ