Русский язык "Буква и звук Щ"

Занятие № 29 Буква и звук Щ.

Организационный момент.

Игра “Путанки”:

- Поиграем в игру, которая называется “Путанки”. Я говорю предложение и делаю ошибку, а вы исправляете ее.

На столе сапожки, под столом лепешки.

- А как надо сказать?

Овечки в речке, караси у печки.

- А как правильно?

Под столом портрет, над столом табурет.

Щенок выглядывает под шкафа.

Мяч выкатывает из стола.

Мальчик достает тапочки из стула.

Девочка выметает мусор из дивана.

Повторение о твердых, мягких согласных

(Рассмотреть окошки в домике согласных – синий и зеленый.)

Посмотрите на доску. В этих окошках живут звуки.

Почему  окошки разного цвета?

Да, в синем окошке живут твердые согласные, а в зеленом окошке– мягкие согласные.

Какие буквы обозначают только твердые согласные звуки?

Они живут в синих окошках. буквы Ш, Ж, Ц 

Какие буквы обозначают всегда только мягкие согласные звуки?  Й, Ч 

Знакомство со звуком [Щ’] 

Сегодня мы узнаем, есть ли еще жители в этих домиках

  1. Нахождение нового звука в стихотворении

            Послушайте стихотворение. Читать стихотворение, выделяя [Щ’] 

Щука щегла щами угощала.

Щегол щебетал:

- Щей-то мало! –

Где щегол? Где щи?

Иди свищи!

Сыта щука,

А щеглам наука?

            Кто угощал щегла щами?

            Какой новый звук услышали?

            2. Характеристика звука [Щ’]  На доске 5 картинок – ящик, щука, клещи, ящерица, щетка. 

            Дети, узнайте звук [Щ’] гласный или согласный? Дети поют звук [Щ’] , определяют, что звук[Щ’] согласный. (мешают зубы)

            выясните звук [Щ’] твердый или мягкий? Дети произносят слова, определяют, что звук[Щ’] мягкий.

Теперь давайте определим в какой части домика мы поселим звук[Щ’] , с колокольчиком или без колокольчика. ?, то есть нам надо понять звук [Щ’] звонкий или глухой?

            Дети делают вывод: звук [Щ’] согласный, во всех этих словах он мягкий, во всех словах – глухой.

            Да, звук [Щ’] согласный, глухой, всегда мягкий. 

3. Кто больше запомнит слов, рассказ Л. Яхнина (читает учитель)

У щенка болит щека. Щенок воет.

             Щегол щебечет: «Положите щенка на щебень и щекочите, пока не пройдет».

             Мышонок Миша советует:

              Смешайте щетину и щепотку соли.

             А поросенок утверждает:

              Поймайте щуку, откройте щенку рот, и щука схватит за больной зуб, как щипцами и выдернет.

             Ежонок не выдержал:

              Зубной щеткой надо зубы чистить.

(Ученики называют слова, которые запомнили.)

  Рифмовки

Щу, щу, щу, щу – рыбку я не упущу.

Ща, ща, ща, ща – держу на удочке леща.

Скороговорка

Два щенка, щека к щеке,

          Щиплют щетку в уголке.

- Произнесем скороговорку с движениями. Под нее мы будем маршировать.

- Произнесем ее медленно.

- Быстро.

- Кто произнесет ее еще один раз самостоятельно?

- Какой звук встречается чаще других?

- Какой он? Согласный или гласный? Почему?

- Произносим его с голосом или без голоса? Значит он звонкий или глухой?

- Твердый или мягкий?

- Правильно, звук “щ” всегда мягкий!

- Мягкий согласный на схеме каким цветом обозначаем?


Физминутка:

 

- Поиграем в игру “Едет поезд”

- Едет поезд! (С чем?)

С топотушками;

С хлопушками;

С поворотами;

С приседушками;

С моргалками;

С приседушками;

С наклонялками;

С хохотушками;

С тишиной.


Игры с буквой «Щ»

«Буква заблудилась»

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил.



Замени первую букву, чтобы получилось новое слово:

пенки - … (щенки) мука - … (щука)

репка - … (щепка) мель - … (щель)

река - … (щека) тётка - … (щётка)

кит - … (щит)


Знакомство с буквой Щ. Показать картинку с буквой Щ.

- Ребята, давайте рассмотрим букву Щ.


Выросли три ёлки в ряд.

Буквой «Ш» они стоят.

Если хвостик к ним приставим-

Букву Ш на Щ исправим


Щ играющий щенок.

Кверху лапками он лег!


Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Хватать, глотать умеют щуки –

Другой не нужно им науки!


На расческу Щ похожа,

Три зубца всего? И что же?


Воспроизведение слоговых рядов:

Ща – що – щу – щи

Ащ – ощ – ущ – ищ


Закрепление. «Слова рассыпались» На доске картинки, бод картинками буквы из магнитной азбуки.

- По нашему волшебному лесу пронесся сильный ураган. Он перепутал все слова, которые я для вас приготовила. Давайте их восстановим. Помогут нам картинки.

УЩКА (щука) КОЩЕН (щенок) ЁТКАЩ (щётка)

Можно добавиь другие слова под разные картинки.

- Молодцы! У вас здорово получилось!

- Поиграем в игру. Поднимите и покажите сигнальную карту, если услышите звук “щ”:

ПИЩАТЬ, ПЕЧАТЬ, ГУЩА, КУЧА, ТРЕЩАТЬ, ВСТРЕЧАТЬ, УКАЧАТЬ, УГОЩАТЬ.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ