Разработка урока «Состав слова»
Разработка урока
Организационная информация
Тема урока
«Состав слова»
Предмет
Русский язык
Класс
3
Автор урока (ФИО,должность)
Ефремова Лариса Анатольевна, учитель начальных классов
Образовательное учреждение
МБОУ СОШ№13
Город
Г.Саров Нижегородская область
Методическая информация
Тип урока
Урок применения знаний, умений и навыков
Цель урока
Обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова
Планируемые результаты урока
предметные
метапредметные
личностные
Научиться обобщать и совершенствовать знания об однокоренных словах; развивать умения выделять значимые части слова; разбирать слова по составу; готовить сообщения и выступать с ними.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: строить рассуждения, обобщать и делать выводы. Коммуникативные УУД: строить понятные для собеседника высказывания, владеть диалогической формой речи.
-учебно-познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства.
Необходимое оборудование и материалы
. Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки. .Презентация к уроку. .Презентация зарядки «Русская народная».
. В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык.3 класс, Часть 1 . Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Просвещение,2013. .Круги зелёного, жёлтого и красного цвета у каждого ученика.
Предварительная подготовка
Учащиеся класса рисуют рисунки ,пишут творческие работы по теме «Родина»; несколько учащихся готовят сообщения о корне, приставке, суффиксе.
1.Организационный момент.
-Ребята, я рада видеть вас. Сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного, будете работать дружно, уважать мнение друг друга.
2.Сообщение темы и целей урока.
Слайд №1
-Сегодня мы проведём урок, который определит знатоков изученного нами раздела «Состав слова».
3.Минутка чистописания.
Слайд №2
к п ? т ф ш
-Посмотрите на данный ряд букв. Что их объединяет? Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Сс словообразование
-Пропишем заглавную и строчную буквы Сс и слово, которое начинается с этой буквы.
-Ребята, прочитайте ещё раз название нашей темы. В лингвистике этот раздел называют «Словообразование». – Почему так назвали раздел? Что он изучает? - Какие части этого слова помогли ответить на мой вопрос?
Словообразование - раздел языкознания, изучающий категории, законы образования производных слов и их строение.
4.Повторение изученного материала. Корень.
-Из каких частей состоит слово? (Из основы и окончания.) А из каких частей может состоять основа?
-Какая из значимых частей слова является самой главной? Почему? Давайте заслушаем небольшое сообщение. (Заслушивается сообщение о корне слова).
Слайд №3
-Почему же корень является самой главной частью слова? Сейчас мы за этим понаблюдаем. Задание. Запомнить как можно больше однокоренных слов.
-Скажите, как называется страна, в которой мы живём? (Россия.)
- А как называлась страна в стародавние времена?(Русь.)
-Почему так называли нашу страну? Вот послушайте, что пишет об этом писатель Романовский: «Короткое – в один слог всего, - а какое просторное и загадочное слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказали много соображений, что оно обозначает, и кто из учёных прав. А кто – нет. Я не знаю. Да и никто. Наверное. Не знает. Положа руку на сердце. Я считаю, что у слова «Русь» много значений, как притоков у великой реки. Слайд №4
Русь. Русские. Россия. Россияне.
Не мне одному представляется. Что слова эти родственны словам: русло, то есть ложе реки, по которому оно течёт; русалка - сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом; роса и производное от неё слово росяница-обильная, толстая роса, лежащая поутру на травах или деревьях. Иными словами, Русь - это (страна) сторона, где много рек и озёр, а русский-это человек, живущий у воды».
-Назовите слова, родственные слову «Русь».
-Присмотритесь к словам. Что у них общего?
-Выделите корень Слово «русский» разберите по составу. Упражнение в различении и подборе однокоренных слов.
-Вспомним, как найти в слове корень.
Слайд №5
Игра «Третий лишний». -Россия, родина, россияне; -краска, краситель, краше; -солнце, соль, солёный; -дорожка, дороже, подорожник; -зола, золото, зольник. Задание. Из ряда убрать лишние слова, остальные записать.
-Назовите лишние слова.
-Почему эти слова лишние?
-Выделите корень в словах.
-Ребята, прочитайте лишние слова. Составьте из этих слов пословицу. Получилось?
5. Повторение изученного материала. Окончание.
- Какая морфема нам необходима, чтобы связать слова в предложении? (Окончание.)
Слайд №6
-Измените окончание, прочитайте пословицу. Запишите в тетрадь.
- Объясните смысл этой пословицы.
- Итак, какая морфема помогла нам составить пословицу?
Друзья, продолжим наш урок!
Нас приглашает окончание,
И у него для нас задание:
А что такое окончание? - Ребята, что вы знаете об окончании? Расскажите.
6.Физкультминутка.
Слайд №7
Учащиеся выполняют зарядку «Русская народная».
7.Повтореие и обобщение знаний о приставках и суффиксах.
Слайд №8
Породнились, полюбились, Подружились! Что за часть. Приглашает в гости нас?
(Приставка.) Слайд №9
-Назовите приставку во всех этих словах. Матушка, сынок, родник - Что их всех роднит?
-Назовите суффиксы, которые вам встретились в словах.
-Что вы знаете о приставках и суффиксах? Слайд №10
-Послушайте сообщения ребят о том, какую роль в русском языке играют приставки и суффиксы. Упражнение в распознавании приставок и суффиксов. Слайд №11 Задание. Списать текст, вставив пропущенные приставки и суффиксы.
Родина.
Родина! Она огромна и .красна.
Родина. Сколько волнующих чувств и мыслей возникает при этом слове! Это и рус.кая берёз.ка, и лес, и уз.кая троп.а, и крик кукушки. Это место, где ты родился и .рос.
Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.
-Что же мы должны запомнить о приставках и суффиксах?
-Чем различаются?
-Чем схожи?
8.Рефлексия.
-Наш урок подходит к концу.
- Что было важным на уроке?
-Кто получил удовлетворение от своей работы?
- Оценим свою работу на уроке.
Слайд №12
«Светофор».
Дети сигналят карточками. Зелёная - побольше таких дел (поучительно). Жёлтая - понравилось, но не всё (интересно). Красная - дело не понравилось (скучно).
9.Подведение итогов урока.
-Что повторили? - Что должны запомнить о приставке, корне, суффиксе и окончании? -Какие слова называются однокоренными? -О чём говорили на уроке?(О нашей Родине.) -Почему мы о ней говорили?
Слайд №13
В часы торжества
О чём наши мысли и наши слова?
О Родине ,только о Родине.
(Р. Гамзатов.)
-Много сложено стихов, песен, рассказов о родном крае , о большой и малой Родине, месте, где каждый из нас родился и вырос. Наша страна славится многим: горами, морями, полями, городами. А главное, славится она людьми – работящими, честными, смелыми, умными, скромными. «В хорошей стране надо быть хорошим человеком!» Такие прекрасные слова сказал детский писатель и поэт Анатолий Митяев. Мне очень хотелось, чтобы каждый из вас стал в этой жизни хорошим, нужным человеком.
-Готовясь к уроку, вы провели большую подготовительную работу: рисовали рисунки, писали творческие работы о нашей Родине. Некоторые из них мы сейчас заслушаем. (Заслушиваются творческие работы учащихся.)
10.Домашнее задание.
с.98,упр.188.Слайд №14

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ