РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА «ОСНОВЫ СЛОВЕСНОСТИ» 7 Класс




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИЖНЕДЕВИЦКАЯ ГИМНАЗИЯ»



«Согласовано» «Утверждаю»

зам. директора по УВР директор гимназии

__________Г.В.Москалева ____________Л.И.Микулич

«___»__________2014 год приказ №___ от «___»_______2014г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СПЕЦКУРСА

«ОСНОВЫ СЛОВЕСНОСТИ»

ДЛЯ 7 КЛАССА








Разработана учителем Рассмотрена

русского языка и литературы на заседании кафедры

Ключниковой О.Ю. русского языка и литературы

(название кафедры)

Протокол №___ от ________2014г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предметом изучения спецкурса «Русская словесность» является рассмотрение языка как материала словесности и рассмотрение произведения как явления искусства слова. Поэтому цель изучения словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.

Словесность составляет единое целое с традиционными учебными предметами – русским языком и литературой. Вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи:

  • изучение законов употребления языка;

  • овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова;

  • овладение умением творческого употребления родного языка.

Данная рабочая программа спецкурса разработана на основе программы Р.И.Альбетковой (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005),

Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – как явления искусства слова.

Учащиеся знакомятся с возможностями употребления языка, средствами художественной изобразительности, особенностями произведений фольклора, эпических, лирических и драматических произведений.

Механизм формирования ключевых компетенций на уроках словесности таков: сначала обучающиеся рассматривают ресурсы языка, которые служат материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления языка. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком – к смыслу, идее произведения словесности.

Программа предусматривает практическую направленность изучения словесности, что помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык. В программе предполагается и создание учащимися собственного произведения, что позволяет совершенствовать и читательские умения, и умения чётко и ярко выражать свои мысли.

Сказанное выше предполагает использование в классно-урочной системе преподавания личностно-ориентированный подход, а интеграционный характер самого предмета – использование интеграционной технологии, что соответствует цели гимназического образования.

Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов. Поскольку в 7 классе на уроках словесности нет необходимости заучивать теоретический материал, контроль знаний и формирования умений осуществляется с помощью разнообразных устных и письменных заданий, в том числе и творческого характера, а также в форме практических зачётных работ, которые называются «Играем со словами».

К концу спецкурса обучающиеся 7 класса должны получить сведения о лексических единицах языка, о средствах художественной изобразительности, об особенностях произведений устной словесности и произведений эпоса, лирики, драмы; продолжать совершенствовать работу со словарями; выразительно читать; создавать собственные тексты, в которых употребляются изучаемые явления словесности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Тема 1. Употребление языка

Стилистические возможности общеупотребительных и диалектных слов. Специальные, заимствованные слова, неологизмы. Употребление существительного, прилагательного, глагола

Обучающиеся должны знать: богатство лексики русского языка; роль лексических единиц в произведениях словесности; стилистические возможности изученных языковых единиц.

Обучающиеся должны уметь: различать изучаемые языковые единицы; находить в текстах лексические единицы; выразительно читать тексты; строить диалог; употреблять лексические ресурсы в собственных высказываниях; работать со словарём.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.


Тема 2. Средства художественной изобразительности

Сравнение. Аллегория. Эпитет. Метафора. Олицетворение. Синекдоха. Гипербола. Порядок слов в предложении. Инверсия. Повтор. Риторический вопрос и риторическое восклицание.

Обучающиеся должны знать: смысл изучаемых средств художественной изобразительности и их роль в создании произведений словесности.

Обучающиеся должны уметь: различать изучаемые средства художественной изобразительности и находить их в текстах; выразительно читать тексты; употреблять средства художественной изобразительности в собственных высказываниях.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.




Тема 3. Произведения устной народной словесности

Эпические жанры устной словесности. Былины. Особенности стиха и языка былин. Легенды и предания.

Обучающиеся должны знать: особенности эпических жанров устной словесности.

Обучающиеся должны уметь: различать виды народной словесности; рассказывать и читать былины, легенды, предания.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.


Тема 4. Эпическое произведение

Отличие эпического произведения от лирического и драматического. Литературный герой, его характер. Герой и автор произведения. Особенности языка эпического произведения.

Обучающиеся должны знать: особенности эпического произведения; способы создания литературного героя.

Обучающиеся должны уметь: отличать эпическое произведение от лирического и драматического; выразительно читать и пересказывать эпические произведения; создавать собственные эпические произведения словесности.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.


Тема 5. Лирическое произведение

Понятие о литературном лирическом произведении, его жанрах. Особенности языка лирического произведения. Стихотворные размеры: двусложные и трёхсложные. Аллитерация. Рифма.

Обучающиеся должны знать: особенности лирического произведения; стихотворные размеры.

Обучающиеся должны уметь: отличать лирическое произведение от эпического и драматического; выразительно читать лирические произведения; создавать собственные лирические произведения словесности.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.


Тема 6. Драматическое произведение

Понятие о литературном драматическом произведении, его жанрах. Особенности языка драматического произведения. Характер героя в пьесе. Сюжет.

Обучающиеся должны знать: особенности драматическом произведения; стихотворные размеры.

Обучающиеся должны уметь: отличать драматическое произведение от эпического и лирического; исполнять пьесу по ролям; создавать собственные сценки.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Количество часов – 17



Тема

Кол-во

часов

Формы контроля

1. Употребление языка

2


Практическая работа - 1

2. Средства художественной изобразительности

4


Практическая работа - 1

4. Произведения устной народной словесности

2


Практическая работа - 1

5. Эпическое произведение

3


Практическая работа - 1

6. Лирическое произведение

3


Практическая работа - 1

7. Драматическое произведение

3


Практическая работа - 1

Итого:

17







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




п/п

Форма контроля

Тема урока

Кол-во часов



Тема 1. Употребление языка


1


Стилистические возможности общеупотребительных и диалектных слов

Специальные, заимствованные слова, неологизмы

1

2

Практическая работа

Практическое занятие « Играем со словами»

1



Тема 2. Средства художественной изобразительности


3


Сравнение, аллегория, эпитет

1

4


Метафора, олицетворение, синекдоха.

1

5


Гипербола. Порядок слов в предложении. Инверсия. Антитеза.

1

6

Практическая работа

Практическое занятие « Играем со словами»

1



Тема 4. Произведения устной народной словесности


7


Особенности стиха и языка былин

1

8

Практическая работа

Легенды и предания. Практическое занятие «Играем со словами»

1



Тема 5. Эпическое произведение


9


Особенности эпического произведения

1

10


Литературный герой, его характер

1

11

Практическая работа

Герой и автор. Язык эпического произведения. Практическое занятие «Играем со словами»

1



Тема 6. Лирическое произведение


12


Язык лирического произведения. Рифма. Аллитерация. Ассонанс.

1

13


Двусложные размеры

1

14

Практическая работа

Трёхсложные размеры. Практическое занятие « Играем со словами»

1



Тема 7. Драматическое произведение


15


Особенности языка драматического произведения.

1

16


Характер героя в пьесе.

1

17

Практическая работа

Сюжет. Практическое занятие « Играем со словами»

1


Итого:





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения русской словесности ученик должен

знать/понимать

  • богатство лексики русского языка;

  • особенности употребления лексики русского языка;

  • средства художественной изобразительности и их роль;

  • эпические жанры народной словесности и особенности их языка;

  • особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;

уметь

  • определять лексическое значение слова;

  • определять виды лексических единиц;

  • находить в текстах и определять роль изобразительных средств;

  • различать жанры народной словесности;

  • различать эпические, лирические и драматические произведения;

аудирование и чтение

  • выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;

  • пересказывать прозу;

  • работать со словарями;

  • находить в текстах лексические единицы;


говорение и письмо

  • строить диалог;

  • создание собственных текстов различных типов речи;

  • создание собственных текстов различных жанров;

  • употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;

  • творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества

































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения русской словесности ученик должен

знать/понимать

  • богатство лексики русского языка;

  • особенности употребления лексики русского языка;

  • средства художественной изобразительности и их роль;

  • эпические жанры народной словесности и особенности их языка;

  • особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;

уметь

  • определять лексическое значение слова;

  • определять виды лексических единиц;

  • находить в текстах и определять роль изобразительных средств;

  • различать жанры народной словесности;

  • различать эпические, лирические и драматические произведения;

аудирование и чтение

  • выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;

  • пересказывать прозу;

  • работать со словарями;

  • находить в текстах лексические единицы;


говорение и письмо

  • строить диалог;

  • создание собственных текстов различных типов речи;

  • создание собственных текстов различных жанров;

  • употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;

  • творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества










ЛИТЕРАТУРА


  1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.


  1. Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005.


  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. 6 класс. – М., 2005.


  1. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 6 класс». – М., 2005.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема урока

Кол-во часов


Тема 1. Употребление языка


1

Стилистические возможности общеупотребительных и диалектных слов

1

2

Специальные, заимствованные слова, неологизмы

1

3

Употребление существительного, прилагательного, глагола

1

4

Практическое занятие « Играем со словами»

1


Тема 2. Средства художественной изобразительности


5

Сравнение, аллегория, эпитет

1

6

Метафора, олицетворение

1

7

Синекдоха

1

8

Гипербола

1

9

Порядок слов в предложении. Инверсия

1

10

Повтор

1

11

Риторический вопрос и риторическое восклицание

1

12

Антитеза


13

Практическое занятие « Играем со словами»

1


Тема 3. Юмор в произведениях словесности


14

Что такое юмор. Комическая неожиданность


15

Соединение несоединимого. Остроумная речь

1

16

Практическое занятие « Играем со словами»

1


Тема 4. Произведения устной народной словесности


17

Особенности стиха и языка былин

1

18

Легенды и предания

1

19

Практическое занятие « Играем со словами»

1


Тема 5. Эпическое произведение


20

Особенности эпического произведения

1

21

Литературный герой, его характер

1

22

Герой и автор

1

23

Язык эпического произведения

1

24

Практическое занятие « Играем со словами»

1


Тема 6. Лирическое произведение


25

Язык лирического произведения

1

26

Двусложные размеры

1

27

Трёхсложные размеры

1

28

Аллитерация

1

29

Рифма

1

30

Практическое занятие « Играем со словами»

1


Тема 7. Драматическое произведение


31

Особенности языка драматического произведения Сюжет

1

32

Характер героя в пьесе

1

33

Практическое занятие « Играем со словами»

1

34

Итоговое занятие

1


Всего

34









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ