РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА «УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ» 7 Класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИЖНЕДЕВИЦКАЯ ГИМНАЗИЯ»





«Согласовано» «Утверждаю»

зам. директора по УВР директор гимназии

__________Г.В.Москалева ____________Л.И.Микулич

«___»__________2014 год приказ №___ от «___»_______2014г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СПЕЦКУРСА

«УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ»

ДЛЯ 7 КЛАССА









Разработана учителем Рассмотрена

русского языка и литературы на заседании кафедры

Ключниковой О.Ю. русского языка и литературы

(название кафедры)

Протокол №___ от ________2014

Пояснительная записка

Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение для школы, является значительный рост объёма информации, обязательной для восприятия и усвоения школьниками в рамках программы различных учебных дисциплин.
Программа спецкурса «Учимся работать с информацией» направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
Содержание занятий способствует развитию аналитико-синтетических способностей, а также гибкости и критичности мышления и других интеллектуальных качеств личности.
Цель данного спецкурса — сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами получения и обработки информации.

Основными
задачами спецкурса являются:


1. Формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся.


2. Формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных
видах.


Программа рассчитана
на учащихся 7 класса (17 ч.), имеет практико-ориентированный характер, так как 80 % времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности.
В результате изучения курса учащиеся должны:

знать:


- правила конструирования определений, формулирования выводов;


- способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;


- правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;


- правила сохранения информации, приёмы запоминания;


уметь:


- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, формулировать выводы;


- слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного видав другой;



Содержание программы спецкурса

«Учимся работать с информацией» 7 класс (18 ч).

Чтение как способ получения информации. Цели чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое. Правила быстрого чтения. Чтение укороченной строкой. Практические задания и развивающие игры.

Приёмы работы с текстами. Гипертекстовое представление информации. Чтение с закладкой, метод толстых и тонких вопросов, чтение с пометками, маркировочная таблица, «мудрые совы», чтение с пропусками, метод смысловой догадки. Практические задания и развивающие игры.

Недостатки традиционного чтения.

Интегральный алгоритм чтения: наименование читаемого источника, автор, выходные данные, основное содержание, фактографические данные (факты, события, имена, цифры, таблицы), новизна материала, возможности использования на практике. Практические задания и развивающие игры.

Дифференциальный алгоритм чтения. Выделение ключевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых предложений, выделение основного смысла отрезков текста. Практические задания и развивающие игры.

Способы обработки полученной информации. План, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема, реферат. Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации, конспекта (виды конспектов: плановые, текстуальные, свободные, тематические и их особенности), рецензии, отзыва, тезисов. Практические задания, развивающие игры. Компьютерный практикум.


Работа с устными текстами. Вопросы открытые и закрытые. Дискуссия. Правила дискуссии. Практические задания и развивающие игры.

Библиографический поиск. Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практические задания.

Справочная литература. Словари, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания.






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Содержание урока

Кол-во часов

1

Что мы знаем о чтении

Чтение как способ получения информации. Цели чтения. Виды чтения

1

2

Чтение как способ получения информации

Диагностика навыков чтения. Быстрое чтение. Правила и техники быстрого чтения. Тренинг

1

3

Изучающее чтение

Виды чтения. Приёмы работы с текстом при изучающем чтении. Приёмы осмысления текста при изучающем чтении. Тренинг изучающего чтения

2

4

Понимание смыслового содержания текста

Что значит понимать смысл. Понимание смысла слова, предложения, текста. Ступени понимания. Условия понимания и причины непонимания

2

5

Приёмы работы с текстом

Приёмы работы с текстом: чтение с пометками, таблицы «ЗУХ»

1

6

Учимся задавать и отвечать на вопросы

Приёмы работы с текстом: метод контрольных вопросов, предваряющих вопросов. Практические задания

1

7

Поисково-просмотровое чтение

Виды поисково-просмотрового чтения: чтение «по диагонали»; чтение «слалом»; чтение «по двум вертикалям»; чтение «островками»; чтение «пинг-понг»

2

8

Конспектирование при чтении

Способы обработки полученной информации: план, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема. Формы конспектирования. Практические задания: «Составить аннотацию статьи, книги». «Сделать выписки из текста» (по выбору учащихся). «Подготовить конспект статьи»

2

9

Учимся готовить сообщение

Работа с текстом, выделение в тексте основных смысловых блоков, словосочетаний. Подготовка мини-сообщений по заданной теме

1

10

Учимся вести диалог

Умение вести диалог: задавать вопросы и отвечать на них. Поиск диалогов в текстах

1

11

Библиографический поиск. Каталоги

Библиографический поиск. Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практические задания

1

12

Справочник. Работа со справочной литературой

Справочная литература: словари, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания

1

13

Итоговое занятие

Роль информации в жизни человека. Презентация творческих работ учащихся.

1


Итого:


17ч




Литература

Акимова М. К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников: пособие для учителей, школьных психологов и родителей / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. — Обнинск: Детство, 1993.

Барретт С. Тайны мозга: Как развить свои умственные способности / С. Барретт. — СПб.: Питер Паблишинг, 1997.

Берулава Г. В. Психодиагностика умственного развития учащихся / Г. В. Берулава. — Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1990.

Берулава Г. В. Тест естественно-научного мышления: пособие для учащихся 7 кл. / Г. В. Берулава. — Бийск: НИЦ БиГПИ, 1993.

Борисова Е. М. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 6—8 кл.: пособие для учителей, школьных психологов и родителей / Е. М. Борисова, Г. П. Логинова. — Обнинск: Детство, 1993.

Винокурова Н. К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: книга для детей, учителей и родителей. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

Винокурова Н. К. 5000 игр и головоломок для школьников. — М.: ООО «Издательство ACT», 2001.

Гин А. А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2002.

Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. — М.: НИИ школьных технологий, 2004.

Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы / Н. В. Самоукина. — М.: Новая школа, 1993.

Смирнова Е. С. Интеллект и творчество: Развивающий курс. 5—7 классы/Е. С. Смирнова. — М.: УЦ «Перспектива», 2004.

Хуторской А. В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя /А. В. Хуторской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ