Рабочие программы по письму в коррекционной школе VIII вида
«Согласовано»
Руководитель МО гуманитарного цикла
__________И._Острикова
Протокол № ___
о«____»____________2013г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УР ГБОУ«Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
___________А.Севостьянова
«____»____________2013г..
«Утверждаю»
Директора ГБОУ«Валуйскаяспециальная (коррекционная)общеобразовательная школаинтернатVIIIвида» ____________Л.Мельник
Приказ № ___ от «___»_______2013 г.
Протокол педсовета №__________от__________2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ 5 КЛАСС
на 2013-2014 учебный год.
Разработана учителем русского языка
Посоховой Галиной Михайловной
2013год.
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса составлена на основе:
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2011 год.
Письма департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23.03.2011г., приказ № 819 «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения».
Закона РФ «Об образовании»;
Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919
Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.;
Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГБОУ « Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида» приказ № 62-А от 04.09.2009 г.;
Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Учебник: «Русский язык», 5 класс, авторы Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская, 2013год.
Программа рассчитана на 175 часов 5 часов в неделю.
Форма аттестации обучающихся – контрольный диктант
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет письмо и развитие речи занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности письмо и развитие речи обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, письмо и развитие речи неразрывно связано со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс письма и развития речи направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
В методике преподавания письму и развитию речи определены задачи обучения предмету детей с ограниченными возможностями здоровья:
научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
повысить уровень общего развития учащихся;
научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
развивать нравственные качества школьников.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления, развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Формы, методы и приемы обучения:
форма обучения – урок
методы обучения - наблюдения, беседа, объяснение, работа с учебником, сравнения, дидактические игры.
приёмы обучения – осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей, уровня развития и интеллектуальных возможностей.
В преподавании письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида необходимо использовать следующие принципы:
принцип коррекционной направленности;
принцип воспитывающий и развивающий направленности обучения;
принцип научности и доступности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип наглядности;
принцип индивидуального и дифференцируемого подхода в обучении.
Формы учебной деятельности
коллективная,
групповая,
индивидуальная.
Технологии обучения
дифференцированное обучение,
личностно-ориентированное обучение.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний.
Урок формирования и закрепления знаний и умений.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Комбинированный урок.
В конце каждой темы проводится контрольная работа. Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.). Основные виды контрольных работ в 5 классе – диктанты. В начале года будет проводиться вводный контрольный диктант, административный контрольный диктант за I полугодие, итоговый административный контрольный диктант.
В числе видов грамматического разбора используются задания на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установления связей слов в предложении, конструирование предложений, классификация слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным в данном классе.
Основные требование к знаниям, умениям и навыкам к концу 5 класса.
Учащиеся должны знать:
алфавит;
способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).
Учащиеся должны уметь:
различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
обозначать мягкость согласных буквой ь;
разбирать слово по составу
выделять имя существительное как часть речи;
строить простое распространенное предложение;
связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учебно-тематическое планирование
175 часов
-
№ п/п
Название раздела
Количество часов
1.
Предложение.
6
2.
Звуки и буквы.
14
3.
Слово.
28
4.
Части речи.
10
5.
Имя существительное.
83
6.
Предложение.
28
7.
Повторение.
6
Календарно-тематический план по письму и развитию речи в 5 классе.
№
урока
Наименование разделов и тем
Часы учебного времени
Плановые сроки прохождения
Дата проведения
Примечание
Предложение (6 часов)
Цели: упражняться в постановке вопросов к словам в предложении, устанавливать связь слов в предложении, распространять предложение по вопросам
1/1
Главные и второстепенные члены предложения.
1
2/2
Упражнение в составлении и распространении предложений.
1
3/3
4/4
Виды предложений по интонации.
2
5/5
6/6
Развитие речи. Творческое списывание.
2
Звуки и буквы (14 часов)
Цели: формировать произносительные навыки звуков, соотнося их
соответствующим буквам;
учить различать гласные и согласные звуки, дифференцировать звонкие и глухие согласные, ставить ударение, выделять ударные, безударные гласные, располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарём
7/1
Звуки и буквы.
1
8/2
Звуки гласные и согласные.
1
9/3,
10/4
Согласные твёрдые и мягкие
2
11/5,
12/6
Обозначение мягкости согласного буквами ь, е, ё, и, ю, я
2
13/7
Согласные звонкие и глухие
1
14/8
Правописание звонких и глухих согласных на конце слов
1
15/9
Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных
1
16/10
Ударные и безударные гласные звуки
1
17/11
Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова
1
18/12
Алфавит.
1
19/13,
20/14
Контрольный диктант по теме: «Звуки и буквы». Работа над ошибками по теме: «Звуки и буквы».
2
Состав слова (28 часов)
Цели: формировать навыки подбора групп родственных слов;
упражняться в правописании безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова, подбирать проверочные слова путём изменения формы слова; упражняться в разборе слов по составу
21/1,
22/2
Корень и однокоренные слова
2
23/3,
24/4
Окончание. Изменение окончаний в различных формах одного и того же слова
2
25/5,
26/6
Приставка. Словообразовательная и смыслоразличительная роль приставки
2
27/7,
28/8
Суффикс. Словообразовательная и смыслоразличительная роль суффикса.
2
29/9,
30/10
Словообразование слов с помощью приставок суффиксов
2
31/11,
32/12
Развитие речи. Творческий диктант
2
33/13,
34/14
Правописание безударных гласных в корне слова
2
35/15
Непроверяемые безударные гласные
1
36/16
Правописание согласных в корне слова
37/17
Правописание согласных в корне слова
1
38/18
Непроизносимые согласные
1
39/19,
40/20
Правописание приставок и предлогов
2
41/21,
42/22
Контрольный диктант по теме: «Правописание приставок и предлогов». Работа над ошибками.
2
43/23
Разделительный твердый знак.
1
44/24
Повторение . Роль корня в родственных словах
1
45/25
Правописание безударных гласных в корне слова
1
46/26
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
1
47/27,
48/28
Правописание непроверяемых гласных и согласных в корне слова
2
Части речи (10 часов)
Цели: дать понятие о частях речи: существительное, прилагательное, глагол; формировать умение различать части речи по вопросам и значению.
49/1
Общее понятие о частях речи
1
50/2,
51/3
Различие частей речи по вопросам и значению
2
52/4
Разные части с одним корнем
1
53/5
Образование одних частей речи от других
1
54/6,
55/7
Развитие речи. Изложение «Почему рыбы стали нарядными»
Работа над ошибками
2
56/8
Обобщение знаний по теме: «Части речи»
1
57/9,
58/10
Контрольный диктант по теме «Части речи»
Работа над ошибками
2
Имя существительное (83 часа)
Цели: упражняться в нахождении существительных в предложении по вопросам;
формировать навыки в правописании собственных имен существительных;
упражняться в изменении имен существительных по числам и падежам,
в определении рода и склонения существительных
59/1,
60/2
Понятие об имени существительном. Собственные и нарицательные имена существительные
2
61/3,
62/4
Имена существительные: собственные и нарицательные
2
63/5,
64/6
Имена существительные: одушевленные и неодушевленные
2
65/7,
66/8
Изменение имен существительных по числам
2
67/9,
68/10
Род имен существительных
2
69/11,
70/12
71/13
Различие родов имен существительных
3
72/14,
73/15
Сочинение по итогам экскурсии «Зима в городе».
Работа над ошибками
2
74/16
Грамматический разбор имен существительных
1
75/17,
76/18
Контрольный диктант по теме: «Род имён существительных».
Работа над ошибками
2
77/19
Обобщающий урок по теме: «Имя существительное»
1
78/20
Повторение материала «Состав слова»
1
79/21
Имя существительное как часть речи
1
80/22
Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода. Правила правописания существительных мужского и женского рода с шипящей на конце
1
81/23
Дифференциация существительных мужского и женского рода с шипящей на конце
1
82/24,
83/25
Употребление и выделение слов с изученными орфограммами
2
84/26
Самостоятельная работа
1
85/27
Изменение имен существительных по падежам. Понятие склонение. Изменение формы слов в зависимости от вопроса. Название падежей.
1
86/28,
87/29,
88/30,
89/31
Значение падежей.
Склонение существительных с ударным окончанием.
Распознавание падежей.
Падежные предлоги
4
90/32,
91/33
Понятие о типах склонения имен существительных
2
92/34,
93/35,
94/36,
95/37,
96/38
Определение склонений имен существительных.
Понятие о начальной форме слова
5
97/39
Развитие речи. Изложение на тему «Встреча в лесу»
1
98/40
Работа над ошибками
1
99/41,
100/42
Первое склонение имен существительных единственного числа.
Единообразное написание ударных и безударных окончаний имен существительных первого склонения
2
101/43
Единообразное написание ударных и безударных окончаний имен существительных первого склонения
1
102/44
Именительный падеж имен существительных 1-го склонения. Подлежащее в предложении
1
103/45,
104/46
Окончания имен существительных 1-го склонения в родительном падеже. Предлоги.
2
105/47
Окончания имен существительных 1-го склонения в дательном падеже.
Предлоги.
1
106/48
Контрольный диктант по теме: «Правописание падежных окончаний существительных единственного числа 1-го склонения в родительном и дательном падежах».
1
107/49
Работа над ошибками по теме: «Правописание падежных окончаний существительных единственного числа 1-го склонения в родительном и дательном падежах»
1
108/50
Сопоставление падежных окончаний имен существительных 1-го склонения в родительном и дательном падежах
1
109/51
Окончание имен существительных 1-го склонения в винительном падеже. Предлоги.
1
110/52
Сопоставление именительного и винительного падежей первого склонения. Главные и второстепенные члены предложения
1
111/53
Окончания существительных первого склонения в творительном падеже. Предлоги.
1
112/54
Окончания существительных первого склонения в предложном падеже. Предлоги.
1
113/55,
114/56
Дифференциация окончаний существительных первого склонения в родительном, дательном, предложном падежах
2
115/57,
116/58
Развитие речи. Составление рассказа по вопросам «Зимние забавы детей»
Работа над ошибками.
2
117/59
Контрольный диктант по теме: «Падежные окончания имен существительных 1-го склонения»
1
118/60
Работа над ошибками по теме: «Падежные окончания имен существительных 1-го склонения
1
119/61
Второе склонение имен существительных. Единообразное написание ударных и безударных окончаний имен существительных второго склонения
1
120/62
Именительный падеж существительных
2-го склонения. Главные и второстепенные члены предложения
1
121/63
Сопоставление именительного и винительного падежей имен существительных второго склонения
1
122/64
Окончание имен существительных второго склонения в родительном падеже. Дифференциация их с окончанием имен существительных первого склонения в родительном падеже
1
123/65
Окончание имен существительных второго склонения в дательном падеже. Дифференциация их с окончанием имен существительных первого склонения в винительном падеже
1
124/66
Окончание имен существительных второго склонения в творительном падеже.
1
125/67
Окончание имен существительных второго склонения в предложном падеже
1
126/68
Контрольный диктант по теме «Падежные окончания имен существительных 2-го склонения»
1
127/69
Работа над ошибками
1
128/70,
129/71
Развитие речи. Изложение «Грачи прилетели».
Работа над ошибками
2
130/72
Третье склонение имен существительных. Различие имен существительных 2-го и
3-го склонения (медведь, дверь)
1
131/73,
132/74
Падежные окончания имен существительных третьего склонения в родительном, дательном и предложном падежах
2
133/75
Дифференциация падежных окончаний имен существительных первого и третьего склонений
1
134/76
Именительный и винительный падежи имен существительных третьего склонения, их дифференциация. Главные и второстепенные члены предложения
1
135/77
Окончания имен существительных третьего склонения в творительном падеже
1
136/78,
137/79
Падежи и падежные окончания имен существительных
2
138/80
Развитие речи. Сочинение «Наступление весны»
1
139/81
Работа над ошибками
1
140/82
Контрольный диктант по теме «Падежи и падежные окончания имен существительных»
1
141/83
Работа над ошибками по теме: «Падежи и падежные окончания имен существительных»
1
Предложение (28 часов)
Цели: формировать навыки построения предложений с однородными членами;
упражняться в определении главных и второстепенных членов предложения
142/1,
143/2
Главные и второстепенные члены предложения. Определение подлежащего и сказуемого
2
144/3,
145/4
Второстепенные члены предложения и выражение их различными частями речи
2
146/5
Грамматический разбор по членам предложения и выражение их различными частями речи
1
147/6,
148/7
Нераспространенные и распространенные предложения
2
149/8,
150/9
Определение видов предложений по наличию в них главных второстепенных членов
2
151/10,
152/11
Распространение предложений второстепенными членами
2
153/12,
154/13
Развитие речи. Изложение «Аистята».
Работа над ошибками
2
155/14,
156/15
Использование распространенных и нераспространенных предложений в речи
2
157/16,
158/17,
159/18
Однородные члены предложения.
Понятие об однородных подлежащих и сказуемых
3
162/21,
163/22
Однородные второстепенные члены предложения
2
164/23,
165/24
Перечисление без союзов и с одиночным союзом - и
2
166/25,
167/26
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
2
168/27
Контрольный (административный) диктант за II полугодие
1
169/28
Работа над ошибками
1
Повторение за год (6 часов)
Цель: закрепить знания, полученные в учебном году
170/1
Ударные и безударные гласные.
Проверка путем изменения формы слова
1
171/2
Образование слов с помощью приставок и суффиксов
1
172/3,
173/4
Изменение существительных по падежам
2
174/5
Обобщающий урок
1
175/6
Повторение материала за II полугодие
Урок-зачет.
1
Содержание курса.
Повторение.
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.
Звуки и буквы.
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е,ё,и,ю,я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Буквы е,ё,ю,я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.
Слово.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог.
Разделительный ъ.
Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению
Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).
Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский, средний род).
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).
Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.
Понятие 1,2,3-м склонениях существительных.
Первое склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания –ы, -и в родительном падеже ( из комнаты, из деревни), окончание –е в дательном предложном падежах ( к деревне, в деревне), окончания –ей, ой в творительном падеже ( за деревней, за страной).
Второе склонении имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных второго склонения. Окончания –а,-я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания –у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончанием –ом, -ем в творительном падеже (за полем, за морем).
Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание –и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание –ью в творительном падеже (сиренью).
Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1,2,3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям 9конь, забор, ограда; книга).
Предложение.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.
Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. знаки препинания при однородных членах.
Связная речь.
Заполнение дневника учащимися.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).
Предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем 9примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой)
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителю
Повторение пройденного за год
Форма контроля - контрольный диктант.
Предложение. Звуки и буквы.
Сентябрь.
(вводный контроль)
Пришел сентябрь. Наступила осень. На лесных полянах краснеет рябина. Ветер гонит по дороге золотые листочки. На старых пнях растут опята. По небу быстро бегут облака. Часто моросит дождь. Птицы готовы к отлету в теплые страны. В шумные стайки собрались скворцы. (40 слов)
Задания.
Разобрать предложение из текста по членам предложения.
В предложении из текста подчеркнуть гласные.
Состав слова.
Вчера еще грело солнце. В садах летали шумные стайки. По воздуху плыла паутина. А сегодня дунул резкий ветер. Иней лег на травы. Стали седыми их тонкие стебли. Съежились от холода листья. К вечеру выпал первый снег. Земля покрылась белым одеялом. (43 слова)
Задания.
Разобрать предложение из текста по членам предложения и частям речи.
Разобрать слова по составу: шумные, резкий, травы.
Правописание приставок и предлогов.
Поздняя осень.
Стоит холодная погода. Весь день дует ветер. Небо покрыто серыми тучами. Солнышко светит слабо и не греет. Часто моросит холодный дождь.
На дороге грязь и лужи. С каждым днём всё крепче утренние морозы. С деревьев падают сухие листья. Только они нарушают тишину. Деревья и кустарники уже голые. (47 слов).
Задания.
Разобрать предложение из текста по членам предложения и частям речи.
Подчеркнуть в тексте предлоги.
Части речи.
Зима.
Наступила зима. Подул с севера сильный ветер. Глубокий снег покрыл землю пушистым ковром. Толстый лед лежит на реках и озерах. Замело все дороги. Часто бывают морозы. Деревья стоят без листьев. Только сосны и ели зеленеют. Порывистый ветер качает деревья. Трещат сухие сучья. Холодно зимой. (46 слов).
Задания.
Предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
Выписать из текста 5 существительных, определить их число.
Разобрать по составу слова: пушистым, порывистый.
Род имён существительных.
Синицы.
Сегодня большой мороз. Вот синицы и летят к кормушкам. Высоко висят кормушки с кормом для синиц.
Прилетела синица и схватила хлебную крошку с кормушки. Улетела обратно. Потом она прилетела с другими птицами. Начали синицы ловко клевать крошки и семена. Много корму запасли ребята своим пернатым друзьям. (47 слов).
Задания.
1.Разобрать по членам предложения третье предложение.
2.Выбрать из текста по три существительных мужского, женского и среднего рода.
Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения в родительном и дательном падежах.
Зайцы.
За садом был спуск к реке. За рекой синел лесок. Там жили зайцы. Зимой зайцы бегали по дорожке в сад. Они объедали молодые ветки с яблони. Дедушка охотился за зайцами. Ему помогал пёс Барбос. С горы заяц летит как мяч. Один раз дед гнал зайца под гору. Барбос ждал его здесь. Он ловко схватил зайца. (54 слова).
Задания.
Предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
Выписать из текста 5 существительных, определить их число.
Разобрать по составу слова: пушистым, порывистый.
Падежные окончания существительных 1-го склонения
Белка.
У белки тёплая шубка. Не страшна белке холодная зима. Припасла белка на зиму пищи. Да и зимой она её находит на сосне. Прыгает белка с ветки на ветку. Рвёт шишку за шишкой. Крепко держит шишку в лапке. Весной белка будет грызть молоденькую травку. Погрызёт- и снова на вершину сосны. (49 слов).
Задания.
1.Разобрать предложение по членам предложения.
2.Найти в тексте пять существительных и определить их падеж.
3.Разобрать по составу слова весной, ветки, травку.
Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.
Сказка.
Солнце весело катилось по небу и дарило свои лучи земле. И только туча ворчала. Вот раздарит солнце все свое добро и останется ни с чем.Вечером солнце сосчитало свои лучи. Они все были на месте. Узнала об этом туча и рассыпалась градом. А солнце спряталось в море. (47 слов).
Задания.
1.Подчеркнуть в первом абзаце имена существительные второго склонения.
2.Определить в тексте падеж 5-ти имен существительны
Падежи и падежные окончания имен существительных.
Весной.
Наступила ранняя весна, Пригрело тёплое солнце. Всюду начал таять снег. Опустели зимние квартиры жителей леса. У зверей и птиц появились заботы. Птицы из сухой травы соломки спешат устроить себе гнёзда. Из земли показалась травка. На поляне стоит молодая берёза. Весной на берёзе появилась листва. Хорошо в природе весной! (50 слов).
Задания.
1.Разобрать по членам предложения в тексте предложение.
2.Просклонять существительное природа.
Предложение.
Глухари.
Мы идем по густому лесу. Пробираемся через чащу. Выходим на лесную поляну. На лесной поляне нас оглушают хлопки могучих крыльев. Это вылетели глухари. Глухари живут в стороне от людского жилья. Их можно найти на лесных болотах, в чащах. Хлопаньем крыльев они предупреждают птиц об опасности. (45 слов).
Задания.
Выписать из текста предложение с однородными членами.
Разобрать по членам предложения.
Однородные члены предложения подчеркнуть.
Повторение за год.
Ландыш майский.
Белые цветы ландыша заметны среди земли. В конце мая в лесу стоит запах ландыша. На этот запах летит пчела, бабочка. Осенью на стебле ландыша есть ягоды. Из цветка ландыша делают лекарство. Этим лекарством лечат сердце. Хорош ландыш в букете. Букет украсит комнату. Приятно его подарить подруге, учительнице. (47 слов).
Задания.
Во втором предложении определите склонение имен существительных.
Обозначьте главные и второстепенные члены во втором пред
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой.- М.: Гуманитар. издательский центр ВЛАДОС, 2011. Сб.1.
А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» Москва «Просвещение», 2004г.
Диктанты по русскому языку. Для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос, 2003г.
Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» пособие для учителя, Москва «Просвещение», 2002г.
Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы; коррекционное обучение/ авт.-сост. Т.П.Шабалкова.- Волгоград: учитель, 2007г
О.И. Волошина «Тесты. Русский язык. Начальная школа 1 – 4 класс» Москва «Дрофа», 2000г.
Е.А. Нефедова, О.В. Узорова «Справочное пособие по русскому языку» Москва АСТ, 2000г.
Н.Г.Кувашова «Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе» Волгоград, 2002г.
С.В. Савинова «Диктанты по русскому языку для специальных коррекционных учреждений VIII вида» Москва «Владос», 2003г.
Для учащихся:
Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская «Русский язык». Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2013г.
Тесты, индивидуальные карточки, контрольно-измерительные материалы, , перфокарты.
-Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Рабочая тетрадь по русскому языку № 1, 2, 3, 4 для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», Москва, «Просвещение», 2004г.
-М.Р. Львов «Школьный словарь антонимов», Москва, Просвещение, 2006г.
-А.А. Бондаренко «Пишу правильно орфографический словарь» Москва, Просвещение, 2006г.
Д.Ушаков «Большой толковый словарь», Москва, Астрель, 2008г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ