РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
5 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа создана на основе следующих документов:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ,
Программа общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов, авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н. М. Шанский
Развернутое тематическое планирование автор-составитель С.Б. Шадрина.
Программа рассчитана на 204 учебных часа (6 часов в неделю), из них на развитие речи – 52 часа, контрольных работ – 13 часов.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трёх тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Учебно-методическое обеспечение:
Обучение русскому языку в 5 классе: методические рекомендации к учебнику 5 класса / Под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2008.
Русский язык 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Под ред М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2008. – 286 с.
Развернутое тематическое планирование автор-составитель С.Б. Шадрина.
Повторение и контроль знаний русский язык 5 класс (CD) методическое пособие с электронным приложением М.: «Планета»
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к
уровню подготовки
Вид контроля,
измерители
Дата пров-я
Пл
Фак
1
Язык и человек.
Язык и речь.
Общение устное и письменное (2+1)
1
Урок изучения нового материала
Основные функции языка. Соотношение язык и речь; основные единицы языка. Отличие устного общения от письменного.
Знать основные единицы языка, их признаки.
Уметь отличать письменное общение от устного; владеть смыслом понятий: речь устная и письменная, сфера и ситуация речевого общения; извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов
Беседа по вопросам
упражнения
2
Знакомство с учебником
1
Урок изучения нового материала
Знакомство с учебником; определение целей и задач курса русского языка в 5 классе.
Приемы ознакомительного чтения, приемы изучающего чтения, приемы слушания.
Знать приемы ознакомительного и изучающего чтения.
Уметь пересказывать отвечая на поставленные вопросы используя выделенные в упражнении слова
3
Стили речи
1
Урок развития речи
Основные стили речи(разговорный, научный, художественный) Понятие речевой этикет
Знать и уметь различать основные стили речи; уметь находить в школьных учебниках научные тексты, в хрестоматии по литературе художественные.
Уметь использовать слова и выражения этикета.
Работа с учебником, беседа.
4
Повторение изученного в начальной школе.
Звуки и буквы.
Произношение и правописание.(17+3)
1
Комбинированный
Понятие звук и буква, транскрипция
Знать понятия звук, буква , транскрипция.
Уметь различать звуки и буквы, находить транскрипции в учебниках иностранного языка, указывать причину несовпадения количества и значения букв и звуков в одном и том же слове
Работа с учебником, со словарями иностранного языка
5
Орфограмма
1
Комбинированный
Виды орфограмм, их опознавательные признаки
Знать понятие орфограммы, понимать термины морфема, морфемный разбор.
Уметь определять изученные орфограммы в словах, графически обозначать морфемы в словах
Работа с учебником, письмо под диктовку, упражнения
6
Правописание безударных гласных в корне.
2
Комбинированный
Способы проверки правильности написания слов с безударными гласными в корне
Знать способы проверки безударных гласных.
Уметь различать однокоренные слова и формы слова, подбирать проверочное слова несколькими способами.
Работа с учебником,
Словарный диктант, распределительный диктант
7
Правописание проверяемых согласных в корне слова
1
Комбинированный
Способы проверки написания согласных в корне слова
Знать способы проверки написания согласных в корне слова;
Уметь изменять слова и подбирать однокоренные для проверки
Игра «Пиши правильно!», упражнения, практикум
8
Правописание непроизносимых согласных в корне слова
1
Комбинированный
Способы проверки правильности написания слов с непроизносимыми согласными
Знать способы проверки правильности написания слов с непроизносимыми согласными; уметь находить изучаемую орфограмму, применять правило на письме
Распределительный диктант
9
Буквы и, у, а после шипящих
1
Комбинированный
Условия выбора букв и,у,а после шипящих
Знать условия выбора букв и,у,а после шипящих; уметь применять изучаемую орфограмму на письме
Уметь работать с орфографическим и толковым словарями; составлять предложения, используя слова изучаемой орфограммы
Работа со словарями, тренировочные упражнения
10
Разделительные Ъ и Ь
1
Комбинированный
Условия выбора букв Ъ и Ь
Знать условия выбора букв ъ и ь; понимать, что причиной постановки разделительных знаков являются буквы е,ё,ю,я.
Уметь применять правило о постановке разделительных знаков
Тренировочные упражнения, практикум Упражнения, практикум
11
Раздельное написание предлогов с другими словами
1
Комбинированный
Различие приставки и предлога
Знать правило написания предлогов со словами (орфограмма7)
Уметь различать приставку и предлог, применять изученную орфограмму на письме
Тренировочные упражнения, практикум
12
Текст
1
Урок развития речи
Признаки текста
Знать признаки текста.
Уметь делить текст на абзацы; расставлять предложения так, чтобы получился текст
Работа с текстом, практикум
13
Обучающие изложение «Хитрый заяц» (от 3лица)
1
Комбинированный
Обучающие изложение
Знать определение темы, основной мысли текста, требования к написанию изложения по данному плану
Изложение «Хитрый заяц» (по Г.А.Скребицкому) по данному плану от 3 лица
14
Части речи
Комбинированный
Группы частей речи
Уметь определять изученные части речи, их морфологические признаки; находить наречия в тексте
Работа с учебником игра «Я пересказываю, ты слушаешь»
15
Глагол
1
Комбинированный
Признаки глагола как части речи, синтаксическая роль глагола
Знать основные признаки глагола
Уметь определять спряжения, лицо, время глагола
Работа со словарями, тренировочные упражнения
16
Правописание –тся и ться в глаголах
1
Комбинированный
Условия выбора написания тся и ться в глаголах
Уметь различать по вопросу личную и неопределенную форму глагола; соблюдать на практике письма основные правила орфографии
Объяснительный диктант, упражнения практикум
17
Тема текста
1
Урок развития речи
Тема текста, широкая и узкая тема
Уметь определять тему текста; знать понятия широкая и узкая тема; сопоставлять данные тексты; перерабатывать готовые тексты
Работа с текстами
18
Личные окончания глаголов
1
Комбинированный
Условия выбора личных окончаний глаголов
Уметь определять спряжения глаголов с безударными личными окончаниями; соблюдать на практике письма основные правила орфографии и пунктуации
Предупредительный диктант, упражнения практикум
19
Имя существительное
1
Комбинированный
Условия выбора букв в падежных окончаниях имен существительных; мягкий знак после шипящих на конце слов - существительных 3-го склонения
Уметь определять части речи, морфологические признаки, склонение существительных; применять правило «Буквы –и и –е в окончаниях существительных»
Орфографическая пятиминутка, объяснительный диктант,работа с таблицей «Буквы –и и –е в окончаниях существительных»
20
Имя прилагательное
1
Комбинированный
Признаки прилагательного как части речи, его синтаксическая роль
Уметь находить прилагательные в тексте; задавать вопрос от существительного к прилагательному для проверки падежных окончаний прилагательных.
Знать синтаксическую роль прилагательных
Словарный диктант, самостоятельная работа
21
Местоимение
1
Комбинированный
Особенности местоимения как части речи, роль местоимений в предложении
Знать парадигму личных местоимений, орфограмму пробел
Уметь редактировать текст, устраняя повторы, используя местоимения
Диктант (упр.107) запись под диктовку с заменой повторяющихся слов местоимениями, работа с учебником
22
Основная мысль текста
1
Урок развития речи
Признаки текста и основная мысль текста
Знать признаки текста
Уметь определять основную мысль текста, его тему
Работа с текстом «Порядочный человек» (по Ю.Я. Яковлеву)
Письменная работа (упр. 114)
23
Контрольный диктант по теме «Повторение» с грамматическим заданием
1
Урок контроля
Проверка ЗУН по теме «Повторение»
Знать основные орфографические и пунктуационные правила по теме, уметь применять их на практике
Диктант с грамматическим заданием
24
Анализ контрольного диктанта ошибками
1
Урок анализа письменных работ учащихся
Ликвидация пробелов по теме
Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками
Работа над ошибками, контрольные вопросы (с.46)
25
Синтаксис . Пунктуация (29+7)
1
Урок изучения нового материала
Основные единицы синтаксиса и пунктуации
Знать: о предмете изучения синтаксиса и пунктуации; о лингвистических терминах, их происхождении; о предложении как об одной из основных единиц языка.
Уметь: соблюдать принятые в русском языке законы связи слов, правильно расставлять знаки завершения.
Грамматический диктант, работа с учебником
26
Словосочетание
1
Урок изучения нового материала
Определение словосочетания, его строение. Виды словосочетаний (именные и глагольные). Способы выражения грамматической связи в словосочетании
Знать: об отличии словосочетания от слова и предложения, о строении словосочетаний.
Уметь: строить словосочетания, находить главное и зависимое слово.
Работа с учебником, составление словосочетаний, тренировочные упражнения
27
Разбор словосочетания
1
Урок изучения нового материала
Порядок разбора словосочетания
Знать схему разбора словосочетания
Уметь различать именные и глагольные словосочетания; правильно выделять из предложения словосочетания и разбирать их
Словарный диктант, работа с учебником, тест
28
Словосочетание и предложение. Грамматическая основа предложения
1
Урок изучения нового материала
Признаки предложения; грамматическая основа. Интонация конца предложения
Знать: об основных признаках предложения, способах выражения главных членов.
Уметь: находить грамматическую основу предложения.
Беседа, тренировочные упражнения
29
Виды предложений по цели высказывания
1
Урок изучения нового материала
Виды предложений по цели высказывания
Знать: о видах предложений по цели высказывания.
Уметь: распознавать и правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения.
Синтаксическая пятиминутка, тренировочные упражнения
30-31
Сжатое изложение (упр132)
2
Урок развития речи
Признаки сжатого изложения, его отличие от подробного
Знать: о теме и основной мысли текста, о приемах сжатия текста.
Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить сжатое связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста.
Сжатое изложение текста (по В.П. Катаеву) с элементами сочинения «Гордость – это хорошо или плохо?»
32
Восклицательные предложения
1
Комбинированный
Виды предложений по эмоциональной окраске. Восклицательные предложения как средство усиления выразительности речи
Знать: о различных по интонации видах предложений, об употреблении восклицательного знака.
Уметь: различать виды предложений по интонации, выразительно их читать.
Синтаксическая пятиминутка, упражнения
33
Сочинение (упр.153)
1
Урок развития речи
Структура сочинения-повествования
Знать: о теме сочинения, об узких и широких темах, о правилах написания сочинения данного типа.
Уметь: связно строить монологическое письменное высказывание повествовательного характера.
Сочинение
34
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее
1
Урок изучения нового материала
Группы членов предложения, способы выражения подлежащего
Знать: о главных членах предложения, о новом способе выражения подлежащего - сочетанием слов.
Уметь: определять грамматическую основу предложения, в том числе находить подлежащее, выраженное сочетанием слов.
Беседа , тренировочные упражнения
35
Сказуемое
1
Урок изучения нового материала
Определение сказуемого, способы его выражения
Знать: о грамматической основе предложения, о способах выражения сказуемого.
Уметь: определять грамматическую основу предложения, в том числе выраженную разными частями речи.
Работа с таблицей «способы выражения сказуемого» Практическая работа
36
Тире между подлежащим и сказуемым
1
Урок изучения нового материала
Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым
Знать: о грамматической основе предложения, о способах выражения ГЧП; о правиле постановки тире между – и =, выраженными им. существительными.
Уметь: определять грамматическую основу предложения, ставить тире между – и =, выраженными им. существительными.
Устная синтаксическая пятиминутка, объяснительный диктант, работа с толковым словарем
37
Нераспространенные и распространённые предложения
1
Урок изучения нового материала
Признаки нераспространенных и распространенных предложений
Знать: об отличии нераспространенных и распространенных предложений, о ВЧП.
Уметь: отличать нераспространенные предложения от распространенных.
Устная синтаксическая пятиминутка, составление схем предложений, диктант с взаимопроверкой
38-39
Второстепенные члены предложения Дополнение
2
Урок изучения нового материала
Виды второстепенных членов предложения, дополнение
Знать: о дополнении как ВЧП, о способах его выражения и отличии от подлежащего.
Уметь: находить дополнение в предложении, отличая его от подлежащего, определять способы его выражения.
Практическая работа, синтаксическая пятиминутка, работа с текстом
40
Определение
1
Урок изучения нового материала
Способы выражения определения, его графическое выражение. Лексическое значение слов: языковые традиции
Знать: об определении как ВЧП, о способах его выражения, о роли в речи.
Уметь: находить определение в предложении, определять способы его выражения и его роль в речи.
Работа с учебником, упражнение, комментированное письмо
41
Обстоятельство
1
Урок изучения нового материала
Способы выражения обстоятельства, его виды, обозначения
Знать: об обстоятельстве как ВЧП, о способах его выражения, о роли в речи.
Уметь: находить обстоятельство в предложении, определять способы его выражения и его роль в речи.
Устная синтаксическая пятиминутка, выборочный диктант, работа с учебником, работа с таблицей
42
Предложения с однородными членами
1
Урок изучения нового материала
Признаки однородных членов, способы их обозначения
Знать: об ОЧП, их опознавательных признаках, о постановке знаков препинания и правильном чтении предложений с однородными членами.
Уметь: определять ОЧП по их опознавательным признакам, правильно ставить ЗП в пр-ях с ОЧ, правильно читать предложения с ОЧ.
Графический диктант, устная синтаксическая пятиминутка, запись под диктовку, составление схем, работа с учебником.
43-45
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
3
Урок изучения нового материала.
Урок закрепления изученного
Условия постановки запятой при однородных членах. Обобщающие слова при однородных членах
Знать: об ОЧП, их опознавательных признаках, о постановке знаков препинания и правильном чтении предложений с однородными членами.
Уметь: определять ОЧП по их опознавательным признакам, правильно ставить ЗП в пр-ях с ОЧП, обосновывать постановку ЗП при ОЧП, правильно читать предложения с ОЧП.
Контрольный словарный диктант «Проверь себя», работа по карточкам, объяснительный диктант, пунктуационный диктант
46-47
Предложения с обращениями
2
Урок изучения нового материала.
Урок закрепления изученного
Определения понятия обращение; его виды, роль в речи
Знать: об обобщающих словах при ОЧП, о его роли в предложении, о ЗП при ОЧП и обобщающих словах.
Уметь: находить обобщающие слова в пр-ях с ОЧП, правильно расставлять ЗП при них.
Знать: об обращении, его роли в речи, ЗП при нем.
Уметь: находить обращение в предложении, правильно ставить при нем ЗП.
Запись под диктовки, работа с учебником, проверочная работа, комментированное письмо
48
Письмо
1
Урок развития речи
Виды писем, их названия, структура письма, письмо как одна из разновидностей текста
Знать: о правилах составления и написания письма, о его композиции и обязательных частях.
Уметь: правильно писать письма.
Практическая работа
49
Синтаксический разбор простого предложения
1
Комбинированный
Порядок синтаксического разбора простого предложения
Знать: сведения о простом пр-нии, о порядке его устного и письменного разбора.
Уметь: выполнять синтаксический разбор простого предложения.
Практическая работа, работа по карточкам
50
Пунктуационный разбор простого предложения
1
Комбинированный
Порядок пунктуационного разбора простого предложения
Знать: изученный материал о постановке ЗП в простом пр-нии, о порядке устного и письменного разбора.
Уметь: выполнять пунктуационный разбор простого предложения.
Проверочная работа
51-52
Простые и сложные предложения
2
Комбинированный
Отличие простого предложения от сложного; виды связи простых предложений в составе сложного
Знать: о структурных различиях между простым и сложным пр-ем, о способах связи простых предложений в составе сложных.
Уметь: различать простые и сложные пр-ния, правильно расставлять ЗП в СП.
Устная синтаксическая пятиминутка, анализ схем, работа с учебником, проверочная работа, словарный диктант
53
Синтаксический разбор сложного предложения
1
Урок изучения нового материала.
Порядок синтаксического разбора сложного предложения
Знать: сведения о сложном пр-нии, о порядке его устного и письменного разбора.
Уметь: выполнять синтаксический разбор сложного предложения.
Практическая работа, редактирование текста
54
Прямая речь
1
Урок изучения нового материала.
Определения прямой речи, структура предложений с прямой речью
Знать: о прямой речи, словах автора, о постановке ЗП в пр-ях с прямой речью.
Уметь: составлять пр-ния с прямой речью, выразительно читать их и правильно ставить ЗП.
Контрольный словарный диктант, устная синтаксическая пятиминутка, комментированное письмо
55
Диалог
1
Урок развития речи
Определение диалога, отличие диалога от монолога, полилога. Речевой этикет
Знать: о диалоге, реплике, о ЗП при диалоге.
Уметь: записывать и составлять диалоги, правильно ставить ЗП, выразительно читать диалоги.
Пунктуационный диктант, работа с текстами, составление диалогов
56-57
Изложение (упр.254)
2
Урок обобщения и повторения изученного материала
Составление плана, отбор материала в соответствии с темой
Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости
Творческая работа
58
Обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация»
1
Урок контроля
Предложение простое и сложное, прямая речь, диалог
Знать: изученный материал по данному разделу.
Уметь: практически применять полученные умения и навыки по изученному разделу, строить связное монологическое высказывание
Работа по карточкам, выборочный диктант, объяснительный диктант, работа с текстом.
59
Контрольный диктант по разделу «Синтаксис и пунктуация» с грамматическим заданием
1
Урок контроля
Проверка ЗУН по теме «Синтаксис и пунктуация»
Знать: теоретический материал по изученному разделу.
Уметь: применять данные знания на практике.
Диктант с грамматическим заданием
60
Фонетика. Гласные звуки. Анализ контрольного диктанта (17+3)
1
Комбинированный
Единицы фонетики, группы звуков речи, характеристика гласных звуков. Ликвидация пробелов по теме «Синтаксис и пунктуация»
Знать: о различении букв и звуков, гласных и согласных; о фонетике как разделе науки о языке, об элементах транскрипции.
Уметь: различать звуки и буквы, гласные и согласные, использовать элементы транскрипции.
Тренировочные упражнения, устная синтаксическая пятиминутка
61
Согласные звуки
1
Комбинированный
Согласные твердые и мягкие, парные и непарные, отличие согласных звуков от гласных
Знать: о различении букв и звуков, гласных и согласных; характеристики согласных звуков, об обозначении звуков знаками транскрипции.
Уметь: различать звуки и буквы, гласные и согласные, определять характеристики согласных звуков, обозначать звуки знаками транскрипции.
Тренировочные упражнения, работа с учебником
62
Изменение звуков в потоке речи (позиционные чередования гласных и согласных звуков)
1
Урок изучения нового материала.
Определение чередования, его виды
Знать: о позиционных чередованиях гласных и согласных звуков, о сильных и слабых позициях гласных и согласных, об элементах транскрипции.
Уметь: различать сильные и слабые позиции гласных и согласных для выбора орфограммы, отражать различие элементами транскрипции.
Работа с учебником, тренировочные упражнения
63
Согласные твердые и мягкие
1
Комбинированный
Обозначение мягкости согласных на письме и в транскрипции
Знать: о парных и непарных по твердости-мягкости согласных, об обозначении мягкости различными способами.
Уметь: определять характеристики согласных, обозначать их мягкость различными способами.
Игра-соревнование «Кто лучше прочитает скороговорку», работа с учебником, запись под диктовку.
64-65
Повествование.
Изложение (упр.275)
2
Урок развития речи
Структура изложения повествования, составления, составление плана, отбор материала
Знать: о теме и основной мысли текста, о повествовании и описании в тексте.
Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста с элементами описания и повествования.
Анализ текста, творческая работа
66
Согласные звонкие и глухие
1
Комбинированный
Определение алфавита, его назначение, соотношение звука и буквы, правильные названия букв
Знать: о парных и непарных по глухости-звонкости согласных, о сильной и слабой позиции согласных для выбора орфограмм.
Уметь: определять характеристики согласных, определять сильные и слабые позиции согласных для выбора орфограмм.
Работа с учебником, запись под диктовку, выразительное чтение стихотворений
67
Графика. Алфавит
1
Комбинированный
Определение алфавита, его назначение, соотношение звука и буквы, правильные названия букв
Знать: о новом разделе науки о языке; алфавит, названия букв, о различиях звуков и букв, характеристики звуков, о выборе орфограммы для обозначения гласных и согласных в слабой позиции.
Уметь: пользоваться алфавитом, различать звук и букву, охарактеризовывать звуки, выбирать орфограмму для обозначения гласных и согласных в слабой позиции.
Устная синтаксическая пятиминутка, подготовительный диктант, работа с учебником (упр 281)
68
Описание предмета
1
Урок развития речи
Деловое и художественное описание
Знать/понимать, видеть отличие делового описания от художественного
Уметь свободно, правильно излагать свои мыслив соответствии с заданной темой.
Работа с текстами учебника, корректировка текста, творческая работа
69
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака
1
Комбинированный
Условия выбора мягкого знака для обозначения мягкости согласного
Знать: способы обозначения мягкости согласного, об использовании мягкого знака.
Уметь: обозначать мягкость согласных различными способами.
Работа по карточкам, выборочный диктант, тренировочные упражнения
70
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
1
Комбинированный
Позиции, в которых буквы е,ё,ю,я обозначают два звука
Знать: позиции, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 или 2 звука, о фонетическом разборе слова.
Уметь: различать позиции, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 или 2 звука, фонетически разбирать слова.
Орфографическая диктовка, составление таблицы «Двойная роль букв е,ё,ю,я», проверочная работа
71
Орфоэпия
1
Комбинированный
Орфоэпия – законодатель произносительных норм литературного языка в его устной форме
Знать: об орфоэпии как о разделе науки о языке, о правилах произношения слов.
Уметь: применять орфоэпические правила в речи.
Работа с учебником, с орфоэпическим словарем
72
Фонетический разбор слова
1
Комбинированный
Порядок фонетического разбора
Знать: о порядке фонетического разбора слова, о записи звукового состава слова.
Уметь: выполнять фонетический разбор слова, записывать звуковой состав слова.
Игра «третье лишнее» (по орфоэпии), орфоэпическая контрольная работа, работа с учебником, тренировочные упражнения
73
Повторение изученного по разделу «Фонетика.Графика.»
1
Повторитель-обобщающий урок
Основные орфографические и орфоэпические нормы
Знать: теоретический материал по данному разделу.
Уметь: применять данный т/м на практике
Диктант (упр.315), работа с учебником, контрольные вопросы (с.131), выборочный диктант, фронтальный опрос
74
Тестирование по разделу «Фонетика»
1
Урок контроля
Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы
Знать: теоретический материал по изученному разделу.
Уметь: применять данные знания на практике.
Тест
75
Контрольный диктант по разделу «Фонетика. Графика.»
1
Урок контроля
Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы
Знать основные орфографические и пунктуационные правила по теме «Фонетика и графика»
Контрольный диктант с грамматическим заданием
76
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
1
Урок анализа письменных работ учащихся
Ликвидация пробелов по разделу
Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками
Работа над ошибками в контрольном диктанте, контрольные вопросы по разделу.
77
Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение (8+2)
1
Комбинированный
Лексическое и грамматическое значение слова, структура словарной статьи
Знать: о понятии «лексика», «лексикон», «лексическое и грамматическое значение», о толковых словарях и способах толкования слов.
Уметь: различать лексическое и грамматическое значение слова.
Работа с толковым словарем, составление словарной статьи
78
Однозначные и многозначные слова
1
Комбинированный
Отличие однозначных слов от многозначных
Знать: об однозначных и многозначных словах, о лексическом значении многозначных слов.
Уметь: различать однозначные и многозначные слова, различать лексическое значение многозначных слов, находить необходимые сведения в толковом словаре.
Работа с учебником, работа с толковым словарем
79
Прямое и переносное значение слов
1
Комбинированный
Прямое и переносное значение слова. Определение метафоры, сфера ее употребления
Знать: о переносном значении слов, о причине переноса значения.
Уметь: употреблять в речи слова в переносном значении.
Работа с учебником, запись под диктовку, работа с толковым словарем
80
Омонимы
1
Комбинированный
Омонимы, их отличие от многозначных слов
Знать: об омонимах, об их отличии от многозначных слов.
Уметь: отличать омонимы от многозначных слов.
Работа с толковым словарём, со словарем омонимов, словарный диктант, синтаксическая пятиминутка
81
Синонимы
1
Комбинированный
Определение синонимов, их назначение в языке
Знать: о синонимах, их роли в речи, об их стилистических особенностях, об употреблении синонимов в соответствии с их лексическим оттенком и стилем высказывания.
Уметь: подбирать синонимы, правильно употреблять их в речи.
Устная синтаксическая пятиминутка, словарный диктант, работа со словарем синонимов
82
Антонимы
1
Комбинированный
Определение антонимов, подбор антонимов
Знать: об антонимах, их роли в речи и их лексических особенностях.
Уметь: подбирать антонимы и использовать их в речи.
Работа с толковым словарем, со словарем антонимов, игра «Кто больше?»
83-84
Изложение по тексту К.Г.Паустовского «Первый снег»
Урок развития речи
Структура изложения повествования, составление плана, отбор материала
Знать: об особенностях написания сочинения-описания.
Уметь: писать сочинение-описание.
Творческая работа
85
Контрольный диктант по разделу «Лексика» с грамматическим заданием
2
Урок контроля
Основные теоритические понятия, орфографические и пунктуационные нормы
Знать: теоретический материал по лексическим единицам.
Уметь: правильно употреблять лексические единицы в устной и письменной речи.
Контрольный диктант с грамматическим заданием
86
Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками
1
Урок анализа письменных работ учащихся
Ликвидация пробелов по разделу.
Работа над ошибками контрольного диктанта, контрольные вопросы по разделу
87
Морфемика. Орфография. (22+4)
Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов
1
Комбинированный
определение морфемы, назначение, виды морфем.
Знать: о морфемике, морфеме, изменении и образовании слов, об отличиях однокоренных слов от форм одного и того же слова.
Уметь: подбирать однокоренные слова с учетом лексического значения.
Работа с учебником. Тренировочные упражнения
88
Окончание
1
Комбинированный
Определение окончания, в том числе и нулевого, роль окончания в слове
Знать: об окончании как значимой части слова, его синтаксической роли.
Уметь: выделять окончания различных частей речи и основу.
Работа с учебником. Тренировочные упражнения
89
Основа слова
1
Комбинированный
Определение основы слова, состав слова, морфемный разбор слова
Тренировочные упражнения
90
Корень слова
1
Комбинированный
Понятия корень слова; корневая омонимия, роль корня в слове
Знать: о корне как значимой части слова.
Уметь: находить корень, подбирать родственные слова для проверки орфограммы.
Словарный диктант, игра «Найди лишнее слово», запись под диктовку, игра «Корректор» (упр.384)
91
Рассуждение
1
Урок развития речи
Структура сочинения-рассуждения
Знать: о типе текста – рассуждении, о композиции рассуждения.
Уметь: строить монологическое высказывание по типу рассуждения.
Анализ текстов
92
Суффикс.
1
Комбинированный
Определение суффикса , его назначение
Знать: о суффиксе как значимой части слова, его роли в образовании новых слов, о значении суффиксов имен сущ-ных.
Уметь: определять суффикс в слове, определять значение суффикса в именах существительных.
Работа с учебником, запись под диктовку, анализ таблицы суффиксов
93
Приставка
1
Комбинированный
Определение приставки, ее назначение
Знать: о роли приставки в образовании новых слов.
Уметь: выделять приставку, определять ее значение.
Морфемный разбор, заполнение таблицы «Приставки», игра «Составь слово», диктант
94-95
Выборочное изложение по тексту повествовательного характера с элементами описания
1
Урок развития речи
Структура изложения повествовательного текста, составление плана, отбор материала
Знать: об особенностях написания изложения-повествования.
Уметь: писать изложения -повествование.
Творческая работа
96
Чередование звуков
1
Комбинированный
Определение чередования, его виды
Знать: о чередовании гласных и согласных звуков, о правописании морфем, на которых отразилось чередование.
Уметь: определять чередующиеся звуки, правильно писать слова с чередованием.
Работа с учебником, графический диктант, орфографическая диктовка, работа с таблицей
97
Беглые гласные
1
Комбинированный
Беглые гласные в приставках, корне и суффиксах
Знать: о беглых гласных.
Уметь: разбирать по составу слова с беглыми гласными.
Работа с учебником, комментированное письмо, запись текста под диктовку
98
Варианты морфем Морфемный разбор слова
1
Комбинированный
Порядок морфемного разбора
Знать: о различиях вариантов морфем и одинаково звучащих морфем.
Уметь: различать варианты морфем и одинаково звучащие морфемы; проверять гласные и согласные в корне слова.
Работа с учебником, морфемный разбор слова
99
Правописание гласных и согласных в приставках
1
Комбинированный
Гласные и согласные в приставках
Знать: порядок устного и письменного морфемного разбора слова.
Уметь: выполнять морфемный разбор слова.
Работа с учебником, игра «Составь слово», тренировочные упражнения
100-101
Буквы З и С на конце приставок
2
Комбинированный
Условия выбора букв З и С на конце приставок
Знать: об особенностях правописания приставок, оканчивающихся на З (С).
Уметь: выбирать орфограмму-согласную.
Предупредительный диктант, самостоятельная работа
102
Буквы О-А в корне –лаг- и -лож-
1
Урок объяснения нового материала
Условия выбора букв О-А в корне –лаг- и -лож-
Знать: о правиле написания гласных в корнях с чередованием.
Уметь: выбирать буквы А-О в корнях –лаг- и –лож-.
Предупредительный диктант, проверочная работа, объяснительный диктант
103
Буквы О-А в корне –раст- и -рос-
1
Урок объяснения нового материала
Условия выбора букв О-А в корне –раст- и -рос-
Знать: о правиле написания гласных в корнях с чередованием.
Уметь: выбирать буквы О-А в корнях –раст- и –рос-.
Объяснительный диктант, самостоятельная работа с таблицей учебника
104
Буквы Ё и О после шипящих в корне
1
Урок объяснения нового материала
Условия выбора букв Ё и О после шипящих в корне
Знать: о правописании букв Ё, О после шипящих под ударением, о правописании слов иноязычного происхождения.
Уметь: правильно писать буквы Ё и О после шипящих в корне слова, слова иноязычного происхождения на данную орфограмму.
Работа с учебником, комментированное письмо, предупредительный диктант, распределительный диктант
105-106
Буквы И – Ы после Ц
2
Урок объяснения нового материала
Урок закрепления материала
Условия выбора букв И – Ы после Ц
Знать: о правиле написания И-Ы после Ц в разных морфемах, о графическом обозначении орфограммы.
Уметь: правильно писать слова на данную орфограмму.
Игра «Растолкуй», объяснительный диктант, запись под диктовку
107-108
Закрепление изученного по разделу «Морфемика. Орфография».
2
Повторительно-обобщающий урок
Основные орфографические и орфоэпические нормы, теоретические понятия
Знать: изученный материал по разделу.
Уметь: выбирать и применять теоретический материал и орфограммы, изученные в данном разделе.
Контрольные вопросы, работа по карточкам, проверочная работа, диктант
109
Тестирование по разделу «Морфемика. Орфография»
1
Урок систематизации и обобщения знаний
Основные теоритические понятия, орфоэпические нормы
Знать: теоретический материал по изученному разделу.
Уметь: применять данные знания на практике.
тест
110
Контрольный диктант по разделу «Морфемика. Орфография.»
1
Урок контроля
Основные теоритические понятия, орфоэпические нормы
Знать: теоретический материал по изученному разделу.
Уметь: применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание.
Контрольный диктант
111-112
Сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»
2
Урок развития речи
Структура сочинения-описания картины, составление плана, отбор материала
Знать: об особенностях написания сочинения-описания.
Уметь: писать сочинение данного типа.
Творческая работа
113
Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками
1
Урок анализа письменных работ учащихся
Ликвидация пробелов по разделу
Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками
Работа над ошибками контрольного диктанта
114
Самостоятельные и служебные части речи (1)
1
Комбинированный
Группы частей речи
Знать: о морфологии как разделе науки о языке, о самостоятельных и служебных частях речи, о причастии.
Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи, определять синтаксич. роль самост-ных частей речи.
Словарный диктант, работа с таблицей
115-116
Имя существительное как часть речи (20+4)
2
Комбинированный
Признаки существительного как части речи, его морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении
Знать: о морфологических признаках имени cущ-го, его роли в пр-нии, об отличиях им.сущ-го от других частей речи.
Устная синтаксическая пятиминутка, выборочный диктант
117
Доказательства в рассуждении
1
Урок развития речи
Определение аргумента, способы введения аргументов в рассуждение
Знать: о применении доказательств в рассуждении.
Уметь: применять доказательства в рассуждении при построении связного монологического высказывания.
Анализ текстов
118
Имена существительные одушевленные и неодушевленные
1
Комбинированный
Отличие одшевленных существительных от неодушевленных
Знать: о делении сущ-ных на одушевленные и неодушевленные.
Уметь: различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Работа с учебником, тренировочные упражнения
119
Имена существительные собственные и нарицательные
1
Комбинированный
Оличие существительных собственных от нарицательных
Знать: о делении имен сущ-нх на собственные и нарицательные.
Уметь: разграничивать имена сущ-ные собственные и нарицательные.
Словарный диктант, работа с учебником
120-121
Сжатое изложение повествовательного характера (упр.496)
2
Урок развития речи
Структура изложения повествовательного текста, составление плана, отбор материала
Знать: об особенностях написания сжатого изложения.
Уметь: писать сжатое изложение.
Творческая работа
122
Морфологический разбор имени существительного
1
Комбинированный
Порядок морфологического разбора
Знать: порядок морф.разбора имени сущ-го.
Уметь: выполнять морф.разбор имени сущ-го
Словарный диктант, синтаксическая пятиминутка
123
Род имен существительных
1
Комбинированный
Три рода имен существительных
Знать: об определении рода имен сущ-ных для согласования форм зависимых слов.
Уметь: определять род имен сущ-ных для согласования Подготовительный диктант, работа по учебнику формы зависимых слов. Выборочный диктант, работа с учебником, тренировочные упражнения
Морфологический разбор имени существительного
124
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
1
Урок объяснения нового материала
Особенности существительных данной группы
Знать: об именах сущ-ных, которые имеют форму только мн.числа, об их употреблении в речи.
Уметь: правильно употреблять данные имена сущ-ные в речи.
Запись под диктовку, работа с учебником, выборочный диктант
125
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа
1
Урок объяснения нового материала
Особенности существительных данной группы
Знать: об именах сущ-ных, которые имеют форму только ед.числа, об их употреблении в речи.
Уметь: правильно употреблять данные имена сущ-ные в речи.
Работа с учебником, выборочное-распределительный диктант, практическая работа
126
Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных
1
Комбинированный
Признаки существительных 1,2 и 3-го склонения
. Знать: о склонениях имен сущ-ных.
Уметь: определять склонение имен сущ-ных, выбирать орфограмму в окончании.
Объяснительный диктант, проверочная работа, работа по карточкам, тренировочные упражнения
127-129
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе
2
Урок систематизации и обобщения знаний
Условия выбора гласных в падежных окончаниях имен существительных
Знать: о падежах имен сущ-ных.
Уметь: определять падеж имен сущ-ных, выбирать орфограмму в окончании
Работа с учебником, выборочное-распределительный диктант, практическая работа
130-131
Изложение повествовательного характера с элементами описания
2
Урок развития речи
Структура изложения повествовательного текста, главная мысль текста, составление плана, отбор материала
Знать: об особенностях написания изложения данного типа.
Уметь: писать изложение данного типа.
Творческая работа
132
Множественное число имен существительных
1
Комбинированный
Классификация ошибок, допущенных в изложении, объединение слов по видам орфограмм.
Особенности образования множественного числа некоторых групп существительных
Знать: об особенностях склонения имен сущ-ных, оканчивающихся на –ия, -ий, -ие.
Уметь: правильно писать имена сущ-ные и их формы, оканчивающиеся на –ия, -ий, -ие.
Орфографическая пятиминутка, объяснительный диктант, работа по карточкам
133-134
Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных
2
Комбинированный
Основные теоритические понятия, орфографические нормы. Систематизация и промежуточный контроль орфограмм, изученных в разделе
Знать: о правиле правописания гласных после шипящих и Ц в окончаниях имен сущ-ных, о разграничении с правилом выбора орфограммы в корнях слов.
Уметь: правильно писать гласные после шипящих и Ц в окончаниях имен сущ-ных, разграничивать данную орфограмму с правилом выбора орфограммы в корнях слов.
Выборочный диктант, запись под диктовку, работа по карточкам, тренировочные упражнения
135
Закрепление изученного по разделу «Имя существительное»
fr
1
Урок систематизации и обобщения знаний
Основные теоритические понятия, орфографические и орфоэпические нормы. Проверка и тематический контроль ЗУН
Знать: теор.материал об имени сущ-ном как о части речи и его правописании.
Уметь: применять данный т/м на практике.
Работа с учебником, работа по карточкам, тренировочные упражнения
136
Тест по теме «Имя существительное»
1
Урок контроля
Ликвидация пробелов по разделу. Классификация ошибок, объединение слов по орфограммам. Выполнение всех видов изученных разборов
Знать: теоретический материал по изученному разделу.
Уметь: применять данные знания на практике.
Тест
137
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
1
Урок контроля
Признаки прилагательных как части речи, его морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении
Знать: теоретический материал по изученному разделу.
Уметь: применять данные знания на практике,
Контрольный диктант
138
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
1
Урок анализа письменных работ учащихся
Условия выбора гласных в падежных окончаниях прилагательных
Работа над ошибками в контрольном диктанте, контрольные вопросы по разделе
139-140
Имя прилагательное как часть речи (12+4)
2
Комбинированный
Признаки прилагательного как части речи, его морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении
Знать: о морфологических признаках имени прилагательного, его роли в речи.
Уметь: определять морфологические признаки имени прилагательного, его роль в речи.
Работа с учебником, загадки, запись под диктовку, выборочный диктант
141-142
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
2
Комбинированный
Условия выбора гласных в падежных окончаниях прилагательных
Знать: о согласовании имен прилагательных с именами существительными, о правописании гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.
Уметь: согласовывать прилагательные с сущ-ми, определять и правильно писать падежные окончания прил-ных.
Работа по учебнику, тренировочные упражнения, диктант «Проверь себя», работа с таблицей
143
Описание животного
1
Урок развития речи
Виды описания
Знать: об особенностях монологического высказывания данного типа.
Уметь: строить описательное монологическое высказывание данного типа.
Работа с текстом
144-145
Изложение с описанием животного по рассказу А.И. Куприна «Ю-ю» (упр.587)
2
Урок развития речи
Структура изложения повествовательного текста, главная мысль текста, составление плана, отбор материала
Знать структуру изложения повествовательного текста, составлять план, осуществлять отбор материала, писать изложение о животномРабота над ошибками
Творческая работа
146
Анализ изложения
1
Урок анализа письменных работ учащихся
Классификация ошибок, допущенных в изложении, объединение слов по видам орфограмм.
Уметь анализировать творческую и выполнять работу над ошибками
Тренировочные упражнения, диктант «проверь себя»
147-148
Прилагательные полные и краткие
2
Комбинированный
Отличие полных прилагательных от кратких, морфологические признаки и синтаксическая роль кратких прилагательных
Знать: об отличии полных прилагательных от кратких, об их роли в предложении, об особенностях образования и произношения.
Уметь: отличать полные и краткие прилагательные, уметь образовывать краткие прил-ные
от полных.
Работа с учебником, запись под диктовку, работа по карточкам
149
Морфологический разбор имени прилагательного
1
Комбинированный
Порядок морфологического разбора
Знать: порядок морф.разбора имени прил-го.
Уметь: разбирать прилагательные различных форм.
Работа с учебником, тренировочные упражнения
150-151
Закрепление и обобщение изученного по разделу «Имя прилагательное»
2
Урок систематизации и обобщения знаний
Основные теоритические понятия, орфографические и орфоэпические нормы. Систематизация и промежуточный контроль.
Знать основные орфографические правила по теме
Уметь применять полученные правила на письме
Контрольные вопросы, тренировочные упражнения
152
Тестирование по теме «Имя прилагательное»
1
Урок контроля
Основные теоретические понятия, орфографические нормы
Знать: теоретический материал по изученному разделу.
Уметь: применять данные знания на практике.
Тест
153
Контрольный диктант по разделу «Имя прилагательное»
1
Урок контроля
Основные теоретические понятия, орфографические нормы
Проверка ЗУН
Знать: теоретический материал по данному разделу.
Уметь: применять данный материал на практике.
Контрольный диктант
154
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
1
Урок анализа письменных работ учащихся
Ликвидация пробелов по разделу. Выполнение всех видов изученных разборов
Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками
Работа над ошибками в контрольном диктанте, контрольные вопросы по разделу, словарный диктант
155
Глагол как часть речи (36+6)
1
Комбинированный
Признаки глагола как части речи, его морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении
Знать: о морфологических признаках глагола, его лексических возможностях и роли в речи.
Уметь: определять морфологические признаки глагола, его роль в речи.
Запись под диктовку, синтаксическая пятиминутка, тренировочные упражнения
156-157
НЕ с глаголами
2
Комбинированный
Условия выбора слитного и раздельного написания не с глаголами
Знать: правило написания НЕ с глаголами, о ситном написании разных частей речи с НЕ.
Уметь: правильно писать НЕ с глаголами, разные части речи с НЕ.
Тренировочные упражнения, игра «Найди синоним», самостоятельная работа
158
Рассказ
1
Урок развития речи
Особенности рассказа как малой формы, его композиция
Знать: о жанре рассказа, его композиции.
Уметь: составлять устное монологическое высказывание в жанре рассказа.
Работа с текстами
159-160
Сочинение по сюжетным картинкам (упр.623) «Как я однажды…»
2
Урок развития речи
Особенности композиции сочинения-рассказа, составление плана, отбор материала
Знать: о разграничении раздельного и слитного написания глаголов.
Уметь: правильно писать НЕ с глаголами.
Творческая работа
161-162
Неопределенная форма глагола
2
Комбинированный
Признаки инфинитива
Знать: о неопределенной форме глагола как о начальной форме глагола, об отличии неопределенной и личных форм.
Уметь: ставить глагол в н.ф., отличать н.ф. глагола от личных форм.
Словарный диктант, выборочный диктант, объяснительный диктант
163-164
Правописание -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах
2
Комбинированный
Условия выбора ться и тся в глаголах
Знать: о разграничении инфинитива и формы 3-го лица, о произношении и написании глаголов на –ТСЯ и –ТЬСЯ.
Уметь: определять инфинитив и формы 3-го лица, правильно произносить и писать глаголы на –ТСЯ и –ТЬСЯ.
Устная синтаксическая пятиминутка, работа с учебником, объяснительный диктант, комментированное письмо
165-166
Изложение с элементами сочинения на лингвистическую тему (упр.634)
2
Урок развития речи
Особенности изложения на лингвистическую тему.Составление плана, отбор материала
Творческая работа
Творческая работа
167-168
Виды глагола
Видовые пары
2
Комбинированный
Признаки совершенного и несовершенного вида глагола. Что такое видовые пары
Знать: о понятии «вид» как о морф.признаке глагола и о способе определения сов. и несов.вида.
Уметь: определять вид глагола.
Работа с учебником, выборочный диктант, самостоятельная работа, тренировочные упражнения
169
Контрольный диктант
1
Урок контроля
Контроль усвоения орфограмм ться и тся, не с глаголами. Проверка и тематический контроль ЗУН
Знать: теоретический материал по данному разделу.
Уметь: применять данный материал на практике.
Контрольный диктант
170
Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками
1
Урок анализа письменных работ учащихся
Ликвидация пробелов по теме. Классификация ошибок, объединение слов по орфограммам. Выполнение всех видов изученных разборов
Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками
Работа над ошибками в контрольном диктанте
171-172
Буквы Е-И в корнях с чередованием
2
Комбинированный
Условия выбора букв е,и в корнях с чередованиями
Знать о чередовании гласных в корнях, способах действия при выборе орфограммы. Понимать, что корни с чередованием.
Уметь применять данную орфограмму при письме
Устная синтаксическая пятиминутка, словарный диктант,
173
Невыдуманный рассказ (о себе)
1
Урок развития речи
Особенности и стилевое своеобразие разговорной речи. Композиция. Корректирование предлагаемого текста
Знать: о жанре рассказа, его композиции.
Уметь: составлять устное монологическое высказывание в жанре рассказа.
Творческая работа
174-175
Время глаголов Прошедшее время
2
Комбинированный
Время глагола. Признаки прошедшего времени
Знать: о временных формах глаголов, их употреблении в речи.
Уметь: определять время глагола, правильно употреблять в речи временные формы глагола.
Работа с учебником. Тренировочные упражнения
176-177
Настоящее время
2
Комбинированный
Времена глагола. Признаки глагола настоящего времени
Знать: о ГЗ глаголов наст.времени, об их употреблении в речи.
Уметь: определять ГЗ глаголов наст.времени, правильно употреблять их в речи.
Работа с учебником. Тренировочные упражнения
178-179
Будущее время
2
Комбинированный
Времена глагола. Две формы будущего времени: простая и сложная
Знать: о способах образования форм будущего времени, об использовании их в речи.
Уметь: правильно образовывать глагольные формы будущего времени, правильно употреблять их в речи.
Тренировочные упражнения
180-181
Спряжение глаголов
2
Комбинированный
Глаголы первого и второго спряжения, их личные окончания
Знать: о спряжении глаголов, о правописании личных окончаний.
Уметь: определять спряжение глагола, правильно писать личные окончания.
Работа с учебником, графический диктант, орфографическая диктовка,
182-183
Правописание безударных личных окончаний глагола и, е
2
Комбинированный
Безударные личные окончания глаголов
Знать: о спряжении глаголов, о правописании личных окончаний.
Уметь: определять спряжение глагола, правильно писать личные окончания.
Работа с учебником, комментированное письмо, запись текста под диктовку
184-185
Правописание безударных личных окончаний глагола 3-го лица множественного числа
2
Комбинированный
Безударные личные окончания глаголов
Знать: о спряжении глаголов, о правописании личных окончаний.
Уметь: определять спряжение глагола, правильно писать личные окончания.
Работа с учебником,
186
Правописание безударных личных окончаний глагола 1-го лица множественного числа
1
Комбинированный
Безударные личные окончания глаголов
Знать: о спряжении глаголов, о правописании личных окончаний.
Уметь: определять спряжение глагола, правильно писать личные окончания.
Работа с учебником,
187-188
Морфологический разбор глагола
2
Комбинированный
Порядок морфологического разбора
Знать: порядок морфологического разбора глагола, последовательность анализа частей речи.
Уметь: выполнять морфологический разбор глагола.
Работа с учебником, морфологический разбор глагола. Запись под диктовку
189-190
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа
2
Комбинированный
Условия написания мягкого знака в глагольных формах
Знать: о правописании глаголов 2-го лица ед.числа; об употреблении глаголов этой формы для обозначения действия с обобщенным значением.
Уметь: правильно писать глаголы 2-го л.ед.числа; употреблять глаголы этой формы для обозначения действия с обобщенным значением
Предупредительный диктант, проверочная работа, объяснительный диктант
191
Сжатое изложение повествовательного характера
1
Урок развития речи
Структура изложения повествовательного текста, главная мысль, составление плана, отбор материала
Творческая работа
Объяснительный диктант, самостоятельная работа с таблицей учебника
192
Употребление времен
1
Комбинированный
Случаи употребления одного времени в значении другого
Знать: о способах образования, о правописании временных форм глагола, о стилистических возможностях их использования.
Уметь: правильно образовывать, писать и использовать временные формы глагола.
Работа с учебником, комментированное письмо, предупредительный диктант, распределительный диктант
193
Закрепление и обобщение изученного по разделу «Глагол»
1
Урок систематизации и обобщения знаний
Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы. Систематизация и промежуточный контроль
Знать: теоретический материал по данному разделу.
Уметь: применять данный материал на практике.
Игра «Растолкуй», объяснительный диктант, запись под диктовку
194
Тест по теме «Глагол»
1
Урок контроля
Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы.
Знать: теоретический материал по данному разделу.
Уметь: применять данный материал на практике.
Контрольные вопросы, работа по карточкам, проверочная работа, диктант
195
Контрольный диктант по разделу «Глагол»
1
Урок контроля
Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы.
Знать: теоретический материал по данному разделу.
Уметь: применять данный материал на практике.
Контрольный диктант
196
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
1
Урок анализа письменных работ учащихся
Ликвидация пробелов по разделу. Классификация ошибок. Выполнение всех видов разбора
Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками
Робота над ошибками контрольного диктанта
197
Повторение и систематизация изученного в 5 классе
(6 ч + 2 ч)
Разделы науки о языке
1
Повторительно-обобщающий урок
Разделы лингвистики их, основные единицы
Знать: о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке.
Уметь: строить связное монологическое высказывание о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке.
Объяснительный диктант, проверочная работа, работа по карточкам, тренировочные упражнения
198
Орфограммы в приставках и в корнях слов
1
Повторительно-обобщающий урок
Опознавательные признаки орфограмм в приставках и корнях слов
Знать: изученный теоретический материал об орфограммах в приставках и в корнях слов.
Уметь: систематизировать изученный т/материал и применять его на практике.
Работа с учебником, выборочное-распределительный диктант, практическая работа
199
Орфограммы в окончаниях слов
1
Повторительно-обобщающий урок
Опознавательные признаки орфограмм в окончаниях слов
Знать: изученный теоретический материал об орфограммах в окончаниях слов.
Уметь: систематизировать изученный т/материал о правописании окончаний разных частей речи и применять его на практике.
Выборочный диктант, запись под диктовку, работа по карточкам, тренировочные упражнения
200
Употребление букв ъ и ь
1
Повторительно-обобщающий урок
Опознавательные признаки орфограмм
Знать: изученный теоретический материал об употреблении букв ъ и ь.
Уметь: систематизировать изученный т/материал и применять его на практике
Орфографическая пятиминутка, объяснительный диктант, работа по карточкам
201-202
Сочинение на одну из предложенных тем (по типам: описание, повествование или рассуждение)
2
Урок развития речи
Особенности композиции сочинения-рассказа, составление плана, отбор материала
Знать об особенностях в стилевом многообразии разговорной речи, о временном единстве глаголов в повествовании
Уметь создавать текст в соответствии с жанровыми особенностями рассказа
Творческая работа
203
Знаки препинания в простом и сложном предложении
1
Повторительно-обобщающий урок
Условия постановки знаков препинания в простом и сложном предложении
Знать: теоретический материал по изученному разделу.
Уметь: применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание.
Работа с учебником, работа по карточкам, тренировочные упражнения
204
Диктант по теме «Повторение»
1
Контрольный урок
Основные теоритические понятия, орфографические и орфоэпические нормы. Проверка ЗУН
Знать: теоретический материал, изученный в течение года.
Уметь: применять данные знания на практике.
Контрольный диктант
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ