Русский язык. АССОЦИАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ

ЧЕРСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

[email protected]

ОЛЕНЮК ОЛЬГА ИВАНОВНА, учитель начальных классов




АССОЦИАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ




БОГАТ И МОГУЧ ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК…



Картина содержит в себе возможность

той ситуации, которую она изображает.

/Л. Витгенштейн /



В наш век научного прогресса и нанотехнологий школьный учитель с грустью констатирует, что современные дети все больше отдаляются от великого изобретения человечества – книг. Компьютер, интернет, видео- и аудиокассеты прочно вошли в способ обучения и получения новых знаний. С одной стороны это здорово, что дети овладевают современной техникой. Но с другой стороны - дети мало и плохо читают, редко посещают библиотеку, тем самым «обкрадывая» себя возможностью научиться сопереживать, сочувствовать. Ведь чтение – наилучшее учение, позволяющее ставить себя на место героя, сравнивать поступки, самостоятельно выбирать ту жизненную позицию, которая является общепринятой в обществе. Чтение – это лучший способ развития чувств человека. Не зря классик сказал: «Всем лучшим во мне я обязан книге». Книга развивает язык человека, расширяет его кругозор, обогащает знаниями, веками собранными человечеством.

Словарь ребенка, поступающего в 1 класс, в среднем содержит от 3 000 до 7 000 слов. Ежедневно, в среднем, речь учащегося начальных классов обогащается на 4 – 5 слов. С первых дней обучения дети усваивают новые слова, уточняют значения этих слов, а также слов, встречающихся им раньше.

В начальной школе огромное внимание уделяется развитию речи учащихся. Работа по развитию речи младших школьников является неотъемлемой частью занятий по обучению грамоте, грамматике, правописанию, чтению. Большое внимание уделяется работе над словом (словарной работе), словосочетанием, предложением, связной речью. Нет необходимости доказывать, что для овладения грамотной речью учащиеся должны прежде всего обогатить свой словарный запас. Каждый современный учитель хорошо понимает, что развитие речи, работа по обогащению словаря учащихся – это задача не только уроков русского языка, но и других учебных предметов (литература, математика, окружающий мир, труд, изо). Однако, для уроков русского языка эта задача является основной, словарно-орфографическая работа должна быть элементом каждого урока русского языка в начальной школе.

Чем богаче словарь ребенка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности.

Воспитание привычки и точности выражения мысли крайне важно начинать с первых же шагов школьной жизни. Для успешного решения этой задачи, во-первых, необходимо иметь достаточный словарный запас каждому ученику, во-вторых, уметь выбрать из этого запаса слова, которые позволят верно и точно выразить свою мысль. Чтобы решить эту задачу, прежде всего нужно раскрыть смысл непонятных слов, учить подбирать группы слов, близких по смыслу. Но это половина словарной работы. Необходимо закрепить слова в активном словаре, научить пользоваться ими в речевой практике. В каждом классе определено количество слов для обогащения речевого запаса учащихся. Но за четыре года обучения в начальной школе мы должны обогатить речь учащихся не только количественно, но и поднять ее качественно, так как должна возрастать точность и выразительность языка.


ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ПРИ ПОМОЩИ АССОЦИАТИВНОГО СЛОВАРЯ


Художественный образ – есть оригинальная

поэтическая форма воплощения,

опредмечивания всем известного смысла.

/И. Полякова,

Т.Сапожникова,/

В начальной школе есть такие темы изучения, которые вызывают особую трудность у детей. Это словарные слова. Правил для них не существует, проверить их родственными словами тоже нельзя. И вот на голову ученика один за другим «сваливается» огромное количество слов, которые нужно запомнить, выучить, зазубрить. А память маленького ребенка еще не приспособлена к этой операции-запоминанию ничего не значащего для него символа - буквы в слове. Зато память его очень яркая и образная. И я стала придумывать для словарных (непроверяемых!) слов какие-то «зацепки», «якоря», (как назвала я их), ассоциации.

Вот на этой ассоциативной памяти я и строю работу со словами, не имеющими правил или проверочных слов. Начала эту работу уже давно, и слова – «зацепки», придуманные бывшими моими учениками «по наследству» передаются новым ученикам, в добавок к их новым «зацепкам». Эмоционально – образная память ребенка работает активно, поэтому им легче запоминать вроде бы незапоминающиеся орфограммы словарных слов.

Такие «правила» придумывают сами дети, как только интуитивно уловят, как формируются ассоциативные связи. Как только в сознании ребенка родится образ, тут же возникает ассоциация. Мы с ребятами создаем свой ассоциативный словарь. Из класса в класс туда добавляются все новые слова. Жалею только о том, что не записывала в свое время автора ассоциации и год рождения ее, было бы очень интересно потом, по прошествии многих лет, прочитать в нашем словаре, кто придумал ту или иную ассоциацию! Очень важную роль здесь играет то, что таким образом дети смогут и в дальнейшем этим же способом с легкостью усваивать другую информацию, самую разную, не только по русскому языку. А пока работа над словарными словами и ассоциациями к ним помогает лучшему запоминанию и обогащению словарного запаса учащихся, развитию орфографической зоркости. Ребята легко усвоили алгоритм создания ассоциаций и активно используют его при работе с новыми словами. Педагоги – люди щедрые, они делятся своим находками, секретами, хитринками. Вот и мне захотелось поделиться с коллегами своими «хитринками». Возможно, кто-то тоже пользуется таким видом работы. Это говорит о том, что учителя не стоят на месте, а всегда в поиске, всегда в стремлении найти что-то, что поможет ученикам получать знания, постигать тайны наук.

АССОЦИАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ СЛОВАРНЫХ СЛОВ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА ЧНОШ

АВТОБУС – АВТО

АПТЕКА – АПЧХИ!

БЕРЕЗА – БЕЛАЯ

БИБЛИОТЕКА - БИБЛИЯ

БИЛЕТ – ПРОБИТЬ КОМПОСТЕРОМ

БОЛОТО – БОЧКА С ВОДОЙ

БОТИНКИ – БОТЫ

ВДРУГ – ПРИШЕЛ ДРУГ

ВМЕСТЕ – ПИШЕМ ВМЕСТЕ

ВОКРУГ – ПО КРУГУ, КРУГ- КАК О

ВОРОБЕЙ – ВОР! БЕЙ!

ВОРОНА – ЖЕНА ВОРОНА

ГОРОД – ГОРОДИТ ОГОРОД

ГОРОХ - КАК О КРУГЛЫЙ

ГОРИЗОНТ- НА ЗАКАТЕ СОЛНЦЕ САДИТСЯ – ГОРИт ЗОНТ

ДЕЖУРНЫЙ – ЛУЧШИЕ –ЭТО ДЕВОЧКИ

ДЕРЕВНЯ – ЭТО НЕ ГОРОД, А МЕСТО, ГДЕ ДЕРЕВО, И НЕ ОДНО

ЖИВОТНОЕ - ЖИЗНЬ

ЗАВОД- МАШИНУ ЗАВОДИМ ЗА РУЧКУ (МОНТИРОВКУ)

ЗАПАД – МЕСТО, ГДЕ «ПАДАЕТ» СОЛНЦЕ

ЗАЯЦ – ИЗ СКАЗКИ «ЗАЯЦ-ХВАСТА» КРИЧИТ ВСЕГДА –«Я»

КАПУСТА – КРУГЛАЯ, НО С КОЧЕРЫЖКОЙ, СЛОВНО НОЖКА БУКВЫ а

КАРАНДАШ – РИСУЮ КАРТУ

КАРТИНА – ВИСИТ НА СТЕНЕ, КАК И КАРТА

КАРТОФЕЛЬ – КРУГЛЫЙ ОВОЩ, НО С РОСТКАМИ, КАК У БУКВЫ а

КАСТРЮЛЯ – ЕСЛИ СВЕРХУ ПОСМОТРЕТЬ - КРУГЛАЯ, НО РУЧКА ЕСТЬ,

ЗНАЧИТ, ВМЕСТО О, ДРУЗЬЯ, ПИШЕМ ТОЧНО БУКВУ А

КВАРТИРА – КВАРТА, ТО ЕСТЬ – 4 - (КОМНАТА, КУХНЯ, ВАННАЯ, ТУАЛЕТ)

КОМПОТ – ВКУСНЫЙ СОК

КОНЬКИ - КОНЬ

ЛОПАТА - ЛОПАСТИ (У ВСЕХ ВРАЩАЮЩИХСЯ)

МАЛИНА – ИЗ МАЛЕНЬКИХ ЧАСТИЧЕК

МАШИНА – МАЛЕНЬКАЯ У РЕБЕНКА

МЕДВЕДЬ – МЕД

МЕТРО – ДЛИНУ ЕГО ИЗМЕРИМ МЕТРОМ

МОЛОКО – МНОГО У КОРОВЫ

МОЛОТОК – МАЛЕНЬКИЙ МОЛОТ МОЛОТИТ

МОРОЗ – ОЧЕНЬ ХОЛОДНО

ОВОЩИ – ВСЕ – КРУГЛЫЕ, КАК О (КАРТОФЕЛЬ, СВЕКЛА, РЕПА, РЕДИС)

ОГУРЕЦ- ПОРЕЖЕМ – БУДУТ КРУГЛЯШКИ КАК О

ОДЕЖДА - ОДЕТЬ

ОРЕХ – КАК БУКВА О

ОСИНА – ОСЕНЬЮ ДРОЖИТ ОТ ВЕТРА

ОТЕЦ - ОТЧЕСТВО

ПАЛЬТО – ШУБА, КУРТКА И ПАЛЬТО

ПЕНАЛ - ПЕРЬЯ

ПЕТУХ – ПЕТЯ

ПЛАТОК – ПЛАКАТЬ

ПОМИДОР – РАЗРЕЖЕМ НА КРУЖОЧКИ – О

ПОСУДА - ВСЯ КРУГЛАЯ, КАК О

ПШЕНИЦА - ПШЕНКА

РАБОТА – РАБ

РАКЕТА - ЛЕТИТ К СОЗВЕЗДИЮ РАКА

РЕБЯТА – РЕБЯ (обиходное слово)

РИСУНОК – В УЧЕБНИКАХ ЧАСТО СОКРАЩЕННО ПИШУТ РИС. 23

РОДИНА – РОДИМАЯ СТОРОНА

СЕВЕР – ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР

СИРЕНЬ – РАЗНОЦВЕТНАЯ, БЫВАЕТ СИНЯЯ

СОБАКА – ЛАЕТ ГРОМКО

СОЛОВЕЙ - ПОЕТ ЛИШЬ СОЛО (ОДИН)

СОРОКА – 40 А

СТОЛИЦА – МНОГО ЖИТЕЛЕЙ – СТО ЛИЦ, СТОЛЬНЫЙ ГРАД- ГЛАВНЫЙ

ТАРЕЛКА – ТАРА ДЛЯ ПИЩИ

ТОПОР – ТОП – ТОП В ЛЕС- ВОТ И ПОЛЕННИЦА

УЛИЦА – НАВСТРЕЧУ – ЛИЦА

УРОЖАЙ – РОД, УРОДИЛСЯ

УЧЕНИК – ПОЛУЧАЕТ УЧЕНЬЕ

ХОРОШО – ПОЕТ НАШ ХОР

ЯБЛОКО – КРУГЛОЕ КАК О

ЯЗЫК – У КОЛОКОЛА – Я ЗВОНЮ!


ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ С АССОЦИАТИВНЫМ СЛОВАРЕМ


Грамотность – образность и индивидуальность.

/А.Мурашов/

К некоторым словам детьми было предложено по несколько ассоциаций, я выбрала самые удачные. Но дети пользуются теми, что придумали сами. Потому, что только тот материал, который прошел через чувства ребенка, его практическую деятельность, запомнится лучше и быстрей! Потому что это – творчество, а то, что создал сам, врезается в память и запоминается надолго, если не навсегда! А еще – такой вид творчества приучает учащихся всматриваться в каждое слово, вдумываться в слова, в их значение, состав, обращать внимание на правописание, то есть делать все то, ради чего это и было придумано

На каждом уроке идет обогащение словарного запаса учащихся, развитие речи, систематическая работа над ее содержанием, построением предложений, вдумчивым выбором подходящего слова, постоянная работа над грамотным оформлением мысли. У учащихся формируется аналитический подход к слову и сознательному употреблению его в устной и письменной речи. Такой вид работы легко приучил детей часто обращаться к словарям: орфографическим, толковым, этимологическим. Хорошо и так интересно организованная словарная работа способствует развитию речи и повышению орфографической грамотности учащихся. Такой трудный вид работы, как изучение словарных слов, стал менее трудоемким, более интересным, включающим в работу большую часть учащихся класса. И качество обучения словарным словам повысилось, почти все дети легко запоминают их.

Гармоничное сочетание практико – теоретического изучения грамматики с непрерывной работой учителя над устной и письменной речью учащихся на основе использования разнообразных методических приемов - таков надежный путь решения задач, стоящих перед современным обучением русскому языку в начальных классах.

Систематическое выполнение упражнений по анализу языкового материала способствует формированию грамматических понятий, их сознательному усвоению, закреплению, углублению и систематизации знаний, развивает логическое мышление и речь, обогащает словарь учащихся, расширяет их кругозор, формирует орфографическую зоркость. И, что очень важно, раскрывает красоту и многообразие русского языка, прививает любовь к нему!














Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ